655017, г. Абакан, ул. Крылова, 74, а/я 147
http://khakasia.arbitr.rue-mail: info@khakasia.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о назначении дела к судебному разбирательству
город Абакан
28 июля 2008 года Дело № А74-1552/2008
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В.
рассмотрел в предварительном судебном заседании дело по заявлению
открытого страхового акционерного общества «Ингосстрах»,город Москва,
кУправлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия,город Абакан,
о признании незаконными решения от 20 мая 2008 года и предписания от 20 мая 2008 года по делу № 6-А-08,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - закрытого акционерного общества страхового общества «Надежда», город Красноярск, Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия», город Абакан.
В предварительном судебном заседании принимали участие представители:
заявителя: Шовкопляс В.Г. по доверенности от 05 марта 2008 года № 19-01/166817;
антимонопольного органа: Гофман Э.Р. – руководитель, удостоверение № 3783; Жукова И.И. по доверенности от 28 января 2008 года № 04-163;
третьего лица – ЗАО СО «Надежда»: Чаптыков А.В. по доверенности от 17 апреля 2008 года №82;
третьего лица – ФГУЗ ««Центр гигиены и эпидемиологии в РХ»: отсутствовал.
Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» (далее – ОСАО «Ингосстрах», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением кУправлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Управление) о признании незаконными решения от 20 мая 2008 года и предписания от 20 мая 2008 года по делу № 6-А-08.
Определением от 07 июля 2008 года арбитражный суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлёк к участию в деле №А74-1552/2008 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – закрытое акционерное общество страховое общество «Надежда», город Красноярск (далее – ЗАО СО «Надежда»), Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия», город Абакан (далее - ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РХ»).
Представитель заявителя в предварительном судебном заседании поддержал требования, пояснив, что расчёт цены государственного контракта (суммы страховой премии) был произведён ОСАО «Ингосстрах» на основании тех данных, которые представлены в конкурсной документации, в строгом соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2005 года № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». Указание в оспариваемом решении на то, что ОСАО «Ингосстрах» было известно о наличии разъяснений к конкурсной документации не основано на доказательствах.
В решении антимонопольного органа указано, что информации для расчёта страховой премии в соответствии с требованиями законодательства в конкурсной документации было недостаточно: отсутствовали данные о типе и категории транспортных средств, о текущем классе, зависящем от страховых выплат. Однако, не смотря на это, УФАС по Республике Хакасия пришло к выводу о неправильном применении ОСАО «Ингосстрах» базовых страховых тарифов, не учитывая при этом, что копии паспортов транспортных средств были представлены в ОСАО «Ингосстрах» только после проведения конкурса.
В приведённой норме речь идет о целенаправленных, умышленных действиях, совершаемых для получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. Таких действий ОСАО «Ингосстрах» не предпринималось, и их совершение антимонопольным органом не установлено.
Комиссией УФАС по Республике Хакасия при рассмотрении материалов дела не установлено, что у ОСАО «Ингосстрах» имелась возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в части расчёта страхового тарифа и не доказано, что ОСАО «Ингосстрах» не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ошибка при расчёте страховой премии, вызванная отсутствием необходимых данных в конкурсной документации, не может сама по себе быть основанием для признания лица, допустившего такую ошибку, нарушившим требования антимонопольного законодательства.
Признать лицо нарушившим требования антимонопольного законодательства можно лишь в том случае, если доказано, что действия лица носили умышленный характер.
Представители антимонопольного органа в предварительном судебном заседании требования не признали, указав, что соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» любой участник конкурса вправе направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. В течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа такое разъяснение должно быть размещено заказчиком на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос.
Однако ни один из участников конкурса не обратился к Филиалу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия в г. Саяногорске» за разъяснениями положений конкурсной документации, касающихся данных о типе и категории транспортных средств для определения базового тарифа.
