НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Республики Бурятия от 29.10.2013 № 43546/13/23/03

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об уменьшении размера исполнительского сбора

г. Улан-Удэ                                                                                           

29 октября 2013 года                                                                              Дело № 43546/13/23/03

Резолютивная часть определения объявлена 29 октября 2013 года.

Полный текст определения изготовлен 29 октября 2013 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Хатуновой А.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Бурятский центр региональных геологических работ» об уменьшении размера исполнительского сбора,

при участии в заседании представителей:

заявителя: Осипова Тимофея Александровича по доверенности от 18.04.2013,

от Советского районного отдела судебных приставов УФССП по Республике Бурятия: не явился, извещен надлежаще;

управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия: Будаева Буянто Мункоевича по доверенности № 21 от 22.10.2013,

отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия: Могзоева Владимира Энгельсовича по доверенности № 71 от 19.08.2013,

от МРИ ФНС России № 2 по Республике Бурятия: не явился, извещен надлежаще согласно почтовому уведомлению № 67000867866219;

от ОАО «ТГК-14»: не явился, извещен надлежаще согласно почтовому уведомлению № 67000867866424,

установил:

Открытое акционерное общество «Бурятский центр региональных геологических работ» (далее – заявитель, ОАО «Бурятгеоцентр», должник) обратилось в арбитражный суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора на 1/4, установленного постановлением судебного пристава Советского РОСП УФССП по РБ Бадуевым В.П. от 16.09.2013 по исполнительному производству № 43536/13/23/03.

 В обоснование своего заявления ОАО «Бурятгеоцентр» указало, что взыскание исполнительского сбора в полном объеме ухудшит тяжелое его материальное положение, может создать угрозу банкротства организации, так как заявитель испытывает финансовые проблемы и находится в тяжелом материальном положении, на расчетном счете отсутствуют денежные средства в размере, необходимом для немедленного исполнения требований исполнительских документов. В настоящее время в отношении ГФУП «Бурятгеоцентр» и ОАО «Бурятгеоцентр», являющегося правопреемником ГФУП «Бурятгеоцентр», возбуждено 19 исполнительных производств на общую сумму задолженности 9 168 325 руб. 40 коп. Судебным приставом-исполнителем вынесено 6 постановлений о взыскании исполнительского сбора на общую сумму 631 739 руб. 80 коп. ОАО «Бурятгеоцентр» имеет задолженность по заработной плате работникам в сумме 8 231 200 рублей. Оплатить образовавшуюся задолженность единовременно не представляется возможным в связи с тем, что деятельность предприятия носит сезонный характер, геологические работы проводятся с июня до середины октября, постоянного притока денежных средств не имеется. Свободные средства отсутствуют, так как распределяются на нужды и для деятельности предприятия.

В соответствии с частью 2.1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам, установленным частью 2 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом.

До начала судебного заседания от заявителя в суд поступило ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании в связи  с участием представителя заявителя в этот день в другом процессе, назначенном на 10 час. 00 мин. 28 октября 2013 года. К ходатайству приложена копия определения арбитражного суда Республики Бурятия от 4 октября 2013 года по делу № А10-3757/2013.

В судебном заседании в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия.

Представитель управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия в судебном заседании представил отзыв на заявление, в котором указал на отсутствие оснований для уменьшения размера исполнительского сбора, поскольку доказательств уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа вследствие чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств или непреодолимых препятствий, предусмотренных статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должником не представлено. Заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия.

Представитель заявителя в судебном заседании суда требование поддержал, просил уменьшить размер исполнительского сбора до 360 668 руб. 33 коп. в связи с трудным финансовым положением, пояснив, что открытое акционерное общество «Бурятгеоцентр»  имеет задолженность по заработной плате работникам в размере около 8000000 руб., в обоснование необходимости уменьшения размера исполнительского сбора представил  бухгалтерский баланс на 31 декабря 2012 года, отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2012 года, отчет о движении денежных средств за январь-декабрь 2012 года, копию письма № 059-15-71/126 от 23 сентября 2013 года, копию письма № 059-15-71/182 от 15.10.2013, бухгалтерскую справку № 492 от 14.10.2013, справку налогового органа об открытых и закрытых счетах в кредитных организациях, копию платежного ордера № 550 от 23.10.2013, копию карточки счета 51 за июнь 2013 года, бухгалтерский баланс на 30 июня 2013 года, отчет о финансовых результатах за 14.12.2012 – июнь 2013 года.

