НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Курганской области от 23.05.2012 № А34-2928/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Климова ул., 62 д., Курган, 640002 http://kurgan.arbitr.ru,

тел. (3522) 41-84-84, факс (3522) 41-88-07

E-mail: info@kurgan.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Курган                                                                          Дело № А34-2928/2011

25 мая 2012 года

Резолютивная часть определения объявлена 23 мая 2012г.

В полном объёме определение изготовлено 25 мая 2012г.

Арбитражный суд Курганской области в составе:

Председательствующего судьи: Обабковой Н.А.,

Судей: Григорьева А.А., Губановой Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Леоновой Ю.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

открытого акционерного общества «Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети» (ОГРН 1024501983659)
заинтересованное лицо: Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области  (ОГРН 1034500018739)

третьи лица: 1. Открытое акционерное общество «ЭнергоКурган»; 2. Открытое акционерное общество «Энергосбыт»

о признании постановления № 33-43 от 19.11.2009 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии»  недействующим в части

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Рыков А.Е., доверенность № 179 от 20.10.2010; Белешова А.В., доверенность от 05.10.2011; Бережная О.П., доверенность от 14.12.2011; Саломатина О.И., доверенность № 20 от 05.10.2011 – после перерыва явки нет;

от заинтересованного лица: Носко А.Ф., доверенность № 01/242 от 02.02.2011; Блинова Ю.Г., доверенность № 05-01/4109 от 18.11.2011; Самойлов С.М., доверенность № 01/241 от 02.02.2011;

от третьих лиц: 1. Хохлова А.А., доверенность № 114-11 от 25.08.2011; 2. Саранских Н.В., доверенность № 128-12 от 13.12.2011;

установил:

Открытое акционерное общество «Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети» (далее – заявитель, ОАО «ШМКЭС») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением, с учетом уточнения, принятого судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействующим пункта 22 Приложения № 2 постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области № 33-43 от 19.11.2009 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии» в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, где ОАО «ЭнергоКурган» является получателем платы, а ОАО «ШМКЭС» плательщиком платы по ставке на содержание электрических сетей в размере 226 202, 60 руб./МВт/мес., по ставке на оплату технологического расхода (потерь) в размере 53,02 руб./МВт/ч.; и обязать Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «ШМКЭС».

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на экономическую необоснованность утвержденных тарифов и противоречие нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно пунктам 47, 48, 49, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 № 20-э/2; пунктам 42, 46, 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861; пунктам 16, 17 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» от 26.02.2004 № 109; пунктам 15, 16, 17, 18, 19 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии» от 26.02.2004 № 109; статьям 23, 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», что привело к нарушению прав и законных интересов ОАО «ШМКЭС» в сфере предпринимательской и экономической деятельности, и нарушению принципа обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, принципа экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли, а также экономической обоснованности затрат на производство, передачу и распределение электрической энергии.

Определениями суда от 11.08.2011, 06.09.2011 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  ОАО «ЭнергоКурган», ОАО «Энергосбыт».

Определением суда от 02.11.2011 по ходатайству ОАО «ШМКЭС» назначена экспертиза, производство по делу приостановлено до окончания проведения экспертизы. Производство по делу возобновлено в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления  определением суда от 04.04.2012.

В судебном заседании представители заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивали, по основаниям, изложенным в заявлении, уточненном заявлении, письменными пояснениями по делу. Указали, что согласно заключению экспертов Аудиторско-консалтинговой компании «ЭКФИ» (закрытое акционерное общество) (далее - АКК «ЭКФИ» (ЗАО)) установленный индивидуальный тариф, по которому ОАО «ЭнергоКурган» является получателем, а ОАО «ШМКЭС» плательщиком платы по ставке на содержание электрических сетей в размере 226 202, 60 руб./МВт/мес., по ставке на оплату технологического расхода (потерь) в размере 53,02 руб./МВт/ч., формально не может быть признан обоснованным по причине несоответствия порядка его расчета п.52 Методических указаний. Расчет оспариваемого индивидуального тарифа не мог быть произведен в соответствии с требованиями п. 52 Методических указаний и не может быть признан обоснованным по причине несоответствия порядка его расчета п. 52 Методических указаний, следовательно, тариф экономически необоснован. При расчете оспариваемого индивидуального тарифа были применены не те технико-экономические показатели, которые следовало бы применять, а именно не та величина заявленной мощности, не тот объем планового сальдированного перетока электрической энергии, не то значение НВВ (необходимой валовой выручки). Оспариваемый тариф установлен без учета схемы фактически сложившихся отношений по передаче электроэнергии. Несоответствие порядка расчета тарифа, примененного Департаментом порядку установленному Методическими указаниями, свидетельствует о том, что такой тариф установлен с нарушением действующего законодательства и не может являться экономически обоснованным. Право регулирующего органа рассмотреть вопрос об установлении тарифов, исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных, в том числе для установления действующих тарифов не отменяет установленной методики расчета, а также принципа экономической обоснованности устанавливаемого тарифа.

