НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Республики Коми от 23.07.2019 № А29-7910/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сыктывкар

29 июля 2019 года Дело № А29-7910/2014

(З-52322/2019)

Резолютивная часть определения объявлена 23 июля 2019 года, полный текст определения изготовлен 29 июля 2019 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шершунова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой Е.Н.,

рассмотрев в судебном заседании заявление конкурсного управляющего Александровой Ольги Сергеевны (г. Сыктывкар)

об увеличении лимитов

в рамках дела по заявлению уполномоченного органа - ФНС России в лице ИФНС России по г. Воркуте Республики Коми

к должнику - муниципальному предприятию Центр экспертно-технических услуг муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН:1103028666, ОГРН:1031100673361)

о несостоятельности (банкротстве),

при участии в заседании:

Александрова О.С. – конкурсный управляющий (после перерыва);

от уполномоченного органа: Балина К.О. – по доверенности от 03.09.2018 (после перерыва);

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.03.2015 по делу № А29-7910/2014 муниципальное предприятие Центр экспертно-технических услуг муниципального образования городского округа «Воркута» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Александрова Ольга Сергеевна.

Конкурсный управляющий Александрова О.С. обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, в котором просит одобрить привлечение конкурсным управляющим при проведении мероприятий конкурсного производства следующих специалистов с оплатой их услуг в общей сумме 300 000 руб. в период с 12.04.2019 по 11.09.2019:

- одобрить привлечение бухгалтера ИП Осипову Е.Г. для проведения мероприятий конкурсного производства на период с 12.04.2019 по 11.09.2019 со стоимостью услуг из расчета 30 000 руб. в месяц, всего в сумме 150 000 руб.;

- одобрить привлечение сторожа-вахтера Зубак В.А. для проведения мероприятий конкурсного производства на период с 12.04.2019 по 11.09.2019 со стоимостью его услуг из расчета 18 000 руб. в месяц, общая сумма 90 000 руб.;

- одобрить привлечение сторожа-вахтера Зубак А.А. для проведения мероприятий конкурсного производства на период с 12.04.2019 по 11.09.2019 со стоимостью его услуг 14 000 руб. в месяц, общая сумма 60 000 руб.

Уполномоченный орган представил отзыв на заявление, в котором просит в удовлетворении заявления частично отказать, не возражает против привлечения сторожей-вахтеров с указанной стоимостью их услуг для проведения мероприятий конкурсного производства; привлечение бухгалтера также считает обоснованным, однако полагает, что сумма заявленного вознаграждения в размере 30 000 руб. является завышенной и не соответствует объему выполняемых им работ в процедуре конкурсного производства, полагает, что учитывая, что должник не осуществляет производственную деятельность, отсутствует дебиторская задолженность, активы представляют собой только основные средства, полагает, что конкурсным управляющим не доказана обоснованность предполагаемого размера вознаграждения бухгалтера в сумме 30 000 руб., уполномоченный орган приходит к выводу о разумности установления вознаграждения бухгалтера в сумме не более 10 000 руб.

Конкурсный управляющий направил ходатайство об объявлении перерыва.

В судебном заседании по ходатайству конкурсного управляющего объявлялся перерыв с 16.07.2019 до 23.07.2019 до 14 час. 20 мин., объявление о котором было вывешено на стенде для всеобщего обозрения и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По окончании перерыва судебное заседание продолжено с участием конкурсного управляющего и представителя уполномоченного органа.

