НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Республики Башкортостан от 25.08.2021 № А07-17772/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об удовлетворении заявления

о привлечении к субсидиарной ответственности

г. Уфа

10 сентября 2021 года Дело №А07-17772/2018

Резолютивная часть определения объявлена 25 августа 2021 года,

определение в полном объеме изготовлено 10 сентября 2021 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи
Курбангалиева Р.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем Юсуповой Э.Р., рассмотрев в судебном заседании заявление конкурсного управляющего Фонда спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан Молина Дмитрия Евгеньевича о привлечении Министерства молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерства экономического развития Республики Башкортостан, Министерства культуры Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан к субсидиарной ответственности,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Даянова Р.М., Иванюта А.И., Мазитова Л.М., Поляков А.Б., Министерство здравоохранения Республики Башкортостан,

при участии в судебном заседании:

от конкурсного управляющего: Степанова Т.В., доверенность от 30.11.2018,

от Министерства экономического развития РБ: Шигигалина Н.М., доверенность от 12.01.2021,

от Министерства здравоохранения РБ: Муратова И.А., доверенность от 16.04.2021,

от Министерства культуры РБ: Латыпова А.М., доверенность от 11.08.2020,

от Министерства финансов РБ: Шустикова Е.В., доверенность от 31.12.2019,

от кредитора ООО Генподрядный трест «Башкортостанефтезаводстрой»: Хасанов Р.Ф., доверенность от 21.07.2021, Ягафарова Г.Б., доверенность (передоверие) от 19.07.2021, выдана ООО «ПравоДвижение» (доверенность от 25.06.2020),

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.07.2018 (резолютивная часть объявлена 26.0.2018) требования общества с ограниченной ответственностью Генподрядный трест «Башкортостанефтезаводстрой» (далее – кредитор, ООО ГТ «БНЗС») признаны обоснованными, в отношении Фонда спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан (далее – должник, ФССС И СЗО РБ, Фонд) введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Молин Дмитрий Евгеньевич, в реестр требований кредиторов должника включено требование ООО ГТ «БНЗС» в размере 24 564 531,51 руб. основного долга, 145 823 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.12.2018 в отношении должника открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Молин Дмитрий Евгеньевич (далее – заявитель, конкурсный управляющий). Сведения об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликованы в газете «Коммерсантъ» №227 от 08.12.2018.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2018 в реестр требований кредиторов второй очереди Фонда включено требование ФНС России в размере задолженности 175 224,49 руб. по уплате налога на доходы физических лиц, в реестр требований кредиторов третьей очереди включено требование ФНС России в размере задолженности 31 687,24 руб. по уплате налогов, 7 437,16 руб. по уплате пени.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.04.2019 в реестр требований кредиторов третьей очереди должника включено требование ООО ГТ «БНЗС» в размере 8 202 094 руб. суммы основного долга, 9 376 270,82 руб. неустойки. Производство по заявлению в части включения в реестр требований кредиторов требования в размере задолженности 64 010 руб. по возмещению расходов по государственной пошлине прекращено, в остальной части заявленных требований отказано.

Конкурсный управляющий должника обратился с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности Министерства молодежной политика и спорта РБ, Министерства экономического развития Республики Башкортостан, Министерства культуры Республики Башкортостан, просил взыскать в пользу конкурсных кредиторов должника сумму, недостаточную для удовлетворения требований конкурсных кредиторов должника в размере 25 276 159,54 руб., в том числе 24 924 703,40 руб. — требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов; 351 456,14 руб. - сумма требований по текущим обязательствам.

Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2019, оставленным в силе постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020, в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15.07.2020определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2019 по делу № А07-17772/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2020 по тому же делу отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Определением суда от 08.12.2020 по ходатайству конкурсного управляющего Министерство финансов Республики Башкортостан исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ответчиком.

В уточненном заявлении конкурсный управляющий просил привлечь к субсидиарной ответственности Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Министерство культуры Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан, взыскать с ответчиков 42 302 796,67 руб.

Уточненное заявление принято судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя, поддержала заявленные требования в полном объеме, представители конкурсного кредитора поддержали требования конкурсного управляющего. Представители Министерства экономического развития РБ, Министерства культуры РБ, Министерства здравоохранения РБ возражали против заявления конкурсного управляющего по доводам, изложенным в письменных отзывах.

В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражными судами по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Следовательно, на лицах, привлекаемых к субсидиарной ответственности, лежит бремя опровержения наличия вины и причинно-следственной связи.

Обращаясь с заявлением, конкурсный управляющий сослался на следующие обстоятельства.

ФССС И СЗО РБ создан по Указу Президента Республики Башкортостан «О создании Фонда Строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан» от 03.03.2012 г. № УП-136.

ФССС И СЗО РБ зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 06.04.2012, о чем внесена запись о создании юридического лица под номером 1120200001723'и выдано свидетельство серия 02 № 006929242.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Устава ФССС И СЗО РБ, Фонд создается в целях формирования имущества и средств на основании поступления от учредителя, добровольных имущественных взносов, а также иных, не запрещенных законом поступлений и использования данного имущества и средств для: участия в республиканских социальных проектах в сфере физической культуре и спорта, здравоохранения, социально-культурной сфере; содействия укреплению здоровья, повышению уровня физической подготовки и социальной защищенности населения; финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта спортивных и социально значимых объектов Республики Башкортостан, а также разрешенной градостроительной деятельности в области физической культуры и спорта, здравоохранения, образования и культуры. Спортивные сооружения и иные социально значимые объекты, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществляется за счет взноса учредителя Фонда, подлежат обязательной передаче в собственность Республики Башкортостан после завершения их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ учредителем Фонда является Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, директором Фонда является Даянова Рина Мабрусовна.