Представители заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласились по доводам, изложенным в отзыве, дополнениям к отзыву. Пояснили, что принятое решение об установлении в отношении рассматриваемых смежных сетевых организаций ОАО «ШМКЭС» и ОАО «ЭнергоКурган» двух индивидуальных тарифов, рассмотрено как вынужденная мера. Департаментом был установлен индивидуальный тариф, обеспечивающий возможность осуществления ОАО «ШМКЭС» расчетов с ОАО «ЭнергоКурган» в случае, когда ОАО «ШМКЭС» является заказчиком, а ОАО «ЭнергоКурган» исполнителем услуг по передаче электроэнергии до точек приема электроэнергии в сети ОАО «ШМКЭС», исходя из имеющихся для установления тарифа данных. Несоответствие порядка расчета спорного тарифа п.52 Методических указаний, не свидетельствует об его экономической необоснованности. Причиной несоответствия расчета оспариваемого индивидуального тарифа требованиям п. 52 Методических указаний является отсутствие у Департамента необходимых для расчета данных, обусловленное неурегулированностью договорных отношений между ОАО «ШМКЭС» и ОАО «ЭнергоКурган» в части взаимного оказания услуг по передаче электроэнергии.Расчет индивидуального тарифа в соответствии с формулами 15.21 – 15.24 может быть произведен при наличии всех необходимых технико-экономических показателей. Рассматриваемые ставки тарифа рассчитаны с применением формул 15.25 и 15.26 Методических указаний. При этом применены технико-экономические показатели ОАО «ЭнергоКурган» отраженные в Экспертном заключении экспертного совета департамента по установлению единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями с 01.01.2010 от 18.11.2009, и которые не оспариваются заявителем. Принятые индивидуальные тарифы, при соответствующем оформлении договорных отношений могут быть использованы для проведения взаиморасчетов между рассматриваемыми сетевыми организациями. С решением ОАО «ШМКЭС» были ознакомлены, тариф действовал до его отмены.  При установлении тарифов Департамент не обладал плановыми показателями количества потребителей и объемом электроэнергии по различным видам договорам в зоне деятельности ОАО «ШМКЭС», в связи с чем не мог учесть данные представленные ОАО «ШМКЭС» в судебное заседание 03.04.2012. Нарушение прав и законных интересов ОАО «ШМКЭС» не допущено.По мнению Департамента, оспариваемый пункт 22 приложения № 2 к постановлению №33-43 от 19.11.2009 не является нормативно-правовым актом, так как не распространяет свое действие на неопределенный круг лиц. Заявил о пропуске срока подачи заявления.

Представитель ОАО «ЭнергоКурган» в судебном заседании с требованиями заявителя не согласен по основаниям отзыва, и письменным пояснениям, поддержал позицию Департамента. Указал, что причиной несоответствия расчета оспариваемого индивидуального тарифа требованиям п. 52 Методических указаний является отсутствие у Департамента необходимых для расчета данных, обусловленное неурегулированностью договорных отношений между ОАО «ШМКЭС» и ОАО «ЭнергоКурган» в части взаимного оказания услуг по передаче электроэнергии. Считает, что несоответствие порядка расчета тарифа п.52 Методических указаний, не свидетельствует об его экономической необоснованности. В соответствии с п. 10 Основ ценообразования для регулируемой организации предусмотрена возможность учесть выявленный по итогам хозяйственной деятельности недополученный по независящим от регулируемой организации причинам доход при регулировании тарифов на последующий период регулирования. Оспариваемый тариф, в соответствии с которыми ОАО «ШМКЭС» является плательщиком, а ОАО «ЭнергоКурган» получателем платы, мог быть использован для проведения взаиморасчетов между рассматриваемыми сетевыми организациями. Документы, имевшиеся в распоряжении Департамента на момент установления тарифов на 2010 год, свидетельствовали об изменении расчетной схемы котла в 2010 году, вследствие чего  возникла необходимость принятия мер, направленных на обеспечение возможности проведения взаиморасчетов внутри котла с учетом вероятного возникновения встречного исполнения услуг данными сетевыми организациями. В сложившейся ситуации установление обратного индивидуального тарифа являлось вынужденным решением, данное тарифное решение позволяет ОАО «ШМКЭС» исполнить свои обязательства по расчетам за услуги, предоставляемые вышестоящими сетевыми организациями.

Представитель ОАО «Энергосбыт» в судебном заседании с требованиями заявителя не согласен по основаниям отзыва. Поддержал правовую позицию Департамента в полном объеме, считает постановление Департамента №33-43 от 19.11.2009 в оспариваемой части и в целом законным, не противоречащим нормативно-правовым актам и не нарушающим права и законные интересы заявителя. Считает, что несоответствие порядка расчета тарифа п.52 Методических указаний, не свидетельствует об его экономической необоснованности.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Департаментом принято постановление № 33-43 от 19.11.2009 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии». Пунктами 1 и 2 постановления предусмотрено: установить и ввести в действие тарифы согласно приложениям 1-2; тарифы, установленные в п. 1 настоящего постановления, действуют с 1 января 2010 года.Приложением № 1 к постановлению Департамента установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области.Приложением № 2 постановления Департамента предусмотрены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, пунктом 22 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, где ОАО «ЭнергоКурган» является получателем платы, а ОАО «ШМКЭС» плательщиком платы по ставке на содержание электрических сетей в размере 226 202, 60 руб./МВт/мес., по ставке на оплату технологического расхода (потерь) в размере 53,02 руб./МВт/ч.

Постановление Департамента от 19.11.2009 № 33-43 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии» опубликовано в Курганской общественно-политической газете «Новый мир» от 27.11.2009, выпуск № 17 (№89 (322) (т.1 л.д.137).

На основании Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 № 149 «О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов» функции органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию осуществляет Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.

Согласно ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 №6/8).

В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

При решении вопроса о том, является ли обжалуемый акт нормативным, следует установить, обладает ли он существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, которыми являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Постановление Департамента № 33-43 от 19.11.2009 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии» относится к нормативным правовым актам, поскольку Приложением № 1 к постановлению, установлены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Курганской области без указания конкретных потребителей, рассчитаны на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по предоставлению соответствующих услуг. Приложением № 2 предусмотрены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями. Утверждение котлового и индивидуальных тарифов является взаимосвязанным процессом, изменение одного тарифа влияет на размер другого.

Оспариваемый заявителем пункт 22 Приложения № 2 к постановлению Департамента № 33-43 от 19.11.2009 не может оцениваться в отрыве от положений самого постановления с приложением № 1 и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 23 АПК РФ.

