АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала
8 августа 2023 г. Дело №А15-2918/2022
Арбитражный суд Республики Дагестан в лице судьи Магомедова Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аливердиевой Н.Э.,
рассмотрев в судебном заседании в рамках дела о банкротстве ФИО1 (ИНН <***>, СНИЛС <***>, род. 30.08.1991 в с.Сергокала, зарег.: с. Сергокала Сергокалинского района, ул. Буденного, д.20)
ходатайство должника об исключении денежных средств из конкурсной массы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился 15.06.2022 в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании себя банкротом в связи с невозможностью исполнения свыше трех месяцев обязательств перед ПАО Сбербанк и АО «Почта Банк».
Определением суда от 04.08.2022 в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена ФИО2, сообщение в ЕФРСБ №9379749 от 10.08.2022.
Решением суда от 14.02.2022 должник признан банкротом, введена реализация имущества гражданина.
11.07.2023 в арбитражный суд поступило ходатайство должника об исключении денежных средств из конкурсной массы.
Финансовый управляющий и кредиторы о возражениях не заявили.
Исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства по следующим основаниям.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2012 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным указанным кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, регулируются параграфами 1.1 и 4 главы X Закона о банкротстве, а при отсутствии специальных правил, регламентирующих особенности банкротства этой категории должников - главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.
Согласно части 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве по мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов.
Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может быть обращено взыскание по исполнительным документам на продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 12.07.2007 N 10-П, определении от 15.07.2010 N 1064-О-О, законодатель, обеспечивая возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав управомоченного в силу гражданско-правового обязательства лица (кредитора, взыскателя), должен исходить из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности. Конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
При определении размера удержания из источника дохода, являющегося для должника единственным источником существования, надлежит учитывать, в числе прочего, размер этого дохода с тем, чтобы обеспечить самому должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования.
Исходя из положений статей 2, 131 Закона о банкротстве, целью проведения процедуры банкротства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника за счет конкурсной массы, сформированной из выявленных активов должника.
Процедура реализации имущества гражданина является реабилитационной процедурой, применяемой в деле о банкротстве в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. При этом должник, действующий добросовестно, должен претерпеть неблагоприятные для себя последствия признания банкротом, выражающиеся в передаче в конкурсную массу максимально возможного по объему имущества и имущественных прав в целях погашения требований кредиторов. Применяемые в деле о банкротстве процедуры направлены на удовлетворение требований кредиторов должника и не могут быть использованы в ущерб их интересам.
Статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится.
Предоставляя должнику-гражданину имущественный иммунитет, с тем чтобы, исходя из общего предназначения данного правового института, гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности, данная статья выступает процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав этих лиц (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года № 10-П).
В настоящем ходатайстве заявитель просил исключить из конкурсной массы 1 444 497,93 рубля, являющихся надбавкой к денежному довольствию за выполнение специальной военной операции на территории иностранного государства.
В соответствии с пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 45 от 13.10.2015 при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности). Указанное обстоятельство подлежит учету судом, рассматривающим дело о банкротстве, при рассмотрении ходатайства финансового управляющего о предоставлении ему доступа в принадлежащие должнику жилые помещения, к адресам и содержимому электронной и обычной почты гражданина и т.п., а также при рассмотрении ходатайства должника о получении из конкурсной массы денежных средств в разумном размере на оплату личных нужд.
В соответствии со справкой от 05.07.2022 выплаты участнику специальной военной операции, установленные Указом Президента РФ от 25.03.202 №153сс, являются мерой социальной поддержки личному составу войск национальной гвардии РФ.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.
Федеральным законом от 26.03.2022 № 69-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О ветеранах» военнослужащим, принимающим участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, предоставлено право на получение статуса ветерана боевых действий.
В пункте 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 484, указаны размеры выплат в отношении каждой категории получателей таких выплат.
Указанные выплаты не подлежат налогообложению на основании пункта 81 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно: доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в СВО.
