НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Оренбургской области от 13.08.2018 № А47-564/12

Арбитражный суд Оренбургской области

ул. Краснознаменная, 56, г. Оренбург, 460000

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург Дело № А 47- 564/2012

21 августа 2018 года

Резолютивная часть определения объявлена 13.08.2018.

Определение изготовлено в полном объеме 21.08.2018.

Арбитражный суд Оренбургской области

в составе судьи Ананьевой Н.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бобковой Н.Д.

рассмотрел в открытом судебном заседании в рамках дела о банкротстве общества с ограниченной ответственностью «ОНП-Регион», г. Абдулино Оренбургской области,

заявление конкурсного управляющего должника Устимовой Ю.Б., г. Оренбург,

к ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 13 по Московской области, г. Химки Московской области,

о разрешении разногласий,

при участии в судебном заседании представителя конкурсного управляющего должника Устимовой Ю.Б. - Анисимовой М.В. (доверенность от 24.08.2016).

Иные лица, участвующие в деле, в том числе уполномоченный орган, извещены о дате, месте и времени рассмотрения заявления конкурсного управляющего надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились. Дело рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании п. 3, 5 ст. 156, ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 08.08.2018 г. до 15 час. 45 мин. 13.08.2018 г. для представления уполномоченным органом дополнительных документов.

В соответствии с определением от 27.02.2012 г. арбитражным судом было возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) ООО «ОНП-Регион».

Определением арбитражного суда от 05.04.2012г. в отношении ООО «ОНП-Регион», г. Абдулино Оренбургской области введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Ахтямова Л.Я.

В соответствии с решением арбитражного суда от 13.09.2012г. (резолютивная часть решения объявлена 06.09.2012г.) должник признан несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утверждена Устимова Ю.Б.

Конкурсный управляющий должника Устимова Ю.Б. 09.02.2018г. (согласно штампу экспедиции суда) обратилась в арбитражный суд с заявлением о разрешении разногласий, в котором просит:

- разрешить разногласия в деле о банкротстве ООО «ОНП-Регион» между конкурсным управляющим и Межрайонной ИФНС России № 13 по Московской области;

- установить размер текущих требований кредитора Межрайонной ИФНС России № 13 по Московской области, а также их очередность;

- установить, что текущая задолженность кредитора Межрайонной ИФНС России № 13 по Московской области по налогам и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование уплате не подлежит.

Определением арбитражного суда от 14.02.2018г. заявление оставлено без движения. Недостатки, послужившие основанием для оставления заявления без движения, устранены в установленный судом срок.

Определением арбитражного суда от 07.03.2018г. заявление конкурсного управляющего принято к производству, назначено судебное заседание по его рассмотрению, которое впоследствии откладывалось.

В соответствии с определением от 13.07.2018 г. удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего об уточнении заявленных требований, согласно которому конкурсный управляющий просит:

- разрешить разногласия в деле о банкротстве ООО «ОНП-Регион» между конкурсным управляющим и Межрайонной инспекцией ФНС России № 13 по Московской области;

- признать следующие суммы текущих требований Межрайонной инспекции ФНС России № 13 по Московской области к ООО «ОНП-Регион», возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию:

Наименование налога

Вид

Сумма остатка недоимки

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 г.

налог

186 276,93

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 г.

пеня

35 388,33

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной

Пенсии

налог

357 557,08

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной

Пенсии

пеня

75 774,33

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 г.

налог

429 085,04

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 г.

пеня

150 826,09

Всего

1 234 907,80

Наименование налога

Вид

Сумма остатка недоимки

Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения

налог

530 045,73

НДС на товары, реализуемые на терр. РФ

налог

2 355,81

Транспортный налог с организаций

налог

200

Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения

пеня

328 589,35

Налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской

Федерации

пеня

6 957,53

Налог на прибыль ФБ X

пеня

584,06

НДС на товары, реализуемые на терр. РФ

пеня

14 309,54

Транспортный налог с организаций

пеня

32 511,55

Всего

915 553,57

В обоснование заявленных требований конкурсный управляющий ссылается на следующие обстоятельства.