На момент принятия оспариваемого постановления, Департамент руководствовался Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее – Закон № 41-ФЗ). С 29.07.2010 года положения данного документа не применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в электроэнергетике на 2011 и последующие годы, а с 01.01.2011 года утратили силу полностью (Федеральные законы от 26.07.2010 N 187-ФЗ и от 26.03.2003 № 36-ФЗ).

В соответствии со статьей 7.1 Закона N 41-ФЗ споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Постановление Департамента № 33-43 от 19.11.2009 и оспариваемый пункт 22 Приложения № 2 принято компетентным органом в пределах его полномочий, в рамках названного закона, и может быть оспорено в арбитражном суде.

На момент рассмотрения дела оспариваемый акт утратил силу с 01.01.2011 в связи с изданием Постановления Департамента от 16.12.2010 N 45-6 (т.1 л.д.143).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 6 Информационного письма от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать.  Поэтому производство по делу об оспаривании такого акта подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 N 182-О указал, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, суд не может ограничиться установлением лишь факта утраты юридической силы оспариваемого нормативного правового акта, но должен выяснить, были ли нарушены оспариваемым нормативным правовым актом права и свободы заявителя. Данная правовая позиция поддержана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 19.01.2010 N 12939/09.

Для выяснения вопроса о том следует ли по данному делу принять решение по существу, либо производство по делу должно быть прекращено, суд обязан сделать вывод о нарушении либо не нарушении прав и законных интересов заявителей, а, следовательно, о законности оспариваемых нормативных актов.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ОАО «ШМКЭС» является территориальной сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии для потребителей, чьи энергопринимающие устройства имеют технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «ШМКЭС».

ОАО «ЭнергоКурган» является для ОАО «ШМКЭС» смежной сетевой организацией.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики устанавливается Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон №35-ФЗ).

Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в Законе N 41-ФЗ, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней (часть первая статьи 2 Закона).

В соответствии со статьей 4 Закона N 41-ФЗ при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в частности, следующие основные принципы: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.

Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования, Правилами государственного регулирования и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (часть третья статьи 6 Закона N 41-ФЗ).

Согласно п.1 ст.22 Закона №35-ФЗ осуществляемая в условиях естественной монополии деятельность по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию и контролю в соответствии с законодательством о естественных монополиях и настоящим Федеральным законом.

В соответствии с абз.16 ст.3 Закона №35-ФЗ  договор купли-продажи электрической энергии заключается между поставщиком и покупателем электроэнергии на условиях, соответствующих Правилам функционирования розничных рынков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (п.1 ст.21 Закона №35-ФЗ).

Согласно с п.2 ст.26 Закона №35-ФЗ оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договоров возмездного оказания услуг, при этом обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие заключенного покупателем и продавцом электрической энергии договора купли-продажи электроэнергии.

В соответствии с п. 4 ст. 41 Закона N 35-ФЗ организации, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии (сетевые компании) в пределах исполнения своих обязательств перед потребителями электрической энергии по договору оказания услуг по передаче электрической энергии обязаны урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, с иными сетевыми компаниями, электрические сети которых имеют последовательное взаимное соединение и используются для поставок электрической энергии (мощности) соответствующему потребителю электрической энергии.

Согласно п.2. ст. 37 Закона №35-ФЗ поставщик или покупатель электроэнергии не вправе расторгнуть договор купли-продажи (поставки) электроэнергии, в том числе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, до момента надлежащего уведомления сетевой организации о своем намерении расторгнуть договор в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков.

Сетевая организация, к сетям которой в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства, не вправе препятствовать передаче электроэнергии на указанные устройства или от указанных устройств. Сетевые организации также не вправе препятствовать заключению в отношении них договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения или договоров оказания услуг по передаче электрической энергии по принадлежащим им сетям (абз.3 п.4 ст.26 Закона №35-ФЗ).

На основании статьи 23 Закона № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги, основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".

Как предусмотрено пунктом 15 Основ ценообразования, при регулировании тарифов применяются, в частности метод экономически обоснованных расходов (затрат), при использовании данного метода регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки (НВВ) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и расчетного объема производства соответствующего вида услуг за расчетный период регулирования (пункт 16 Основ ценообразования).  

В силу пунктов 17,18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Согласно пп.3 п.19 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

В силу п.64 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями (в том числе с привлечением других организаций) определяются путем деления необходимой валовой выручки на суммарную присоединенную (заявленную) мощность потребителей услуг в расчетном периоде регулирования. Расчет производится в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. Тарифы дифференцируются по уровням напряжения и иным критериям, установленным законодательством Российской Федерации в области электроэнергетики.

Пунктом 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) установлено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Пунктом 46,47 Правил  N 861установлено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом использования потребителями указанных услуг мощности электрической сети, к которой они технологически присоединены. Величина заявленной мощности определяется в отношении каждой точки присоединения и не может превышать присоединенную мощность в соответствующей точке присоединения к сети этого потребителя услуг.  

Расчет индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям производится в соответствии с пунктом 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, и предусматривает определение двух ставок: ставки на содержание электрических сетей и ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, а для расчета ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии - плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями.

В соответствии с п.п.47,48 Методических указаний расчет необходимой валовой выручки НВВ определяется исходя из расходов по осуществлению деятельности по передаче электрической энергии, в том числе: часть общехозяйственных расходов, относимых на деятельность по передаче электрической энергии, а также расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, принимаемой из сети, присоединенной к сети рассматриваемой организации.

Согласно абз.7 п.49 Методических указаний расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

Правила государственного регулирования определяют основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию. Соблюдение порядка установления регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусмотренные указанными Правилами для ОАО «ШМКЭС» как сетевой организации является обязательным.

В соответствии с п. 4 Правил государственного регулирования   органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов.

