НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Республики Коми от 10.12.2018 № А29-10948/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сыктывкар

17 декабря 2018 года Дело № А29-10948/2014

(З-114141/2018)

Резолютивная часть определения объявлена 10 декабря 2018 года, полный текст определения изготовлен 17 декабря 2018 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шершунова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коньяровой И.Г.,

рассмотрев в судебном заседании заявление конкурсного управляющего Александровой Ольги Сергеевны (г. Сыктывкар)

об увеличении лимитов, установлении размера оплаты лиц, привлекаемых конкурсным управляющим для осуществления своей деятельности,

в рамках дела по заявлению ООО «Первая Угольная» (ИНН:5406669899, ОГРН:1115476058500)

к должнику – МУП «Котельные» муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН:1103008081, ОГРН:1131103000511)

о признании несостоятельным (банкротом),

при участии в заседании:

Александрова О.С. – конкурсный управляющий;

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.07.2015 по делу № А29-5076/2018 в отношении МУП «Котельные» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – МУП «Котельные» МО ГО «Воркута») открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Кузьменко Анна Константиновна.

Определением арбитражного суда от 13.06.2018 (резолютивная часть от 07.06.2018) Кузьменко Анна Константиновна освобождена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП «Котельные» МО ГО «Воркута», конкурсным управляющим МУП «Котельные» МО ГО «Воркута» утверждена Александрова Ольга Сергеевна.

Конкурсный управляющий Александрова О.С. обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, в котором просит одобрить привлечение конкурсным управляющим при проведении мероприятий конкурсного производства МУП «Котельные» МО ГО «Воркута» следующих специалистов с оплатой их услуг в общей сумме 212 709,68 руб. в период с 12.08.2018 по 27.11.2018 (дата отчета конкурсного управляющего), а именно:

- одобрить привлечение бухгалтера Хинн Л.И. для проведения мероприятий конкурсного производства на период с 12.08.2018 по 27.11.2018 со стоимостью ее услуг из расчета 40 000 руб. в месяц, всего в сумме 141 806, 45 руб.,

- одобрить привлечение помощника Дзюбы Е.А. для проведения мероприятий конкурсного производства на период с 12.08.2018 по 27.11.2018 со стоимостью ее услуг из расчета 20 000 руб. в месяц, всего в сумме 70 903,23 руб.

Конкурсный управляющий представил возражения на отзыв уполномоченного органа.

Ранее уполномоченный орган в отзыве на заявление (л. 11–13) просил отказать в удовлетворении заявления конкурсного управляющего, в том числе и с целью недопущения роста долговой нагрузки по текущим обязательствам должника, указал, что в части привлечения бухгалтера Хинн Л.И. со стоимостью ее услуг из расчета 40 000 руб. в месяц считал сумму вознаграждения необоснованной и завышенной, представил распечатки с сайта HeadHunter.ru с резюме бухгалтеров с желаемым размером заработной платы 20 000–25 000 руб.; в части привлечения помощника Дзюбы Е.А. со стоимостью услуг из расчета 20 000 руб. считает ее привлечение необоснованным, поскольку указанные управляющим в заявлении функции, для которых привлекается помощник, не требуют специальных познаний, а также в полном объеме дублируют непосредственные обязанности конкурсного управляющего.

В судебном заседании конкурсный управляющий Александрова О.С. пояснила, что задолженность МУП «Котельные» МО ГО «Воркута» по текущим платежам составляет более 30 млн. руб., в т.ч. по выплатам в Пенсионный фонд РФ, на собрании кредиторов никто из кредиторов не изъявил желания финансировать процедуру банкротства, активы должника состоят из дебиторской задолженности и железнодорожного тупика, заявки о приобретении которых в процессе проведения торгов посредством публичного предложения ни от кого не поступили, в связи с чем ею назначено собрание по вопросу о внесении изменений в Положение о порядке реализации имущества должника, просила увеличить лимит, а по финансированию решить вопрос дополнительно (планировала подать заявления о разрешении разногласий, а также о приоритетном погашении задолженности перед привлеченными специалистами).

