НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Мурманской области от 02.06.2011 № А42-4960/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049, г. Мурманск, ул. Книповича, д. 20,
arbsud.murmansk@polarnet.ru
http://murmansk.arbitr.ru/

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

Дело № А42-4960/2008

«02» июня 2011 года

(2ж)

Резолютивная часть определения оглашена 11.05.2011. Определение в полном объеме изготовлено 02.06.2011.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Севостьянова Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гринь Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу уполномоченного органа - ФНС России в лице Управления ФНС России по Мурманской области на ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим Сурминым Николаем Тимофеевичем обязанностей конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Североморскжилкомхоз» (ОГРН 1025100711536, ИНН 5110120187),

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя (уполномоченного органа): Скиба Е.В., по доверенности;

конкурсного управляющего Сурмина Н.Т., паспорт; Шмарина А.В., по доверенности, паспорт;

иных заинтересованных лиц (кредиторов):

Управления Росреестра по Мурманской области: Безручко Ю.В., по доверенности;

МУП «Североморские теплосети»: Совкина Ю.А., по доверенности, паспорт;

установил:

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 21.10.2009 муниципальное унитарное предприятие «Североморскжилкомхоз» (далее – МУП «СЖКХ», Предприятие, должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Сурмин Николай Тимофеевич, член некоммерческого партнерства СРО АУ «Развитие».

16.12.2010 уполномоченный орган – Федеральная налоговая служба в лице Управления ФНС России по Мурманской области (далее – ФНС, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области в порядке статьи 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) с жалобой на ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим Сурминым Николаем Тимофеевичем возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего МУП «Североморскжилкомхоз» (далее – Сурмин Н.Т., конкурсный управляющий), нарушающее права и законные интересы кредиторов должника, в том числе уполномоченного органа, представляющего в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также об отстранении арбитражного управляющего Сурмина Николая Тимофеевича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника.

Определением от 14.01.2011 жалоба принята судом к производству с указанием на то, что требование ФНС, касающееся отстранения Сурмина Н.Т. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП «СЖКХ», подлежит рассмотрению в коллегиальном составе судей, в связи с чем, судебное заседание по его рассмотрению будет назначено дополнительно, по итогам разрешения жалобы в части ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим МУП «СЖКХ» Сурминым Н.Т. своих обязанностей.

В судебном заседании заявитель, ссылаясь на допущенные со стороны конкурсного управляющего МУП «СЖКХ» Сурмина Н.Т. нарушения Федерального закона «О


несостоятельности (банкротстве)», Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299, приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 № 195, положений Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», требования, изложенные в жалобе, в дополнениях к жалобе от 02.03.2011 № 08-25/02/02113 поддержал.

Согласно пояснениям представителя ФНС ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим МУП «СЖКХ» Сурминым Н.Т. возложенных на него обязанностей выразилось в следующем:

в предоставлении уполномоченному органу, как кредитору МУП «СЖКХ», а также собранию кредиторам должника Отчетов о своей деятельности и результатах проведения конкурсного производства в отношении должника, содержащих недостоверную, искаженную информацию о размере поступивших на счет должника и использованных денежных средствах, в непредставлении документального обоснования данной информации, а также в несоблюдении положений пунктов 10, 12, 13 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299, и установленных типовых форм отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства, об использовании денежных средств должника;

в не зачислении на основной счет конкурсного производства должника поступивших в кассу наличных денежных средств и осуществлении расчетов через кассу должника;

в непринятии мер по обеспечению сохранности имущества Предприятия, в результате чего произошло необоснованное уменьшение конкурсной массы должника, а также возникновение дополнительной финансовой нагрузки в виде компенсационных выплат по решению суда общей юрисдикции, связанных с неправомерными действиями конкурсного управляющего при увольнении Теплова В.С. и задержкой выдачи последнему дубликата трудовой книжки;