Представитель управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве, пояснил, что не представлено доказательств наличия оснований для уменьшения размера исполнительского сбора, заявитель не воспользовался правом на обжалование постановления судебного пристава- исполнителя от 16.09.2013. Данное постановление вынесено в связи с отсутствием уважительных причин неисполнения должником исполнительного документа.

Представитель отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия против удовлетворения заявления не возражал.

Судом по ходатайству заявителя объявлен перерыв в судебном заседании до 09 часов 30 минут 29 октября 2013 года.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда с участием тех же лиц.

Представитель заявителя поддержал свое заявление, пояснив, что вина должника отсутствует, поскольку долги образовались из-за отсутствия контрактов. В обществе работают по трудовому договору, примерно, 100 человек. Долг по заработной плате на конец сентября 2013 года составляет 8745162 руб. 58 коп. Представил в качестве доказательства задолженности по заработной плате свод начислений и удержаний по ОАО «Бурятгеоцентр», платежный ордер № 550 от 23.10.2013.

Представитель управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия пояснил, что вина заявителя имеется, последний без уважительных причин не исполнил исполнительный документ, не воспользовался правом на обжалование постановления судебного пристава- исполнителя от 16.09.2013.

Представитель отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Бурятия не возражал против удовлетворения ходатайства, пояснив, что ОАО «Бурятгеоцентр» должно отделению ПФР 542809 руб. 45 коп., и у него как взыскателя отсутствует заинтересованность в ухудшении положения должника.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает возможным удовлетворить заявление открытого акционерного общества «Бурятский центр региональных геологических работ» об уменьшении размера исполнительского сбора на ¼, исходя из следующего.

04 июля 2013 года судебным приставом-исполнителем Советского районного отдела судебных приставов вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника ОАО «Бурятгеоцентр», предмет исполнения:  иной вид налога и сбора в размере 6869872 руб. 95 коп.

Установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней.

16 сентября 2013 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере  7% подлежащей взысканию суммы, что составляет 480891 руб. 11 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Частью 3 вышеприведенной статьи установлено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пяти тысяч рублей с должника-организации.

На основании части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В силу части 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от установленного законом размера.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2011 года № 13-П, исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Следовательно, установленный размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

В соответствии с пунктом 26 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 июня 2004 года  N 77 арбитражный суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

По смыслу вышеприведенных норм уменьшение размера исполнительского сбора  является правом суда, которое реализуется судом с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств. Указанным правом суд пользуется исходя из обстоятельств каждого конкретного дела, основываясь на том, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства, которая не должна существенно ухудшать имущественное положение последнего.

Из заявления ОАО «Бурятгеоцентр» следует, что должник не оспаривает право судебного пристава-исполнителя на взыскание исполнительского сбора по постановлению от 16.09.2013, однако полагает, что размер исполнительского сбора подлежит уменьшению в связи с наличием уважительных причин неисполнения должником требований исполнительных документов: тяжелого имущественного положения, отсутствия денежных средств, за счет которых возможно исполнение требований исполнительного документа, наличия задолженности по выплате заработной платы.

 Как следует из материалов дела, у ОАО «Бурятский центр региональных геологических работ» открыт один расчетный счет в Бурятском РФ ОАО «Россельхозбанк», что подтверждается сведениями налогового органа об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях.

В соответствии со справками банка от 23.09.2013 и от 15.10.2013 остаток денежных средств на вышеуказанном расчетном счете составил 0,00 рублей, распоряжения, помещенные в очередь не исполненных в срок распоряжений, составляют на 20.09.2013 9810128 руб. 72 коп.

Согласно карточки счета за июль 2013 года большая часть всех денежных средств, поступающих в период с 03 июля  направлена на оплату труда. Требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору удовлетворяются во вторую очередь (до удовлетворения требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды) в соответствии с п. 2 части 1 статьи 111 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007.

