АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Курск, ул. К. Маркса, д. 25
http://www.kursk.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск
04 ноября 2020 года
Дело № А35-5328/2017
Резолютивная часть определения оглашена 28.10.2020
Полный текст определения изготовлен 04.11.2020
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Кондрашевой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Одоевским В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление должника об исключении из конкурсной массы его имущества в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Корман Елены Витальевны (ИНН 462800025800, СНИЛС 119-978-091 18, адрес: г. Курск, 2-й Тульский пер., д. 24),
при участии должника Корман Е.В.,
у с т а н о в и л:
решением суда от 15.10.2018 (резолютивная часть объявлена 15.10.2018) Корман Елена Витальевна признана банкротом, введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Корсаков А. М.
Определением суда от 25.09.2020 (резолютивная часть объявлена 24.09.2020) финансовый управляющий Корсаков А.М. освобожден от исполнения обязанностей финансового управляющего должника, утвержден Кумов Евгений Вячеславович.
15.07.2020 должник обратился в суд с ходатайством об исключении из конкурсной массы банковского вклада, на который зачислены детские пособия на основании Указа Президента Российской Федерации в размере 40 000 руб., , компенсации за оплату детского сада, земельного участка с кадастровым номером 46:29:102059:257, расположенного по адресу: г. Курск, Центральный округ.
Уполномоченный орган представил мнение по ходатайству.
В судебном заседании должник поддержал ходатайство, пояснил, что финансовым управляющим детские пособия и компенсация родительской платы за посещения детского садика не выплачены.
Остальные участвующие в деле лица явку представителей не обеспечили, заявление рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав должника, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления должника ввиду следующего.
В заявлении должник просил исключил из конкурсной массы банковской карты.
Вместе с тем исходя из смысла положений пункта 1.5 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием» банковская карта, в том числе расчетная (дебетовая), является электронным средством платежа, которое используется ее держателем для совершения операций с денежными средствами, находящимися на его банковском счете в банке-эмитенте.
В силу части 9 статьи 213.25 Закона о банкротстве гражданин обязан не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о признании его банкротом, передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, финансовый управляющий обязан принять меры по блокированию операций с полученными им банковскими картами по перечислению денежных средств с использованием банковских карт на основной счет должника.
Учитывая изложенное, банковские карты не являются имуществом, подлежащим включению в конкурсную массу должника в соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве.
В соответствии со статьей 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
Из содержания ходатайства следует, что, по сути, должник просит исключить из конкурсной массы единовременные выплаты в размере 40 000 руб. 00 коп., компенсационные выплаты части родительской платы за содержание ребенка в детском саду с момента ведения процедуры - с 08.04.2018.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражными судами по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В силу пункта 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.
При этом в соответствии со статьями 213.9, 213.25 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества финансовый управляющий распоряжается всем имуществом должника, подлежащим включению в конкурсную массу, в том числе и денежными средствами, находящимися на его расчетных счетах, которые финансовый управляющий обязан аккумулировать на основном счете должника. Частью 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в числе принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, указаны деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Согласно абзацу 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан», вопросы об исключении из конкурсной массы указанного имущества (в том числе денежных средств), о невключении в конкурсную массу названных выплат решаются финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке.
При наличии разногласий между финансовым управляющим, должником и лицами, участвующими в деле о банкротстве, относительно указанных имущества, выплат и (или) их размера любое из названных лиц вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о разрешении возникших разногласий. По результатам рассмотрения соответствующих разногласий суд выносит определение (пункт 1 статьи 60, абзац второй пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, абзац 5 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 48).
Как указано выше, в судебном заседании должник пояснил, что финансовым управляющим пособия на детей и компенсация за родительскую плату не выплачены, суд неоднократно откладывал судебные заседания по вопросу урегулирования данного вопроса во всесудебном порядке, однако финансовый управляющий уклоняется от разрешения данного вопроса, обоснованных пояснений не представил.
Согласно абзацу 2 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан», в конкурсную массу не включаются получаемые должником выплаты, предназначенные для содержания иных лиц (например, алименты на несовершеннолетних детей; страховая пенсия по случаю потери кормильца, назначенная ребенку; пособие на ребенка; социальные пенсии, пособия и меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов, и т.п.).
Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» в целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, предусмотрена единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка.
Данным Указом установлено Пенсионному фонду Российской Федерации обеспечить осуществление ежемесячных выплат и единовременной выплаты в соответствии с настоящим Указом.
Согласно справке Сбербанка от 02.07.2020 должнику начислены на счет должника Пенсионным фондом Российской Федерации социальные выплаты 08.06.2020, 09.06.2020, 01.07.2020 на общую сумму 40 000 руб. 00 коп.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Указанные единовременные выплаты имеют социальный характер и направлены исключительно на поддержание семей (детей) в период пандемии. С учетом изложенного суд приходит к выводу об исключении единовременных выплат из конкурсной массы в размере 40 000 руб. 00 коп.
Должник также просил исключить из конкурсной массы компенсационные выплаты части родительской платы за содержание ребенка в детском саду.
