ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
г. Майкоп | Дело №А01-47/2013 | 13 марта 2013 года |
Резолютивная часть определения объявлена 06 марта 2013 года.
В полном объеме определение изготовлено 13 марта 2013 года.
Арбитражный суд Республики Адыгея в составе судьи Э.Н. Меликяна, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хатукаем А.А., рассмотрев заявление государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения по Майкопскому району» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Майкопский район, пгт.Тульский) к бюджетному учреждению «Контрольно - счетная палата Республики Адыгея» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Майкоп) о признании недействительным представления от 27.11.2012 № 04/343 в части расходования средств в размере 5 747 000 рублей,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 05.03.2013), ФИО2 (доверенность от 05.03.2013),
от заинтересованного лица – ФИО3 (доверенность от 04.02.2013 № 07/46), ФИО4 (доверенность от 04.02.2013 № 07/45), ФИО5 (доверенность от 19.02.2013 № 07/74),
У С Т А Н О В И Л:
Государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения по Майкопскому району»(далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к бюджетному учреждению «Контрольно - счетная палата Республики Адыгея» (далее – Контрольно-счетная палата РА) о признании недействительным представления от 27.11.2012 № 04/343 в части расходования средств в размере 5 747 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Адыгея от 20.02.2013 дело отложено до 6 марта 2013 года.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме, в обоснование сослались на доводы, изложенные в поданном заявлении.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против заявленных требований, в обоснование своих возражений сослались на отзыв на заявления. Полагали, что представление Контрольно - счетной палаты РА от 27.11.2012 № 04/343не является ненормативным актом, и заявленное требование о признании части данного представления незаконным не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд считает необходимым производство по настоящему делу прекратить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Контрольно-счетной палатой РА с 24 сентября 2012 года по 31 октября 2012 года проведена проверка учреждения по вопросу законности и результативности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея в 2011г.
16 ноября 2012 Контрольно-счетной палатой РА составлен акт проверки законности и результативности использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, выделенных Управлению труда и социальной защиты населения по Майкопскому району и Государственному учреждению Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения по Майкопскому району» в 2011 году.
Учреждением поданы возражения от 22 ноября 2012 года № 302 на акт проверки.
Контрольно-счетной палатой РА по результатам проверки и рассмотрения возражений Учреждения вынесено представление от 27.11.2012 № 04/343, согласно которому заявителю предложено принять меры по устранению выявленных нарушений.
Считая указанное представление незаконным в части и нарушающим права и законные интересы учреждения, заинтересованное лицо обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Адыгея.
Прекращая производство по делу, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) задачами судопроизводства в арбитражных судах являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом; укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; формирование уважительного отношения к закону и суду; содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Адыгея от 26.07.2002 № 81 «О контрольно-счетной палате Республики Адыгея» (далее – Закон № 81)Контрольно-счетная палата РА является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Адыгея.
В число иных функций контрольно-счетной палаты входит организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, средств бюджета Адыгейского республиканского фонда обязательного медицинского страхования и иных источников, предусмотренных федеральным законодательством (пункт 4 статьи 7 Закона).
Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
При проведении контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата составляет соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций, и на основании которого составляется отчет.
Согласно части 1 статьи 12 Закона Республики Адыгея от 26.07.2002 № 81 «О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея» (далее – Закон №81) контрольно-счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти Республики Адыгея и государственные органы Республики Адыгея, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Республике Адыгея или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Органы государственной власти Республики Адыгея и государственные органы Республики Адыгея, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностные лица в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Контрольно-счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах. В случаях выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению; воспрепятствования проведению должностными лицами Контрольно-счетной палаты контрольных мероприятий; несоблюдения сроков рассмотрения представлений Контрольно-счетная палата направляет в органы государственной власти Республики Адыгея и государственные органы Республики Адыгея, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание. Предписание Контрольно-счетной палаты должно содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания. Предписание Контрольно-счетной палаты подписывается Председателем Контрольно-счетной палаты либо его заместителем. Предписание Контрольно-счетной палаты должно быть исполнено в установленные в нем сроки (пункты 3 – 7 статьи 12 Закона №81).
Под ненормативным актом, который может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается правовой акт индивидуального характера, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц, такого рода акт властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержит обязательные предписания, распоряжения, влияющие на гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица.
Характерной особенностью ненормативного правового акта является содержание в нем обязательных предписаний (правил поведения), порождающих юридические последствия.
Пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 №3 разъяснено, что ненормативный акт носит индивидуальный характер и принимается в основном по организационно-распорядительным вопросам, содержит индивидуальные предписания, затрагивающие права и законные интересы конкретных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона от 7.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Таким образом, из системного толкования данной нормы следует, что представление – это индивидуальный акт контрольно-счетного органа, не содержащий властно-распорядительных предписаний, адресованный государственным органам субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным проверяемым организациям для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Согласно оспариваемому в части представлению от 27.11.2012 № 04/343, Учреждению предложено принять меры по устранению нарушений, выявленных проверкой, а именно: не допускать неэффективных расходов; принять меры по списанию или передаче не эксплуатируемых транспортных средств; принять меры по соблюдению нормативов штатных работников в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации, действующих на момент составления и утверждения штатных расписаний; всоответствии с требованиями подпункта 4.14 типового положения об оплате труда «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Адыгея, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Адыгея, по виду экономической деятельности «Предоставление социальных услуг», утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 22.06.2009 года № 126, разработать и утвердить локальный нормативный акт по премированию работников Учреждения; не допускать искажения отчетных данных в статистических отчетах (форма № 6-собес), отчете о выполнении государственного задания. Принять меры к разработке системы оценки и учета показателей, характеризующих качество оказанных государственных услуг и определения количественного исполнения данных показателей. Обеспечить наличие информационного материала об оказываемых государственных услугах на информационном стенде. Также обеспечить соблюдение требований: статей 60.2 и 151 Трудового кодекса Российской Федерации в части увеличения объема работ работникам учреждения и оплате труда при увеличении объема работ, определенной трудовым договором; Федерального закона от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказов министерств и ведомств по вопросам ведения бухгалтерского учета; постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 06.03.2006 года № 29 «О нормативных перечнях по обеспечению мягким инвентарем и среднесуточными продуктовыми наборами граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания»; постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.07.2006 года № 112 «О Порядке и условиях предоставления бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания населения Республики Адыгея»; приказа Министерства финансов Республики Адыгея от 11.12.2008 года № 189-А «О порядке осуществления республиканскими бюджетными учреждениями Республики Адыгея операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности». Принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях законодательства Российской Федерации и Республики Адыгея.
Из содержания оспариваемого представления следует, что оно не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку является промежуточным документом процедурного характера, рекомендующим лицу исправить выявленные нарушения, не содержит обязательных предписаний, распоряжений и не порождает правовых последствий для учреждения. Оспариваемое представление не содержит требований о возврате в бюджет денежных средств в размере 5 747 000 рублей, либо совершения иных обязательных для Учреждения действий; не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере экономической деятельности; не возлагает на него какие-либо обязанности и не создает препятствий для осуществления экономической деятельности.
Ответственность за нарушение срока его рассмотрения законодательством не предусмотрена.
В письменном ответе от 25.12.2012 исх. №356, адресованном Контрольно-счетной палате Республики Адыгея, Учреждение сообщило о принятых ею мерах по результатам рассмотрения указанного представления.
При этом в материалы дела не представлены доказательства того, что в связи с вынесением оспариваемого представления наступили какие-либо неблагоприятные для заявителя последствия, либо что указанное представление иным образом нарушает права и законные интересы заявителя.
Убедительных доводов о том, что обжалуемый документ следует отнести к ненормативным правовым актам, подлежащим рассмотрению в арбитражном суде, заявитель не представил.
Кроме того, обжалуя в качестве ненормативного правового акта преставление Контрольно-счетной палаты РА, заявитель не указал и не обосновал в какой части данного представления содержится требование властно-распорядительного характера обязательное для исполнения по возврату в бюджет денежных средств в размере 5 747 000 рублей.
Исходя из оценки конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что оспариваемое представление не является ненормативным правовым актом и не может быть обжаловано в арбитражном суде.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт. Однако названные нормы не освобождают заявителя от доказывания самого факта нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым ненормативным актом.
В нарушение указанных норм закона заявитель не представил доказательства нарушения его прав и законных интересов оспариваемым представлением.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, что в силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ является основанием для прекращения производства по делу.
Руководствуясь статьями 150, 184-186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
производство по делу № А01-47/2013 по заявлению государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения по Майкопскому району» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Майкопский район, пгт. Тульский) к бюджетному учреждению «Контрольно - счетная палата Республики Адыгея» (ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Майкоп) о признании недействительным представления от 27.11.2012 № 04/343 в части расходования средств в размере 5 747 000 рублей, прекратить.
Возвратить из федерального бюджета государственному бюджетному учреждению Республики Адыгея «Комплексный центр социального обслуживания населения по Майкопскому району» (ОГРН <***>, ИНН <***>, Майкопский район, пгт. Тульский) уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Справку на возврат выдать.
Определение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.