НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Республики Хакасия от 06.04.2007 № А74-3956/06

Арбитражный суд Республики Хакасия

655017, г. Абакан, ул. Пушкина,165, а/я 147

http://khakasia.arbitr.rue-mail: arbitr@khakassia.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

по результатам рассмотрения заявления о рассрочке

исполнения судебного акта

г. Абакан                                                                                                      Дело №А74-3956/2006

13 апреля 2007 года                                                                            

Резолютивная часть определения объявлена 06 апреля 2007 года.

Полный текст определения изготовлен 13 апреля 2007 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Гигель Н.В.

при ведении протокола судебного заседания  судьей Гигель Н.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление

Государственного учреждения Республики Хакасия «Таштыпский лесхоз», с. Таштып,

о рассрочке исполнения решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 09 января 2007 года по делу № А74-3956/2006, возбужденному  по заявлению

государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Таштыпском районе Республики Хакасия, с. Таштып,

к Федеральному государственному учреждению «Таштыпский лесхоз», с. Таштып,

о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени в размере 934.336,00 руб.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в судебном заседании 02 апреля 2007 года арбитражный суд объявил перерыв до 11 часов 50 минут 06 апреля 2006 года.

В судебном заседании принимали участие:

от Государственного учреждения Республики Хакасия «Таштыпский лесхоз» - Лашкин Ф.Г., доверенность от 14 марта 2007 года;

от Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Таштыпском районе Республики Хакасия (до перерыва) - Охотникова Н.В., доверенность от 06 марта 2007 года; Кутузова Н.Л. доверенность от 02 апреля 2007 года.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Таштыпском районе Республики Хакасия (далее – Управление Пенсионного фонда) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Федерального государственного учреждения «Таштыпский лесхоз» недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год и 1 квартал 2006 года, пени в общей сумме 1.212.986,31 руб.

В ходе рассмотрения дела представитель Управления Пенсионного фонда уменьшил сумму требований до  934.336,00 руб., в том числе: 906.761,00 руб. –  задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, из них 733.657,00 руб.- на финансирование страховой части трудовой пенсии и 173.104,00 руб.  на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также 27. 575,00 руб. пени, начисленные за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Решением арбитражного суда от 09 января 2007 года заявленные требования удовлетворены, с Федерального государственного учреждения «Таштыпский лесхоз» в доход Пенсионного  фонда взысканы недоимка по страховым взносам и пеня  в общей сумме 934.336,00 руб.

09 февраля 2007 года  ФГУ «Таштыпский лесхоз» обратилось в арбитражный суд с заявлением о рассрочке исполнения решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 09 января 2007 года по делу № А74-3956/2006, сроком на 4 года.

 Определением арбитражного суда от  21 марта 2007 г.  произведена замена ФГУ «Таштыпский лесхоз» его правопреемником – Государственным учреждением Республики Хакасия  «Таштыпский лесхоз» (далее – Таштыпский лесхоз»).

В судебном заседании, 02 апреля 2007 года, заявитель поддержал заявление о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта, представив график погашения задолженности на четырехлетний период. Необходимость предоставления рассрочки заявитель обосновывает невозможностью единовременного исполнения решения арбитражного суда в связи с тяжелым материальным положением, вызванным недофинансированием из федерального бюджета в течение трех последних лет, сменой собственника учреждения, отсутствием бюджетного финансирования на цели погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В подтверждение указанных обстоятельств Таштыпским лесхозом  представлены справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета на 01 января 2007 года, согласно которой на 01.01.2007 года остаток средств на счете должника составляет 3.903,03 руб.,  баланс исполнения бюджета главного распорядителя получателя средств бюджета на 01 января 2007 года, согласно которому на 01.01.2007 года убыток по деятельности должника составил 6.162.830,13 руб., уведомления о бюджетных ассигнованиях сметы расходов и отчеты о выполнении производственно-финансового плана за 2004, 2005 и 2006 годы, а также производственно-финансовый план  на 2007 год.

При этом  Таштыпский  лесхоз считает возможным исполнение решения арбитражного суда в течение четырех лет за счет внебюджетных источников -  будущих доходов от разрешенной приносящей доход деятельности (на 2007 г. запланировано получение таких доходов и направление их на погашение задолженности по решению арбитражного суда от  09.01.2007 г.  в сумме 342 905 руб.

Управление Пенсионного фонда в отзыве на заявление, поддержанном представителями в судебном заседании 02 апреля 2007 года согласилось с наличием обстоятельств, затрудняющих исполнение решения, и  факта нахождения Таштыпского лесхоза в сложном финансовом положении, однако, против рассрочки исполнения судебного акта возражает, ссылаясь на ее длительность и нарушение при этом прав застрахованных лиц – работников лесхоза.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд не находит возможным  удовлетворить заявление исходя из следующего.

В соответствии со статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта.

Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) не предусматривает для судебных органов ограничений в реализации полномочий по определению порядка и сроков исполнения судебных актов, установленных процессуальным законодательством.

Из представленных в материалы дела документов усматривается, что Таштыпский лесхоз действительно находится в тяжелом финансовом положении, не имеет достаточных средств для погашения задолженности по решению арбитражного суда от 09.01.2007 г., бюджетное финансирование расходов на погашение задолженности по решению на 2007 г. не предусмотрено.