в непредставлении МУП «СЖКХ» в налоговый орган бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса (форма №1), декларации по налогу на имущество) за I квартал 2010 при наличии на тот период времени в штате Предприятия бухгалтера и 2 экономистов;

в нарушение статьи 139 Закона о банкротстве конкурсным управляющим не представлено Положение о продаже имущества должника, в целях его утверждения собранием кредиторов, в результате чего Отчет об оценке движимого имущества должника от 20.05.2010 № 38, выполненный ООО «Центр экономической экспертизы и антикризисного управления» и утвержденный Территориальным управлением Росимущества по Мурманской области утратил актуальность. Данное обстоятельство, по мнению ФНС, привело не только к затягиванию процедуры банкротства, но и повлекло возникновение дополнительных расходов конкурсной массы должника как на проведение процедуры банкротства, так и расходов, связанных с актуализацией проведенной ранее оценки;

в нарушении очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательствам должника.

Конкурсный управляющий МУП «СЖКХ» Сурмин Н.Т. жалобу уполномоченного органа не признал, возражал против признания ее подлежащей удовлетворению, настаивал на доводах и возражениях, изложенных в отзыве от 24.02.2011 № б/н.

По мнению конкурсного управляющего, часть доводов, приведенных ФНС в рассматриваемой жалобе, является несостоятельными и необоснованными, имеющиеся в работе недостатки, обусловлены сложностью процедуры банкротства столь крупного и сложного предприятия. Сурмин Н.Т. указал так же на то, что часть оснований, указанных в жалобе ФНС, ранее являлись предметом исследования в рамках административного производства по делу № А26-10016/2010 по заявлению Управления Росреестра по Мурманской области о привлечении арбитражного управляющего Сурмина Н.Т. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом конкурсный управляющий настаивал на том, что имевшие место нарушения не повлекли за собой возникновение у должника, его кредиторов каких-либо убытков, негативных последствий.


Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее – Управление Росреестра по Мурманской области) факт привлечения Арбитражным судом Республики Карелия по заявлению Управления Росреестра по Мурманской области арбитражного управляющего Сурмина Н.Т. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 2 500,00 руб. подтвердил, представил копию вступившего в законную силу решения суда от 26.01.2011 по делу № А26-10016/2010. Доводы ФНС, приведенные в жалобе, по мнению представителя Управления Росреестра по Мурманской области, в большей своей части обоснованы, в связи с чем, действия конкурсного управляющего МУП «СЖКХ» Сурмина Н.Т. не могут быть признаны надлежащими, соответствующими действующему законодательству о банкротстве, а также интересам должника и его кредиторам.

Представитель МУП «Североморские теплосети», как конкурсный кредитор, против удовлетворения жалобы уполномоченного органа не возражал, наличие нарушений как положений Закона о банкротстве, так и иных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность арбитражных (конкурсных) управляющих при проведении процедур банкротства, в действиях Сурмина Н.Т. не отрицал.

Рассмотрев жалобу ФНС, заслушав представителей, изучив представленные в материалы дела документы, суд пришел к следующему.

Жалобы кредиторов о нарушении арбитражным управляющим их прав и законных интересов подлежат рассмотрению арбитражным судом в порядке пункта 1 статьи 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

ФНС России в лице Управления ФНС России по Мурманской области является установленным кредитором МУП «СЖКХ» третьей очереди.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Сурминым Н.Т. возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего МУП «СЖКХ», на допущенные нарушения статей 20 ³ 24, 129, 133, 134, 139, 143 Закона о банкротстве, уполномоченный орган в порядке статьи 60 указанного выше Закона, в целях защиты нарушенного права и законных интересов кредитора, обратился в суд с настоящей жалобой.

К неисполнению или ненадлежащему исполнению конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей относится невыполнение функций, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в том числе: принятие в ведение имущества должника, проведение его инвентаризации; привлечение оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомление работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства; принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника; принятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; предъявление требований к третьим лицам о взыскании задолженности; заявление возражений относительно требований кредиторов; ведение реестра требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, передача на хранение документов должника, подлежащих обязательному хранению, иных установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» обязанностей.