Указом Президента Республики Башкортостан № УП-20 от 18.02.2013 г. «О внесении изменений в пункт 2 Указа Президента Республики Башкортостан от 03.03.2012 г. № УП-136 «О создании Фонда строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан» п. 2 Указа Президента Республики Башкортостан от 03.03.2012 г. № УП-136 изложен в следующей редакции:

«Установить, что учредителями Фонда от имени Республики Башкортостан являются Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерство культуры Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан».

Президент Республики Башкортостан указал учредителям Фонда строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан привести устав Фонда в соответствии с Указом.

До настоящего времени Указ № УП-20 от 18.02.2013 г. не выполнен, изменения в ЕГРЮЛ и Устав должника не внесены.

Согласно протоколам от 09.11.2015 № 7, от 16.11.2015 №9 Совет Фонда, как высший орган управления Фонда, в лице председателя Совета - Министра молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, членов Совета Первого заместителя министра экономического развития Республики Башкортостан и Заместителя министры культуры Республики Башкортостан, постановил Фонду начать процесс ликвидации в соответствии с уставом Фонда и действующим законодательством Российской Федерации в связи с недостаточностью имущества фонда для осуществления его целей и вероятность получения необходимость имущества нереальна, а также с тем, что все обязательства, возложенные на Фонд в рамках Устава, будут исполнены до конца 2015 года.

Конкурсным управляющим в ходе процедуры конкурсного производства в отношении Фонда был проведен анализ финансовых и иных документов должника. Установлены следующие факты.

Согласно бухгалтерского баланса на 01.01.2018, активы у ФССС И СЗО РБ составляют 442 174 тыс. руб., в том числе: основные средства в размере 439 004 тыс. руб., дебиторская задолженность в размере 3 087 тыс. руб., денежные средства в размере 83 тыс. руб., кредиторская задолженность ФССС И СЗО РБ по состоянию на 01.01.2018. составляет 29 187 тыс. руб.

Вместе с тем, имущество, составляющее основные средства, конкурсным управляющим не выявлено, его местонахождение не известно.

В соответствии с ответами регистрирующих органов за ФССС и СЗО РБ зарегистрирован легковой автомобиль Ниссан Альмера классик г.р.з. Н443ТА102. Иная техника и недвижимое имущество не зарегистрировано.

В соответствии с ответом Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа РБ, 17.03.2015 с ФССС и СЗО РБ был заключен договор аренды земельного участка для проектирования и строительства канала общей площадью 19 373 кв.м. С 06.07.2018 данный договор расторгнут в связи с неоплатой арендной платы.

Между Фондом (заказчик) и ООО ГТ «БНЗС» (подрядчик) заключен договор подряда №ФСЗ от 15.04.2013, по условиям которого подрядчик принял на себя обязательства по заданию заказчика на объекте «Капитальный ремонт Дворца культуры «Нефтяник», г. Уфа выполнить строительно-монтажные, демонтажные, пусконаладочные работы, в том числе с монтируемым оборудованием инженерно-технического обеспечения здания, входящим в сметную стоимость объекта в соответствии с условиями договора, действующими строительными нормами и правилами, рабочей документацией (в т. ч. проектно-сметной документацией, являющейся неотъемлемой частью договора) и в установленные договором сроки, а заказчик - принять выполненные подрядчиком работы и оплатить их в установленном договором порядке. По актам о приемке выполненных работ подрядчиком сданы, а заказчиком приняты работы в соответствии со сметной документацией на сумму 758 325 442 руб. Акт приемки законченного капитальным ремонтом объекта подписан приемочной комиссией 21.11.2016.

В связи с невыполнением Заказчиком обязательств оплаты по договору подряда №ФСЗ от 15.04.2013 ООО ГТ «БНЗС» обратилось в Арбитражный суд РБ.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.04.2018 по делу №А07-883/2018 с должника в пользу ООО ГТ «БНЗС» взысканы 24 564 531, 51 руб. суммы основного долга, 145 823 руб. расходов по государственной пошлине, судом принят отказ ООО ГТ «БНЗС» от исковых требований к Министерству культуры РБ, Министерству финансов РБ, Правительству РБ, производство по исковому заявлению в данной части прекращено.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.09.2018 по делу №А07-15312/2018 с должника в пользу ООО ГТ «БНЗС» взыскан долг по оплате выполненных работ в сумме 8 202 094 руб., возмещение расходов по оплаченной по иску государственной пошлине в размере 64 010 руб.

Конкурсный управляющий указал, что исходя из Акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности Фонда от 15.08.2018, установлено, что по договору от 25.01.2013г. № 001/ККД ООО «Сноупром» выполнило работы по строительству канатных дорог «Южного» и «Северного» склонов горнолыжной базы «Мраткино». Долг Фонда перед ООО «Сноупром» составляет 1 228 831 руб.

По договору от 21.08.2012 № 028/СИС ООО «РИ-Урал» выполнило проектные работы системы искусственного снегообразования на горнолыжной базе «Куш-Тау». Выполненные работы приняты к оплате по акту и справке о стоимости выполненных работ от 01.12.2014 №3 на сумму 1 250 000 руб. Долг Фонда перед ООО «РИ-Урал» по данному договору составляет 1 180 261 руб. Согласно договора от 03.07.2012 №020/СИС на строительство сооружений систем снегообразования горнолыжной базы «Мраткино» ООО «РИ-Урал» выполнило строительно­-монтажные работы. По актам и справке о стоимости выполненных работ формы КС-3 от 28.10.2015 №3 приняты к оплате выполненные работы в октябре 2015 года на сумму 4 286 734 рубля. Долг Фонда перед ООО «РИ-Урал» по данному договору составляет 3 565 644 руб.

