НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Оренбургской области от 20.05.2014 № А47-668/13

26/2014-41902(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Володарского 39, г. Оренбург, 460046
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург

Дело № А47-668/2013

20 мая 2014 года

Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Сиваракши В.И. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колпаковой Л.Ю. рассмотрел в судебном заседании заявление Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области» (г.Оренбург) об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Оренбургской области от 25.02.2013 года по делу №А47-668/2013 до 01.06.2015 года,

при участии в судебном заседании представителей:

от Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области» – Моисеева Галина Георгиевна – юрисконсульт отдела договорно- правовой работы (доверенность от 06.08.2013 № 8/2343, постоянная);

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга: Садомский Сергей Александрович - главный специалист-эксперт юр.отдела (доверенность от 03.10.2013 года № 55, постоянная, удостоверение), Ястребов Александр Анатольевич - главный специалист-эксперт УФНС России по Оренбургской области (доверенность от 04.10.2013 года № 25, постоянная, паспорт), Кириченко Николай Владимирович - главный специалист-эксперт (доверенность от 12.12.2012 года № 12, постоянная, удостоверение),

от Управления Федерального казначейства по Оренбургской области: Черныш Оксана Сергеевна - специалист 1 разряда юр.отдела (доверенность от 27.03.2014 года № 53-01-15/14-1999, постоянная, удостоверение),


У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел по Оренбургской области» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Оренбургской области от 25.02.2013 по делу № А47- 668/2013 до 01.06.2015 года.

Учреждение просит предоставить отсрочку исполнения судебного акта по основаниям, изложенным в заявлении. Учреждение является получателем бюджетных средств, иных источников финансирования не имеет, денежные средства для исполнения решения суда у него отсутствуют, дополнительные объемы финансирования расходов не выделены. Согласно письму Департамента по финансово- экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России от 09.12.2013 года № 31/5-7660, в федеральном бюджета МВД России на 2013 год, а также на 2014-2016 годы средств на указанные цели не предусмотрено, при принятии решения об оплате предъявленных исполнительных документов вопрос о выделении дополнительных средств на указанные цели будет решаться совместно с Минфином России в ходе исполнения федерального бюджета в 2014 году.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга (взыскатель) не возражает против удовлетворения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.

Управление Федерального казначейства по Оренбургской области просит оставить рассмотрение вопроса на усмотрение суда.

Рассмотрев заявление учреждения об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Оренбургской области от 07.10.2013 по делу № А47- 668/2013 до 01.06.2015 года, оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Оренбурга обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел по Оренбургской области» о взыскании задолженности на общую сумму 3 115 015 рублей 46 копеек.


Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.02.2013 года по делу № А47-668/2013 требования налогового органа удовлетворены в полном объеме, с Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Оренбургской области» взыскана сумма задолженности в размере 3 115 015 рублей 46 копеек, в том числе задолженность по налогу на прибыль организаций в сумме 2 530 498 рублей, налоговые санкции по налогу на прибыль организаций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 28 941 рублей, налоговые санкции по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1 600 рублей, задолженность по пеням по налогу на прибыль организаций в размере 553 976,46 рублей.

28.03.2013 Арбитражным судом Оренбургской области выданы исполнительный лист серии АС 005998683 на взыскание государственной пошлины в размере 10 000 рублей и исполнительный лист серии АС 005998682 на взыскание суммы задолженности в размере 3 115 015 рублей 46 копеек.

Исполнительные листы в соответствии с требованиями ст. 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлены на исполнение в Управление Федерального казначейства по Оренбургской области.

Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.06.2013 года по делу № А47-668/2013 заявителю (должнику) предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 01.12.2013 года.

Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.11.2013 года по делу № А47-668/2013 заявителю (должнику) предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 01.06.2014 года.

Таким образом, срок предоставления отсрочки исполнения судебного акта истекает 01.06.2014 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 № 467-О Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня оснований для


отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

Иными словами, у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что с учетом задач судопроизводства в арбитражных судах по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность и являющихся, в частности, сторонами исполнительного производства, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод.

При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.

Допуская отсрочку исполнения судебного решения, суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя, основания предоставления отсрочки исполнения судебного решения должны быть реальными, представленные доказательства должны свидетельствовать, что решение суда будет исполнено в тот промежуток времени, на который она предоставляется, в противном случае она становится инструментом затягивания реального исполнения решения и будет противоречить общим принципам правосудия.

Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, лежит на заявителе, поскольку частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.


При рассмотрении настоящего заявления судом учитывается, что ранее по заявлению заявителя (должника) уже дважды была предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 01.12.2013 года, до 01.06.2014 года.

В период предоставления отсрочки исполнения судебного акта должник к погашению задолженности не приступил.

Как следует из пояснений заявителя (должника), у Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел по Оренбургской области» в настоящее время отсутствуют денежные средства, необходимые для исполнения требований исполнительных документов, что обусловлено отсутствием необходимых бюджетных ассигнований. Иных источников финансирования учреждение не имеет. В заявление учреждение указывает на то, что им были приняты все меры по получению дополнительного финансирования для оплаты исполнительных документов.

Лимиты бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации Российской Федерации 188 0302 084 0049 831 290, 188 0302 084 0049 852 290, с которых должны списываться расходы по исполнению требований, содержащихся в исполнительных листах, не доведены до Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел по Оренбургской области», что подтверждается отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств № 03531А73123 по состоянию на 01.05.2014 года.

Таким образом, финансовое положение учреждения в настоящий момент (после истечения сроков предоставленных ранее отсрочек исполнения судебного акта) не изменилось.

Согласно пункту 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Оценив указанные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Федеральным государственным казенным учреждением «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел по Оренбургской области» в материалы дела не представлены доказательства того, что решение суда будет исполнено в тот промежуток времени, на который запрашивается


отсрочка исполнения решения Арбитражного суда Оренбургской области от 25.02.2013 по делу № А47-668/2013.

С учетом изложенного суд считает, что заявление Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел по Оренбургской области» об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Оренбургской области от 25.02.2013 года по делу № А47-668/2012 до 01.06.2015 года удовлетворению не подлежит.

Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Пунктами 3 и 4 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен предоставления должником в орган Федерального казначейства информации об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года и платежного документа на перечисление


средств. При этом отмечено, что если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с документами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, представляет в орган Федерального казначейства информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.

По смыслу пунктов 5 - 7 статьи 242.3 названного Кодекса срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть произведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных средств для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Согласно части 5 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос- требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.

Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-


требованием (часть 6 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу абзаца 1 пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Операции по лицевым счетам не приостанавливаются лишь при наличии обстоятельств, перечисленных в абзаце 2 указанного пункта статьи 242.3 Кодекса (отсрочка, рассрочка или отложение исполнения судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, либо его отмена или приостановление исполнения).

Бюджетный кодекс Российской Федерации наделяет Федеральное казначейство не только общими бюджетными полномочиями (по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета и др.), но и возлагает на него особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (статьи 166.1 и 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 года № 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.

Арбитражный суд считает, что заявителем не предоставлены достаточные и надлежащие доказательства того, что решение суда будет им исполнено в тот промежуток времени, на который он просит


предоставить отсрочку исполнения решения суда. Испрашиваемая отсрочка исполнения судебного акта не соответствует установлению баланса интересов должника и взыскателя.

Предоставление отсрочки исполнения судебного акта, в отсутствии доказательств реального погашения задолженности в период испрашиваемой отсрочки, станет инструментом затягивания реального исполнения решения суда и будет противоречить общим принципам правосудия.

Согласие взыскателя на предоставление отсрочки исполнения судебного акта (с учетом того, что решением суда взысканы налоги, пени и штрафы) не является безусловным и достаточным основанием для её предоставления судом.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет, по смыслу данной статьи, публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 27.12.2005 года № 503-О).

Налоговый орган, поддерживая заявление о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, в свою очередь не лишен возможности обратиться в орган казначейства с заявлением о возврате исполнительного листа.

Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 176, 184-188, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. В удовлетворении заявления Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области» об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Оренбургской области от 25.02.2013 года по делу № А47-668/2013 на срок до 01.06.2015 года отказать.

Определение арбитражного суда об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке может быть обжаловано.


Жалоба на определение арбитражного суда первой инстанции может быть подана в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aaс.ru).

Судья

В.И. Сиваракша



2 А47-668/2013

3 А47-668/2013

4 А47-668/2013

5 А47-668/2013

6 А47-668/2013

7 А47-668/2013

8 А47-668/2013

9 А47-668/2013

10 А47-668/2013