В пункте 6 Правил государственного регулирования определено, что тарифы и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункт 7). В соответствии с пунктом 8 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.

Перечень документов и расчетных материалов, которые организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган, установлен п. 10, 11 Правил государственного регулирования. 

Пунктом 12, 13,15 Правил государственного регулирования  предусмотрено, что регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны их представить в 2-недельный срок со дня поступления запроса. Материалы, предусмотренные пунктами 10 и 11 настоящих Правил, регистрируются регулирующим органом в день получения (с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения) и помечаются специальным штампом. Регулирующий орган в 2-недельный срок с даты регистрации проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу. Федеральная служба по тарифам утверждает регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.

Согласно п. 16 Правил государственного регулирования    регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников, экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов.

Пунктом 17 Правил государственного регулирования определены требования предусмотренные к содержанию Экспертного заключения.

В соответствии с положениями п. 18, 21 Правил государственного регулирования   решение об установлении тарифов принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; дату введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.

Приказом ФСТ РФ от 08.04.2005 N 130-э утвержден Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)".

Пунктом 3 Регламента предусмотрено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность на территории субъектов Российской Федерации, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения (заявление с прилагаемыми обосновывающими материалами) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которой относится население, потребителям, и на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.

В соответствии с пунктом 18 Регламента для установления тарифов (цен) организация, осуществляющая регулируемую деятельность направляет на имя руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации области государственного регулирования тарифов письменное заявление об открытии дела по установлению тарифов (цен), подписанное руководителем заявителя и заверенное печатью заявителя. В заявлении рекомендуется указывать сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящего Регламента. К заявлению прилагаются материалы (в подлиннике или заверенных заявителем копиях), согласно перечню, установленному пунктом 10 Правил регулирования тарифов.

Согласно п.21 Регламента по результатам рассмотрения заявления руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (лицо, исполняющее обязанности руководителя) принимает решение об открытии дела об установлении тарифов либо об отказе в открытии дела. Дело об установлении тарифов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов открывает не позднее двух недель с даты регистрации представленных документов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе отказать в открытии дела об установлении тарифов отсутствии каких-либо материалов либо их части, предусмотренных настоящим Регламентом. Решение об отказе может приниматься правлением (коллегией) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Материалами дела установлено, что в нарушении п.3, 18 указанного Регламента, заявителем не исполнено требование о предоставлении в полном объеме письменного заявления об установлении тарифов с приложением материалов (в подлиннике или заверенных копиях) согласно указанному перечню.

Как следует из представленных в дело  материалов, ОАО «ШМКЭС» направило в Департамент письмо от 05.03.2009 №136 с приложением на 5 листах, о предоставлении информации для расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2010 год, и уведомлением об отсутствии в представленных им материалах таблицы №П1.6, содержащей данные о структуре полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей (т.3 л.д.15).

Согласно п.57 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке таблица №П1.6 включена в перечень необходимых для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии материалов.

Департаментом в адрес руководителей сетевых, энергосбытовых и энергоснабжающих организаций направлено письмо от 03.04.2009 №03/680 о сборе информации для формирования предельных уровней тарифов на 2010 год с представлением в срок до 01.05.2009  (т.3 л.д.14).

Запрашиваемая информация направлена ОАО «ШМКЭС» 29.04.2009 и получена Департаментом 04.05.2009, чем нарушен пункт 8 Правил государственного регулирования в части соблюдения сроков представления необходимой информации (т.25 л.д.5, т.26 л.д.23).

Департаментом был разъяснен правовой режим тарифообразования, применительно к рассматриваемым отношениям, что подтверждается протоколами совещания Департамента с явочным листом, подтверждающим присутствие представителя ОАО «ШМКЭС» от 20.10.2009; 07.10.2009; 07.12.2009; 17.03.2009 (в деле).

Предусмотренные Правилами государственного регулирования сроки представления материалов для расчета регулируемых тарифов, ОАО «ШМКЭС» не соблюдены.

С целью установления тарифов на передачу электрической энергии на 2010 год ОАО «ШМКЭС» обратилось в Департамент с заявлением, представив расчетные материалы для определения единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии от 14.09.2009 (т.3 л.д.16, 17), от 20.10.2009 (т.3 л.д.18,19) от 13.11.2009 (т.3 л.д.20).

Письмами Департамента № 03/2069 от 29.09.2009 (т.23 л.д.42-43), № 03/2583 от 02.11.2009 (т.2 л.д.2, т.23 л.д.41), отказано в открытии дела, расчетные материалы возвращены на доработку.

Вписьме №03/2583 от 02.11.2009 об отказе в открытии тарифного дела и возвращении на доработку расчетных материалов Департамент указал, что исходя из схемы договорных отношений по передаче электрической энергии, действующей в отношении ОАО «ШМКЭС», заявление не соответствует п.49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (утв. приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2), так как единый (котловой) тариф устанавливается для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций). В соответствии с «Реестром энергоснабжающих и прочих организаций Курганской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок к ним» ОАО «Шумихинские МКЭС» является сетевой организацией, соответственно ей необходимо представить заявление и расчетные материалы для установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, применительно к рассматриваемым отношениям.В случае оформления договорных отношений в ином правовом порядке за ОАО «ШМКЭС» сохраняется право предоставления документов в установленном законом порядке.

В соответствии с п.50 Методических указаний в случае непредоставления какой-либо сетевой организацией необходимых данных для целей формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, единый (котловой) тариф рассчитывается исходя из данных, использованных для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на текущий период регулирования.

По заявлению ОАО «ШМКЭС» от 13.11.2009, Департаментом принят приказ № 595 от 13.11.2009 о рассмотрении заявления, в дальнейшем материалы возвращены заявителю (в деле).

