НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Омской области от 11.07.2013 № А46-15570/11

169/2013-59607(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Омск

№ дела

11 июля 2013 года

А46-15570/2011

Резолютивная часть определения объявлена 03 июля 2013 года.

Текст определения в полном объеме изготовлен 11 июля 2013 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Брежневой О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полоцкой Д.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании заявление конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Нижнеомское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН 5524003569, ОГРН 1065515008316) Грабовецкого Андрея Геннадьевича

к Русанову Александру Прокопьевичу; Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области

о привлечении солидарно к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в размере 2 886 384 руб. 47 коп.

при участии в судебном заседании:

представителя конкурсного управляющего Грабовецкого Андрея Геннадьевича – Бобылевой Ю.В. по доверенности от 14.05.2013 (паспорт);

представителя Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области – Бабицкой Н.С. по доверенности от 27.05.2013 (паспорт);

Русанова А.П. (личность удостоверена паспортом);

представителя Федеральной налоговой службы – Петровой Н.Н. по доверенности от 30.10.2012 (удостоверение),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Нижнеомское жилищно-коммунальное хозяйство» Нижнеомского муниципального района Омской области (далее - МУП «Нижнеомское ЖКХ», должник) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Омской области от 06.02.2012 требование МУП


«Нижнеомское ЖКХ» о признании его несостоятельным (банкротом) было признано обоснованным, в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим должника утвержден Грабовецкий А.Г.

Публикация сообщения о введении в отношении МУП «Нижнеомское ЖКХ» процедуры наблюдения состоялась в газете «Коммерсантъ» от 03.03.2012 № 39.

Решением Арбитражного суда Омской области от 09.06.2012 МУП «Нижнеомское ЖКХ» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден Грабовецкий А.Г.

Публикация сообщения о признании МУП «Нижнеомское ЖКХ» несостоятельным (банкротом) и открытии в отношении него конкурсного производства состоялась в газете «Коммерсантъ» от 30.06.2012 № 118.

Определениями Арбитражного суда Омской области от 07.12.2012, 01.03.2013 срок конкурсного производства в отношении должника продлен до 28.04.2013, назначено судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства.

20.02.2013 конкурсный управляющий МУП «Нижнеомское ЖКХ» Грабовецкий А.Г. обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении Русанова Александра Прокопьевича и Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области солидарно к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в размере 2 886 384 руб. 47 коп.

Определением Арбитражного суда Омской области от 21.03.2013 указанное заявление принято к производству и назначено к судебному разбирательству на 15.04.2013.

В ходе судебного заседания конкурсный управляющий МУП «Нижнеомское ЖКХ» Грабовецкий А.Г. поддержал заявление в полном объеме со ссылкой на положения пункта 1 статьи 9, пунктов 2, 5 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закона о банкротстве).

Русанова А.П. представил письменный отзыв на заявление, в котором просил в удовлетворении заявления конкурсного управляющего МУП «Нижнеомское ЖКХ» Грабовецкого А.Г. отказать.

Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области просила суд отказать в удовлетворении заявления по основаниям и мотивам, изложенным в письменном отзыве.


Федеральная налоговая служба Российской Федерации в письменном отзыве поддержала доводы конкурсного управляющего МУП «Нижнеомское ЖКХ» Грабовецкого А.Г. в части привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам должника руководителя Русанова А.П.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимной связи, выслушав мнение представителей явившихся в судебное заседание лиц, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных конкурсным управляющим МУП «Нижнеомское ЖКХ» Грабовецким А.Г. требований по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) заявление о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве должника. Указанное заявление может быть подано в ходе конкурсного производства арбитражным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов.

МУП «Нижнеомское ЖКХ» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.12.2006.

Предметом деятельности предприятия является реализация следующих задач:

- обеспечение нормального функционирования муниципальных предприятий и учреждений Нижнеомского муниципального района на основе хозрасчетных отношений и в соответствии с определенными Уставом видами деятельности;

- выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения общественных потребностей, качественного обеспечения населения района коммунальными услугами, получения прибыли (пункт 2.1 Устава).

В силу пункта 1.4 Устава учредителем предприятия является Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области.

Имущество предприятия находится в муниципальной собственности, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе (пункт 3.1 Устава).

Согласно пункта 3.3 Устава право хозяйственного ведения в отношении


муниципального имущества, принадлежащего предприятию, возникает у предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника о передаче имущества.

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица.

Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания, либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Указанное нашло свое отражение в Уставе МУП «Нижнеомское ЖКХ», согласно пункту 1.6 которого предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Предприятие не несет ответственности по обязательствам муниципального района и его органов, а муниципальный район и его органы не несут ответственности по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Обращаясь в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области к субсидиарной ответственности по обязательствам МУП «Нижнеомское ЖКХ» конкурсный управляющий Грабовецкий А.Г. ссылался на положения пункта 1 статьи 9 и пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве.

При этом следует отметить, что содержащиеся в пункте 2 статьи 10 Закона о банкротстве положения предусматривают самостоятельные основания привлечения к субсидиарной ответственность поименованных в данной статье Закона лиц.


Конкурсный управляющий Грабовецкий А.Г., считая, что Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области не исполнила обязанность по принятию решения о подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) в порядке статьи 9 Закона о банкротстве, обосновал свое заявление ссылкой на пункт 2 статьи 10 Закона о банкротстве.

Данная норма предусматривает, что нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о банкротстве руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, в частности, в случае, если органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.

По смыслу указанной нормы обязанность обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом возложена на руководителя этого должника при наличии имеющегося решения уполномоченного органа самого должника о его ликвидации.

В соответствии с пунктом 6.2 Устава от имени Нижнеомского муниципального района Омской области муниципального права собственника имущества предприятия осуществляют, в том числе, Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Нижнеомского муниципального района.

Согласно пункту 6.2.1 Комитет по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Нижнеомского муниципального района готовит предложение о реорганизации или ликвидации предприятия в порядке, установленном законодательством.

Вместе с тем, субъектом гражданско-правовой ответственности по основанию пункта 2 статьи 10 во взаимосвязи со статьей 9 Закона о банкротстве является руководитель должника, а не учредитель (участник), собственник имущества должника.

То есть для привлечения учредителя (участника), собственника имущества предприятия по пункту 2 статьи 10 Закона о банкротстве правовые основания


отсутствуют.

Поскольку Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области в настоящем вопросе выступает в качестве единственного учредителя должника, то к ней не могут быть применены положения пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве.

Соответственно, требования конкурсного управляющего Грабовецкого А.Г. о привлечении Администрация Нижнеомского муниципального района Омской области по пункту 2 статьи 10 Закона о банкротстве являются необоснованными.

Кроме того, в своем заявлении конкурсный управляющий Грабовецкий А.Г. просит привлечь к субсидиарной ответственности руководителя должника Русанова Александра Прокопьевича на основании пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве, так как им как руководителем юридического лица не были переданы в полном объеме на бумажных носителях лицевые счета физических лиц, на основании которых могла быть взыскана в судебном порядке дебиторская задолженность населения по коммунальным платежам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 28.04.2009 № 73-ФЗ) руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если указанная информация искажена.

Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» внесены изменения в Закон о банкротстве, которые вступают в законную силу с 01.07.2013.

Так, в частности, статья 10 Закона о банкротстве изложена в новой редакции.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ) если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при


наличии одного из следующих обстоятельств:

причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;

документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

Положения абзаца четвертого настоящего пункта применяются в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника.

Ответственность руководителя должника в силу данной нормы возникает при неисполнении им обязанности по организации хранения бухгалтерской документации и при отражении в бухгалтерской отчетности неполной либо недостоверной информации, которые влекут за собой невозможность формирования конкурсным управляющим конкурсной массы или ее формирование не в полном объеме и, как следствие, неудовлетворение требований кредиторов.

Ответственность, предусмотренная пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве, направлена на обеспечение надлежащего исполнения руководителем компании-должника обязанностей:

- по ведению бухгалтерского учета и хранению документов бухгалтерского учета, соблюдению законодательства при выполнении хозяйственных операций, по организации хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

- по предоставлению арбитражному управляющему бухгалтерской документации.

Кроме того, ответственность, предусмотренная пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве, направлена на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, через реализацию возможности сформировать конкурсную массу должника,


в том числе путем предъявления к третьим лицам исков о взыскании долга, об исполнении обязательств, возврате имущества должника из чужого незаконного владения и оспаривания сделок должника.

Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 06.11.2012 № 9127/12, при разрешении вопроса о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя компании- должника по обязательствам компании-должника при ее банкротстве на основании пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве (в предыдущей редакции) арбитражными судами должна быть установлена:

- объективная сторона правонарушения, связанная с установлением факта неисполнения обязательства по передаче документации либо отсутствия в ней соответствующей информации;

- субъективная сторона правонарушения, включающая в себя вину субъекта ответственности. Так, должно быть установлено, принял ли руководитель компании- должника все меры для надлежащего исполнения обязательств по ведению и передаче документации, проявил ли ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота. В силу пункта 2 статьи 401, пункта 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, привлекаемым к субсидиарной ответственности;

- причинно-следственная связь между отсутствием документации (отсутствием в ней информации или ее искажением) и невозможностью удовлетворения требований кредиторов.