В декабре 2015 года по акту от 25.12.2015 № 6 приняты к оплате затраты по обеспечению электроснабжением систем искусственного снегообразования на сумму 2 328 820 рублей. В счет оплаты выполненных работ и затрат ООО «РИ-Урал» всего перечислено 5 061 779 рублей (платежное поручение от 11.12.2015 № 762 на сумму 2 732 959 руб., платежное поручение от 29.12.2015 № 827 на сумму 2 328 820 руб). Таким образом, не оплаченный объем работ составил в сумме 832 685 руб.

По акту сдачи-приемки выполненных работ от 16.02.2016. приняты к оплате работы ООО ИЦ «Техпроект» по изготовлению 2 этапа проектной документации по объекту «Комплекс сооружений для гребного слалома в г. Уфе, микрорайон «Инорс» на сумму 3 000 000 руб. Работы выполнены по договору от 12.09.2013 №190-13. Долг Фонда перед ООО ИЦ «Техпроект» по данному договору составляет 878 000 руб.

По договору от 25.10.2013 №15/13 ООО «Элемент» выполнило работы по объекту: «Строительство котельной для теплоснабжения и горячей воды Горнолыжной базы «Мраткино». Актом приемки выполненных работ от 31.03.2014 приняты к оплате проектные работы на сумму 594 096 рублей. По справкам о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 за март 2014 года приняты к оплате строительно-монтажные работы по строительству котельной в сумме 2 754 153 руб. Всего принято к оплате 3 348 249 руб., долг Фонда перед ООО «Элемент» по данному договору составляет 1 317 575 руб.

По утверждению конкурсного управляющего, в соответствии с актом ревизии финансово-хозяйственной деятельности Фонда от 15.08.2018, кредиторская задолженность на 01.05.2018 составила 29 931 тыс. руб.

Министерство молодежной политики и спорта РБ, рассмотрев по компетенции обращение ООО ГТ «БНЗС» о наличии задолженности ФССС и СЗО РБ по договору №ФСЗ от 15.04.2013 за выполнение работ по капитальному ремонту ГКЗ «Башкортостан» за исх.№4379-2 от 26.12.2017, сообщило, что в соответствии с п.2 Указа Президента РБ от 03.03.2012г. №УП-136 одним из Учредителей Фонда является Министерство культуры РБ. Таким образом, учитывая, что ГКЗ «Башкортостан» является учреждением сферы культуры и искусства, рекомендовало по вопросу образовавшейся задолженности обратиться к профильному учреждения - Министерству культуры РБ.

ООО ГТ «БНЗС» 07.12.2017 за исх.№01-354 в адрес Министерства культуры РБ было направлено письмо с просьбой оплатить задолженность ФССС и СЗО РБ в сумме 24 564 531,51 руб. по договору №ФСЗ от 15.04.2013. 28.12.2017 Министерство культуры РБ предоставило ответ за исх.№02-15/8554 о том, что в соответствии с Указом Президента РБ от 03.03.2012 №УП-136 Министерство культуры РБ выступает от имени Республики Башкортостан учредителем Фонда. Согласно Закона РБ от 02.12.2016 №427-з «О бюджете РБ на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов» Фонду в 2017 году предоставлена субсидия из бюджета РБ в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе в сумме 24 564 531,51 руб.

Между тем, Порядком предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан Фонду, автономной некоммерческой организации «Культурно-образовательный центр «Арт-Уфа» в виде добровольных имущественных взносов для целей, определенных в их уставах, утвержденным постановлением Правительства РБ от 10.04.2013 №146 запрещено предоставление субсидии, в случае нахождения Фонда в процессе реорганизации или ликвидации.

Министерство культуры РБ не состоит в правоотношениях с ООО ГТ «БНЗС» по договору №ФСЗ от 15.04.2013, заключенному с Фондом, а лишь является учредителем Фонда. Таким образом, в силу п.3 ст.308 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство культуры РБ не является обязанным лицом по отношении к ООО ГТ «БНЗС».

Руководителем ООО ГТ «БНЗС» было предложено рассмотреть вопрос уступки права требования или перевода долга на ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан», однако, Министерство финансов РБ сослалось на невозможность перечисления бюджетных средств по любому другому основанию, кроме договоров, заключенных в соответствии с требованиями ФЗ №44-ФЗ.

25.10.2017 проведено совещание по вопросу оплаты за выполненные работы по капитальному ремонту ДК «Нефтяник» в г.Уфа, на котором, согласно протоколу, были приняты следующие решения:

1. Принять к сведению информацию Министерства финансов РБ о необходимости соблюдения бюджетного законодательства и невозможности оплаты из бюджета Республики Башкортостан ФССС и СЗО РБ работ по капремонту ДК «Нефтяник» в связи с процедурой ликвидации Фонда. В связи с чем, вариант оплаты данных работ через бюджет не представляется возможным.