Как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 14-О-О, статья 446 ГПК РФ содержит исчерпывающий перечень видов имущества граждан, на которое в системе действующего правового регулирования запрещается обращать взыскание по исполнительным документам в силу целевого назначения данного имущества, его свойств, признаков, характеризующих субъекта, в чьей собственности оно находится.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве во взаимосвязи с его статьей 4, конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств данного дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (определения от 13.10.2009 № 1325-О-О, от 15.07.2010 № 1064-О-О).
Статьей 101 Закона об исполнительном производстве установлены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Пунктом 8 данной статьи к их числу отнесены компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде, в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность (подпункт «а»).
Пунктом 21 части 1 указанной статьи закона установлен исполнительный иммунитет установлен и на денежные выплаты, осуществляемые военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, не указанные в других пунктах настоящей части
Данные специальные денежные выплаты не могут составлять конкурсную массу и расходоваться на удовлетворение требований кредиторов в деле о банкротстве.
Выплаты, осуществляемые должнику, имеют целевой характер и связаны с особыми условиями труда (в том числе в связи с повышенным риском получения увечий и инвалидности, вплоть до гибели гражданина) и дополнительной нагрузкой должника, возникающей в связи с осуществлением деятельности в СВО.
Общая сумма выплаты из резервного фонда Правительства РФ в пользу должника составила1 444 497,93 (один миллион четыреста сорок четыре тысячи четыреста девяносто семь рублей 93 копейки.
Данные выплаты установлены УказомПрезидента РФ от 25.03.2022 № 153сс, который обладает грифом «совершено секретно». В справке от 05.07.2022, выданной командиром войсковой части №3728 Федеральной службы войск национальной гвардии РФ указано, что указанная является мерой социальной поддержки личному составу войск национальной гвардии РФ.
Правила выплаты денежного довольствия, размеры повышающих коэффициентов и надбавок к денежному довольствию на соответствующих территориях устанавливаются Правительством Российской Федерации в зависимости от мест дислокации воинских
формирований и выполняемых военнослужащими задач. Надбавки, указанные пункте 23 статьи 2Федерального закона от 7 ноября 2011г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», устанавливается Правительством РФ за выполнение задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях Российской Федерации. Специальная операция, проводимая войсками РФ на территории иностранного государства, не является вооруженным конфликтом или контртеррористической операцией, а, следовательно, положения пункта 23 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не могут быть применены к ежемесячной надбавке к денежному довольствованию, выделенной из резервного фонда Правительства РФ. К указанной надбавке не могут быть применены положения пункта 3 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 №1908.
В период с 12.12.2022г. по 14.06.2023 г. на банковский счет № 40817810651026799687 (ПАО «Промсвязьбанк») поступили денежные средства в размере 1 444 497,93 (один миллион четыреста сорок четыре тысячи четыреста девяносто семь рублей 93 копейки) - указанные выплаты являются социальными компенсационными, выплачиваемые лицам, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.10.2022 N 1874 (ред. от 24.03.2023) «О мерах поддержки мобилизованных лиц».
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан» из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, в том числе деньги в размере установленной величины прожиточного минимума, приходящейся на самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении (абзац первый пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, статья 446 ГПК РФ). Обращение взыскания на имущество гражданина-должника регулируется нормами Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), а также нормами Закона о банкротстве в случае, если в отношении гражданинадолжника вводятся процедуры, применяемые в деле о его несостоятельности. В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 части 1 указанной статьи, не может быть обращено взыскание на компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации о труде: в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность. При рассмотрении ходатайства в части исключения из конкурсной массы должника средств, выплаченных из резервного фонда Правительства РФ в части выплаты суммы суточных при выполнении специальной операции на территории иностранного государства военнослужащим, суд обоснованно исходил из того, что согласно приказу Министра обороны РФ от 06.12.2019 №727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» военнослужащим направляемым вкомандировку, по месту прохождения военной службы возмещаются расходы по проезду, бронированию и найму жилого помещения, а также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) (далее - суточные), и иные расходы, связанные со служебной командировкой. Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 №812 «О размере и порядке выплаты суточных и надбавок к суточным при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также о размере и порядке возмещения указанным военнослужащим дополнительных расходов при служебных командировках на территории иностранных государств» определяет порядок возмещения командировочных расходов и надбавок военнослужащим, направляемым для прохождения службы на территорию иностранного государства.