Информационным письмом МИФНС России № 13 по Московской области от 27.10.2016 № 16-17/1291-45 указано, что задолженность по текущим налоговым платежам составляет 841 702,42 рубля.

В ответ на данное письмо конкурсный управляющий направил письмо № 1999 от 10 ноября 2016 с просьбой предоставить информацию о текущих налогах.

Письмом № 16/17/1526 от 19.12.2016 МИФНС России № 13 по Московской области представлены требования об уплате налога и акт сверки по налогам.

На письмо был дан ответ № 206 от 13 марта 2017 года с пояснениями относительно характера задолженности, где указано, что инспекцией представлена информация в основном по налогам, относящимся к реестровым, исключение составляют 2 требования:

-№ 22749 от 19.04.2013 года по НДС в сумме 2879 рублей со сроком 20.06.2012 и пени в сумме 7301,84 на 19.04.2013 года;

-№ 46702 от 07.12.2014 по налогу на имущество организацией, не входящих в Единую систему газоснабжения в сумме 287116 рублей, пени 6427,84 рубля, 110028,47 рублей, транспортный налог 200 рублей, пени 268,38 и 5567,80 рублей.

В процедуре конкурсного производства какого-либо имущества у ООО «ОНП «Регион» не выявлено, декларации по транспортному налогу и имуществу конкурсному управляющему не предоставлены бывшим руководителем. Однако, исходя из указанных требований, невозможно достоверно установить дату возникновения обязанности по уплате данного налога, а также на какие суммы налога начислены пени, в связи с чем конкурсным управляющим у налогового органа были запрошены дополнительные документы.

В ответ на запрос МИФНС России № 13 по Московской области письмом от 07.04.2017 № 16-17/0600 представлены декларации по НДС, транспортному налогу, налогу на имущество и расшифровка пени.

Конкурсный управляющий направлен ответ № 208 от 26 мая 2017 года с налоговым расчетом по авансовому платежу на имущество организации за 2012 год, согласно которому налог уплате не подлежал.

Сумма предъявляемых в настоящее время налоговых платежей конкурсному управляющему не известна, поэтому им направлен запрос о предоставлении акта сверки по текущим налогам.

Информационным письмом МИФНС России № 13 по Московской области от 28.04.2017 года № 16-17/0812 указано, что задолженность по текущим платежам в части страховых взносов на обязательной пенсионное страхование составляет 3 045 126,68 рублей.

Конкурсный управляющим в ответ направил запрос № 209 от 26 мая 2016 года о предоставлении документов и информации о данной задолженности.

В связи с тем, что до 31.12.2016 администрирование страховых взносов налоговой инспекцией не производилось, МИФНС России № 13 по Московской области отказало в предоставлении информации.

Письмом № 1617/1393-26 от 11.08.2017 МИФНС России № 13 по Московской области указано, что задолженность по текущим платежам в части страховых взносов составляет 2 754 914,38 рублей.

Конкурсный управляющий в ответ направил письмо № 210 от 01 сентября 2017 года с запросом информации о задолженности.

Письмом № 16-21 от 21.09.2017 налоговая инспекция сообщила, что задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по текущим платежам по основному долгу составляет 973 049,05 рублей, а также предоставила копию расчета, сданного должником и требований об уплате.

Однако конкурсный управляющий не признает, не подтверждает, а также оспаривает факт наличия текущей задолженности по налогам и страховым взносам, полагая, что уполномоченным органом не доказан факт наличия задолженности по текущим платежам, а также в связи тем, что ФНС России утрачена возможность принудительного взыскания предъявленной задолженности ввиду истечения сроков для такого взыскания.

В судебном заседании представитель конкурсного управляющего заявленные требования поддержал.

Присутствовавший в судебном заседании 13.07.2018 представитель уполномоченного органа с позицией конкурсного управляющего не согласился. Из письменного отзыва следует, что уполномоченный орган считает требование по уплате текущих платежей в размере 2 150 461, 37 руб. соответствующим нормам Закона о банкротстве и подлежащим удовлетворению в полном объеме, при этом страховые взносы в размере 786642, 12 руб. подлежат оплате во вторую очередь, задолженность в размере 1 363 819, 25 руб. подлежит оплате в третью очередь.

Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Конкурсным управляющим в деле о банкротстве заявлено требование о признании текущих требований Межрайонной инспекции ФНС № 13 по Московской области к ООО «ОНП-Регион» по налогам и страховым взносам в общей сумме 2 150 461, 37 руб., возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.

Вместе с тем пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъясняется, что вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление облагается государственной пошлиной применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ как иное заявление неимущественного характера и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства с учетом положений главы 22 АПК РФ.

Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" не предусмотрена возможность рассмотрения в деле о банкротстве заявлений конкурсного управляющего к налоговому органу о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию.

При таких обстоятельствах производство по заявлению конкурсного управляющего ООО «ОНП-Регион» о признании текущих требований ФНС России в лице Межрайонной инспекции ФНС № 13 по Московской области к обществу с ограниченной ответственностью «ОНП-Регион» в общем размере 2 150 461 руб. 37 коп., возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию, подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Уполномоченный орган полагает, что задолженность ООО "ОНП-Регион" по уплате налоговых обязательств в общей сумме 915 553, 57 руб. подлежит уплате в третью очередь:

Наименование налога

Вид

Сумма остатка недоимки

Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения

налог

530 045,73

НДС на товары, реализуемые на терр. РФ

налог

2 355,81

Транспортный налог с организаций

налог

200

Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения

пеня

328 589,35

Налог на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской

Федерации

пеня

6 957,53

Налог на прибыль ФБ X

пеня

584,06

НДС на товары, реализуемые на терр. РФ

пеня

14 309,54

Транспортный налог с организаций

пеня

32 511,55

Всего

915 553,57

Согласно отзыву ФНС России налог на имущество организаций начислен за 1 квартал 2012 г. на основании налогового расчета, представленного должником 28.04.2012, с указанием суммы авансового платежа 287 116, 00 руб. со сроком уплаты до 14.05.2012 г. В связи с отсутствием оплаты по представленному расчету налоговым органом было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 238435 от 22.05.2012 на сумму 290 606, 52 руб.

Уполномоченным органом представлен налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество за первый квартал 2012 на сумму 287 116 руб. (л.д. 64). Требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 238435 от 22.05.2012 на сумму 290 606, 52 руб. уполномоченным органом не представлено.

Доказательств наличия недоимки по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, в предъявленной сумме 530 045,73 руб. уполномоченным органом не представлено.

Конкурсным управляющим представлены полученные от налогового органа декларации по НДС за 1 квартал 2012 г. и по транспортному налогу за 2011 г. (л.д. 58-63).

Иных документов в обоснование наличия задолженности по налогам, учитывая также доводы конкурсного управляющего об отсутствии у должника объектов налогообложения, уполномоченным органом не представлено.

Документов, подтверждающих обоснованность начисления пеней по налогам в предъявленной сумме, и расчеты пеней уполномоченным органом также не представлено.

В качестве доказательств принятия мер ко взысканию указанных в таблице налогов и пеней представлены только требования № 22949 от 19.04.2013 (л.д. 39) и № 46702 от 07.10.2014 (л.д. 40).

Документов, свидетельствующих о своевременном направлении должнику требований об уплате недоимки в соответствии со ст.ст. 69-70 Налогового кодекса Российской Федерации, а также о принятии решения о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника согласно ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации и направлении в банк инкассовых поручений, уполномоченным органом не представлено.

Согласно п. 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.

При этом само по себе нарушение порядка и сроков совершения отдельных процедур в рамках внесудебного взыскания обязательных платежей не влечет за собой утрату возможности их взыскания в судебном порядке (статьи 46, 47 НК РФ).

Так, срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 НК РФ и пункт 55 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

К числу надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ относится направление налоговым органом первого поручения на списание и перечисление денежных средств (перевод электронных денежных средств) в пределах двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Если и эти меры не были предприняты, взыскание задолженности производится в судебном порядке, срок на обращение в суд составляет шесть месяцев и начинает течь после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Аналогичным образом возможность принудительного взыскания обязательных страховых взносов с должников - организаций и индивидуальных предпринимателей - утрачивается по истечении совокупности сроков, установленных статьями 19, 20 и 22 Закона о страховых взносах.