2. Рассмотреть решение вопроса путем привлечения внебюджетных источников: ФСС и СЗО РБ совместно с Министерством культуры РБ отработать схему взаимодействия по расчетам за счет внебюджетных источников; ФСС и СЗО РБ подготовить и направить в адрес Министерства культуры РБ обращение о необходимости погашения задолженности за выполнение работы по капремонту ДК «Нефтяник»; Министерству культуры РБ направить соответствующее обращение в адрес Премьер-министра Правительства РБ о рассмотрении возможности оплаты задолженности за счет внебюджетных источников. Срок исполнения был установлен до 07.11.2017.

Информацией о выполнении указанных в протоколе поручений конкурсный управляющий не располагает, пришел к выводу о том, что вопрос о возможности погашении задолженности не разрешен.

Совет Фонда, как высший орган управления Фонда, является контролирующим должника лицом, который, несмотря на невыполненные финансовые обязательства перед кредиторами, принял решение о ликвидации Фонда.

После вынесения решения Фонд в 2016-2018 г.г. продолжал вести деятельность, принимал выполненные работы у подрядчиков, подписывал акты сверки. Согласно выписки с расчетного счета проводил расчеты с кредиторами, начислял и выплачивал командировочные и заработную плату сотрудникам, оплачивал услуги АО «Уфанет», оплачивал ГСМ ООО «Башнефть-розница», электроэнергию ООО «ЭСКБ», оплачивал арендные платежи Бердниковой Н.В., Королю Л.А., оплачивал услуги охраны ООО ЧОО «Охрана Сервис», техническое обслуживание оборудования и ПО ИП Белецкой М.С., производил платежи за канцтовары ООО «Комус-Уфа», оплачивал текущие налоги и прочее, При этом, кредиторам неоднократно было отказано в погашении имеющейся перед ними задолженности.

Таким образом, принятие решения о ликвидации Фонда и последовавшая за этим невозможность оплаты выполненных работ при фактическом предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан в соответствии с законом РБ от 02.12.2016 №427-3 «О бюджете РБ на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», привели к невозможности Фонда исполнить свои обязательства.

18.12.2018 конкурсным управляющим бывшему директору Даяновой Р.М. вручено требование о необходимости передать конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальные и иные ценности. Также Даяновой Р.М. 18.12.2018 был вручен приказ №1 от 28.11.2018 «О передаче документации и материальных ценностей конкурсному управляющему».

Согласно пояснениям Даяновой Р.М. бухгалтерская документация передана в Министерство молодежной политики и спорта РБ.Пояснения Даяновой Р.М. подтверждаются актами приема-передачи бухгалтерских документов Фонда от 27.04.2018.

Представитель конкурсного управляющего подтвердила передачу Министерством молодежной политики и спорта РБ конкурсному управляющему документов должника, ранее полученных от бывшего руководителя Фонда.

В материалы дела представлен протокол №7 заседания Совета Фонда от 09.11.2015, на котором присутствовали: председатель Совета Фонда Иванюта А.И. (Министр молодежной политики и спорта Республики Башкортостан), члены Совета Фонда Мазитова Л.М. (первый заместитель министра экономического развития Республики Башкортостан), Каширина Л.А. (заместитель министра культуры Республики Башкортостан). Из текста протокола №7 от 09.11.2015 следует, что по вопросу повестки дня директор Фонда сообщила, что все обязательства, возложенные на Фонд в рамках Устава, будут исполнены до конца 2015 года, в связи с чем, появилась необходимость в ликвидации Фонда. Совет Фонда постановил: «Фонду начать процесс ликвидации в соответствии с Уставом Фонда и действующим законодательством Российской Федерации с момента подписания протокола».

В материалы дела представлен протокол №9 заседания Совета Фонда от 16.11.2015, на котором присутствовали: председатель Совета Фонда Иванюта А.И. (Министр молодежной политики и спорта Республики Башкортостан), члена Совета Фонда Мазитова Л.М. (первый заместитель министра экономического развития Республики Башкортостан), Каширина Л.А. (заместитель министра культуры Республики Башкортостан), Поляков А.Б. (президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда Республики Башкортостан). Из текста протокола №9 от 16.11.2015 следует, что Совет Фонда постановил: «Фонду начать процесс ликвидации на основании п.1 ч.2 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.2 ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года №7-Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с недостаточностью имущества фонда и для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна».

В материалы дела представлено решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 15.12.2015 по делу №2-11928/2015, в соответствии с которым заявление Фонда о ликвидации удовлетворено, принято решение ликвидировать Фонд, решение суда вступило в законную силу 19.01.2016.

В уточненном заявлении конкурсный управляющий указал, что в ходе процедуры конкурсного производства были погашены требования кредиторов за счет денежных средств, поступивших от продажи имущества должника в сумме 626 927,55 руб. Требования кредиторов в реестр требований кредиторов составляют 41 876 140,67 руб., сумма непогашенных текущих обязательств составляет 426 656 руб.

При новом рассмотрении дела Министерством экономического развития РБ представлен письменный отзыв от 01.10.2020 исх.№17-6046, в котором просит исключить Министерство экономического развития РБ из числа лиц, привлекаемых субсидиарной ответственности, выражает несогласие с доводами конкурсного управляющего, указало, чтоМинистерство не является надлежащим лицом, привлекаемым к субсидиарной ответственности, не является учредителем должника - Фонда, не входит в состав Попечительского совета Фонда и не обладает правом давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий. Следовательно, Министерство не обладает статусом контролирующего должника лица, в связи с чем считает невозможным и неправомерным взыскание с него солидарно в рамках субсидиарной ответственности в пользу конкурсных кредиторов Фонда суммы, недостаточной для удовлетворения требований конкурсных кредиторов должника.

