НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Республики Коми от 18.04.2022 № А29-4511/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в принятии обеспечительных мер

г. Сыктывкар

18 апреля 2022 года Дело № А29-4511/2022

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Воронецкой С.И.,

рассмотрев заявление администрации муниципального образования городского округа «Инта» о принятии обеспечительных мер по делу по заявлению администрации муниципального образования городского округа «Инта» (ИНН: 1104008366, ОГРН: 1021100859438)

к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми (ИНН: 1101481447, ОГРН: 1021100514390)

о признании незаконными действий, об отмене принятых ограничительных мер,

установил:

администрация муниципального образования городского округа «Инта» (далее – администрация МО ГО «Инта», Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Республике Коми (далее – УФК по Республике Коми, Управление, заинтересованное лицо) по приостановлению операций по расходованию средств согласно уведомлениям №№ УБЛ-21-87300116-259, УБЛ-21-87300116-260 от 12.04.2022, об отмене принятых ограничительных мер.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 18.04.2022 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 19.05.2022.

Одновременно Администрацией заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия уведомлений о приостановлении операций по расходованию средств №№ УБЛ-21-87300116-259, УБЛ-21-87300116-260 от 12.04.2022 на период рассмотрения настоящего дела.

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Как разъяснено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» (далее - Пленум ВАС РФ от 12.10.2006 № 55) при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.

Также, в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 указано, что при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно статье 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Институт обеспечительных мер направлен на достижение эффективной судебной защиты прав и законных интересов истца в случаях, когда существует вероятность неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком решения суда. Между тем истец и ответчик в силу части 1 статьи 19 и части 13 статьи 123 Конституции Российской Федерации равны перед законом и судом, а разрешение судом возникшего между ними спора должно осуществляться в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон.

Согласно абзацу 2 пункта 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательств, подтверждающих его доводы.

Таким образом, обеспечительные меры могут быть приняты, если непринятие указанных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также причинит значительный ущерб заявителю, при этом заявитель должен не просто указать на наличие возможности причинения значительного ущерба, но и объяснить суду, в чем конкретно этот ущерб может состоять и подтвердить свои доводы соответствующими доказательствами.

В обоснование заявленного ходатайства Администрация указала, что непринятие обеспечительных мер может причинить заявителю значительный ущерб.

Так, в 2020 году на срок 3 года администрацией МОГО «Инта» от ПАО «Совкомбанк» получен кредит на погашение заработной платы, срок оплаты по кредиту установлен 8 числа месяца следующим за отчетным (в случае просрочки платежа по кредиту кредитной организацией будут применены штрафные санкции, что приведет к дополнительным расходам бюджета); приостановлены гарантированные социальные выплаты по командировочным расходам, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, пособия по временной нетрудоспособности сотрудникам администрации МОГО «Инта». Также будут приостановлены: пассажирские воздушные перевозки в труднодоступные населенные пункты МО ГО «Инта», т.к. между АО «Комиавиатранс» и администрацией МО ГО «Инта» заключен договор о возмещении выпадающих доходов АО «Комиавиатранс», осуществляющему внутримуниципальные пассажирские перевозки № 7.2/У/220520 (оплата по договору осуществляется в срок до 10 числа месяца следующим за отчетным); регулярные перевозки пассажиров и провоза багажа автомобильным транспортом на территории МО ГО «Инта» на основании заключенного муниципального контракта по 44-ФЗ № 010730001712100024 (в случае неоплаты в срок, подрядчик может применить штрафные санкции, что приведет к дополнительным расходам бюджета); услуги связи и доступа к сети Интернет в здании администрации МО ГО «Инта» на основании заключенного муниципального контракта по 44-ФЗ № 010730001712200017 (в случае неоплаты в срок исполнитель может отключить доступ к сети Интернет, что приведет к остановке работы администрации МО ГО «Инта» и большим экономическим последствиям для бюджета МО ГО «Инта», поскольку вся работа зависит от быстрого обмена информацией через Интернет). Кроме того, к расходам администрации МОГО «Инта» относится резервный фонд администрации МОГО «Инта», финансирование из которого выделяется на предотвращение чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории муниципального образования городского округа «Инта», ликвидацию таковых и их последствий, на социальную помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации по независящим от них обстоятельствам; из республиканского бюджета на основании соглашения между администрацией МО ГО «Инта» и Министерством строительства и ЖКХ по Республике Коми предоставляются субсидии для оплаты муниципальными учреждениями расходов по коммунальным услугам (в случае неоплаты в срок ресурсоснабжающие организации вправе предъявить ограничения и, впоследствии, отключить от коммуникаций).

Вместе с тем, из приложенных к заявлению документов следует, что принятые УФК по Республике Коми в соответствии с уведомлениями №№ УБЛ-21-87300116-259, УБЛ-21-87300116-260 от 12.04.2022 ограничительные меры в виде приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации обусловлены длительным (в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений) неисполнением должником требований исполнительных листов серии ФС №№ 030824611, 030834372, выданных Арбитражным судом Республики Коми по делам №№ А29-4359/2019, А29-4360/2019 на взыскание с МУ «Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам», а при недостаточности денежных средств у МУ «Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам» - с МО ГО «Инта в лице администрации МО ГО «Инта» за счет средств казны МО ГО «Инта» в порядке субсидиарной ответственности, в пользу ООО «Юридическое агентство «Страж» процентов за пользование чужими денежными средствами.

Согласно статье 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.

При этом, доводы Администрации о том, что примененные Управлением ограничительные меры приведут к невозможности заявителя исполнять обязанности по осуществлению ежемесячных выплат в счет оплаты текущей задолженности, судом отклоняются как необоснованные, поскольку не исключают обязанности должника по погашению присужденных на основании вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда сумм в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявление Администрации направлено не на принятие обеспечительных мер, предусмотренных главой 8 АПК РФ, а на отсрочку исполнения вступивших в законную силу судебных актов Арбитражного суда Республики Коми по делам №№ А29-4359/2019, А29-4360/2019 на период рассмотрения настоящего арбитражного дела.

Кроме того, арбитражный суд отмечает, что предусмотренные пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ меры обеспечительного характера в виде приостановления до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не распространяются на операции по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами и не подлежат применению органом Федерального казначейства к лицевому счету для учета операций с целевыми межбюджетными трансфертами, если в органе Федерального казначейства не открыт основной лицевой счет (письмом Минфина РФ № 02-01-07/60975, Федерального казначейства № 07-04-05/09-715 от 23.10.2015).

В силу части 3 статьи 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обеспечении иска может быть отказано, если отсутствуют предусмотренные статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для принятия мер по обеспечению иска.

На основании изложенного, заявление Администрации о принятии обеспечительных мер удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 90, 93, 184-185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворениизаявления администрации муниципального образования городского округа «Инта» о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия уведомлений Управления Федерального казначейства по Республике Коми о приостановлении операций по расходованию средств №№ УБЛ-21-87300116-259, УБЛ-21-87300116-260 от 12.04.2022 на период рассмотрения настоящего дела отказать.

Определение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок.

Судья С.И. Воронецкая