Согласно пункту 4 статьи 20 ³указанного выше Закона, при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В силу статьи 143 Закона о банкротстве осуществление контроля за деятельностью конкурсного управляющего отнесено к компетенции собрания (комитета) кредиторов должника.

Согласно пункту 1 указанной выше статьи, конкурсный управляющий обязан представлять собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.


Из указанной нормы права следует, что целью данной обязанности конкурсного управляющего является регулярное представление кредиторам отчета о своей деятельности и финансовом состоянии организации – банкрота.

Во исполнение статьи 29 Закона о банкротстве, постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 «Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» (далее – Правила) приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 № 195 утверждены типовые формы отчетов конкурсного управляющего: отчета о своей деятельности и результатах проведения конкурсного производства (приложение 4) и отчета об использовании денежных средств должника (приложение 5).

В силу пунктов 10, 12, 13 указанных выше Правил отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве. Отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать: реквизиты основного счета должника, сведения о размере средств, поступивших на основной счет конкурсного производства, сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника. Указанные выше формы отчетов конкурсного управляющего предусматривают также обязательное приложение в виде копий документов, подтверждающих указанные в отчете сведения.

В процессе рассмотрения жалобы установлено, что уполномоченному органу, как кредитору МУП «СЖКХ», конкурсным управляющим были представлены Отчеты (как по форме 4, так и по форме 5) отличные по дате оформления, вместе с тем аналогичные по содержанию Отчетам, представленным в материалы арбитражного дела, а именно, Отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах конкурсного производства МУП «СЖКХ» от 12.07.2010, от 01.10.2010 и Отчеты об использовании денежных средств должника от 12.07.2010, от 01.10.2010.

Как усматривается из представленных в материалы дела № А42-4960/2008 Отчетов конкурсного управляющего МУП «СЖКХ» Сурмина Н.Т. о своей деятельности и результатах проведения процедуры конкурсного производства должника (форма 4) от 03.08.2010 и от 20.10.2010 в разделе «Сведения о количестве, об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам» содержатся сведения о добровольном исполнении дебиторами Предприятия исполнительных документов, находящихся на принудительном исполнении в службе судебных приставов. Вместе с тем, графы «Доля в общей задолженности», а также «Получено» конкурсным управляющим не заполнены, сведения о фактически поступивших на счет должника денежных средствах отсутствуют. Отчеты не содержат ни сведений о дебиторах, добровольно исполнивших свои денежные обязательства перед Предприятием либо погасивших имевшуюся задолженность перед МУП «СЖКХ» в рамках исполнительных производств (ФИО либо наименование должника), ни сведений о размере платежа, его дате и основании, ни сведений о банковских реквизитах плательщика. Кроме того, сведения о размере задолженности, погашенной в процедуре банкротства, содержащиеся в указанном выше разделе Отчетов, не соответствуют сведениям о размерах взысканной задолженности, указанным в пояснительных записках к Отчетам. Так, согласно разделу «Сведения о количестве, об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам» Отчета конкурсного управляющего от 03.08.2010 общая сумма рассмотренных исков за период с 01.03.2010 по 01.07.2010 составила – 11 280 298,06 руб., на принудительном взыскании в службе судебных приставов находятся исполнительные документы на общую сумму - 16 928 573,35 руб., добровольно исполнено 13 исполнительных документов на общую сумму 1 098 091,18 руб.). Вместе с тем пояснительная записка конкурсного управляющего к данному Отчету содержит сведения о взыскании дебиторской задолженности в сумме 1 089 091,18 руб. Сведения о произведенных взысканиях дебиторской задолженности, содержащиеся в Отчете конкурсного управляющего (форма 4) от 20.10.2010, согласно которым за период с 25.07.2010 по 14.10.2010 дебиторами должника погашено в добровольном порядке - 388 823,00 руб., добровольно исполняется – 2 737 766,00 руб., на принудительном взыскании в службе судебных приставов находятся исполнительные документы на общую сумму – 10 852 898,00 руб., также не соответствуют сведениям о размере дебиторской


задолженности, взысканной за аналогичный период в размере 1 989 128,00 руб., содержащимся в пояснительной записке к Отчету.