Анализ представленных в материалы дела документов позволяет также сделать вывод, что задолженность по страховым взносам на обязательное  пенсионное страхование образовалась вследствие  недостаточного финансирования из федерального бюджета в 2004-2006 г.г.

Однако, арбитражный суд полагает, что ссылка заявителя  на тяжелое финансовое положение и то обстоятельство, что задолженность образовалась из-за недофинансирования, не может служить безусловным основанием для предоставления рассрочки исполнения решения суда.

В соответствии со статьей 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставление отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта является исключительной мерой, применяемой арбитражным судом при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.

Арбитражный процессуальный кодекс не устанавливает конкретного перечня оснований для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а указаны лишь общие критерии их определения. Поэтому в каждом конкретном случае, решая вопрос о наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, суд самостоятельно определяет необходимость предоставления рассрочки исходя из всех обстоятельств дела и с соблюдением баланса интересов должника и взыскателя.

Правоотношения по обязательному пенсионному страхованию носят трехсторонний характер, в связи с чем необходимо учитывать также и интересы застрахованных лиц – работников организации-страхователя.

В силу пункта 2 статьи 7 Закона № 167-ФЗ право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с названным Законом.

Страховые платежи являются обязательными платежами, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на индивидуальном лицевом счете (статья 3 Закона № 167-ФЗ).

Согласно ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для назначения трудовой пенсии по старости требуется не менее пяти лет страхового стажа. В страховой стаж на основании ст.10 данного Федерального закона включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования лицами на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Размер трудовой пенсии зависит от суммы поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника. Так, размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности (расчетного пенсионного капитала), поделенной на ожидаемый период выплаты пенсии. При этом расчетный пенсионный капитал индексируется вплоть до назначения гражданину трудовой пенсии. У работающего пенсионера через 12 месяцев после назначения или предыдущего перерасчета страховой части трудовой пенсии возникает право на перерасчет данной части пенсии с учетом поступивших за этот период страховых взносов.

Накопительная часть трудовой пенсии исчисляется в аналогичном порядке. Ее размер зависит от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии, и инвестиционного дохода. При этом застрахованное лицо имеет право управлять своими пенсионными накоплениями, то есть оно является активным субъектом системы обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, неуплата, а также несвоевременная и частичная уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование влечет нарушение пенсионных прав застрахованных лиц. Наиболее значимыми негативными последствиями неуплаты страховых взносов являются: отсутствие необходимого стажа для приобретения права на трудовую пенсию, занижение размера страховой и накопительной частей трудовой пенсии при неполной или частичной уплате страховых взносов. В данном случае существует закономерность: 30-процентная уплата страховых взносов - 30-процентный размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии, 40-процентная уплата - 40-процентный размер и т.д., занижение суммы расчетного пенсионного капитала при его индексации в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов; отсутствие возможности инвестировать средства пенсионных накоплений и, как следствие, неполучение инвестиционного дохода.

Именно поэтому на законодательном уровне закреплена обязанность работодателя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с их начислением и перечислением в указанный бюджет (пункт 2 статьи 14 Закона  №167-ФЗ).

С учетом вышеизложенного  права и законные интересы застрахованных лиц - работников организации - являются приоритетными и не могут зависеть от желания плательщика страховых взносов обеспечить себе наиболее благоприятный режим погашения присужденной к взысканию задолженности.

Согласно представленным в материалы дела  сведениям  в период  испрашиваемой рассрочки исполнения судебного акта арбитражного суда  планируется назначение трудовой пенсии  по возрасту троим работникам Таштыпского лесхоза – Волосникову Г.Г. (2008 г.), Екову А.А. и Лопатиной Л.С. (2009 г.).

Непоступление в период 2007-2009 г.г. страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование указанных работников повлечет нарушение их права на своевременное и полное пенсионное обеспечение.

Как установлено арбитражным судом, Таштыпский лесхоз является государственным учреждением,  находится в собственности Республики Хакасия.

Действующее законодательство предусматривает  субсидиарную ответственность собственника учреждения по его долгам (статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, отсутствие у Таштыпского лесхоза достаточного количества денежных средств и имущества,  на которое может быть обращено взыскание по решению арбитражного суда, не свидетельствует о невозможности фактического получения органом  Пенсионного  фонда задолженности по страховым взносам и пени.  Предоставление же рассрочки исполнения судебного акта арбитражного суда может явиться препятствием для реализации Управлением Пенсионного  фонда своего права на получение  долга  с собственника Таштыпского лесхоза.

Кроме того, представленные Таштыпским лесхозом  документы свидетельствуют лишь об экономической  перспективе получения учреждением собственного дохода, достаточного для внесения платежа по графику лишь в сумме  340 тыс. руб. в 2007 г.  Возможность погашения оставшейся части задолженности в 2008-2010 годах документально не подтверждена.

С учетом вышеизложенного арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления рассрочки исполнения судебного акта и удовлетворении заявления Таштыпского лесхоза.

Руководствуясь частью 1 статьи 324, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Отказать государственному учреждению Республики Хакасия «Таштыпский лесхоз» в удовлетворении заявления о рассрочке исполнения решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 09 января 2007 года по делу № А74-3956/2006.

 Настоящее определение может быть обжаловано  в  течение месяца со дня вынесения определения  путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Хакасия, а также в течение двух месяцев после вступления определения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия                                                                                Н.В. Гигель