По заявлению ОАО «ЭнергоКурган» Департаментом принят приказ от 21.10.2009 № 506 о рассмотрении заявления, приказом  от 03.11.2009 № 565 открыто дело по установлению тарифов на передачу электрической энергии на 2010 год для ОАО «ЭнергоКурган» (т.2 л.д.152).

Сроки рассмотрения представленных ОАО «ШМКЭС» расчетных материалов для установления регулируемых тарифов, предусмотренные п. 13 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, Департаментом соблюдены.

По результатам рассмотрения заявлений и представленных расчетных материалов Департаментом проведена экспертиза, выводы отражены в   Экспертном заключении  от 18.11.2009 (т.2 л.д. 26).

В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство ОАО «ШМКЭС» о проведении судебной экспертизы по настоящему делу, проведение судебной экспертизы поручено АКК «ЭКФИ» (ЗАО).

При проведении экспертизы Экспертами в суд был направлен запрос о дополнительном предоставлении Департаментом информации о предоставлении документов, направленных ОАО «ШМКЭС» в регулирующий орган с целью установления регулируемых тарифов на 2010 год. На момент проведения экспертизы вышеуказанные материалы Экспертам представлены не были (т.17 л.д.79, т.18 л.д.70).

В связи с тем, что Эксперты не располагали пакетом расчетных материалов, предоставленных ОАО «ШМКЭС» в регулирующий орган в целях установления регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2010, экспертиза обоснованности оспариваемого индивидуального тарифа была проведена исходя из документов, представленных в материалах дела №А34-2928/2011.

Установлено, что в 2009 году в Курганской области в соответствии со сложившимися между сетевыми организациями договорными отношениями действовала модель расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии «котёл сверху». «Котлодержателем» выступало ОАО «Курганэнерго», по договору оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности №1 от 07.04.2007 между ОАО «Курганэнерго» и ОАО «Энергосбыт», по которому ОАО «Курганэнерго» обязалось передавать электроэнергию по своим сетям в согласованные точки поставки, а также урегулировать отношения по передаче электроэнергии со смежными сетевыми организациями. С 01.01.2010 была произведена замена стороны договора с ОАО «Курганэнерго» на ОАО «ЭнергоКурган», путем подписания соответствующих Соглашений. На момент установления регулируемых тарифов на 2010 год в качестве «котлодержателя» в 2010 году определено ОАО «ЭнергоКурган». Проект Соглашения о смене стороны (Заказчика) по договору оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности №24 от 28.11.2008 между ОАО «Курганэнерго» и ОАО «ШМКЭС», и проект договора оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности №41 от 02.11.2009 направлены в адрес ОАО «ШМКЭС» сопроводительным письмом ОАО «ЭнергоКурган» от 17.11.2009 №4014 (т.4 л.д.93).

Решением Арбитражного суда Курганской области от 21.07.2010 по делу №А34-429/2010, установлено, что ОАО «ШМКЭС» уведомлением №441 от 09.12.2009 сообщил об отказе в заключении соглашения о смене стороны по договору и не подписал проект договора №41 от 02.11.2009, направил ОАО «ЭнергоКурган» письмом №453 от 14.12.2009 протокол разногласий к указанному проекту договора. Протокол разногласий был отклонен ОАО «ЭнергоКурган» письмом №106 от 22.01.2010 (т.2 л.д.245).

На момент установления тарифов Департамент располагал договором оказания услуг по передаче электроэнергии от 29.05.2009 №2, заключенный ОАО «ШМКЭС» с ООО «Шумихинский энергосбыт», представленный последним в рамках дела об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) для потребителей гарантирующего поставщика электрической энергии, регулируемых энергосбытовых организаций, реализуемую на розничных (потребительских) рынках Курганской области с 01.01.2010 года.

Договором (п.2.1) предусмотрено, что сетевая организация ОАО «ШМКЭС» обязуется оказывать энергосбытовой организации ООО «Шумихинский Энергосбыт» услуги по передаче электрической энергии, а энергосбытовая организация обязуется оплачивать услуги сетевой организации в соответствии с договором. Таким образом, являясь потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых ОАО «ШМКЭС», ООО «Шумихинский энергосбыт» оплачивает данные услуги по единым (котловым) тарифам, установленным Департаментом для потребителей.

Решением Арбитражного суда Курганской области от 12.01.2011 по делу №А34-3340/2010, указанный договор признан не соответствующим положениям пункта 13 Правил № 861, и является незаключенным, учитывая, что в договоре отсутствуют существенные условия, в частности, отсутствует перечень точек поставки электрической энергии (перечень потребителей); величина заявленной мощности, а также акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и акты эксплуатационной ответственности сторон, в связи с чем, невозможно определить потребителей, место и объем исполнения обязательств по передаче электрической энергии, а также наличие технической возможности для исполнения указанного договора (т.26 л.д.24-31).

Вместе с тем, при наличии договора №2 от 29.05.2009 у ОАО «ШМКЭС» появляется обязанность урегулировать отношения по передаче договорного объема электроэнергии по сетям вышестоящей сетевой организации ОАО «ЭнергоКурган»,  выступая заказчиком услуг, а ОАО «ЭнергоКурган» исполнителем услуг по передаче электрической энергии.

На момент установления тарифов имела место неопределенность в части урегулирования договорных отношений на оказание услуг по передаче электроэнергии ОАО «ШМКЭС». Документы, имевшиеся в распоряжении Департамента на момент установления тарифов на 2010 год, свидетельствовали об изменении расчетной схемы «котла» в 2010 году, вследствие чего у регулирующего органа возникла необходимость принятия мер, направленных на обеспечение возможности проведения взаиморасчетов внутри котла с учетом вероятного возникновения встречного исполнения услуг данными сетевыми организациями.