Судом также установлено наличие недопустимых расхождений в сведениях, содержащихся в Отчете конкурсного управляющего МУП «СЖКХ» о своей деятельности и результатах проведения конкурсного производства (форма 4) и Отчете за аналогичный период (форма 5).

Как следует из содержания раздела «Сведения о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках поступления» Отчета конкурсного управляющего МУП «СЖКХ» (форма 4) от 03.08.2010, за период с 28.02.2010 по 12.07.2010 на счет Предприятия поступили денежные средства от его текущей деятельности и от взыскания дебиторской задолженности в общей сумме 5 344 623,00 руб., в Отчете об использовании денежных средств должника (форма 5) от 12.07.2010 в разделе «Сведения о проступивших и использованных денежных средств должника» за период с 12.04.2010 по 12.07.2010 содержится информация о поступлении от покупателей, погашении дебиторской задолженности по квартплате, прочих поступлениях денежных средств в размере 4 957 279,00 руб. (1 767 358,00 руб. – в кассу должника,3 189 921,00 руб. – на счет), при наличии остатка денежных средств, образовавшегося на 12.04.2010, в размере 369 720,00 руб. Согласно данным о расходовании денежных средств должника за аналогичный период размер израсходованных средств составил 4 984 985,00 руб. (2 800 968,00 руб.- по кассе, 2 184 017,00 руб. – по счету), при этом остаток денежных средств указан в сумме 102 015,00 руб. (48 065,00 руб. – касса, 53 950,00 руб. – на счете). С учетом изложенного в Отчете (форма 5) от 12.07.2010 в разделе «Сведения о проступивших и использованных денежных средств должника» за период с 12.04.2010 по 12.07.2010 отсутствует информация относительно 239 999,00 руб. (разница между суммой полученных должником денежных средств, имевшимся остатком и суммой израсходованных средств, остатком денежных средств на окончание периода).

Из содержания Отчета конкурсного управляющего МУП «СЖКХ» (форма 4) от 20.10.2010 следует, за период с 13.07.2010 по 01.10.2010 на основной счет Предприятия поступили денежные средства от его текущей деятельности и от взыскания дебиторской задолженности в общей сумме 3 074 784,00 руб., при этом в разделе «Сведения о расходах на проведение конкурсного производства» отражены расходы в общей сумме 204 938,00 руб. (выплата вознаграждения арбитражному управляющему июль – сентябрь, оплата услуг привлеченных специалистов, стоимость услуг оценщика, оплата судебных расходов). В тоже время в Отчете конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника (форма 5) от 01.10.2010 содержатся сведения об остатках у Предприятия по состоянию на 13.07.2010 денежных средств в общей сумме 102 015,00 руб. (в том числе: по кассе 48 065,00 руб., на счете в банке - 53 950,00 руб.). Согласно данному Отчету (форма 5) за период с 13.07.2010 по 30.09.2010 на расчетный счет МУП «СЖКХ» поступило 2 911 436,00 руб., в кассу должника поступило 1 883 972,00 руб. (всего 4 795 408,00 руб.) от текущей деятельности (горсвалка, услуги по предоставлению проживания), взыскания дебиторской задолженности. Расходы Предприятия за указанный период согласно этому же Отчету составили: 4 881 718,00 руб., в том числе: на выплату заработной платы и выходных пособий работникам - 1 831 935,00 руб., выплату вознаграждения конкурсному управляющему – 90 000,00 руб., оплату поставщикам - 2 321 394,00 руб., на уплату обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды – 550 659,00 руб., на прочие выплаты - 87 730,00 руб.

