ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
г. Сыктывкар
22 сентября 2022 года Дело № А29-12639/2021 (З-97761/2022)
Резолютивная часть определения объявлена 15 сентября 2022 года, полный текст определения изготовлен 22 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Филипповой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старцевой Е.Д
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФИО1 об исключении имущества должника из конкурсной массы
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФИО1, (ДД.ММ.ГГГГ года рождения; место рождения: гор. Печора Коми АССР, адрес жительства и регистрации: <...>; ИНН: <***>, СНИЛС: <***>),
в отсутствии сторон в судебном заседании:
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.06.2022 по делу № А29-12639/2021 ФИО1 (далее – должник) признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим утвержден ФИО2.
ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором просит: исключить ежемесячно из конкурсной массы, формируемой в деле о банкротстве, денежные средства в размере региональной социальной доплаты к пенсии в размере 2709,26 руб., а также денежные средства в размере субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 2 397,97 руб., начиная с даты введения процедуры банкротства (01.06.2022) до ее завершения.
Должник пояснил, что не осуществляет трудовую деятельность, является пенсионером по старости с 15.07.2017, получает страховую пенсию и фиксированную выплату к страховой пенсии в размере 11 768,52 руб. Согласно выписки из ЕГИССО о назначенных мерах социальной защиты (поддержки) ФИО3 является получателем региональной социальной доплаты к пенсии в размере 2 709,26 руб., а также получает субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 2 397,97 руб. л.д. 2-3 т.д. 1.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 27.07.2022 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению.
ПАО Сбербанк в представленном отзыве возражает против заявленного ходатайства, полагает, что коммунальные платежи за единственное жилье учтены в исключаемом из конкурсной массы должника прожиточном минимуме, и соответствующие расходы должны осуществляться должником самостоятельно за счет выделенных из конкурсной массы денежных средств в размере прожиточного минимума.
Финансовый управляющий вопрос об исключении оставляет на усмотрение суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания в «картотеке арбитражных дел».
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела и не оспорено лицами, участвующими в деле должник является получателем региональной социальной доплаты к пенсии, а также получателем субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим кодексом и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с пунктом 3 статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О несостоятельности (банкротстве)" из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
Согласно статье 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности - продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Необходимость обеспечения баланса интересов кредиторов и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем не только соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем, чтобы не оставить их за пределами социальной жизни (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года N 10-П).
Согласно пункту 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 12.07.2007 N 10-П, определении от 15.07.2010 N 1064-О-О, законодатель, обеспечивая возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав управомоченного в силу гражданско-правового обязательства лица (кредитора, взыскателя), должен исходить из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности. Конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. При определении размера удержания из источника дохода, являющегося для должника единственным источником существования, надлежит учитывать, в числе прочего, размер этого дохода с тем, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования.
Исходя из норм Закона о банкротстве и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом названных разъяснений, денежные средства в размере не менее установленной величины прожиточного минимума, в том числе, самого гражданина-должника, подлежат исключению из конкурсной массы, поскольку на них не может быть обращено взыскание и выплата которых из конкурсной массы должнику обусловлена наличием у него дохода, из суммы которого и подлежат исключению указанные денежные средства.
Согласно постановлению Правительства Республики Коми от 14.09.2021 № 438 установлена величина прожиточного минимума в северной природно-климатической зоне (должник пенсионер проживает г. Печора) 16 653 руб. - для пенсионеров.
Согласно заявлению должника, ФИО1 является пенсионером и получает региональную социальную доплату к пенсии и субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) перечень имущества должника-гражданина, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Как было указано выше, статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание по исполнительным документам в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится.
Предоставляя, таким образом, должнику-гражданину имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем чтобы - исходя из общего предназначения данного правового института - гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности, данная статья выступает процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав этих лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года N 10-П).
В соответствии с частью 1 статьи 98 Закона N 229-ФЗ при отсутствии или недостаточности у должника-гражданина денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме принудительное исполнение судебных актов в отношении такого гражданина осуществляется посредством обращения взыскания на его заработную плату и иные доходы.
При этом часть 1 статьи 101 Закона N 229-ФЗ предусматривает виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание, в том числе: ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое); пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Судом установлено, что выплата ФИО4 денежных средств в виде региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в целях дополнительной социальной поддержки неработающих пенсионеров и реализации Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Таким образом, данные денежные средства являются социальной доплатой, выплата которой производится по инициативе субъекта Российской Федерации и гарантирована неопределенному кругу граждан (в данном случае - пенсионеры). При этом сам по себе факт установления данной выплаты направлен на обеспечение пенсионерам достойного уровня проживания (Закон Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми»).
Указанные денежные средства являются дополнительной социальной гарантией по инициативе субъекта и должны рассматриваться в качестве мер социальной поддержки, закрепленной положениями статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" на которые, в том числе, распространяется исполнительский иммунитет.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
Целью процедуры банкротства не является попытка значительно ухудшить положение должника и создать тяжелые условия существования, лишив его положенных социальных выплат.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявление должника в части исключения денежных средств в размере региональной социальной доплаты к пенсии, а также в размере субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Предоставляемая субсидия является целевой на оплату услуг ЖКХ, она не может составлять конкурсную массу и расходоваться на удовлетворение требований кредиторов в деле о банкротстве.
Руководствуясь ст. 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст.ст. 184-186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление удовлетворить исключить из конкурсной массы ФИО1 денежные средства, поступающие в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также в виде региональной социальной доплаты к пенсии; установить ежемесячные выплаты данный субсидий и доплат в течение срока проведения процедуры реализации имущества должника.
Определение может быть обжаловано в десятидневный срок во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.