НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Пермского края от 04.03.2024 № А50-21652/2023

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов

г. Пермь

04 марта 2024 года Дело № А50-21652/2023

Резолютивная часть определения объявлена 04 марта 2024 года

Полный текст определения изготовлен 04 марта 2024 года

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Мещеряковой Т.И. (на основании распоряжения Арбитражного суда Пермского края от 02.02.2024 № 9-р), ознакомившись с заявлением Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю о включении требований в реестр требований кредиторов, в рамках дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Металлургический завод «Камасталь» (ОГРН 1025901382121, ИНН 5906044775, юридический адрес: 614014, г. Пермь, ул. 1905 года, д. 35, строение 668, офис 601) в лице конкурсного управляющего Попова Аркадия Кузьмича (614000, г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 120 А, оф. 201) о признании Сарксяна Вагаршака Борисовича (ОГРНИП 306590404100057, ИНН 590303342702, СНИЛС 074-982-664 18, 614007, г. Пермь, ул. 1-я Красноармейская, д. 31, кв. 10, место рождения: с. Кущи, Цапский район Грузия; 07.08.1968 г/р)

несостоятельным (банкротом),

при участии:

от уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы – Федоров И.О. по доверенности от 06.12.2023 № 37, предъявлено удостоверение,

от финансового управляющего Темушкина Олега Олеговича (с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания)) - Королева Т.Н. по доверенности от 22.01.2024, предъявлен паспорт,

от должника Сарксяна Вагаршака Борисовича – Нудельман А.В. по доверенности 59 АА № 4552796, предъявлен паспорт; Чепкасова Ю.Н. по доверенности 59 АА № 3077156, , предъявлен паспорт,

установил:

01.09.2023 общество с ограниченной ответственностью «Металлургический завод «Камасталь» в лице конкурсного управляющего Попова Аркадия Кузьмича обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании Сарксяна Вагаршака Борисовича (далее - должник) несостоятельным (банкротом).

Определением суда от 25.12.2023 (резолютивная часть от 18.12.2023) в отношении должника введена процедура реструктуризации долгов гражданина. Финансовым управляющим утвержден Темушкин Олег Олегович (ИНН 262810544045, номер в реестре саморегулируемой организации арбитражных управляющих – 206, адрес для направления корреспонденции: 119285, г. Москва, а/я 46) - член Союза арбитражных управляющих «Возрождение») (далее – финансовый управляющий).

В порядке, установленном статьей 28 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), сведения о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов опубликованы в газете «Коммерсантъ» (№5(7695) от 13.01.2024), включены в федеральный информационный ресурс – ЕФРСБ (сообщение № 13319456 от 17.12.2023).

Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю (далее – Уполномоченный орган) 02.02.2024 обратилась в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требований в общей сумме 840 102,74 руб.

Определением от 08.02.2024 заявление принято к производству.

Заявление о включении в реестр требований кредиторов должника мотивировано тем, что должником не уплачен налог на имущество физических лиц и земельный налог за 2022 год.

04.03.2024 Уполномоченный орган представил письменные пояснения, из которых следует, что заявленные к включению в реестр требований кредиторов суммы налогов уплачены в полном объеме.

В судебном заседании представитель Уполномоченного органа пояснил, что в связи с тем, что срок уплаты земельного налога в соответствующей части не наступил, уплаченные суммы отражаются на едином налоговом счете как переплата.

01.03.2024 от должника поступил письменный отзыв на заявление кредитора. Должник возражает против включения требований Уполномоченного органа в реестр требований кредиторов в связи с тем, что задолженность полностью погашена, представлен чек-ордер от 27.02.2024, справка №2024-72827 от 28.02.2024.

Представители должника в судебном заседании пояснили, что задолженность по уплате налогов является реестровой, погашена в полном объеме, ходатайствовали о приобщении к материалам дела соответствующих доказательств.

01.03.2024 от финансового управляющего поступил письменный отзыв на заявление кредитора, из которого следует, что задолженность перед Уполномоченным органом погашена в полном объеме.

В судебном заседании представитель финансового управляющего поддержал позицию должника.

Изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) предусмотрено, что требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

В силу пункта 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213.7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.

Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.

Материалами обособленного спора подтверждается, что рассматриваемые судом требования заявлены Уполномоченным органом в пределах установленного двухмесячного срока.

В соответствии с пунктом 5 статьи 71 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Пунктом 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» предусмотрено, что в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Как определено пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных этим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Согласно пункту 4 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ нормативно закреплено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных этим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В силу пункта 2 статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Пунктом 2.1 указанной статьи предусмотрено, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование к содержанию налогового уведомления установлены в п.3 ст.52 НК РФ.

На основании пункта 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Согласно положениям пункта 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 (далее – Обзор), при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Требования уполномоченного органа основаны на возникновении у должника налоговых обязательств за 2022 год по уплате налога на имущество физических лиц, земельного налога.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что должник до даты введения процедуры банкротства, являлся лицом, имеющим на праве собственности недвижимое имущество и земельные участки, в связи с чем он обязан в нормативно установленном порядке уплачивать (перечислять) налог на имущество физических лиц и земельный налог в бюджетную систему Российской Федерации (статьи 19, 23 (пункты 1, 3, 4), 45, 52 НК РФ).

