НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Республики Хакасия от 21.10.2020 № А74-5400/19

Арбитражный суд Республики Хакасия

655017, г. Абакан, ул. Крылова, 74, а/я 147

http://khakasia.arbitr.ru http://my.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о выделении денежных средств из конкурсной массы

21 октября 2020 года Дело № А74-5400/2019

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Т.В. Темеревой,

ознакомившись с ходатайством Лемзяковой Елены Игоревны (ИНН 190202716118, СНИЛС 064-596-882 15, 22 июня 1981 года рождения, место рождения: г. Саяногорск Красноярского края, зарегистрирована по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, ул. Советский микрорайон, д. 31, кв. 79) о выплате денежных средств и исключении из конкурсной массы прожиточного минимума, установил:

Лемзякова Елена Игоревна (далее – должник, гражданин) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия (далее – арбитражный суд) с заявлением о признании
ее несостоятельной (банкротом).

Определением арбитражного суда от 14.06.2019 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.

Определением арбитражного суда от 14.10.2019 в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена Третьякова Е.А.

Определением арбитражного суда от 26.08.2020 Третьякова Е.А. отстранена от исполнения возложенных на неё обязанностей финансового управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве) должника, судебное заседание по рассмотрению вопроса об утверждении финансового управляющего назначено на 21.09.2020, которое отложено на 22.10.2020.

Решением арбитражного суда от 02.09.2020 должник признан банкротом, введена процедура реализации имущества гражданина.

Должник обратился с ходатайством о выплате прожиточного минимума, согласно которому должник просит исключить из конкурсной массы прожиточный минимум на должника и ее несовершеннолетних детей (с правом самостоятельно снимать денежные средства по судебному акту в банке) с 26.08.2020 до даты утверждения нового финансового управляющего.

Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ), с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.

По общему правилу, в конкурсную массу гражданина включается все его имущество, имеющееся на день принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества, а также имущество, выявленное или приобретенное после принятия указанного решения (пункт 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве), в том числе заработная плата и иные доходы должника.

Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).

В решениях Конституционного Суда Российской Федерации подчеркивается, что провозглашенные в Конституции РФ цели политики России как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, об их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния здоровья, по другим независящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения себе и своей семье прожиточного минимума, он вправе рассчитывать на соответствующую помощь, материальную поддержку со стороны государства и общества.

По общему правилу, в конкурсную массу гражданина включается все его имущество, имеющееся на день принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и введении процедуры реализации имущества, а также имущество, выявленное или приобретенное после принятия указанного решения (пункт 1 статьи 213.25 Закон о банкротстве), в том числе заработная плата и иные доходы должника.

Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, в том числе деньги в размере установленной величины прожиточного минимума, приходящейся на самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении (абзац первый пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Вопросы об исключении из конкурсной массы указанных денежных средств либо о не включении в конкурсную массу названных выплат, согласно разъяснениям абзаца 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан», решаются финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке. В частности, реализуя соответствующие полномочия, финансовый управляющий вправе направить лицам, производящим денежные выплаты должнику (например, работодателю), уведомление с указанием сумм, которые должник может получать лично, а также периода, в течение которого данное уведомление действует.

Таким образом, финансовому управляющему в деле о банкротстве гражданина предоставлено право на разрешение вопроса об исключении денежных средств из конкурсной массы. При этом алгоритм поведения финансового управляющего в рассматриваемой ситуации аналогичен осуществляемой судебным приставом-исполнителем процедуре обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина.

При наличии разногласий между финансовым управляющим, должником и лицами, участвующими в деле о банкротстве, относительно указанных имущества, выплат и (или) их размера любое из названных лиц вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о разрешении возникших разногласий. По результатам рассмотрения соответствующих разногласий суд выносит определение (пункт 1 статьи 60, абзац второй пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

Исходя из статьи 1 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее - Закон о прожиточном минимуме), величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

При этом в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», разъяснено, что при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).

Указанное обстоятельство подлежит учету судом, рассматривающим дело о банкротстве, при рассмотрении ходатайства финансового управляющего о предоставлении ему доступа в принадлежащие должнику жилые помещения, к адресам и содержимому электронной и обычной почты гражданина и т.п., а также при рассмотрении ходатайства должника о получении из конкурсной массы денежных средств в разумном размере на оплату личных нужд. Названные ходатайства рассматриваются судом в порядке статьи 60 Закона о банкротстве.

Вне зависимости от того, что гражданин признан несостоятельным (банкротом), и в отношении распоряжения денежными средствами действуют ограничения, предусмотренные Законом о банкротстве, гражданин имеет право на удовлетворение своих повседневных нужд и поддержание состояния своего здоровья, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации.