Заслушав конкурсного управляющего, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Согласно пункту 1 статьи 20.7 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществляются за счет средств должника, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В силу пункта 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.

Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий вправе привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено указанным Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 20.7 Закона о банкротстве оплата услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, за счет имущества должника при превышении размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии с настоящей статьей, осуществляется по определению арбитражного суда. Арбитражный суд выносит определение о привлечении указанных в настоящем пункте лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству арбитражного управляющего при условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг.

Из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 91 от 17.12.2009 следует, что при рассмотрении споров, связанных с оплатой услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей, судам необходимо учитывать следующее.

Привлечение привлеченных лиц должно осуществляться арбитражным управляющим на основании норм Закона о банкротстве с соблюдением в отношении услуг, не упомянутых в пункте 2 статьи 20.7, положений пунктов 3 и 4 этой статьи о лимитах расходов на оплату их услуг.

Указанные положения о лимитах распространяются на услуги любых лиц (относящихся к категориям как специалистов, так и обслуживающего персонала), привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей; они не распространяются на оплату труда лиц, находящихся в штате должника.

При рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения привлеченного лица следует, исходя из пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве, учитывать в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом, насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим (с учетом количества принадлежащего должнику имущества и места его нахождения), возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается привлеченное лицо, необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточно познаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией.

Привлекая привлеченное лицо, арбитражный управляющий обязан в числе прочего учитывать возможность оплаты его услуг за счет имущества должника.

Конкурсным управляющим Александровой О.С. представлены договор на оказание услуг от 10.04.2017, заключенный с Хинн Л.И., и договор на оказание услуг от 31.07.2018, заключенный с Дзюба Е.А.

Согласно договору от 10.04.2017 Хинн Л.И. (Исполнитель) обязуется по заданию Заказчика оказать следующие бухгалтерские услуги: обработка первичной документации (обработка: платежных поручений, банковских выписок, актов выполненных работ, счетов-фактур, приходных и расходных кассовых ордеров, авансовых отчетов, накладных, актов приема-передачи основных средств) ежедневно по мере появления для целей учета; осуществление операции по выписке счетов - фактур, счетов, актов выполненных работ, сверок; формирование оборотно-сальдовых ведомостей по счетам учета дебиторов и кредиторов; ведение делопроизводства в отделе бухгалтерского учета согласно утвержденной номенклатуре дел; ведение регистрации входящих счетов, ведение оперативной работы с предприятиями по выверке расчетов; осуществление по мере необходимости обязанности курьера по доставке документов отдела в различные ведомства и организации (по почте, нарочно); проведение подготовки данных для последующего составления баланса и закрытия года (закрытие месяца: закрытие счетов затрат на счета текущих финансовых результатов с обязательным начислением налоговых активов и пассивов, учетом постоянных налоговых разниц); осуществление взаимодействия и представление интересов Заказчика во взаимоотношениях с третьими лицами, включая административные, правоохранительные органы, налоговый орган, в том числе в ходе проведения налоговой проверки в отношении Заказчика, при рассмотрении ее результатов, при оспаривании ненормативных актов налогового органа, вынесенных по итогам проведенной проверки; представление истребуемых документов, пояснений, направление при необходимости представителя для дачи объяснений; своевременная регулярная сдача бухгалтерской и иной отчетности (формирование и сдача налоговой и бухгалтерской отчетности, формирование и сдача отчетности в пенсионный фонд и фонд социального страхования); своевременное начисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, других выплат и платежей; выполнение работ по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, внесение изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных; осуществление сбора и подготовки документов по кадровому составу для сдачи документации в архив (формирование списков, расчетных листков, личных карточек работников и др.); подготовка ликвидационного баланса; своевременное проведение и начисление амортизации имущества, находящегося на балансе предприятия; консультирование заказчика по вопросам бухгалтерского учета; проверка соответствию требованиям законодательства внутренних документов заказчика и др.