Как следует из материалов дела, обоснованных заявлений на изменение расчетной схемы котла на 2010 год от сетевых организаций в Департамент не поступало.

Основания предполагать о возможном изменении принятой схемы обусловлено наличием подписанного ОАО «ШМКЭС» и ООО «Шумихинский энергосбыт» договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 29.05.2009 в отношении 356 организаций и 9 490 физических лиц (т.2 л.д. 16-25). Наличие такого договора свидетельствует о намерениях ОАО «ШМКЭС» произвести изменение схемы взаиморасчетов таким образом, чтобы получателем средств за услуги по передаче электроэнергии по котловому тарифу, в отношении указанных потребителей, являлось ОАО «ШМКЭС». Существование намерений об изменении расчетной схемы котла подтверждается также обращением ИП «Щеголев А.А.» в Департамент от 09.11.2009 (т.2 л.д. 48, 3-15) с предоставлением подтверждающих документов, что явилось основанием для корректировки расчетной схемы котла на «смешанную» («котёл сверху» с элементами «котла снизу»), и, соответственно, принятия мер, направленных на обеспечение возможности перераспределения средств, получаемых нижестоящими сетевыми организациями (в частности ОАО «ШМКЭС») по единому (котловому) тарифу, путём установления для них «обратных» индивидуальных тарифов. В силу отсутствия на момент установления тарифов данных о договорных обязательствах ОАО «ШМКЭС», определяющих структуру присоединенных к его сетям потребителей, расчеты с которыми предполагалось производить по единому (котловому) тарифу, корректный расчет такого индивидуального тарифа был невозможен.

В сложившейся ситуации установление «обратного» индивидуального тарифа, являлось вынужденным решением. При этом, в случае сохранения расчетной схемы котла - «котёл сверху», «обратные» индивидуальные тарифы, где плательщиком средств является ОАО «ШМКЭС», не применяются. В случае же изменения схемы расчетов на «смешанную» и, соответственно, при возникновении обязательств ОАО «ШМКЭС» перед ОАО «ЭнергоКурган» за услуги по передаче электроэнергии до границ балансовой принадлежности сетей ОАО «ШМКЭС», данное тарифное решение позволяет ОАО «ШМКЭС исполнить свои обязательства по расчетам за услуги, предоставляемые вышестоящими сетевыми организациями.

В случае применения иной схемы взаиморасчетов механизм их проведения должен быть заявлен регулируемыми организациями и учтен регулирующим органом при установлении индивидуальных тарифов.

При проведении судебной экспертизы, на разрешение экспертов судом был поставлен вопрос – является или нет экономически обоснованным тариф, установленный пунктом 22 приложения 2 к постановлению Департамента № 33-43 от 19.11.2009 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии» на момент расчета и утверждения тарифа Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области?

Согласно заключению экспертов АКК «ЭКФИ» (ЗАО), изложенном в отчете по экспертизе от 15.02.2012 (т.18 л.д.9-125) установленный индивидуальный тариф, по которому ОАО «ЭнергоКурган» является получателем, а ОАО «ШМКЭС» плательщиком платы по ставке на содержание электрических сетей в размере 226 202,60 руб./МВт в мес. и по ставке на оплату технологического расхода (потерь) в размере 53,02 руб./МВт.ч, формально не может быть признан обоснованным по причине несоответствия порядка его расчета п.52 Методических указаний.

Вместе с тем, как следует из представленных в дело доказательств причиной несоответствия расчета оспариваемого индивидуального тарифа требованиям п. 52 Методических указаний является отсутствие у Департамента необходимых для расчета данных, обусловленное неурегулированностью договорных отношений между ОАО «ШМКЭС» и ОАО «ЭнергоКурган» в части взаимного оказания услуг по передаче электроэнергии.

По мнению экспертов в условиях наличия в распоряжении регулирующего органа подписанного ООО «Шумихинский энергосбыт» и ОАО «ШМКЭС» договора от 29.05.2009 №2, свидетельствующего о том, что ОАО «ШМКЭС» должно было заключить договор и оплачивать услуги по передаче, предоставляемые ему ОАО «ЭнергоКурган», отсутствие оспариваемого индивидуального тарифа являлось бы в той же мере необоснованным и по тому же формальному признаку несоответствие п.52 Методических указаний.

В соответствии со  ст. 6, п.4 ст. 21, п.1 ст.22 Закона № 35-ФЗ, п.4 Правил государственного регулирования тарифов, а также с целью обеспечения принципа баланса экономических интересов, регулирующий орган обязан был установить индивидуальный тариф на услуги, подлежащие государственному регулированию.

В соответствии с 5.1 Правил государственного регулирования тарифов регулирующий орган в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, необходимых материалов, вправе рассмотреть вопрос об установлении тарифов (цен) в отношении указанных организаций исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования.

Регулирующим органом был установлен индивидуальный тариф, обеспечивающий возможность осуществления ОАО «ШМКЭС» расчетов с ОАО «ЭнергоКурган» в случае, когда ОАО «ШМКЭС» является заказчиком, а ОАО «ЭнергоКурган» исполнителем услуг по передаче электроэнергии до точек приема электроэнергии в сети ОАО «ШМКЭС», исходя из имеющихся у него для установления тарифа данных.

По расчету Экспертов, выручка, получаемая ОАО «ШМКЭС» от потребителей, оплачивающих услуги по установленным единым (котловым) тарифам, и остающаяся в распоряжении ОАО «ШМКЭС» после оплаты услуг смежной сетевой организации ОАО «ЭнергоКурган» по оспариваемым ставкам индивидуального тарифа, по расчету экспертов составляет 56 878,88 тыс. руб. или на 9 353,30 тыс. руб. (на 19,7%) больше НВВ, признанной экономически обоснованной на 2010 год (47 525,58 тыс. руб.). Средний одноставочный тариф при этом составляет 1 199,98 руб./МВт.ч.