Прожиточный минимум необходим при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о прожиточном минимуме прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета.

Определением арбитражного суда от 26.08.2020 Третьякова Е.А. отстранена от исполнения возложенных на неё обязанностей финансового управляющего в деле о несостоятельности (банкротстве) должника, судебное заседание по рассмотрению вопроса об утверждении финансового управляющего назначено на 21.09.2020, которое отложено на 22.10.2020.

Таким образом, в отсутствие финансового управляющего у должника отсутствует возможность получения денежных средств из конкурсной массы для обеспечения личных нужд в процедуре банкротства, что нарушает конституционные гарантии гражданина на достойное существование.

Должником также заявлено об исключении из конкурсной массы прожиточного минимума на несовершеннолетних детей.

При введении в отношении должника процедуры банкротства судом было установлено, что должник имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей (2010 и 2016 годов рождения).

Право детей на особую заботу и помощь провозглашено Всеобщей декларацией прав человека и наряду с принципом приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплено Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), статья 27 которой предусматривает, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1). Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года) закрепляет принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, прежде всего для его родителей (принцип 7). Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, также возлагает основную ответственность за воспитание и развитие ребенка на родителей, предметом главной заботы которых должно быть наилучшее обеспечение его интересов (статья 18).

Согласно Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, часть 2). В целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 7; статья 38, части 1 и 2).

Данному конституционному предписанию, служащему основой правоотношений, содержание которых составляют родительские обязанности и коррелирующие им права детей, и предполагающему, что ущемление прав ребенка несовместимо с самой природой этих отношений, корреспондируют положения международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Приведенным положениям Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов корреспондируют закрепленные в пункте 3 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации принципы заботы о благосостоянии и развитии детей, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, на реализацию которых направлены, в частности, положения данного Кодекса, предусматривающие такие права ребенка, как право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, знать своих родителей, на их заботу, равно как и обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей (пункт 2 статьи 54 и пункт 1 статьи 80), которая, как правило, реализуется родителями добровольно (Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2011 № 953-О-О)

На основе этих принципов в Семейном кодексе Российской Федерации определяются права и обязанности родителей и детей, в том числе имущественные, включая право ребенка на получение содержания от своих родителей и обязанность родителей по содержанию несовершеннолетних детей, которая, как правило, реализуется родителями добровольно (статьи, 13, 60 и 80).

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования; федеральный законодатель - исходя из того, что несовершеннолетние дети, по общему правилу, находятся на попечении родителей, которые вправе и обязаны действовать в их интересах в качестве законных представителей, - должен устанавливать эффективные механизмы, гарантирующие приоритетную защиту прав и интересов несовершеннолетних, восстановление нарушенных прав ребенка, недопущение их дискриминации.

Согласно закрепленному в статье 31 Семейного кодекса РФ принципу равенства супругов, вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно. В силу положений статьи 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Таким образом, родители в равной мере несут предусмотренные Семейным кодексом РФ обязанности, в том числе и по содержанию несовершеннолетних детей.

В пункте 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации также закреплен принцип построения семейных отношений на основе взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Норма направлена на обеспечение сохранения необходимого уровня жизнеобеспечения как получателю, так и плательщику алиментов при условии соблюдения баланса интересов обеих сторон отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года № 546-О-О, от 23 октября 2014 года № 2463-О и от 24 марта 2015 года № 666-О, Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 № 1154-О).

В развитие данных конституционных положений пунктом 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации определяются равные права и обязанности родителей в отношении своих детей, что, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, относится и к возможности выезда несовершеннолетнего гражданина из Российской Федерации (Определение от 27 января 2011 года № 109-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 26.11.2018 № 3084-О, Постановление Конституционного Суда РФ от 22.01.2018 № 4-П).

Вместе с тем по смыслу статей 1, 56 и 65 названного Кодекса ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе от злоупотреблений со стороны своих родителей; родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, а разногласия между родителями разрешаются путем обращения в органы опеки и попечительства или в суд на основании приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

При этом, в силу разъяснений пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов», разъяснено, что в силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 23 ГПК РФ дела о взыскании алиментов, а также иные дела по спорам, связанным со взысканием алиментов (например, об изменении размера алиментов, об освобождении от уплаты алиментов, о взыскании неустойки в связи с несвоевременной уплатой алиментов), рассматриваются мировым судьей в качестве суда первой инстанции. В случае, если одновременно с требованием, связанным со взысканием алиментов, подсудным мировому судье, заявлено требование, подсудное районному суду (например, об установлении отцовства либо материнства, о лишении родительских прав или об ограничении родительских прав), то такие дела в соответствии с частью 3 статьи 23 ГПК РФ подлежат рассмотрению районным судом. Районный суд рассматривает также в качестве суда первой инстанции дела по искам об изменении, о расторжении или признании недействительным соглашения об уплате алиментов.