Согласно статье 52.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 «Об образовании» (далее - Законоб образовании) учредители образовательных учреждений вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в указанных учреждениях (п. 1 ст. 52.1 Закона). Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат (п. 2 ст. 52.1 Закона).
В силу п. 1 ст. 52.2 Закона об образовании родителям (законным представителям) детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выплачивается компенсация части родительской платы, фактически взимаемой за содержание детей в соответствующем образовательном учреждении. Размер компенсации составляет на первого ребенка 20 процентов, на второго ребенка - 50 процентов и на третьего ребенка и последующих детей - 70 процентов размера внесенной родительской платы.
Данные выплаты являются социальной гарантией и относятся к выплатам социального характера.
В обоснование начисления данных выплат должник представил справку ПАО «Сбербанк России», из которой следует, что на расчетный счет должника начисляются компенсационные выплаты части родительской платы за содержание ребенка в детском саду. Как пояснил должник, данные выплаты он не получает с момента ведения процедуры с 08.04.2018. Доказательств обратного финансовым управляющим не представлено.
Поскольку данные выплаты носят социальный характер, суд приходит к выводу об исключении их из конкурсной массы, начиная с 08.04.2018.
Также должник просит исключить из конкурсной массы земельный участок с кадастровым номером 46:29:102059:257, расположенный по адресу: Курская область, г. Курск, Центральный округ, площадью 1000 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения индивидуального жилого дома.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Курской области № 74-ЗКО земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на территории Курской области предоставляются в соответствии с настоящим Законом бесплатно, без торгов и предварительного согласования предоставления земельного участка в собственность граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Курской области не менее пяти лет, признанных нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным жилищным законодательством, и относящихся к категориям граждан, определенным в статье 4 настоящего Закона.
Земельные участки в соответствии с Законом Курской области № 74-ЗКО предоставляются бесплатно в собственность следующим категориям граждан:
1) гражданам, имеющим проживающих совместно с ними трех и более детей (в том числе усыновленных (удочеренных)) в возрасте до 18 лет или детей в возрасте до 23 лет, обучающихся по основным образовательным программам в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, а также гражданам, принявшим на воспитание в приемную семью трех и более детей в возрасте до 18 лет;
2) молодым семьям, в которых возраст супругов на дату предоставления земельного участка в собственность не превышает 35 лет, либо неполным семьям, состоящим из одного родителя, возраст которого на дату предоставления земельного участка в собственность не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных (удочеренных);
3) гражданам, лишившимся единственного жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) семьям, имеющим на иждивении ребенка-инвалида, в том числе усыновленного (удочеренного), либо семьям, принявшим на воспитание в приемную семью ребенка-инвалида.
В обоснование данного заявления должник представил решение Комитета по управлению имуществом Курской области от 27.10.2017 № 1-19/2380, согласно которому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Законом Курской области от 21.09.2011 № 74-ЗКО «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Курской области», решением Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства от 17.05.2012 № 36, постановлением Губернатора Курской области от 13.07.2015 № 302–пг «Об органе исполнительной власти Курской области, уполномоченном на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Курской области, протоколом заседания комиссии по бесплатному предоставлению в собственность земельных участков отдельным категориям граждан от 11.10.2017 № 10 и заявлением Корман Е.В., решил предоставить в собственность бесплатно Корман Е.В.., Корман Э.А., Корман В.Э., Корман П.Э., Корман И.Э. земельный участок категории земель населенных пунктов с видом разрешённого использования для размещения индивидуального жилого дома с кадастровым номером 46:29:102059:257 площадью 1 000 кв.м, расположенный по адресу:
г. Курск, Центральный округ. Данным решением должник снят с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Таким образом, наделение должника и членов его семьи земельным участком имеет социальный характер и направлено исключительно на приобретение (улучшение) жилищных условий. Возможность многодетных семей получить земельный участок для улучшения жилищных условий - мера государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Улучшение условий жизни малоимущих семей как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач государства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об исключении из конкурсной массы должника земельного участка с кадастровым номером 46:29:102059:257.
Руководствуясь статьей 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л:
заявление должника удовлетворить.
Исключить из конкурсной массы, формируемой в деле А35-5328/2017 о несостоятельности Корман Елены Витальевны, компенсационные выплаты части родительской платы за содержание ребенка в детском саду с 08.04.2018 и единовременные выплаты, установленные Указом Президента Российской Федерации от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», зачисляемые на банковский вклад по лицевому счету ХХХХХ.ХХХ.Х.ХХХХ.ХХХХХХХ, открытом на имя должника в Курском ОСБ №8596.
Исключить из конкурсной массы, формируемой в деле А35-5328/2017 о несостоятельности Корман Елены Витальевны, земельный участок с кадастровым номером 46:29:102059:257, расположенный по адресу: Курская область, г. Курск, Центральный округ, площадью 1000 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения индивидуального жилого дома.
Определение может быть обжаловано в десятидневный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Курской
области.
Судья Е.В. Кондрашева