Управляющим также представлены акты приема-передачи результата оказанных услуг к договору с Хинн Л.И. от 10.08.2018, 10.09.2018, 10.10.2018, 10.11.2018. В указанных актах отражено оказание Хинн Л.И. следующих услуг: осуществлена подготовка данных для последующего составления баланса и закрытия месяца: закрытие счетов затрат на счета текущих финансовых результатов с обязательным начислением налоговых активов и пассивов, учетом постоянных налоговых разниц, произведено начисление налогов и взносов в фонды; составлены и обработаны первичные бухгалтерские документы; отражены операции по финансово-хозяйственной деятельности Заказчика в бухгалтерском учете с применением 1С; подготовлена и отправлена отчетность в соответствующие органы; выполнены устные поручения конкурсного управляющего по подготовке, сканированию и распечатыванию документов для сдачи в архив; осуществлен сбор и подготовка документов по кадровому составу для сдачи документации в архив (формирование списков, расчетных листков, личных карточек работников и др.); произведена разноска банковской выписки с применением 1С; подготовлены данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, произведено оформление их в соответствии с установленным порядком.

Однако, суд приходит к выводу о необоснованности привлечения бухгалтера и размера оплаты его услуг в силу следующего.

Доказательств в опровержение довода уполномоченного органа о завышенном размере оплаты услуг бухгалтера конкурсным управляющим не представлено. Аргументы управляющего о соответствии стоимости услуг в размере 40 000 руб. в месяц рыночным условиям документально не подтверждены.

Управляющим даны пояснения, что работники в МУП «Котельные» МО ГО «Воркута» отсутствуют (04.12.2018 уволен последний работник, находившийся в отпуске по уходу за ребенком).

Довод о возложении на бухгалтера дополнительной функции по формированию и передаче дел по личному составу должника в МБУ «Воркутинский муниципальный архив» судом не принимается, поскольку для сдачи документов в архив возможно заключение отдельного договора с гораздо меньшей стоимостью услуг.

Необходимость взаимодействия с бывшими работниками должника, в частности, необходимость выдачи различных справок и документов по требованиям работников не предполагает наличия каких-либо специальных познаний, не имеющихся у арбитражного управляющего.

Таким образом, управляющим не представлены доказательства большого объема предстоящей работы, для выполнения которой необходимо привлечение бухгалтера, а также обоснованности размера оплаты его услуг.

Согласно договору от 31.07.2018, заключенному с Дзюба Е.А., Дзюба Е.А. (Исполнитель) обязуется по заданию Заказчика оказать услуги помощника конкурсного управляющего, а именно следующие: услуга по комплексному сопровождению процедуры банкротства, в том числе ведение деловой переписки с контрагентами и с третьими лицами при поступлении соответствующих письменных обращений и заявлений, составление необходимых запросов в государственные и муниципальные органы власти, сторонние организации и т.п.; подготовка и отправка корреспонденции: подготовка и анализ юридических и иных документов (уведомлений, запросов, отчетов, договоров, исковых заявлений, отзывов, распоряжений); организация делопроизводства в целях проведения собраний и комитетов кредиторов, инвентаризации имущества, участия в ознакомлении с материалами дел и судебных заседаниях и пр.; представление интересов в иных организациях; учет и регистрация документации в соответствии с правилами делопроизводства, сканирование и копирование документов: ведение графиков судебных дел и пр.; создание хронологической описи, формирование дел в календарной и алфавитной последовательности, прошивка и склейка документов и пр.

В обоснование оказания Дзюба Е.А. услуг по договору конкурсным управляющим представлены акты приема-передачи результата оказанных услуг от 31.08.2018, 30.09.2018, 31.10.2018, 27.11.2018.