Министерством культуры РБ представлены письменный отзыв от 09.11.2020 исх.№09-16/7145, дополнение к отзыву от 21.01.2021 исх.№09-16/321, от 26.07.2021 исх.№09-16/5486, в соответствии с которыми Министерство культуры РБ с требованиями конкурсного управляющего не согласилось в связи с тем, что они предъявлены к ненадлежащему ответчику - Министерству культуры РБ, указало, что 16.11.2016 Фондом направлено письмо №7210 в адрес Министерства культуры РБ о выделении дополнительно 25 млн.руб. для погашения задолженности за выполненные объемы работ по объекту «Капитальный ремонт Дворца культуры «Нефтяник». Акт приемки законченного капитальным ремонтом объекта подписан приемочной комиссией 21.11.2016. Таким образом, учитывая, что капитальный ремонт объекта бы завершен 21.11.2016, исполнение обязательств в полном объеме по оплате выполненных работ со стороны Заказчика наступил 21.11.2017 (пункт 1.2.4. договора подряда). В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан Фонду, автономной некоммерческой организации «Культурно-образовательный центр «Арт-Уфа» в виде добровольных имущественных взносов для целей, определенных в их уставах, утвержденным постановлением Правительства РБ от 10.04.2013 №146 (далее – Порядок №146) для получения субсидии получатель субсидии представляет в уполномоченный орган заявку на предоставление субсидии по форме, установленной уполномоченным органом, с указанием необходимого объема субсидии на цели, определенные уставом Фонда, а также документы в соответствии с соглашением. Уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней проводит проверку представленных документов и направляет заявку на предоставление субсидии в Министерство финансов РБ по форме согласно приложению к настоящему Порядку. Письмом исх№02-15/2113 от 13.04.2016 Министерство культуры РБ согласовало перечисление 33 532 1113 руб. по договору №ФСЗ от 15.04.2013. В нарушение требований п.6 Порядка №146, пунктов 2.3, 2.4 Соглашения № 106 от 22 апреля 2013 года о порядке и условиях предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан Фонду строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе (далее по тексту Соглашение №106) Фондом не представлены в Министерство культуры РБ заявка по утвержденной форме и отчеты об использовании Фондом полученной субсидии. Вышеуказанные письма Фонда исх№7210 от 16.11.2016, исх.№7014 от 11.04.2016 не могут выступать в качестве заявки на предоставление субсидии, поскольку они не соответствуют форме, утвержденной Министерством культуры РБ. По мнению Министерства культуры РБ, на момент возникновения спорных правоотношений и их действия, до внесения изменений в Порядок №146 (до 27.07.2017), каких либо препятствий для получения Фондом субсидии не существовало. Министерство культуры РБ считает, что не представлено доказательств того, что члены Совета Фонда, принимая решение о ликвидации, действовали на оснований распоряжений, приказов министерств, на дату принятия решения они должны были знать об отсутствии возможности погашения кредиторской задолженности. Не представлено доказательства о наличии у Министерства культуры РБ статуса контролирующего должника лица, Министерство культуры РБ предприняло все попытки перечисления денежных средств из бюджета Республики Башкортостан Фонду в сумме 24 924 703,40 руб., что, по мнению Министерства культуры РБ, подтверждается письмами в адрес Правительства РБ (от 03.11.2017 №02-10-/7232, от 04.12.2017 №02-10-7956) и Министерства финансов РБ (от 25.05.2018 №09-0/321). Министерство культуры РБ не наделено полномочиями представления средств из бюджета Республики Башкортостан. На момент принятия Советом Фонда решения (протоколы от 09.11.2015 №7, от 16.11.2015 №9) решения о ликвидации и вынесения Советским районным судом г.Уфы Республики Башкортостан решения о ликвидации Фонда 15.12.2015 запрет на предоставление субсидии Фонду в случае его нахождения в процессе ликвидации или реорганизации отсутствовал.

Требование о предоставлении субсидии при условии отсутствия сведений о прекращении деятельности Фонда, а также о том, что Фонд не находится в процессе реорганизации или ликвидации установлено постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2017 года № 340 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 апреля 2013 года №146 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан Фонду строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан, автономной некоммерческой организации "Культурно-образовательный центр "Арт-Уфа" в виде добровольных имущественных взносов для целей, определенных в их уставах».

Министерством финансов РБ представлен письменный отзыв от 18.11.2020 №08-06-119, в котором указало, что в силу своих полномочий и компетенции не могло давать какие-либо обязательные для исполнения Фонда указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий. Согласно приложению №16 к Закону Республики Башкортостан от 19.12.2019 №181-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Министерство культуры РБ входит в ведомственную структуру расходов бюджета Республики Башкортостан и является главным распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан. Законом Республики Башкортостан от 02.12.2016 №427-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (в редакции от 06.07.2017) были предусмотрены бюджетные ассигнования для предоставления некоммерческой организации Фонду субсидии в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе, в сумме 24,6 млн.руб.

Лимиты бюджетных обязательств до Министерства культуры РБ на предоставление субсидии Фонду были доведены по соответствующим кодам бюджетной классификации 10.08.2017. Заявка на кассовый расход Министерством культуры РБ в целях оплаты денежных обязательств за выполненные работы по капитальному ремонту Дворца культуры «Нефтяник» за период с 10.08.2017 по 31.12.2017 не представлялась.