В соответствии с пунктом 19 указанного Обзора при возникновении задолженности по текущим обязательным платежам уполномоченный орган вправе принять решения об обращении взыскания на денежные средства должника в банке и выставить инкассовые поручения. Решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается.

В практике судов возникают вопросы о порядке принудительного исполнения текущих требований по обязательным платежам в процедурах банкротства. При решении данных вопросов надлежит учитывать следующее.

Кредиторы по текущим платежам не являются лицами, участвующими в деле о банкротстве, а требования уполномоченного органа о взыскании таких обязательных платежей предъявляются вне рамок дела о банкротстве.

Следовательно, в случае выявления налоговой недоимки по текущим платежам уполномоченный орган обязан направить должнику требование об уплате недоимки в порядке и сроки, установленные статьями 69 - 70 НК РФ, а также принять решение о взыскании текущих обязательных платежей в бесспорном порядке за счет денежных средств на счетах должника (статья 46 НК РФ) и направить в банк инкассовое поручение.

Кроме того, учитывая, что в процедурах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления исполнительное производство по текущим платежам не приостанавливается (пункт 1 статьи 96 Закона об исполнительном производстве), при наличии соответствующих оснований уполномоченный орган обязан принять решение о взыскании недоимки за счет иного имущества должника в порядке и сроки, предусмотренные статьей 47 НК РФ, и направить судебным приставам-исполнителям соответствующее постановление.

При этом необходимо принимать во внимание, что в силу абзаца десятого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с момента введения в отношении должника процедуры конкурсного производства исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим. Одновременно снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом. Основанием для снятия арестов на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (абзац девятый пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).

Таким образом, решение о взыскании задолженности за счет иного имущества должника (статья 47 НК РФ) в процедуре конкурсного производства уполномоченным органом не принимается. В связи с этим в случае последующего прекращения производства по делу о банкротстве по любым основаниям период конкурсного производства не включается в срок принудительного взыскания недоимки по обязательным платежам, установленный абзацем 3 пункта 1 статьи 47 НК РФ.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что уполномоченным органом пропущен срок для взыскания указанной выше задолженности в сумме 915 553, 57 руб. по налогам и пеням в судебном порядке.

По мнению ФНС России страховые взносы в сумме 786 642,12 руб. подлежат оплате во вторую очередь, 448 265, 68 руб. - в третью очередь:

Наименование налога

Вид

Сумма остатка недоимки

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 г.

налог

186 276,93

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 г.

пеня

35 388,33

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной

пенсии

налог

357 557,08

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной

пенсии

пеня

75 774,33

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 г.

налог

429 085,04

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды до 01.01.2017 г.

пеня

150 826,09

Всего

1 234 907,80

Из отзыва ФНС России следует, что ООО "ОНП-Регион" 15.05.2012 был представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС по форме РСВ-1 ПФР за первый квартал 2012 года (л.д. 80). Сумма задолженности в части основного долга по текущим платежам составляет 972 919, 05 руб. ГУ-ГУ ПФР № 5 по г. Москве и Московской области УПФР № 4 выставлены требования от 15.01.2014 № 06005040007013 (л.д. 85) и от 15.01.2014 № 06005040007025 (л.д. 87).

Доказательств своевременного направления должнику требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", подлежащей применению к данным правоотношениям, доказательств принятия мер ко взысканию страховых взносов в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках и направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, согласно ст. 19 указанного закона ФНС России не представлено.

Следовательно, уполномоченным органом утрачена возможность взыскания указанных сумм в судебном порядке.

При этом судом также принимается во внимание следующее.

Подача налоговых деклараций, расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам самим должником предполагает осведомленность налогоплательщика о наличии текущей недоимки по обязательным платежам и прямо возлагает на конкурсного управляющего обязанность по ее уплате.

Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства" разъяснено, что при рассмотрении жалоб кредиторов по текущим платежам на нарушение их прав (пункт 2 статьи 35 Закона о банкротстве), выражающееся в непогашении платежей должником, надлежит учитывать, что руководитель должника (в процедурах наблюдения или финансового оздоровления) либо арбитражный управляющий (в процедурах внешнего управления или конкурсного производства) обязан при наступлении срока исполнения соответствующего обязательства направлять распоряжение для его исполнения в кредитную организацию, не дожидаясь напоминания от соответствующего кредитора или предъявления им требования в суд.

По смыслу указанных разъяснений конкурсный управляющий обязан направлять распоряжение для погашения текущих платежей без какого-либо уведомления о возникновении недоимки со стороны налогового органа или ПФР, достаточно самого факта возникновения обязанности по уплате налога, страховых взносов.

Между тем налоговая отчетность и расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представлялись должником в лице руководителей Овчаркина Д.В., Яушева Э.Х., а не конкурсным управляющим, от передачи документов должника конкурсному управляющему руководитель должника уклонился.

Как следует из пояснений представителя конкурсного управляющего и представленных в дело документов, впервые о наличии у ООО "ОНП-Регион" задолженности по текущим налоговым обязательствам конкурсному управляющему стало известно из письма МРИ ФНС России № 13 по Московской области от 27.10.2016 № 16-17/1291-45 (л.д. 10), о наличии задолженности по уплате страховых взносов - из письма МРИ ФНС России № 13 по Московской области от 28.04.2017 № 16-17/0812 (л.д. 71).

Соответствующие требования налогового органа и ПФР конкурсному управляющему не направлялись, руководитель должника от передачи документов ООО "ОНП-Регион", в том числе отчетности, представленной в налоговый орган и ПФР, уклонился.

Конкурсный управляющий обращался в арбитражный суд в деле о банкротстве с заявлением об обязании бывшего руководителя Богданова А.Н. обеспечить передачу конкурсному управляющему ООО "ОНП-Регион" Устимовой Ю.Б. бухгалтерской и иной документации должника - ООО "ОНП-Регион", печатей, штампов, материальных и иных ценностей. В соответствии с определением от 31.05.2013 г. указанное заявление было удовлетворено. 20.06.2013 конкурсному управляющему арбитражным судом был выдан исполнительный лист серии АС № 005796590, который направлен конкурсным управляющим для принудительного исполнения в Бугульминский РОСП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Бугульминского РОСП УФССП России по Республике Татарстан от 18.08.2014 г. исполнительное производство было окончено на основании п. 4 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Указанный исполнительный лист так и не был исполнен.

При таких обстоятельствах, рассмотрев возникшие между конкурсным управляющим и ФНС России разногласия относительно удовлетворения требований уполномоченного органа по текущим платежам, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания обоснованными требований ФНС России в лице Межрайонной инспекции ФНС № 13 по Московской области к ООО «ОНП-Регион» об оплате страховых взносов в размере 786 642 руб. 12 коп. во вторую очередь текущих платежей и задолженности в размере 1 363 819 руб. 25 коп. в третью очередь текущих платежей не имеется.

Руководствуясь ст. 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, статьями 150, 151, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по требованию конкурсного управляющегообщества с ограниченной ответственностью «ОНП-Регион» о признании текущих требований ФНС России в лице Межрайонной инспекции ФНС № 13 по Московской области к обществу с ограниченной ответственностью «ОНП-Регион» в общем размере 2 150 461 руб. 37 коп., возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию прекратить.

Разрешить разногласия, возникшие между конкурсным управляющим и ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 13 по Московской области. В признании обоснованными требований ФНС России в лице Межрайонной инспекции ФНС № 13 по Московской области к обществу с ограниченной ответственностью «ОНП-Регион» об оплате страховых взносов в размере 786 642 руб. 12 коп. во вторую очередь текущих платежей и задолженности в размере 1 363 819 руб. 25 коп. в третью очередь текущих платежей отказать.

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней (исключая нерабочие дни) со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку (п. 1 ст. 186 АПК РФ).

Судья Н.А.Ананьева