Следовательно, остаток средств по состоянию на 01.10.2010 должен составлять 15 705,00 руб., вместе с тем, согласно Отчету об использовании денежных средств должника (форма 5) по состоянию на 01.10.2010 остаток денежных средств составил: на счете должника – 100 143,00 руб., в кассе – 5 600,00 руб., всего 105 743,00 руб.

Таким образом, довод заявителя о наличии расхождений в сведениях, содержащихся в Отчете конкурсного управляющего о своей деятельности и результатах конкурсного производства (форма 4) и сведениях, отраженных в Отчете конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника (форма № 5) является обоснованным и подлежащим принятию.

Кроме того, указанные выше Отчеты не соответствуют установленным типовым формам отчетов конкурсного управляющего, не содержат полной и достоверной, являющейся обязательной к указанию информации, не подтверждены обосновывающими документами, в связи с чем, не могут быть признаны соответствующими требованиям


пункта 2 статьи 143 Закона о банкротстве, Общим правилам подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего.

Так, в частности, в Отчетах (форма 4) отсутствует раздел «Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности», при этом в разделе «Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности» Отчетов об использовании денежных средств должника (форма 5) содержится информация исключительно о привлеченном специалисте - секретаре-делопроизводителе, сведения о привлечении конкурсным управляющим в целях проведения оценки имущества должника ООО «Центр экономической экспертизы и антикризисного управления», специалиста по обработке документации должника длительного хранения в Отчетах отсутствуют; раздел «Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе, о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника» Отчета (форма 4) от 20.10.2010 содержит сведения о наличии у МУП «СЖКХ» активов в виде запасов на сумму 4 590 761,00 руб., что на 13 357,00 руб. меньше, чем отражено в этом же разделе Отчета (форма 4) от 03.08.2010, при этом Отчет (форма 4) от 20.10.2010 не содержит никаких пояснений относительно причин уменьшения активов должника данного вида, сведений об исключении из конкурсной массы (при условии, отсутствия сведений о реализации имущества должника). Проанализировав данные раздела «Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе, о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника» Отчетов (форма 4) от 08.04.2010, от 03.08.2010, от 20.10.2010 суд также установил наличие изменений в указании размера балансовой стоимости основных средств должника (по Отчету от 08.04.2010 размер балансовой стоимости основных средств составил 99 330 877,00 руб., по Отчету от 03.08.2010 – размер балансовой стоимости данного актива составил 99 136 046,00 руб. (т.е. на 194 841,00 руб. меньше), по Отчету от 20.10.2010 стоимость основных средств составила 99 330 877,00 руб.).

Довод заявителя о нарушении конкурсным управляющим МУП «СЖКХ» требований части 2 статьи 133 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», выразившемся в не зачислении на основной счет конкурсного производства должника поступивших в кассу наличных денежных средств и осуществлении расчетов с поставщиками через кассу должника также нашло свое подтверждение и признано конкурсным управляющим Сурминым Н.Т. в процессе рассмотрения жалобы.

В силу пункта 1 статьи 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет.

В соответствии с пунктом 2 указанной выше статьи все денежные средства, поступающие в ходе конкурсного производства, подлежат зачислению на основной счет должника.

Таким образом, все денежные операции в период конкурсного производства должны осуществляться с использованием расчетного счета должника.

Из содержания Отчета конкурсного управляющего МУП «СЖКХ» об использовании денежных средств должника, датированного 12.07.2010, следует, что за период с 12.04.2010 по 12.07.2010 в кассу Предприятия поступили денежные средства в общей сумме 1 767 358,00 руб. (в том числе: 1 221 590,00 руб. от покупателей, взыскание задолженности по квартплате, 545 768,00 руб. - прочие поступления), поступившие денежные средства, минуя расчетный счет Предприятия, направлены конкурсным управляющим на выплату заработной платы, на прочие выплаты.