В соответствии с пунктом 3 Порядка №146 субсидии предоставлялись на цели, определенные уставом Фонда при соблюдении ряда условий, среди которых условие об отсутствии сведений о прекращении деятельности Фонда, а также о том, что Фонд, не находится в процессе реорганизации или ликвидации, не имеет ограничений на осуществление хозяйственной деятельности, что в отношении Фонда, не возбуждено (возбуждено) производство по делу о несостоятельности (банкротстве). В связи с указанными обстоятельствами выделение субсидии Фонду в рамках действующего законодательства не представлялось возможным.

Кредитором ООО ГТ «БНЗС» представлены отзыв на заявление конкурсного управляющего, дополнение к отзыву. Кредитор в отзыве поддержал заявление конкурсного управляющего. В отзыве указал, что ответчики осуществляли полномочия от имени субъекта Российской Федерации – Республики Башкортостан, тем самым представляя в данных отношениях соответствующее публично-правовое образование. Фонд относится к категории юридических лиц, которые осуществляют свои полномочия под контролем Республики Башкортостан. Высшим органом управления Фонда являлся Совет Фонда, в который входят члены Министерств Республики Башкортостан. Акт приема-передачи законченного капитальным ремонтом объекта строительства подписан 21.11.2016, 16.11.2016 бывший руководитель Фонда обращается к Министерству культуры РБ с заявлением №7210 от 16.11.2016 о выделении дополнительных денежных средств на субсидии.

В ответ на это заявление Министерство культуры РБ согласовало предоставлении субсидии и обратилось письмом №02-10/7893 от 18.11.2016 к Премьер-министру РБ с просьбой выделить дополнительные денежные средства за счет внебюджетных источников или бюджетных средств Фонду строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан.

При этом Министерство культуры РБ не указало на отсутствие заявки, что, по мнению кредитора, свидетельствует о том, что заявка была предоставлена.

Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре в своем письме № 09-12/68 от 19.06.2017г. сообщил, что Министерством экономического развития Республики Башкортостан подготовлено и выпущено распоряжение Правительства Республики Башкортостан о внесении изменения в республиканскую адресную инвестиционную программу на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов от 07.06.2017г. № 518-р с учетом суммы выделенных лимитов капитальных вложений по указанному объекту в размере 24 564 532 руб. Одновременно Министерством финансов Республики Башкортостан подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон о бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, для выделения финансирования за счет средств бюджета Республики Башкортостан на указанные цели. В своем письме №02-15/8554 от 28.12.2017г. Министерство культуры Республики Башкортостан указывает, что согласно Закону Республики Башкортостан от 2 декабря 2016г. № 427-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» Фонду в 2017г. выделена субсидия из бюджета Республики Башкортостан в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе в сумме 24 564 531,51 руб. (в размере задолженности перед ООО ГТ «БНЗС»). Однако решение Советского районного суда г. Уфа от декабря 2015 года делает перечисление субсидий от Министерства культуры РБ Фонду строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов РБ невозможным, поскольку постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 апреля 2013г. № 146 запрещено предоставление субсидий в случае нахождения Фонда в процессе реорганизации или ликвидации.

Перечисление денежных средств стало невозможным из-за принятого Советом Фонда решения о его ликвидации.

25.10.2017 было созвано совещание по вопросу оплаты за выполненные работы по капитальному ремонту ДК «Нефтяник» в г.Уфа, на котором присутствовали представители Казначейства, Минфина РБ, Госстроя РБ, Министерства культуры РБ, Фонда, ООО ГТ «БНЗС». На совещании были приняты решения: принять к сведению информацию Министерства финансов Республики Башкортостан о необходимости соблюдения бюджетного законодательства и невозможности оплаты из бюджета Республики Башкортостан работ по капитальному ремонту Дворцакультуры «Нефтяник» в связи с процедурой ликвидации Фонда, в связи с чем вариант оплаты данных работ через бюджет не представляется возможным; рассмотреть решение вопроса путем привлечения внебюджетных источников; Фонду подготовить и направить в адрес Министерства культуры Республики Башкортостан обращение о необходимости погашения задолженности за выполненные работы; Министерству культуры Республики Башкортостан направить соответствующее обращение в адрес Правительства Республики Башкортостан о рассмотрении возможности оплаты задолженности за счет внебюджетных источников. Доказательства выполнения принятых решений в материалы дела не представлены. Органы власти проигнорировали все принятые решения, никаких действий по их исполнению не совершено.

Решение о ликвидации Фонда было принято Советом Фонда без проверки документов по финансовому положению. Заместитель Министерства культуры РБ, принимая решение о ликвидации Фонда, понимала, что работы по реконструкции по одному из объектов не закончены, объект не передан в собственность Республики Башкортостан. При этом Совет Фонда не проконтролировал выполнение необходимых мероприятий в процедуре ликвидации. Фактически какие-либо мероприятия по ликвидации Фонда после принятия судом решения о ликвидации не проводились, решение суда не исполнялось. Не была создана ликвидационная комиссия, не извещены кредиторы о ликвидации кредиторы Фонда, не составлялся ликвидационный баланс.

Выгодоприобретателем в данном случае является Республика Башкортостан, в собственности которой находится реконструированный объект строительства - Дворец культуры «Нефтяник».

В возражениях от 27.07.2021 на отзыв ООО ГТ «БНЗС» Министерство финансов РБ указало, что бывшим руководителем Фонда не представлена в Министерство культуры РБ в надлежащей форме заявка на перечисление денежных средств, Даянова Р.М. своими действиями (бездействием) способствовала возникновению задолженности Фонда перед подрядчиком, считает необходимым привлечение к участию в деле бывшего руководителя должника Даянову Р.М., в удовлетворении заявления конкурсного управляющего к Министерству финансов РБ отказать. Аналогичное ходатайство от 26.07.2021 №09-16/5501 заявлено Министерством культуры РБ. Судом предложено конкурсному управляющему, кредитору ООО ГТ «БНЗС» рассмотреть вопрос о привлечении ответчиком Даянову Р.М. Ходатайств о привлечении в качестве ответчика Даяновой Р.М. не поступило.