Конкурсный управляющий представил возражения на отзыв уполномоченного органа, в котором поддерживает заявленные требования, указывает что так как деятельность должника связана с предоставлением в аренду машин и машиномест, необходимо ежемесячное выставление счетов, счетов-фактур, актов выполненных работ, доставка указанных документов заказчикам, контроль за оплатой в соответствии с заключенными договорами, взаимодействие с контрагентами осуществляющими поставки услуг: водо- и электроэнергии, контроль за деятельностью сотрудников, осуществляющих охранные мероприятия, ведение отчетности как внутренней, так и внешней, учет операций должника по расчетному счету; начисление и выплаты вознаграждения за оказанные услуги привлеченным специалистам в деле о банкротстве.; ведение бухгалтерских услуг ИП Осипова Е.Г. осуществляет с применением собственных средств оргтехники (персональный компьютер, принтер) и программного обеспечения (Программа 1 С), использованием своего трафика Интернет для работы с Интернет-банком, которые требуют постоянного обслуживания, внесения абонентской платы, что не ложится дополнительным бременем расходов на должника, финансовое состояние которого не стабильно.; ежемесячно ИП Осиповой Е.Г. осуществляется: подготовка и отправка по поручению конкурсного управляющего платежных поручений, подготовка и отправка счетов и актов арендаторам, начисление оплаты услуг привлеченных специалистов, начисление налогов и взносов в фонды, составление и обработка первичных бухгалтерских документов, отражение операций в бухгалтерском учете с применением программного обеспечения «1С», отправка почтовой корреспонденции, выполнение поручений конкурсного управляющего по подготовке и распечатыванию документов; дополнительно бухгалтер осуществляет контроль за работой сторожей-вахтеров и функционированием стоянок, находится на ежедневной телефонной связи со сторожами, по необходимости осуществляет выезд к месту нахождения должника своими средствами и за свой счет; уполномоченным органом не предложен специалист с подобными функциями для привлечения, не предложено заключить договор с конкретным специалистом, готовым работать с отсрочкой оплаты, в связи с наличием картотеки по второй очереди текущих платежей, изучение рынка предложений бухгалтерских услуг показало, что специалисту с подобным функционалом предлагают оплату от 30 000 до 45 000 руб.; таким образом, с учетом особенностей процедуры конкурсного производства, постоянного ведения бухгалтерского учета контролем за деятельностью сторожей-вахтеров и работы с контрагентами, привлечение в процедуре бухгалтера ИП Осипову Е.Г., которая наряду с функциями учета выполняет обязанности помощника конкурсного управляющего со стоимостью ее услуг 30 000 руб. ежемесячно оправдано, соответствует целям конкурсного производства и не может быть выполнено конкурсным управляющим самостоятельно, в связи с отсутствием у управляющего экономического образования.

Иных возражений на заявление конкурсного управляющего не поступило.

В судебном заседании конкурсный управляющий на удовлетворении заявления настаивал, просил удовлетворить заявление в полном объеме.

Представитель уполномоченного органа просил удовлетворить заявление конкурсного управляющего частично, установить размер оплаты услуг бухгалтера в размере не более 10 000 руб. в месяц.

Заслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) арбитражный управляющий вправе привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.

Для целей настоящей статьи балансовая стоимость активов должника определяется на основании данных финансовой (бухгалтерской) отчетности по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве (пункт 8 статьи 20.7 Закона о банкротстве).

Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 60 от 23.07.2009 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Постановление № 60) установлено, что пунктами 3 и 4 статьи 20.7 Закона о банкротстве установлены лимиты расходов на оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности. Предусмотренный указанными нормами Закона лимит расходов распространяется в целом на соответствующую процедуру. При необходимости привлечения лиц, оплата услуг которых приведет к превышению общей суммы расходов на оплату привлеченных лиц, арбитражный управляющий вправе обратиться с соответствующим ходатайством в суд на основании пункта 6 статьи 20.7 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 6 статьи 20.7 Закона о банкротстве привлечение арбитражным управляющим лиц для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет имущества должника при превышении размера оплаты таких услуг, осуществляется после принятия арбитражным судом соответствующего определения.

Арбитражный суд выносит определение о привлечении указанных в настоящем пункте лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству арбитражного управляющего при условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг.

Из постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» следует, что при рассмотрении споров, связанных с оплатой услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей, судам необходимо учитывать следующее.

Привлечение привлеченных лиц должно осуществляться арбитражным управляющим на основании норм Закона о банкротстве с соблюдением в отношении услуг, не упомянутых в пункте 2 статьи 20.7, положений пунктов 3 и 4 этой статьи о лимитах расходов на оплату их услуг.

