НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Пермского края от 24.03.2021 № А50-21578/18

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Пермь

24.03.2021 года Дело № А50-21578/18

Резолютивная часть определения объявлена 24 марта 2021 года

Полный текст определения изготовлен 24 марта 2021 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Шаламовой Ю.В., на основании распоряжения Арбитражного суда Пермского края от 29.05.2018 № 16-р, при ведении протокола секретарем судебного заседания Хашиг Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению уполномоченного органа ФНС России в лице ИФНС России по Индустриальному району г. Перми (ОГРН 1045900976527 ИНН 5905000292) о включении в реестр требований кредиторов,

поданного в рамках дела по заявлению уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми о признании Ждановой Галины Сергеевны (13.04.1949 года рождения, СНИЛС 047-669-034 92, ИНН 590579856649, 614022, г. Пермь, ул. Мира, 11-148) несостоятельным (банкротом),

при участии:

представителя уполномоченного органа: Вилкина В.О. по доверенности от 27.01.2021, предъявлено удостоверение;

финансового управляющего: Чернов А.С., предъявлен паспорт;

иные участники обособленного спора: не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.11.2019 года (резолютивная часть от 18.11.2019 года) Жданова Галина Сергеевна признана несостоятельным (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим Ждановой Галины Сергеевны утвержден арбитражный управляющий Чернов Антон Сергеевич (ИНН 590204170700, регистрационный номер в сводном реестре арбитражных управляющих – 18009, адрес для корреспонденции: 614060, г. Пермь, ул. Фрезеровщиков, д. 86 кв. 270), член ассоциации СРО «Центральное агентство арбитражных управляющих».

23.12.2020 от уполномоченного органа ФНС России в лице ИФНС России по Индустриальному району г. Перми поступило заявление о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме 166 689,75 руб. в реестр требований кредиторов.

В порядке, установленном пунктом 2 статьи 100 Закона о банкротстве, сведения о требованиях кредитора включены конкурсным управляющим должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (дата публикации – 29.01.2021).

Определением суда от 11.03.2021 принято уточнение заявленных требований.

Согласно отзыва финансового управляющего, он просит отказать в удовлетворении требования о включении в реестр требований кредиторов. Указывает на нарушение срока на взыскание, предусмотренного п.2 ст. 48 НК РФ. Кроме того, налоговый орган пропустил двухмесячный срок для предъявления требований к должнику.

Арбитражный суд, рассмотрев заявление в порядке ст. 100 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), исследовав материалы дела, установил следующее.

Задолженность, предъявленная уполномоченным органом к включению в реестр требований кредиторов, составляет: пени по НДС в сумме 153 087,37 руб., пени по НДФЛ в сумме 83,95 руб., пени по НДФЛ в сумме 49 496,90 руб.

В обоснование задолженности уполномоченным органом представлено требование 26.06.2019 № 33181, расчет пени.

В соответствии со ст. ст. 46, 47, 69, 70, 80, 87 - 89 Налогового кодекса Российской Федерации доказательствами наличия требований по обязательным платежам являются: налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам проверок, акты сверки с налогоплательщиком, требования об уплате налогов, взносов, решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика, решения и постановления о взыскании налога о взыскании за счет имущества должника, вынесенные и предъявленные в установленные сроки и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.

В отношении требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по пени, суд отмечает, что из смысла статей 57, 75 НК РФ, следует, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (страховых взносов) и следуют судьбе основного обязательства (недоимки, погашение которой они обеспечивают).

Между тем, в материалы дела не представлено ни одного доказательства в подтверждение наличия недоимки, на которую начислены пени, равно как и доказательств, подтверждающих принятие своевременных мер для взыскания самой недоимки.

Представитель кредитора не смог пояснить размер недоимки, точный период образования недоимки, пояснил, что недоимка, на которую начислены пени, ранее в реестр требований кредиторов не включалась.

Из представленных расчетов пени невозможно определить размер недоимки, на которую начислены пени, период образования данной недоимки.

Применительно к ст. 46, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, которые содержат аналогичные положения о взыскании налогов и пени, в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что пени могут взыскиваться принудительно только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

При этом, наличие указанной недоимки, период ее образования, соблюдение сроков взыскания, фактическое взыскание уполномоченным органом не доказано.

Взыскание пени ранее задолженности законодательством не предусмотрено.

Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам влечет признание данных требований необоснованными.

При утрате возможности взыскания задолженности по страховым взносам, отсутствуют и правовые основания для взыскания с должника пени, начисленной на эту задолженность.

На основании изложенного, ввиду отсутствия доказательств наличия недоимки, на которую начислены пени, заявленные пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате несуществующей задолженности.

При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленная сумма пени является необоснованной, в связи с чем отсутствуют основания для ее включения в реестр требований кредиторов.

Руководствуясь статьями 176, 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 16, 100, 134, 137, 142 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражный суд Пермского края

О П Р Е Д Е Л И Л :

Заявленные требования ФНС России в лице ИФНС России по Индустриальному району г. Перми (ОГРН 1045900976527 ИНН 5905000292) оставить без удовлетворения.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Ю.В. Шаламова