НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Новосибирской области от 26.06.2020 № А45-9047/20

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Новосибирск                                                                Дело № А45-9047/2020

26 июня 2020 года  

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Рубекиной И.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное), г.Новосибирск

к обществу с ограниченной ответственностью "МИКРОКЛИМАТ", г.Новосибирск

о взыскании финансовых санкций в размере 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за январь 2017 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

без вызова сторон,

установил:

Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с обществу с ограниченной ответственностью "МИКРОКЛИМАТ" финансовых санкций в размере 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за январь 2017 года, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ

    Суд, изучив представленное заявление, пришёл к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу ввиду следующего.

Общество с ограниченной ответственностью «МИКРОКЛИМАТ» (далее - Общество) является страхователем в силу положений абз. 2 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее -Закон № 27-ФЗ).

27.02.2016 в УПФР от Общества поступили сведения о застрахованных лицах в количестве 1 человек(а) по форме СЗВ-М за отчетный период - январь 2017 года, что подтверждается извещением о доставке, тогда как в соответствии с требованиями п. 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ срок её представления - не позднее 15.02.2017 года.

По результатам проверки выявлено нарушение Обществом законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 1 застрахованных(ого) лиц(а), и, в связи с нарушением срока, составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 05.04.2017 № 064S18170012766.

На основании данного акта, 18.05.2017 принято решение № 064S19170019400 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в размере 500,00 рублей, то есть применение финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (500x1= 500,00) согласно статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Обществу было направлено требование об уплате финансовых санкций от 16.06.2017 № 064S01 170373228, с предложением добровольно уплатить сумму финансовой санкций в срок до 10.07.2017 года.

12.12.2017г. Арбитражным судом Новосибирской области вынесен судебный приказ № А45-37952/2017 о взыскании задолженности по финансовой санкции в сумме 500 рублей. Определением от 29.12.2017г.    Арбитражным судом Новосибирской области отменен судебный приказ по делу  № А45-37952/2017.

Статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов.

В соответствии с частью семнадцатой статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Порядок и сроки обращения в суд Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете не определены.

В то же время статья 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая порядок взыскания задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.

В ответе на вопрос N 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, сформулирована правовая позиция по вопросу о взыскании в судебном порядке финансовых санкций органами пенсионного фонда, в соответствии с которой, основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.

В силу пункта 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании задолженности (пени, штрафа) подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей.

Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019 (ответ на вопрос N 1 в Разъяснениях по вопросам, возникающим в судебной практике) признано допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что если задолженность не превышает 3000 рублей, то заявление о ее взыскании может быть подано в суд только, когда сумма накопленной в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования задолженности превысила 3 000 рублей (заявление должно быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей); в случае отсутствия в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования превышения накопленной задолженности 3 000 рублей, заявление о взыскании задолженности в данном случае может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Трехлетний срок с даты, установленной в требовании об уплате финансовых санкций, не истек, в связи с чем основания для обращения в суд с заявлением о взыскании санкции, не превышающей 3 000 рублей, отсутствуют.

С учетом положений части 3 статьи 229.2 АПК РФ, требования территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом в порядке приказного производства при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3 000 рублей, но не превышает 100 000 рублей.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы составляет от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В целях применения указанных положений процессуального законодательства в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" указано, что в порядке упрощенного производства арбитражными судами подлежат рассмотрению дела о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает ста тысяч рублей, в случае, если в принятии заявления о выдаче судебного приказа по данным требованиям арбитражным судом было отказано или судебный приказ был отменен (часть 3 статьи 229.4, часть 4 статьи 229.5 АПК РФ).

Исходя из изложенного, учитывая, что минимальный размер требований о взыскании финансовых санкций, подлежащих рассмотрению в порядке приказного производства, должен превышать 3 000 рублей, а основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в порядке упрощенного производства является отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа или отмена судебного приказа, суд считает, что правовая позиция, сформулированная в ответе на вопрос N 1 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, подлежит применению и при взыскании в порядке упрощенного производства территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации финансовых санкций.

Согласно требованию от  16.06.2017 № 064S01170373228 об уплате суммы финансовых санкций страхователю необходимо было оплатить в срок до 10 июля 2017 года.  При этом, тот факт, что  заявитель обращался с  заявлением о выдаче приказа  и приказ был отменен 29.12.2017  ,  в данном случае  не указывает на  что  трехлетний срок   истек на момент обращения с настоящим иском в упрощенном порядке.

Трехлетний срок с даты, установленной в требовании об уплате финансовых санкций, не истек, в связи с чем основания для обращения в суд с заявлением  от 22.04.2020  о взыскании санкции, не превышающей 3 000 рублей, отсутствуют.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса.

Поскольку Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями до истечения трехлетнего срока исполнения требования о его уплате, суд пришел к  выводу о прекращении производства по делу применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Аналогичные выводы  содержатся в материалах судебной практики : Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2020 N 10АП-4216/2020 по делу N А41-106616/2019,  Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2020 N 10АП-4196/20 по делу N А41-107913/2019, Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 N 12АП-907/2020 по делу N А57-25835/2019 и др.

Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

      Производство по делу № А45-9047/2020 прекратить.

       Определение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья

И.А. Рубекина