Указанные положения о лимитах распространяются на услуги любых лиц (относящихся к категориям как специалистов, так и обслуживающего персонала), привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей; они не распространяются на оплату труда лиц, находящихся в штате должника.

Оплата услуг привлеченных лиц в процедурах наблюдения и финансового оздоровления осуществляется должником по требованию арбитражного управляющего, а в процедурах внешнего управления и конкурсного производства - самим управляющим за счет имущества должника.

В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при привлечении привлеченных лиц арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, в том числе привлекать их лишь тогда, когда это является обоснованным, и предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.

В пункте 10 Постановления № 60 разъяснено, что арбитражный управляющий для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве имеет право привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами (абзац шестой пункта 1 статьи 20.3 Закона).

Пункт 5 статьи 20.3 Закона не содержит запрета на передачу арбитражным управляющим третьим лицам полномочий, принадлежащих ему как лицу, осуществляющему полномочия органов управления должника. Данная норма лишь ограничивает арбитражного управляющего в возможности передачи третьим лицам исключительных полномочий, предоставленных ему Законом как специальному участнику процедур банкротства и связанных, прежде всего, с принятием соответствующих решений, касающихся проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Управляющий просит одобрить привлечение сторожей-вахтеров Зубак В.А. и Зубак А.А. для проведения мероприятий конкурсного производства на период с 12.04.2019 по 11.09.2019.

Определением от 18.09.2018 по обособленному спору № А29-7910/2014 (З?87096/2018) удовлетворено заявление конкурсного управляющего в части одобрения привлечения конкурсным управляющим при проведении мероприятий конкурсного производства муниципального предприятия Центр экспертно-технических услуг муниципального образования городского округа «Воркута» следующих специалистов на период с 13.07.2018 по 12.12.2018:

- сторожей (2 человека) с лимитом на оплату их услуг за указанный период в общей сумме 97 354 руб. 78 коп.;

- бухгалтера - индивидуального предпринимателя Осипову Е.Г. с оплатой услуг 30 000 руб. в месяц.

В данном судебном акте указано следующее:

«Судом установлено, что стоимость активов должника согласно последнему бухгалтерскому балансу должника (за 2014 год), составляла 3 659 тыс. руб.

Исходя из условий статьи 20.7 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о банкротстве) и балансовой стоимости активов должника предельный размер лимита на привлеченных специалистов по расчету конкурсного управляющего составлял 204 770 руб.

Данная сумма лимита израсходована конкурсным управляющим по состоянию на 23.09.2015. Определениями Арбитражного суда Республики Коми от 16.02.2016, от 08.07.2016, от 01.12.2016, от 19.05.2017, от 21.11.2017, от 11.04.2018 неоднократно устанавливался дополнительный лимит расходов на привлеченных специалистов (сторожей и бухгалтера).

Из указанных судебных актов следует, что бухгалтеру устанавливался размер вознаграждения в сумме 68 000 руб., затем 50 000 руб., затем 40 000 руб., затем 30 000 руб. в месяц, с учетом того, что им совмещались функции бухгалтера и помощника конкурсного управляющего.

Из отчета конкурсного управляющего, а также договоров с привлеченными специалистами следует, что на сегодняшний день конкурсным управляющим привлечены следующие специалисты: сторож-вахтер Зубак А.А., сторож-вахтер Зубак В.А.

Кроме того, конкурсный управляющий просит привлечь бухгалтера - индивидуального предпринимателя Осипову Е.Г. с оплатой услуг 30 000 руб. в месяц.

Общая стоимость услуг данных специалистов за период с 13.07.2018 по 12.12.2018 составит по расчету конкурсного управляющего 247 354 руб. 78 коп., в том числе: бухгалтера ИП Осиповой Е.Г. из расчета 30 000 руб. в месяц, всего стоимость услуг на ее привлечение составит 150 000 руб.; сторожа-вахтера Зубака В.А., сторожа-вахтера Зубака А.А. со стоимостью их услуг в пределах лимита 97 354 руб. 78 коп., с учетом того, что остался неизрасходованным лимит в сумме 60 967 руб. 80 коп. в связи с увольнением сторожа Афонина А.П.