Факт незачисления на основной счет должника поступивших в кассу наличных денежных средств и осуществления расчетов через кассу должника, подтверждается представленной в материалах дела выпиской ФКБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО) в Мурманске банка по операциям на счете МУП «СЖКХ» за период с 01.02.2010 по 09.09.2010, Отчетом конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника (форма 5) от 12.07.2010. Данный факт установлен также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.01.2011 по делу № А26-10016/2010.


Обязанность налогоплательщика по представлению налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, закрепленную пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), юридическое лицо исполняет до момента своей ликвидации, которая считается завершенной после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Каких-либо исключений по исполнению обязанности представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность для юридических лиц, признанных арбитражным судом несостоятельными (банкротами), законодательством о налогах и сборах не установлено.

На обязательность непрерывного ведения бухгалтерского учета организацией с момента ее регистрации до реорганизации или ликвидации указано и в пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Согласно пункту 2 статьи 126, пункту 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника; руководитель должника обязан обеспечить передачу конкурсному управляющему бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей; конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены указанным выше Законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета несет лицо, ответственное за ведение дел в организации. В процедуре конкурсного производства таким лицом является конкурсный управляющий должника.

Согласно пункту 5 статьи 13 указанного выше Закона и, исходя из понятия «руководитель организации», данного в статье 2 названного Закона, с момента открытия конкурсного производства бухгалтерская отчетность организации подписывается конкурсным управляющим и главным бухгалтером (бухгалтером).

Таким образом, правовых оснований для исключения из круга обязанностей конкурсного управляющего действий по организации и ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности должника не имеется.

При таких обстоятельствах непредставление МУП «СЖКХ» в налоговый орган бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса (форма № 1), декларации по налогу на имущество) за I квартал 2010 является неправомерным и также свидетельствует о ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим Сурминым Н.Т. возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего должника.

Пунктом 1 статьи 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что в течение месяца с даты окончания инвентаризации и оценки предприятия должника, имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже имущества должника, включающие в себя сведения о составе имущества, о сроках его продажи, о форме торгов, о форме представления предложений о цене имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети «Интернет», где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества, о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

Согласно представленным в материалах дела письменным пояснениям конкурсного управляющего МУП «СЖКХ» Сурмина Н.Т. б/н, б/д (дата регистрации УФНС России по Мурманской области - 10.11.2010, № 33636), ООО «Центр экономической экспертизы и антикризисного управления» произведена частичная оценка движимого имущества должника в количестве 229 позиций, по данному отчету от 20.05.2010 № 38 выдано положительное заключение Территориальным управлением Росимущества по Мурманской области от 30.07.2010 № 6310, оценочная стоимость имущества определена в размере 3 126 245 руб. без учета НДС.

Судом установлено, что согласно оттиску штампа регистрации входящей корреспонденции МУП «СЖКХ» письмо Территориального управления Росимущества по Мурманской области от 30.07.2010 № 6310 о выдаче положительного заключения уполномоченного органа в отношении Отчета от 20.05.2010 № 38 «Об оценке рыночной стоимости объектов движимого имущества, состоящих на балансовом учете МУП «Североморскжилкомхоз», выполненного ООО «Центр экономической экспертизы и


антикризисного управления», получено должником 16.08.2010 (номер регистрации входящей корреспонденции 1054).

В нарушении положений пункта 1 статьи 139 Закона о банкротстве конкурсный управляющий в установленный Законом срок, а также в более поздний срок не представил собранию кредиторов для утверждения предложения о продаже имущества должника, в отношении которого произведена оценка и получено положительное заключение Территориального управления Росимущества по Мурманской области.