Для расчета экономически обоснованных индивидуальных тарифов, используемых при смешанной схеме взаиморасчетов (когда валовая выручка сетевой организации формируется как за счет расчетов по единым (котловым) тарифам, так и за счет расчетов ОАО «ШМКЭС» и ОАО «ЭнергоКурган» услуг, необходимы данные о договорных обязательствах смежных сетевых организаций.

Материалами дела подтверждается, что таких данных в отношении ОАО «ШМКЭС» у Департамента на момент установления тарифов не имелось, расчет таких индивидуальных тарифов не мог быть произведен в соответствии с требованиями п. 52 Методических указаний.

В случае формирования выручки ОАО «ШМКЭС» по установленным единым (котловым) тарифам остающиеся в распоряжении ОАО «ШМКЭС» после оплаты по оспариваемым ставкам индивидуального тарифа услуг смежной сетевой организации ОАО «ЭнергоКурган» средства обеспечивают покрытие необходимых финансовых потребностей ОАО «ШМКЭС».

Таким образом, принятые Департаментом индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с которыми ОАО «ШМКЭС» является плательщиком, а ОАО «ЭнергоКурган» получателем платы, при соответствующем оформлении договорных отношений могли быть использованы для проведения взаиморасчетов между рассматриваемыми сетевыми организациями.

Расчет индивидуального тарифа должен проводиться в соответствии с п. 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2.

В соответствии с п.52 Методических указаний для расчета индивидуального тарифа необходимо: произвести расчет избытка/недостатка средств сетевой организации, определяемого исходя из разницы между валовой выручкой, суммарно получаемой сетевой организацией от потребителей и от иных сетевых организаций за оказанные им услуги по передаче электроэнергии (мощности), и собственной НВВ (формулы 15.21 и 15.22 Методических указаний);  после чего определенный таким образом избыток/недостаток средств необходимо отнести к договорным объемам заявленной мощности (суммарному сальдированному перетоку электроэнергии), для точек присоединения смежных сетевых организаций (формулы 15.23 и 15.24 Методических указаний).

Исходные данные для расчета индивидуального тарифа должны приниматься на основании договора между смежными сетевыми организациями, заключаемого в соответствии с п.8 Правил недискриминационного доступа и являющегося для обеих смежных сетевых организаций обязательным к заключению (п. 36 Правил недискриминационного доступа).

Как следует из материалов дела, в период тарифного регулирования на 2010 год регулирующий орган располагал двумя договорами, исполнителем услуг по которым являлось ОАО «ШМКЭС». Договор оказания услуг по передаче электроэнергии от 29.05.2009 №2, заключенный с ООО «Шумихинский энергосбыт», по которому ОАО «ШМКЭС» обязуется оказывать услуги по передаче электроэнергии в объеме 23,16 млн. кВт.ч. Период действия договора июнь-декабрь 2009 года с правом пролонгации на 2010 год. Оплата услуг по договору должна осуществляться по единому (котловому) тарифу.

Проект договора по передаче электроэнергии от 02.11.2009 №41 с ОАО «ЭнергоКурган», представлен ОАО «ЭнергоКурган» (подписание договора состоялось по решению суда от 21.07.2010) . По данному проекту договора ОАО «ШМКЭС» обязуется оказывать услуги по передаче электроэнергии в объеме полезного отпуска 47,40 млн. кВт.ч на 2010 год. Оплата услуг должна осуществляться по индивидуальному тарифу. На момент установления тарифов регулирующий орган располагал также информацией об общем объеме заявленной мощности потребителей, присоединенных к сетям ОАО «ШМКЭС» и полезном отпуске электроэнергии по группам потребителей в формате таблицы П1.6 Приложения 1 к Методическим указаниям, представленной гарантирующим поставщиком ОАО «Энергосбыт» в рамках подготовки прогнозного баланса электроэнергии (мощности) на 2010 год. В соответствии с указанным документом общий объем полезного отпуска электроэнергии потребителям, присоединенным к сетям ОАО «ШМКЭС» на 2010 год составляет 47,40 млн. кВт.ч.

Исходя из того, что проектом договора от 02.11.2009 №41 предполагается урегулирование услуг в отношении всего объема заявленной мощности потребителей, присоединенных к сетям ОАО «ШМКЭС», следует, что оба договора заключены в отношении одних и тех же точек поставки и, следовательно, не могут быть исполнены одновременно. На дату рассмотрения тарифных дел обе договорные схемы взаиморасчетов не были оформлены полностью и надлежащим образом. Договор от 29.05.2009 №2 не содержал информации по существенным условиям, предусмотренным п. 13 Правил недискриминационного доступа применительно к договору возмездного оказания услуг по передаче электроэнергии, а именно в части определения: точек поставки, по которым ОАО «ШМКЭС» является исполнителем услуг; объемов услуг (заявленной мощности сетевых присоединений) в отношении точек поставки.До урегулирования данных вопросов с ООО «Шумихинский энергосбыт» договор от 02.11.2012 №41, соответственно, не мог быть заключен ОАО «ШМКЭС» на заявленных ОАО «ЭнергоКурган» условиях.

Таким образом, ввиду неурегулированности взаимных обязательств ОАО «ШМКЭС» и ОАО «ЭнергоКурган» в части объемов встречного предоставления услуг, расчет индивидуальных тарифов в отношении смежных сетевых организаций ОАО «ШМКЭС» и ОАО «ЭнергоКурган», безусловно удовлетворяющий требованиям п.52 Методических указаний, на момент установления тарифов не мог быть произведен.