Из представленной бухгалтерской справки ОАО «Бурятгеоцентр» (исх. 492 от 14.10.2013) следует, что задолженность по заработной плате перед работниками составляет 8 710 000 рублей, в том числе: за май 2013г. – 1 216 000 рублей, за июнь 2013г. – 1 944 000 рублей, за июль 2013г. – 2 249 000 рублей, за август 2013г. – 1 925 000 рублей, за сентябрь 2013г. – 1 376 000 рублей.

Судом исследованы и приняты  во внимание бухгалтерский баланс на 31.12.2012, отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2012г., отчет о движении денежных средств за январь-декабрь 2012г., бухгалтерский баланс на 30.06.2013, отчет о финансовых результатах за 14.12.2012 – июнь 2013г., свод начислений и удержаний по ОАО «Бурятгеоцентр».

Из представленных заявителем документов следует, что основным видом деятельности ОАО «Бурятгеоцентр» является геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр. 

В отношении него возбуждены исполнительные производства от 20.05.2013 № 7012/13/25/03, 17.04.2013  № 5471/13/25/03, 16.05.2013 № 6615/13/25/03, 25.06.2013 № 39613/13/23/03, 4.07.2013  № 43546/13/23/03, 25.06.2013 №39612/13/23/03, 4.06.2013 №35187/12/23/03, 21.02.2013 № 8621/13/23/03, 2.02.2013 № 4779/13/23/03, 9.01.2013 №752/13/23/03.

13.07.2013 судебный пристав-исполнитель специализированного отдела по исполнению особых производств УФФСП России по Республике Бурятия объединил исполнительные производства от 20.05.2013 № 7012/13/25/03, 17.04.2013  № 5471/13/25/03, 16.05.2013 № 6615/13/25/03 в сводное исполнительное производство и присвоил ему номер 7012/13/25/03/СД.

21.07.2013 судебный пристав-исполнитель вынес постановление об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство с присвоением номера 39613/23/03/СД.

12.09.2013 к сводному исполнительному производству присоединено исполнительное производство от 30.08.2013 № 55056/13/23/03.

Всего в отношении должника возбуждено 19 исполнительных производств на сумму 9168325 руб.40 коп.

Взыскателями значатся налоговый орган, Пенсионный фонд России, ОАО «ТГК-14», Фонд  социального страхования РФ, ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени А.П. Карпинского».

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П отмечено, что по

смыслу статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" во взаимосвязи с его статьями 1,7,9,44,45,77,84,85 и 87, предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

Взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.

Представленные документы свидетельствуют, что денежные средства на счетах должника отсутствовали, он в силу тяжелого финансового положения, сезонности производственной деятельности, наличия  долга по заработной плате не имел возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что правовые основания для снижения размера исполнительского сбора на одну четверть с 480891 руб. 11 коп. до 360668 руб. 33 коп. имеются.

Согласно части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель налагает на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, о чем выносит соответствующее постановление.

Указанная норма должна применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Довод  управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия о непредставлении должником доказательств уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа вследствие чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств или непреодолимых препятствий, судом отклоняется, поскольку в данном случае заявитель не оспаривает законности вынесенного постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 16 сентября 2013 года, а просит уменьшить размер исполнительского сбора.

Суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом имущественного положения должника, степени его вины, положения частей 6, 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ и постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, а также то, что уплата исполнительского сбора не должна ограничивать прав работников организации – должника  на получение  оплаты их труда, подавлять  экономическую самостоятельность должника и чрезмерно ограничивать возможность осуществления им предпринимательской деятельности, принимая во внимание реальность исполнения исполнительного производства, а также законодательно установленный срок исполнения содержащихся в них требований, суд первой инстанции пришел к пришел к выводу о наличии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть.  

Руководствуясь частью 2 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление открытого акционерного общества "Бурятский центр региональных геологических работ" об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить полностью.

Уменьшить размер исполнительского сбора в размере 480891 рубль 11 копеек, подлежащий взысканию с открытого акционерного общества "Бурятский центр региональных геологических работ" на основании постановления судебного пристава- исполнителя Советского районного отдела судебных приставов УФССП по Республике Бурятия Бадуева Владислава Поликарповича от 16.09.2013 по исполнительному производству от 04.07.2013 №43546/13/23/13, объединенному в сводное исполнительное производство №39613/13/23/03/СД, до 360668 рублей 33 копеек.

Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья                                                                                                А.И.Хатунова