Так, судом установлено и материалами дела подтверждено, что должнику на праве собственности в спорный период принадлежали объект налогообложения: квартира с кадастровым номером 77:07:0013001:1955, земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4311720:5, 59:01:4311090:2, 59:01:4311720:6, 59:01:4311001:63.

Налоговым органом в порядке статьи 52 НК РФ 28.11.2023 сформировано и направлено должнику налоговое уведомление № 112838777 от на уплату земельного налога в размере 853 364 руб., налога на имущество физических лиц в размере 142 126 руб., в связи с произведенным перерасчетом земельного налога 18.12.2023 должнику направлено налоговое уведомление № 130600159 на уплату земельного налога в отношении объектов с кадастровыми номерами 59:01:4311720:5, 59:01:4311720:6, 59:01:4311001:63 в размере 544 941 руб.

Таким образом, наличие оснований для уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2022 год подтверждено Уполномоченным органом представленными в дело документами, в частности налоговыми уведомлениями.

Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.

В связи с неполной уплатой налогов в установленные сроки (01.12.2023), Уполномоченным органом начислены пени за период с 02.12.2023 по 17.12.2023 на недоимку в сумме 338 297,36 руб. в размере 2 706,38 руб.

Расчеты пени Уполномоченным органом произведены в соответствии со статьей 75 НК РФ, судом проверены и признаны верными.

В то же время, должником в материалы дела представлен чек-ордер от 27.02.2024, подтверждающий факт уплаты спорных налогов и пени в сумме 840 102,74 руб.

Уполномоченный орган факт оплаты подтверждает, однако указывает, что сумма 544 941 руб. учитывается как переплата налога до наступления срока уплаты налога (01.12.2024), в связи с чем, может быть зачтена в счет уплаты текущих платежей.

Суд соглашается с доводами должника о том, что уплаченная сумма 544 941 руб. не может расцениваться как переплата и быть зачтена в счет уплаты текущих платежей, по следующим основаниям.

Сторонами не оспаривается, что предъявленные требования о включении в реестр требований кредиторов, в том числе земельного налога за 2022 год в сумме 544 941 руб., являются реестровыми.

В соответствии с положениями пункта 1 части 7 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 13 настоящей статьи, со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи;

Согласно пункту 8 статьи 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения;4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению);5) пени;6) проценты;7) штрафы.

Пунктом 11 статьи 45 НК РФ установлено, что положения пунктов 8 - 10 настоящей статьи не распространяются на исполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов лицами, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве в соответствии с Законом о банкротстве. Принадлежность денежных средств в указанном случае определяется в соответствии с Законом о банкротстве.

Таким образом, данная последовательность определения принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, не применяется к спорной задолженности.

Кроме того, должником представлена Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов от 28.02.2024 № 37171, а также Справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента от 28.02.2024 № 2024-72827, в которой отражено, что сумма переплаты 544 941 руб. зачтена из единого налогового платежа в карточку налоговых обязанностей.

Как следует из Рекомендаций по осуществлению годовой сверки по налоговым обязательствам (ЕНП) согласно Справке о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП (агрегированные данные) (КНД 1120525), и Справке о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС (КНД 1160082), «Зачет переплаты из ЕНП в КНО» - это резервирование денежных средств в счет предстоящей обязанности на основании уведомления об исчисленных суммах налога или заявления плательщика.

Таким образом, налог в сумме 544 941 руб. зачтен в счет предстоящей обязанности по уплате земельного налога за 2022 год со сроком уплаты 01.12.2024.

При таких обстоятельствах, с учетом факта оплаты спорной суммы должником, оснований для включения заявленной Уполномоченным органом задолженности в реестр требований кредиторов должника у суда не имеется, в связи с чем, в удовлетворении требований Уполномоченному органу следует отказать.

Руководствуясь статьями 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4, 5, 71, 213.8 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитражный суд Пермского края

О П Р Е Д Е Л И Л:

В удовлетворении требований Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Пермскому краю о включении требований Федеральной налоговой службы по обязательным платежам в сумме 840 102 (восемьсот сорок тысяч сто два) руб. 74 коп., в том числе основного долга в размере 837 396 (восемьсот тридцать семь тысяч триста девяносто шесть) 36 коп., пени в размере 2 706 (две тысячи семьсот шесть) руб. 38 коп. в третью очередь реестра требований кредиторов Сарксяна Вагаршака Борисовича (ОГРНИП 306590404100057, ИНН 590303342702, СНИЛС 074-982-664 18, 614007, г. Пермь, ул. 1-я Красноармейская, д. 31, кв. 10, место рождения: с. Кущи, Цапский район Грузия; 07.08.1968 г/р) отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Т.И. Мещерякова