В акте от 31.08.2018 отражено оказание Дзюба Е.А. следующих услуг: осуществила комплексное сопровождение процедуры банкротства, в том числе ведение деловой переписки с контрагентами и с третьими лицами при поступлении соответствующих письменных обращений и заявлений (поступили обращения от работников предприятия, министерств и ведомств (в т.ч. Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, Печорского управления Ростехнадзора, Росреестра по Республики Коми, УФНС по Республике Коми. и пр.. в связи с получением запросов возникла необходимость составления необходимых запросов в государственные и муниципальные органы власти, сторонние организации, физическим лицам и т.п.; подготовка и отправка корреспонденции: подготовка и анализ юридических и иных документов (уведомлений, запросов, отчетов, переданных от предыдущего конкурсного управляющего документов, исковых заявлений, отзывов, распоряжений); организация делопроизводства в целях организации передачи отчетов о результатах собрания кредиторов, учет и регистрация документации в соответствии с правилами делопроизводства, сканирование и копирование документов; ведение графиков судебных дел и пр.; создание хронологической описи, формирование дел в календарной и алфавитной последовательности, прошивка и склейка документов и пр.

В актах от 30.09.2018, 31.10.2018, 27.11.2018 перечень оказанных услуг практически аналогичен указанному в акте от 31.08.2018 перечню (исключены некоторые услуги).

Проанализировав содержание и объемы работы, указанной в актах приема-передачи услуг, подписанных между должником и Дзюба Е.А., суд приходит к выводу, что Дзюба Е.А., в основном оказывала услуги по ведению переписки, организации делопроизводства, получению и отправлению почтовой корреспонденции.

Между тем, указанные в договоре и актах услуги не являются такими, при выполнении которых требуются специальные познания. Все работы однотипны, носят формальный характер, не подтверждены документально и не связаны с наличием у привлеченного лица каких-либо специальных познаний, не имеющихся у арбитражного управляющего. Данные обязанности могут и должны быть осуществлены непосредственно конкурсным управляющим.

Право конкурсного управляющего привлекать для обеспечения своей деятельности специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника должно быть реализовано, исходя из реальных потребностей должника и интересов кредиторов, так как цель процедуры конкурсного производства – соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Установленные в пункте 3 статьи 20.7 Закона о банкротстве лимиты на оплату услуг специалистов, привлекаемых для обеспечения деятельности конкурсного управляющего, охватывают весь период конкурсного производства, и привлечение специалистов для оказания услуг по сопровождению процедуры банкротства с оплатой их услуг сверх таких лимитов может быть обусловлено только исключительными обстоятельствами.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации конкурсным управляющим не представлено доказательств исключительности обстоятельств, в связи с которыми необходимо привлечение специалистов, а также возможности оплаты их услуг за счет имущества должника (например, ликвидности активов, согласия кредиторов финансировать процедуру банкротства, др.), обоснованности их привлечения и размера вознаграждения на оплату их услуг.

Напротив, согласно данным управляющим в судебном заседании пояснениям и отчету, представленному в материалы дела, вопрос о финансировании процедуры, в т.ч. оплате услуг привлеченных специалистов, кредиторами не решен, активы должника в виде дебиторской задолженности и железнодорожного тупика в ходе торгов посредством публичного предложения не реализованы, доказательств их ликвидности и возможности реализации после внесения изменений в Положение о порядке реализации имущества должника управляющим не представлено, на настоящий момент задолженность по текущим платежам составляет более 30 млн. руб.

На основании изложенного, с учетом повышенных требований к обоснованности заявлений о привлечении специалистов при превышении размера соответствующих расходов, длительности дела (с 2014 года), с учетом того, что несение расходов на привлеченных лиц в утвержденном судом размере обременительно для должника, ущемляет интересы кредиторов в части получения удовлетворения своих требований за счет имущества должника, суд отказывает в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 20.7, 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 179, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Определение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья А.В. Шершунов