Поскольку с момента проведения оценки рыночной стоимости имущества должника, даты получения должником по юридическому адресу уведомления о выдаче Территориальным управлением Росимущества по Мурманской области положительного заключения по оценке имущества должника прошло более шести месяцев, Отчет от 20.05.2010 № 38 «Об оценке рыночной стоимости объектов движимого имущества, состоящих на балансовом учете МУП «Североморскжилкомхоз»» в соответствии с пунктом 26 Федерального стандарта оценки, утратил свою актуальность.

Принимая во внимание истечение в отношении указанного выше Отчета об оценке установленного Законом шести месячного срока для целей совершения сделок с имуществом должника, явившимся предметом оценки, конкурсному управляющему должника необходимо либо проводить новую оценку, либо актуализировать результаты оценки, полученные ранее.

Таким образом, неисполнение обязанности Сурминым Н.Т. требований пункта 1 статьи 139 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», выразившееся в непредставлении собранию кредиторов должника в установленный Законом о банкротстве срок предложения о порядке и условиях продажи имущества должника, в отношении которого имеется положительное заключение Территориального управления Росимущества по Мурманской области относительно его оценки, привело не только к возникновению у должника дополнительных расходов, но и, как следствие, к уменьшению конкурсной массы МУП «СЖКХ».

В процессе рассмотрения жалобы суд также установил факт несоблюдения конкурсным управляющим МУП «СЖКХ» Сурминым Н.Т. положений статьи 134 Закона о банкротстве, устанавливающей очередность удовлетворения требований кредиторов, в том числе по текущим обязательствам.

Как следует из материалов дела, 29.07.2010 МУП «Североморскжилкомхоз» (принципал) и ОАО «Единый Расчетный Центр» (агент) заключен Агентский договор по взысканию с плательщиков задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг и ежемесячному формированию единых платежных документов № 1/3-10.

Согласно пункту 4.2 договора расчетным периодом по уплате вознаграждения агента является период с первого по последнее число соответствующего месяца. Вознаграждение агента устанавливается сторонами в виде процента от суммы фактически внесенных плательщиками в расчетном периоде денежных средств на основании единых платежных документов в счет оплаты перед принципалом задолженности. Оплата вознаграждения агента производится путем удержания из поступивших от плательщиков денежных средств, направленных на оплату задолженности перед принципалом.

Пунктом 4.3 договора стороны также предусмотрели, что в случае, если вознаграждение агента не было удержано в порядке, предусмотренном пунктом 4.2 договора, оплата вознаграждения агента по настоящему договору осуществляется принципалом ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, путем перечисления денежных средств на банковский счет агента в срок не позднее 5 банковских дней со дня выставления агентом счета и счета-фактуры.

Расчеты с ООО «Единый Расчетный Центр» в соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве, разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в постановлении от 23.07.2009 № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» являются текущими обязательствами Предприятия, в связи с чем, должны осуществляться с учетом сформированной календарной очередности.

Вместе с тем, в нарушение требований статьи 134 Закона о банкротстве оплата услуг ООО «Единый Расчетный Центр» по Агентскому договору от 29.07.2010 № 1/3-10 производится должником в первоочередном порядке относительно остальных текущих обязательств.


Конкурсный управляющий факт удовлетворения требований ООО «Единый Расчетный Центр» по Агентскому договору от 29.07.2010 № 1/3-10 в части выплаты агентского вознаграждения в приоритетном (первоочередном) порядке относительно иных требований кредиторов, перед которыми Предприятие имеет текущие обязательства, признал, указал на то, что выплаты произведены в соответствии с пунктом 4.2 Агентского договора. По мнению Сурмина Н.Т., в случае установления иного порядка оплаты услуг агента по договору, коммерческий интерес к договору со стороны ООО «Единый Расчетный Центр» будет утрачен, в подтверждение представил ответ ООО «Единый Расчетный Центр» №б/н от 11.05.2011.