Согласно сведениям, представленным конкурсным управляющим, необходимость в дальнейшем привлечении им вышеуказанных специалистов связана с тем, что мероприятия конкурсного производства продолжаются, в частности, проводятся мероприятия по оценке и подготовке к реализации недвижимого и движимого имущества должника; в собственности должника имеется 7 объектов недвижимости, расположенных в городе Воркута, 40 единиц транспортных средств, в связи с чем, требуется обеспечение охраны всего имущественного комплекса должника до подписания актов передачи имущества покупателям; требуется техническое обслуживание зданий, кроме того, необходимо непрерывное ведение бухгалтерского учета, ведение делопроизводства, осуществление взаимодействия и представления общества в государственных органах, осуществление контроля за объектами недвижимости и транспортными средствами, а также их охраной. Все указанные функции конкурсный управляющий самостоятельно выполнить не имеет возможности, поскольку проживает в городе Сыктывкаре, а также не имеет бухгалтерского образования.

С целью осуществления данных мероприятий конкурсный управляющий просит суд одобрить привлечение им вышеперечисленных сторожей, а также бухгалтера на период с 13.07.2018. по 12.12.2018.

Функции сторожей и бухгалтера указаны в договорах на оказание возмездных услуг, заключенных ранее с должником, копии которых представлены в материалы дела, которые в случае вынесения судебного акта об одобрении привлечения специалистов будут продлены.

С целью осуществления круглосуточной охраны имущества должника, которое представляет собой сложный имущественный комплекс, объединяющий недвижимые объекты и движимое имущество в виде 40 единиц транспорта, конкурсным управляющим привлечены сторожа.

Без привлечения сторожей конкурсный управляющий самостоятельно не имеет возможности в полной мере обеспечить охрану объектов до их реализации и передачи покупателю.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что привлечение сторожей является обоснованным, с учетом того, что доказательств неразумности стоимости оказываемых ими услуг в материалы дела не представлено.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности привлечения сторожей.

Учитывая, что конкурсный управляющий не обладает специальными познаниями и опытом в области бухгалтерского учета, не может самостоятельно и качественно провести определенные мероприятия в процедуре банкротства, требующие определенных знаний и квалификации (составление бухгалтерской и налоговой отчетности), а также с учетом значительной стоимости активов, принадлежащих должнику, комплекса объектов недвижимости, многочисленного транспорта, требующих учета, привлечение бухгалтера к обеспечению этих мероприятий является необходимым.

Перечень функций, выполняемых бухгалтером, отражен в договоре от 10.04.2017., которые на сегодняшний день не изменились.

Анализ данных функций позволяет сделать вывод, что на бухгалтера дополнительно к его функциям возложены обязанности по ведению делопроизводства, работа курьера, функции по контролю за объектами имущества, их охраной и уборкой территории; обязанности по подготовке документов по личному составу в архив, обработка первичной документации, с учетом того, что объекты продолжают сдаваться в аренду и необходимо выставление счетов, контроль за расчетами с арендаторами, подготовка и подача необходимых документов в государственные органы, в правоохранительные органы, в суды, юридическим и физическим лицам; осуществление представительства интересов заказчика в органах исполнительной и судебной власти, при взаимодействии с иными юридическим лицами; получение документов в государственных органах, их анализ; ведение деловой переписки с контрагентами; подготовка проектов писем и документов и т.д.

Судом учтено также то обстоятельство, что специалист привлечен конкурсным управляющим не только с целью ведения бухгалтерского учета, а гораздо с более расширенными функциями, и, по сути, является не только бухгалтером, но и помощником конкурсного управляющего. Кроме того, специалист использует при обслуживании свое помещение, оргтехнику и программное обеспечение, не обременяя конкурсную массу.