Определениями Верховного Суда РФ от 27.10.2017 № 310-ЭС17-9405(1,2) по делу А09-2730/2016 и от 02.08.2018 № 305-ЭС18-1570 по делу А40-184304/2015 определены принципы обеспечения интересов несовершеннолетних детей и кредиторов в делах о банкротстве граждан. При наличии спора об обжаловании соглашения об уплате алиментов судебная коллегия высказала позицию, что интересу кредитора в возврате долга не противопоставляется запрещенный законом интерес должника в уклонении от исполнения взятых на себя обязательств (в связи с чем отсутствует и признак сокрытия имущества), а противопоставляются интересы детей как кредиторов должника по алиментному соглашению. Разрешая вопрос о допустимости оспаривания данного соглашения, необходимо соотносить две правовые ценности: права ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (статья 27 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989), с одной стороны, и закрепленное в статьях 307 и 309 Гражданского кодекса Российской Федерации право кредитора по гражданско-правовому обязательству получить от должника надлежащее исполнение, с другой стороны, - и установления между названными ценностями баланса. При этом под соответствующим балансом не может пониматься равенство интересов детей как кредиторов по алиментам и обычных гражданско-правовых кредиторов. Коль скоро Российская Федерация является социальным государством (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации), под защитой которого находятся материнство и детство (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации), интересы детей имеют приоритетное значение по отношению к обычным кредиторам. При определении размера алиментов на ребенка следует исходить из абсолютной величины денежных средств, выделенных ребенку и уровня доходов плательщика алиментов (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2012 № 11-П, определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2017 № 310-ЭС17-9405).

Сведения об исполнении обязанности отцом несовершеннолетних детей обязанности по содержанию не представлены.

В целях соблюдения приведенных выше конституционных прав несовершеннолетних детей, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленного должником требования о выделении из конкурсной массы прожиточного минимума на двух несовершеннолетних детей в размере 100 %.

Учитывая изложенное, исходя из вышеприведенных положений Закона о банкротстве, принципа баланса интересов между должником и его кредиторами, личными правами должника, в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности, а также из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что в конкурсную массу ежемесячно поступают денежные средства, суд признает требование о выплате прожиточного минимума должнику обоснованным с даты отстранения финансового управляющего. С учетом разъяснений пункта 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», датой отстранения арбитражного управляющего является дата оглашения резолютивной части судебного акта, то есть с 26.08.2020.

Из положений статьи 4 Закона Республики Хакасия от 09.11.2004 № 79 «О прожиточном минимуме в Республике Хакасия» следует, что величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Хакасия определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 04.08.2020 № 416 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Республике Хакасия за 2 квартал 2020 года» установлена величина прожиточного минимума в Республике Хакасия за 2 квартал 2020 года в расчете на душу населения - 11772 рубля, для трудоспособного населения - 12399 рублей, пенсионеров - 9395 рублей, детей - 12507 рублей.

На дату рассмотрения ходатайства величина прожиточного минимума на душу населения за 3 квартал 2020 года в Республике Хакасия не установлена.

При введении в отношении должника процедуры банкротства судом было установлено, что должник с 09.08.2019 работает в ГБУЗ РХ «Саяногорская МБ», средний заработок составляет 13 125 руб. 82 коп.

В связи с тем, что Третьякова Е.А. освобождена от исполнения обязанностей финансового управляющего в деле о банкротстве, решение вопросов о не включении в конкурсную массу названных выплат финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке невозможно, для недопущения нарушения прав должника и лиц, находящихся на его иждивении, арбитражный суд полагает необходимым предоставить должнику с даты определения об отстранении Третьяковой Е.А. от исполнения обязанностей финансового управляющего (26.08.2020) до даты утверждения финансового управляющего право пользования и распоряжения денежными средствами в ежемесячном размере величины прожиточного минимума на самого должника и двух несовершеннолетних детей.

Руководствуясь статьями 20.6, 60, пунктом 3 статьи 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 137, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Исключить из конкурсной массы и предоставить должнику Лемзяковой Елене Игоревне в период с 26.08.2020 до даты утверждения финансового управляющего право пользования и распоряжения денежными средствами, поступающими на ее банковский счет (номера счета: 40817810475570001928, банк получателя: Росбанк, БИК 040407388, кор.счет 30101810000000000388 ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю, ИНН 7730060164), в ежемесячном размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, а также в отношении двух несовершеннолетних детей, установленного на территории Республики Хакасия.

Настоящее определение может быть обжаловано в течение десяти дней после его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Т.В. Темерева