НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Республики Хакасия от 14.07.2022 № А74-3687/2022

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   РЕСПУБЛИКИ   ХАКАСИЯ

655017, г. Абакан, ул. Крылова, 74

http://khakasia.arbitr.ruhttp://my.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о передаче дела на рассмотрение суда общей юрисдикции

14 июля 2022 года

Дело № А74-3687/2022

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.А. Галиновой,

при ведении протокола секретарём судебного заседания А.К. Огорониковой

рассмотрел в предварительном судебном заседании дело по заявлению

государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Прокуратуре города Абакана

о признании недействительным представления от 28 декабря 2021 года №7-22-2021.

В судебном заседании 8 июля 2022 года объявлялся перерыв до 09 час. 30 мин. 14 июля 2022 года.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя – ФИО1 на основании доверенности  от  18.01.2022 (паспорт) (до перерыва);

прокуратуры города Абакана – ФИО2, старший помощник прокурора (служебное удостоверение) (до перерыва), ФИО3, заместитель прокурора г. Абакана (служебное удостоверение) (после перерыва).

Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Прокуратуре города Абакана о признании недействительным представления от 28.12.2021 №7-22-2021.

В предварительном судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования на основании доводов, изложенных в заявлении и дополнительных пояснениях.

Представитель прокуратуры города Абакана указала, что рассмотрение данного спора не подсудно арбитражному суду; ходатайствовала о передаче дела на рассмотрение суда общей юрисдикции.

Представитель заявителя возражала относительно заявленного ходатайства.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно части 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передаёт дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретённый в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя  (часть 2 статьи 27 АПК РФ).

Пунктом 2 части 1 статьи 29 и частью 1 статьи 197 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных
и муниципальных служащих.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия
к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном указанным Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесённые федеральным законом
к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению
в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции (часть 4 статьи 1 КАС РФ).

Из вышеприведённых норм следует, что критериями отнесения того или иного дела к компетенции арбитражных судов является субъектный состав и предмет спора (экономический характер требования), соответственно, судебная защита не связанных
с ведением экономической деятельности прав и законных интересов организаций осуществляется судами общей юрисдикции.

В рассматриваемом случае заявитель обратился в арбитражный суд заявлением к Прокуратуре города Абакана о признании недействительным представления от 28.12.2021             №7-22-2021 об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

Из материалов дела следует, что проверка, по итогам которой вынесено оспариваемое представление, проводилась по вопросу выплаты гражданину денежной компенсации на содержание собаки-проводника и предоставления технических средств реабилитации, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Отношения, возникшие между фондом и инвалидом по поводу обеспечения техническими средствами реабилитации и выплаты денежной компенсации на содержание собаки-проводника,  вытекающие из законодательства о социальной защите инвалидов и направленные на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, по своей правовой природе не связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, оспариваемое представление вынесено Прокуратурой города Абакана в рамках контрольно-надзорной деятельности в отношении заявителя как участника правоотношений в сфере социальной защиты инвалидов, следовательно, оспариваемый ненормативный правовой акт не затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, рассмотрение настоящего спора относится к подсудности суда общей юрисдикции.

Доказательств обращения в суд общей юрисдикции с аналогичным заявлением заявителем не представлено, равно как не представлено доказательств того, что аналогичное заявление возвращено судом общей юрисдикции заявителю или производство по жалобе было прекращено в связи с неподсудностью спора суду общей юрисдикции.

Учитывая вышеизложенное, в целях обеспечения конституционного права лиц, участвующих в деле, на рассмотрение дела в том суде, к подсудности которого оно отнесено, арбитражный суд пришёл к выводу о необходимости передачи дела №А74-3687/2022 в Верховный суд Республики Хакасия для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Руководствуясь частями 2 и 4 статьи 39, статьями 176, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Передать дело №А74-3687/2022 в Верховный Суд Республики Хакасия для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Настоящее определение может быть обжаловано в Третий арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья

О.А. Галинова