Право выбора ответчика в конкретном споре относится к диспозитивным полномочиям истца (ч. 5 ст. 46 и ч. 1 ст. 135 АПК РФ). При этом, состав ответчиков зависит исключительно от воли истца (ст. 44 Кодекса). Суд по собственной инициативе не вправе самостоятельно определять надлежащий круг ответчиков, за исключением ч. 6 ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, выслушав позиции сторон спора, изучив представленные доказательства, оценив материалы и обстоятельства дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявления конкурсного управляющего.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другим законом.

В соответствии со статьей 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7- ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Указом Президента Республики Башкортостан от 3 марта 2012 года № УП-136 «О создании Фонда строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан» установлено, что учредителями Фонда от имени Республики Башкортостан являются Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан, Министерство культуры Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан.

Суд соглашается с доводами конкурсного управляющего, конкурсного кредитора о том, что решение о ликвидации Фонда было принято Советом Фонда без проверки документов по финансовому положению. Заместитель Министерства культуры РБ, также принимая решение о ликвидации Фонда, понимала, что работы по реконструкции по одному из объектов не закончены, объект не передан в собственность Республики Башкортостан. При этом Совет Фонда не проконтролировал выполнение необходимых мероприятий в процедуре ликвидации. Фактически какие-либо мероприятия по ликвидации Фонда после принятия судом решения о ликвидации не проводились, решение суда не исполнялось. Не была создана ликвидационная комиссия, не извещены кредиторы о ликвидации кредиторы Фонда, не составлялся ликвидационный баланс.

Судом отклоняются доводы представителя Министерства культуры РБ о том, что отсутствие задолженности Фонда перед подрядчиками и перечисление из бюджета достаточных средств для оплаты выполненных работ подтверждается отчетом, подписанными бывшим руководителем должника Даяновой Д.М., платежными поручениями, так как отчеты представлены по состоянию на 01.02.2016. Как признает сам ответчик выполнение работ осуществлялось и после указанной даты. Акт приемки законченного капитальным ремонтом объекта подписан приемочной комиссией 21.11.2016.

Представитель конкурсного управляющего в ходе судебного заседания подтвердила отсутствие каких-либо разногласий по отчету Фонда об использовании субсидии в виде добровольного имущественного взноса, выделенного на осуществление финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта социально-значимых объектов РБ в области культуры по состоянию на 01.02.2016.

Законом о банкротстве (пункт 4 статьи 10, подпункт 1 пункта 2 статьи 9 61.11) закреплена презумпция существования причинно-следственной связи между поведением контролирующего лица и невозможностью погашения требований кредиторов. При доказанности обстоятельств, составляющих основания опровержимых презумпций доведения до банкротства, предполагается, что именно действия (бездействие) контролирующего лица явились необходимой причиной объективного банкротства.

Каждый из привлекаемых ответчиков в ходе рассмотрения спора так или иначе согласился с тем, что обязательства перед кредитором подлежали исполнению за счет бюджетных средств, при этом обосновывая невозможность их исполнения, ответчики сослались на обстоятельства, находящиеся исключительно в сфере контроля публично-правового образования, создавшего Фонд, не зависящие от иных лиц, в том числе кредитора и самого должника, то есть не были обусловлены внешними факторами.

Из представленной переписки между Фондом, кредитором ООО ГТ «БНЗС» и ответчиками, следует, что ответчикам было известно о наличии задолженности, которая послужила основанием для обращения кредитора ООО ГТ «БНЗС» в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом).

Советом Фонда не совершены необходимые действия для проведения процедуры ликвидации, не соблюдены положения статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерству культуры РБ было известно о наличии задолженности.

Статья 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» была признана утратившей силу Федеральным законом от 29.07.2017 № 266-ФЗ.

Пунктом 3 статьи 4 названного Закона установлено, что рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной статьей 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 266-ФЗ), которые поданы с 01.07.2017, производится по правилам Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 266-ФЗ.

Данное разъяснение касается только применения процессуальных норм. Исходя из общих правил о действии закона во времени (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации) основания для привлечения к субсидиарной ответственности определяются на основании закона, действовавшего в момент совершения противоправного действия (бездействия) привлекаемого к ответственности лица. В то время как процессуальные правила применяются судом в той редакции закона, какая действует на момент рассмотрения дела арбитражным судом.

Названный подход разъяснен в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 № 137 «О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 № 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» применительно к Закону № 73-ФЗ, что актуально и для других изменений Закона о банкротства.

В данном случае заявление о привлечении к субсидиарной ответственности было подано в арбитражный суд конкурсным управляющим 01.04.2019, и вменяемые привлекаемым к субсидиарной ответственности лицам нарушения имели место до вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017 № 266-ФЗ, поэтому к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения статьи 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции Закона №73-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.

Пунктом 4 статьи 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

В соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителя (участника) юридического лица, собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть 2 пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации), суд должен учитывать, что такое лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана его указаниями или иными действиями.