Жалобу ФНС в части ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим Сурминым Н.Т. обязанностей конкурсного управляющего МУП «СЖКХ», выразившегося в увольнении работника МУП «СЖКХ» Теплова В.С. с нарушениями требований действующего трудового законодательства, а также в задержке в выдачи гражданину Теплову В.С. трудовой книжки при его увольнении с Предприятия суд, с учетом мнения представителей, участвовавших в судебном заседании, отсутствия каких-либо возражений, документов, представленных в материалы дела (в том числе копии заявления конкурсного управляющего МУП «СЖКХ» Сурмина Н.Т. в Североморский городской суд Мурманской области о пересмотре решения по гражданскому делу № 2- 76/2011 от 26.01.2011 по вновь открывшимся обстоятельствам с отметкой о принятии судом), в целях объективного, всестороннего и полного рассмотрения жалобы в указанной выше части, счел целесообразным выделить в порядке статьи 130 (часть 3) АПК РФ в отдельное производство с присвоением делу (жалобе) № А42-4960/2008 (3ж). Кроме того, суд счел необходимым приостановить производство по делу № А42- 4960/2008 (Зж) в порядке статей 143 (часть 1), 145 АПК РФ до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по итогам разрешения по существу заявления конкурсного управляющего МУП «СЖКХ» Сурмина Н.Т. от 17.03.2011 № 217 о пересмотре решения Североморского городского суда Мурманской области от 26.01.2011 по гражданскому делу № 2- 76/2011 по вновь открывшимся обстоятельствам. Представители лиц, участвовавших в судебном заседании, против приостановления производствам по делу не возражали № А42-4960/2008 (3ж).

Поскольку доводы, приведенные уполномоченным органом, по мнению суда, нашли свое документальное подтверждение, основаны на нормах права и не противоречат фактическим обстоятельствам, жалоба ФНС, рассматриваемая в деле №А42- 4960/2008(2ж), подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», частью 3 статьи 130, статьями 143, 145, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

Жалобу уполномоченного органа - ФНС России в лице Управления ФНС России по Мурманской области на ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим Сурминым Н.Т. возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего МУП «Североморскжилкомхоз», выразившееся в увольнении работника МУП «Североморскжилкомхоз» Теплова В.С. с нарушениями действующего трудового законодательства, а также в задержке выдачи гражданину Теплову В.С. трудовой книжки при увольнении выделить в отдельное производство с присвоением делу № А42- 4960/2008 (3ж.).

Приостановить производство по делу № А42-4960/2008(3ж) до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по итогам разрешения по существу заявления конкурсного управляющего МУП «Североморскжилкомхоз» Сурмина Н.Т. от 17.03.2011 № 217 о пересмотре решения от 26.01.2011 по гражданскому делу № 2-76/2011 по вновь открывшимся обстоятельствам, находящегося в производстве Североморского городского суда Мурманской области.

В остальной части жалобу уполномоченного органа - ФНС России в лице Управления ФНС России по Мурманской области удовлетворить.

Признать ненадлежащим исполнение арбитражным управляющим Сурминым Николаем Тимофеевичем обязанностей конкурсного управляющего МУП


«Североморскжилкомхоз» (ОГРН 1025100711536, ИНН 5110120187), нарушающим права и законные интересы кредиторов должника, в том числе уполномоченного органа, представляющего в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требовании Российской Федерации по денежным обязательствам.

Определение может быть обжаловано в апелляционный суд в десятидневный срок со дня его вынесения.

Судья

Севостьянова Н.В.



2 Дело № А42-4960/2009(2ж)

3 Дело № А42-4960/2009(2ж)

4 Дело № А42-4960/2009(2ж)

5 Дело № А42-4960/2009(2ж)

6 Дело № А42-4960/2009(2ж)

7 Дело № А42-4960/2009(2ж)

8 Дело № А42-4960/2009(2ж)

9 Дело № А42-4960/2009(2ж)

10 Дело № А42-4960/2009(2ж)