Однако, исходя из системного толкования вышеуказанных норм права, не должно быть истолковано не верно, а именно, что надбавки, предусмотренные пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат, устанавливается Правительством РФ за выполнение задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на отдельных территориях Российской Федерации. Тогда как специальная операция, проводимая войсками РФ на территории иностранного государства в 2022 году, не является вооруженным конфликтом или контртеррористической операцией. Соответственно, вышеуказанные положения закона, не подлежат применению при определении характера ежемесячной надбавки к денежному довольствованию за выполнениеспециальной операции на территории иностранного государства, выделенной из резервного фонда Правительства РФ. Правовым основанием для начисления ежемесячной надбавки к денежному довольствованию в размере двух окладов за выполнение специальной операции на территории иностранного государства, выделенной из резервного фонда Правительства РФ, является Указ Президента РФ №153сс от 25.03.2022.
Согласно пунктам 6, 19 и 21 пункта 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на следующие виды доходов: 6) ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое); 19) выплаты, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей; 21) денежные выплаты, осуществляемые военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в связи с участием в боевых действиях, операциях, боевых заданиях, выполнении задач за пределами территории Российской Федерации, не указанные в других пунктах настоящей части.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения статьи 101 ФЗ №229-ФЗ, к указанной выплате не могут быть применены положения пункта 3 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.11.2021 №1908. Надбавка к денежному довольствию военнослужащего носила временный характер, ее выплата осуществлялась исключительно за период нахождения военнослужащего в служебной командировке при исполнении им своих обязанностей на территории иностранного государства.
Соответственно, указанная надбавка не может быть квалифицирована в качестве стимулирующей выплаты к заработной плате, поскольку носитхарактер социальной поддержки (компенсационная социальная выплата), направлена на восстановление здоровья, поддержание и обеспечение жизнедеятельности военнослужащего, исполнявшего свои служебные обязанности на территории иностранного государства.
Исходя из того, что соответствующие выплаты были произведены, принимая во внимание соотношение размера требований кредиторов и размера компенсационной социальной выплаты, учитывая баланс интересов между должником и его кредиторами, личными правами должника, в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности, следует, что названные выплаты не подлежат включению в конкурсную массу должника и не могут учитываться при определении имущества гражданина в порядке применения пункта 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве. Следовательно, указанная выплата также подлежит исключению из конкурсной массы должника
Исходя из того, что соответствующие выплаты были произведены, учитывая, что указанные выплаты имеют характер социальной поддержки (компенсационная социальная выплата), направлены на восстановление здоровья, поддержание и обеспечение жизнедеятельности военнослужащего, исполнявшего свои служебные обязанности в рамках специальной военной операции, принимая во внимание соотношение размера требований кредиторов и размера компенсационной социальной выплаты, учитывая баланс интересов между должником и его кредиторами, личными правами должника, в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности, суд приходит к выводу, что названные выплаты не подлежат включению в конкурсную массу должника и не могут учитываться при определении имущества гражданина в порядке применения пункта 2 статьи 213.25 Закона о банкротстве.
Следовательно, указанная выплата подлежит исключению из конкурсной массы должника.
Суд полагает, что вышеизложенное позволит соблюсти баланс интересов должника, лиц, находящихся на его иждивении, с одной стороны, и кредиторов, имеющих право на получение удовлетворения за счет конкурсной массы, с другой стороны.
Руководствуясь статьями 60, 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 159, 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Ходатайство должника удовлетворить, исключить из конкурсной массы ФИО1 (ИНН <***>) денежные средства, выплаченные в связи с участием в специальной военной операции, в сумме 1 444 497,93 руб.
Определение суда может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки Ставропольского края) в течение 10 дней со дня его принятия в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Судья Т. А. Магомедов