Исходя из смысла указанных правовых норм и приведенного их толкования, для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам должника на учредителя, участника или иных лиц, необходимо установление совокупности условий: наличие у ответчика права давать обязательные указания для должника либо иным образом определять его действия; совершение ответчиком действий, свидетельствующих об использовании такого права и (или) возможности; наличие причинно-следственной связи между использованием ответчиком своих прав и (или) возможностей в отношении должника и действиями (бездействием) должника, повлекшими его несостоятельность (банкротство), при обязательном установлении вины ответчика в банкротстве должника.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» контролирующее должника лицо - лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью).

В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 указано, что при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. К числу лиц, на которые может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам признанного несостоятельным (банкротом) юридического лица, относятся, в частности, лицо, имеющее в собственности или доверительном управлении контрольный пакет акций акционерного общества, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания, и т.п.

Требования к указанным в настоящем пункте лицам, несущим субсидиарную ответственность, могут быть предъявлены конкурсным управляющим. В случае их удовлетворения судом взысканные суммы зачисляются в состав имущества должника, за счет которого удовлетворяются требования кредиторов.

Следовательно, для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника необходимо установление совокупности следующих условий: наличие у ответчика права давать обязательные для должника указания либо возможности иным образом определять действия должника; совершение ответчиком действий, свидетельствующих об использовании такого права и (или) возможности; наличие причинно-следственной связи между использованием ответчиком своих прав и (или) возможностей в отношении должника и действиями должника, повлекшими его несостоятельность (банкротство); недостаточность имущества должника для расчетов с кредиторами.

В силу абзаца 2 пункта 4 статьи 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации вина контролирующего должника лица презюмируется, то есть указанное лицо должно доказать разумность и добросовестность своих действий.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, то такие лица отвечают солидарно. Контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого должник признан несостоятельным (банкротом), не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в признании должника несостоятельным (банкротом) отсутствует. Такое лицо также признается невиновным, если оно действовало добросовестно и разумно в интересах должника.

Для привлечения к субсидиарной ответственности по основанию абзаца третьего пункта 4 статьи 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» необходимо установление совокупности условий: - наличие у привлекаемого лица к субсидиарной ответственности права давать обязательные указания для должника либо возможности иным образом определять действия должника; - совершение этим лицом действий, свидетельствующих об использовании такого права и (или) возможности; - наличие причинно-следственной связи между использованием этим лицом своих прав и (или) возможностей в отношении должника и несостоятельностью (банкротством) последнего; - недостаточность имущества должника для расчетов с кредиторами.

Ответственность, предусмотренная пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве, является гражданско-правовой, в связи с чем, возложение на ответчика обязанности нести субсидиарную ответственность осуществляется по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, что предполагает необходимость доказать наличие состава правонарушения, включающего наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда (вина), причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом. Бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на лице, заявившем о привлечении к ответственности. Отсутствие вины в силу пункта 2 статьи 401, пункта 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации доказывается лицом, привлекаемым к субсидиарной ответственности

Членами Совета Фонда, принявших решение о ликвидации Фонда являлись сотрудники министерств Республики Башкортостан. Республика Башкортостан создало Фонд, контролировало деятельность Фонда, получило выгоду от деятельности Фонда. Причиной банкротства является наличие задолженности Фонда перед кредитором за выполненные работы, денежные средства в виде субсидии не были получены в необходимом размере из бюджета Республики Башкортостан для расчетов с кредиторами.

Выгодоприобретателем в данном случае является Республика Башкортостан, в собственности которой находится реконструированный объект строительства - Дворец культуры «Нефтяник».

В статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечислен исчерпывающий перечень бюджетных полномочий главных распорядителей бюджетных средств.

В пункте 2 Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан Фонду строительства спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан, автономной некоммерческой организации "Культурно-образовательный центр "Арт-Уфа" в виде добровольных имущественных взносов для целей, определенных в их уставах, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 апреля 2013 г. № 146 указано, что главным распорядителем средств бюджета Республики Башкортостан, осуществляющим предоставление субсидий из бюджета Республики Башкортостан в соответствии с настоящим Порядком, является Министерство культуры Республики Башкортостан.

В пункте 3.30. Положения о Министерстве культуры Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 12.03.2013 N 83(ред. от 18.05.2021) "Об утверждении Положения о Министерстве культуры Республики Башкортостан" указано, что Министерство культуры Республики Башкортостан осуществляет в соответствии с законодательством полномочия главного администратора и администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Башкортостан.

Таким образом, оснований для привлечения к ответственности Министерства финансов РБ не имеется, так как в данном случае органом, наделенным полномочиями главного распорядителя бюджетных средств от имени Республики Башкортостан выступает Министерство культуры РБ.

Иные ответчики также не являются надлежащими, оснований для их привлечения в субсидиарной ответственности в ходе рассмотрения спора не установлено.

Привлечению к субсидиарной ответственности подлежит Министерство культуры РБ, денежные средства подлежат взысканию с Министерства культуры РБ за счет казны Республики Башкортостан в размере 42 302 796,67 руб. Размер ответственности складывается из суммы требований кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов должника в размере 42 503 068,22 руб., суммы непогашенных текущих платежей в размере 426 656 руб.

Руководствуясь статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление конкурсного управляющего Фонда спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан Молина Дмитрия Евгеньевича удовлетворить частично. Привлечь Министерство культуры Республики Башкортостан к субсидиарной ответственности. Взыскать с Министерства культуры Республики Башкортостан за счет казны Республики Башкортостан в пользу Фонда спортивных сооружений и социально значимых объектов Республики Башкортостан 42 302 796,67 руб.

В остальной части заявленных требований отказать.

Определение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные частью 3 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы в случае обжалования определения суда можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.

Судья Курбангалиев Р.Р.