Это говорит о том, что страховщики, имеющие лицензию на право осуществления ОСАГО, осведомлены о типе транспортных средств, подлежащих страхованию и являющихся серийно изготавливаемыми автомобилями, и им не нужно обращаться к заказчику, чтобы узнать, к какому типу средств относятся автомобили заказчика (легковые автомобили категории «В» или это автобусы категории «Д»). Поэтому, например, при расчёте страховой премии по конкурсу ОСАГО, проводимому филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республика Хакасия в г. Саяногорске», страховые компании ЗАО «Надежда» и ООО «Росгосстрах - Сибирь» отнесли все транспортные средства к легковым автомобилям (категория «В») и применили базовые страховые тарифы в размере 2375 рублей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2005 года № 739.
ОСАО «Ингосстрах» при расчёте страховой премии по проводимому Филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия в г. Саяногорске» открытому конкурсу ОСАГО по автомобилям УАЗ 3151210, УАЗ 3962, УАЗ 31519 применило базовый страховой тариф 1620 рублей, как категория «Д» (автобусы с числом пассажирских мест до 20 включительно). Необходимо было применить базовый страховой тариф 2375 рублей -легковые автомобили юридических лиц категория «В».
При рассмотрении дела представитель ОСАО «Ингосстрах» подтвердил, что при выдаче страховых полисов на транспортные средства были выявлены ошибки при применении базовых страховых тарифов, был уточнен расчёт по каждой единице автотранспорта, и по полисам обязательного страхования автомобилей УАЗ 3151210, УАЗ 3962, УАЗ 31519 было доплачено из собственных средств директора дополнительного офиса в г. Саяногорске Филиала ОСАО «Ингосстрах» по 906 рублей за каждое транспортное средство.
Применив заниженные базовые страховые тарифы, ОСАО «Ингосстрах» уменьшило итоговую сумму страховой премии. В результате уменьшения суммы страховой премии при подведении итогов конкурса, проведенного ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия в г. Саяногорске», конкурсной заявке ОСАО «Ингосстрах» присвоен первый номер, как набравшей наибольший балл. По результатам конкурса ОСАО «Ингосстрах» заключило государственный контракт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств № 1 от 05 марта 2008 года с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия в г. Саяногорске» на сумму 13 476 рублей, указанную в конкурсной заявке ОСАО «Ингосстрах».
Таким образом, действия ОСАО «Ингосстрах» в лице филиала в г. Абакане были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности и выражаются в нарушении положений статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которыми установлено, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
Как указано в решении Хакасского УФ АС России от 20 мая 2008 года по делу № 6-А-08 ОСАО «Ингосстрах» в лице филиала в г. Абакане получило преимущество, увеличив количество страхователей, которые желали бы выплачивать меньшую сумму страховой премии, чем в остальных страховых компаниях, что является проявлением недобросовестной конкуренции. Организатор размещения заказа - ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия в г. Саяногорске» посчитал для себя уменьшение страховой премии как наиболее благоприятное предложение для заключения контракта ОСАГО. ЗАО СО «Надежда» в лице Хакасского филиала, ООО «Росгосстрах-Сибирь» в лице Управления по Республике Хакасия понесли убытки по результатам проведённого конкурса, потеряв на рынке страхования ОСАГО страхователя в лице ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия в г. Саяногорске».
Представитель третьего лица – ЗАО СО «Надежда» в предварительном судебном заседании пояснил следующее.
Занизив на псевдозаконных и неизвестных другим участникам конкурса основаниях цену контракта и выиграв тем самым конкурс на право заключения контракта с государственным заказчиком, ОСАО «Ингосстрах» лишил остальных участников конкурса права на конкурентную и честную борьбу за клиентов, а действия данной компании фактически привели к получению преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
Как было выяснено в ходе рассмотрения жалобы на действия ОСАО «Ингосстрах», при расчёте страховой премии по страхованию по договору ОСАГО транспортных средств УАЗ 31512, УАЗ 3962, УАЗ 31519, данным участником конкурса был применён, согласно разделу 1 Постановления Правительства РФ от 08 декабря 2005 года № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии», страховой тариф, равный 1620 рублей, а именно - как для автобусов, т.е. транспортных средств категории «D» с числом пассажирских мест до 20 включительно.