Кроме того, судом учтено то обстоятельство, что в собственности должника находятся многочисленные объекты недвижимости, а также движимое имущество, в отношении которых, действительно, требуется проведение большого объема мероприятий по контролю за их сохранностью, проведению торгов, разработке и оформлению документов (договоров, протоколов и т.д.); на предприятии осуществляется в значительных объемах документооборот (переписка), суд пришел к выводу, что на данном этапе конкурсного производства привлечение конкурсным управляющим данного специалиста по стоимости услуг 30 000 руб. в месяц является оправданным.».

Определением арбитражного суда от 22.02.2019 по обособленному спору № А29-7910/2014 (З-2765/2019) одобрено привлечение конкурсным управляющим при проведении мероприятий конкурсного производства муниципального предприятия Центр экспертно-технических услуг МО ГО «Воркута» следующих специалистов на период с 13.12.2018 по 11.04.2019: сторожей (Зубак В.А. и Зубак А.А.) с лимитом на оплату их услуг за указанный период в сумме 18 000 руб. и 12 000 в месяц (соответственно); бухгалтера (ИП Осипову Е.Г.) с лимитом на оплату услуг за указанный период в сумме 30 000 руб. в месяц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно статье 131 Закона о банкротстве в целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов.

Учитывая ранее вынесенные судебные акты, суд приходит к выводу, что заявление конкурсного управляющего в целом является обоснованным.

В то же время суд полагает, что размер вознаграждения бухгалтера подлежит уменьшению до 20 000 руб.

Уполномоченным органом представлены расценки на аналогичные услуги, оказываемые бухгалтерами в рамках дел о банкротстве должников, в частности, отчет конкурсного управляющего ООО «Калина-97», в котором указано о привлечении специалиста (юридическое лицо ООО «Дагстройсервис») для оказания бухгалтерских услуг с размером вознаграждения 15 000 руб. ежемесячно, отчет конкурсного управляющего МУП «Управляющая компания «Альтернатива», в котором указано о привлечении специалиста для оказания бухгалтерских услуг с размером вознаграждения 10 000 руб. ежемесячно, распечатки с интернет-ресурсов с резюме бухгалтеров с желаемой заработной платой (20 000 руб., 7 000 руб., 10 000 руб.).

В свою очередь конкурсным управляющим представлена лишь распечатка одного объявления с вакансией бухгалтера с размером заработной платы 30 100 руб. (до вычета НДФЛ) в группу компаний «Термекс» (крупнейшее производство водонагревателей в РФ). Иных доказательств разумности и обоснованности услуг бухгалтера управляющим не представлено.

Суд полагает разумным размер вознаграждения бухгалтера (ИП Осиповой Е.Г.) в размере 20 000 руб. в месяц, исходя из следующего.

Управляющим не указано, что объем работы бухгалтера является значительным, при этом признал, что объем услуг не подразумевает полную занятость (специалист может оказывать услуги и иным лицам). Кроме того, управляющий пояснил, что доходы должника не покрывают текущие расходы в полном объеме.

Так как объем услуг является в каждом случае индивидуальным, суд по внутреннему убеждению считает возможным определить их стоимость в размере 20 000 руб. (с учетом наличия у должника нереализованных активов).

Таким образом, заявление конкурсного управляющего подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь статьями 20.7, 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 179, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Одобрить привлечение конкурсным управляющим при проведении мероприятий конкурсного производства муниципального предприятия Центр экспертно-технических услуг МО ГО «Воркута» следующих специалистов на период с 12.04.2019 по 11.09.2019:

- сторожей (Зубак В.А. и Зубак А.А.) с лимитом на оплату их услуг за указанный период в сумме 18 000 руб. и 12 000 в месяц (соответственно);

- бухгалтера (ИП Осипову Е.Г.) с лимитом на оплату услуг за указанный период в сумме 20 000 руб. в месяц.

В удовлетворении заявления в остальной части отказать.

Определение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья А.В. Шершунов