В данном случае конкурсный управляющий Грабовецкий А.Г. и ФНС России, поддерживающая позицию заявителя, ссылаются на то, что руководителем юридического лица не был организован надлежащим образом бухгалтерский учет МУП «Нижнеомское ЖКХ» и не были переданы в полном объеме на бумажных носителях лицевые счета физических лиц, на основании которых могла быть взыскана в судебном порядке дебиторская задолженность населения по коммунальным платежам, что не позволило арбитражному управляющему взыскать данную задолженность и, соответственно, удовлетворить требования кредиторов.

Как следует из представленных документов, после признания МУП «Нижнеомское ЖКХ» несостоятельным (банкротом) 15.06.2012 конкурсным управляющим МУП «Нижнеомское ЖКХ» в адрес руководителя было направлено требование о предоставлении имеющейся бухгалтерской документации.

Руководителем должника конкурсному управляющему были переданы документы и


печать МУП «Нижнеомское ЖКХ», что подтверждается письмом от 18.06.2012, актом приема-передачи бухгалтерской документации от 09.08.2012, письмом от 09.10.2012, актом приема-передачи документов от 30.10.2012.

В июне 2012 года при переносе программного обеспечения по начислению платежей за коммунальные услуги физическим лицам с компьютера МУП «Нижнеомское ЖКХ» на компьютер МУП «Нижнеомский коммунальник» часть информации была потеряна в связи с логическим повреждением жесткого диска, что подтверждается письмом общества с ограниченной ответственностью «ИНСОФТ» от 20.06.2012 № 01-12/107.

При этом у должника имелась вся необходимая информация по дебиторской задолженности на бумажном носителе, имеющаяся информация по дебиторской задолженности в формате Word была самостоятельно восстановлена.

Согласно данным проведенной в отношении должника инвентаризации была выявлена дебиторская задолженность на общую сумму 2082655,64 руб. Взыскана дебиторская задолженность на сумму 1119424 руб., что составило конкурсную массу должника. Остальная часть задолженности в размере 963231,64 руб. взыскать не представилось возможным ввиду отсутствия подтверждающей первичной документации, которая не была предоставлена конкурсному управляющему.

Как в соответствии с пунктом 1 статьи 6, пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», действующего в период исполнения обязанностей руководителя организации Русановым А.П., так и согласно статье 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступившего в силу с 01.01.2013, именно руководитель организации несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Таким образом, наличие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности у руководителя должника предполагается и является обязательным требованием закона.

В данном случае, как следует из указанных выше доказательств, документы бухгалтерского учета в том виде, как они имелись в МУП «Нижнеомское ЖКХ», были переданы конкурсному управляющему.

Так часть документации в отношении дебиторской задолженности, взыскание которой оказалось невозможным, была не передана руководителем не умышленно, а по причине ее невозможности восстановления ввиду повреждения при переносе программного обеспечения с компьютера МУП «Нижнеомское ЖКХ» на компьютер МУП «Нижнеомский коммунальник», что не может свидетельствовать о ненадлежащем ведении


бухгалтерского учета МУП «Нижнеомское ЖКХ» в период исполнения обязанностей руководителя Русанова А.П.

Более того, руководителем должника предпринимались активные действия, направленные на восстановление указанной информации.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что материалы дела не содержат доказательств требуемой совокупности оснований (объективной стороны нарушения, причинно-следственной связи между нарушением требований бухгалтерского учета и невозможностью удовлетворения требований кредиторов) для привлечения лица к субсидиарной ответственности на основании пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве, в связи с чем требование конкурсного управляющего о привлечении Русанова АП. К субсидиарной ответственности по обязательствам должника удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-186, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении заявления конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Нижнеомское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН 5524003569, ОГРН 1065515008316) Грабовецкого Андрея Геннадьевича о привлечении Русанова Александра Прокопьевича, Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области солидарно к субсидиарной ответственности по обязательствам должника в размере 2 886 384 руб. 47 коп. отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья

О.Ю. Брежнева



2 А46-15570/2011

3 А46-15570/2011

4 А46-15570/2011

5 А46-15570/2011

6 А46-15570/2011

7 А46-15570/2011

8 А46-15570/2011

9 А46-15570/2011

10 А46-15570/2011