Однако, в соответствии с данными, указанными в разделах № 4 ПТС, вышеназванные транспортные средства относятся к категории «В», и, следовательно, при расчёте страховой премии относительно данных транспортных средств необходимо было применить законный базовый страховой тариф в сумме 2375 рублей, а именно - как для легковых автомобилей, транспортных средств категории «В» юридических лиц.
Следовательно, в нарушение вышеназванных правовых предписаний, ОСАО «Ингосстрах» применило заниженные базовые страховые тарифы и уменьшило сумму страховой премии. Тем самым, данная страховая компания путём незаконных действий по занижению страховой премии получила преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности. Обосновывая свою правовую позицию в данном деле, представитель ОСАО «Ингосстрах» Нагорных Т.Н. представила в материалы дела квитанции на получение страховой премии (взноса) № 026585 от 19 марта 2008 года, № 025584 от 19 марта 2008 года, № 026581 от 19 марта 2008 года.
Как следует из буквального анализа представленной ОСАО «Ингосстрах» бухгалтерской документации, Филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия в г. Саяногорске», уже после объявления результатов конкурса и заключения государственного контракта № 1 от 05 марта 2008 года на сумму 13 476 рублей, 19 марта 2008 года произвёл доплату страховой премии страховщику - ОСАО «Ингосстрах» в сумме 2718 рублей, «выровняв» её до требуемой по законодательству суммы.
Таким образом, Комиссия Управления федеральной антимонопольной службы РФ по РХ по делу № 6-А-08 выявила и установила все необходимые и юридически значимые обстоятельства по данному делу, дала им надлежащую правовую оценку и приняла законное и обоснованное решение. В связи с чем, просим в удовлетворении заявления ОСАО «Ингосстрах» к Управлению федеральной антимонопольной службы РФ по РХ о признании незаконным решения и предписания от 20 мая 2008 года отказать.
Третье лицо - ФГУЗ ««Центр гигиены и эпидемиологии в РХ» в предварительное судебное заседание своего представителя не направило. Почтовое уведомление от 08 июля 2008 года №95256 свидетельствует о получении третьим лицом заказного письма с копией определения о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству, назначении предварительного судебного заседания, о привлечении к участие в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и об оставлении заявления о принятии обеспечительных мер без движения.
В соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сторона считается извещённой надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Согласно части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в дело материалы, арбитражный суд установил, что подготовка дела к судебному разбирательству окончена, дело подготовлено к судебному разбирательству.
Руководствуясь частью 1 статьи 136, частями 1, 2, 3 статьи 137, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 13 часов 30 минут 27 августа 2008 года, провести судебное заседание в помещении арбитражного суда по адресу: г. Абакан, ул. Крылова, 74, кабинет №301 – зал судебного заседания № 4, (помощник судьи Анчичекова И.В., телефон 299-513). О явке в судебное заседание доложить секретарю судебного заседания Веселковой А.П., кабинет №319.
2. Предложить представить:
заявителю: пояснения о том, когда получили полную информацию об автомобилях, ПТС; когда пересчитали (доказательства перерасчёта); расчёт по каждой машине (с указанием марки машины, первоначального тарифа и последующего); судебную практику по аналогичным делам;
антимонопольному органу: расчёт по каждой машине (с указанием марки машины, первоначального тарифа и последующего); отмеченные документы антимонопольного дела; судебную практику по аналогичным делам;
третьему лицу – ЗАО СО «Надежда»: Положение о филиале, свидетельство о государственной регистрации юридического лица; судебную практику по аналогичным делам.
третьему лицу – ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия»: учредительные документы и свидетельство о государственной регистрации в подтверждение статуса юридического лица (его филиала); письменный мотивированный отзыв на заявление с приложением доказательств в обоснование позиции в споре; документы относительно установления цены государственного контракта, материалы по проведению конкурса, конкурсную документацию.
3. Лицам, участвующим в деле, обеспечить явку уполномоченных представителей.
4. Информация о движении настоящего дела (перерывах в судебных заседаниях) может быть получена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Хакасия http://khakasia.arbitr.ru.
Судья Арбитражного суда
Республики Хакасия Е.В. Каспирович