С учетом изложенных выше обстоятельств, принятое регулирующим органом решение об установлении в отношении рассматриваемых смежных сетевых организаций ОАО «ШМКЭС» и ОАО «ЭнергоКурган» двух индивидуальных тарифов, по мнению экспертов, может быть рассмотрено как вынужденная мера. Однако, соблюдение экономических интересов обеих сетевых организаций в этом случае возможно только в условиях, исключающих встречное исполнение услуг данными организациями, то есть при условии оказания услуг в полном объеме.

Индивидуальный тариф, по которому ОАО «ЭнергоКурган» являлось бы плательщиком, а ОАО «ШМКЭС» получателем средств по ставке 478 454,31 руб./МВт в мес. на содержание сетей и ставке 194,98 руб./МВт.ч на оплату технологического расхода (потерь), был рассчитан для условий действия договора от 02.11.2009 №41 (проекта), в котором ОАО «ШМКЭС» являлся исполнителем услуг в отношении всего договорного объема полезного отпуска - 47,40 млн. кВт.ч. Как и в отношении остальных сетевых организаций Курганской области (поскольку в данной схеме взаиморасчетов предполагается поступление платежей потребителей только в одну сетевую организацию - ОАО «ЭнергоКурган»), расчет был произведен регулирующим органом по формулам 15.25 и 15.26 Методических указаний. Расчет данного тарифа представлен в разделе 5.11.1 экспертного заключения.

Индивидуальный тариф, по которому ОАО «ШМКЭС» являлось бы плательщиком, а ОАО «ЭнергоКурган» получателем средств, должен был быть рассчитан для действия договора на условиях, когда ОАО «ЭнергоКурган» являлось бы исполнителем услуг в отношении также всего договорного объема услуг (47,40 млн. кВт.ч). Расчет индивидуальных тарифов должен был быть произведен по формулам 15.21 и 15.22 Методических указаний.По расчету Экспертов в этом случае экономически обоснованными ставками тарифа являлись бы: ставка на содержание электрических сетей - 362 125,99 руб./МВт в мес; ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 20,895 руб./МВт.ч;  одноставочный тариф - 632,20 руб./МВт.ч. Расчет данного тарифа представлен в разделе 5.11.2 экспертного заключения.

В случае же встречного предоставления услуг данными сетевыми организациями, ни один из рассчитанных таким образом тарифов не может быть применен по причине невозможности однозначного установления стороны-плательщика. При неопределенности относительно возможного встречного предоставления сетевыми организациями услуг, до момента взаимного урегулирования договорных отношений между ними, выполнить такой расчет в соответствии с требованиями п. 52 Методических указаний невозможно.

В соответствии с п.8 Правил государственного регулирования тарифов организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны предоставлять в регулирующий орган данные для расчета тарифов. При этом отсутствие данных для расчета индивидуального тарифа не отменяет установленную законом обязанность регулирующего органа по его установлению.

В соответствии с п.5.1 Правил государственного регулирования тарифов в случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, данных для установления тарифов, регулирующий орган вправе установить тариф исходя из имеющихся у него данных.

При расчете тарифа по ставкам: - на содержание электрических сетей в размере 226 202,60 руб./МВт в мес; - на оплату технологического расхода (потерь) в размере 53,02 руб./МВт.ч, регулирующим органом не использовались показатели НВВ и заявленной мощности сетевых присоединений ОАО «ШМКЭС». Данные ставки были рассчитаны по всем точкам присоединения сетевой мощности ОАО «ЭнергоКурган» (точкам поставки собственных потребителей и точкам присоединения смежных сетевых организаций) с применением формул 15.25 и 15.26 Методических указаний.

В условиях неурегулированности на момент установления тарифов отношений по встречным обязательствам между сетевыми организациями ОАО «ШМКЭС» и ОАО «ЭнергоКурган» и непредставления ОАО «ШМКЭС» данных, необходимых для расчета в отношении него индивидуальных тарифов, и при наличии документов, свидетельствующих о возможном встречном исполнении сетевыми организациями услуг, регулирующим органом было принято решение об установлении рассчитанного по данным ОАО «ЭнергоКурган» тарифа в качестве индивидуального, по которому ОАО «ШМКЭС» является плательщиком, а ОАО «ЭнергоКурган» получателем платы.

О соответствии расчетного объема валовой выручки, получаемой ОАО «ШМКЭС» при надлежащем применении установленных единых (котловых) и индивидуальных тарифов, объему необходимой валовой выручки, признанному регулирующим органом экономически обоснованным при установлении тарифов на 2010 год, в условиях отсутствия данных об объемах встречного предоставления сетевыми организациями услуг, определенного мнения выразить невозможно. По мнению экспертов, поскольку до момента установления регулирующим органом тарифов между сетевыми организациями не было достигнуто соглашения об объемах и порядке расчетов по встречным взаимным обязательствам, неурегулированным вопросом при расчете валовой выручки является процедура применения установленных тарифов.

Судом установлено, что заявитель 17.11.2009 был ознакомлен с проектом постановления и экспертным заключением, в котором указаны все составляющие тарифов планируемых к принятию, а также сами тарифы (т.2 л.д.78). Заявлений и возражений на указанные материалы, а также на размер тарифов, со стороны заявителя не поступило, по вопросу рассмотрения разногласий в ФСТ России заявитель не обращался.

Оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы суд пришел к выводу, что оспариваемое положение нормативного правового акта не нарушает прав и законных интересов общества. В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования заявитель не лишен возможности обратиться в регулирующий орган с документами, подтверждающими экономически обоснованные расходы и понесенные убытки, для их учета и компенсации в последующем периоде регулирования тарифов.

Заявителем не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (ст. 65 АПК РФ). 

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый заявителем пункт 22 приложения 2 постановления №33-43 от 19.11.2009 принят в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов по передаче электрической энергии, в пределах полномочий регулирующего органа, не нарушает права и законные интересы граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Расчет тарифа произведен в соответствии с нормами вышеуказанных правовых актов.

Исходя из изложенного, доводы заявителя, изложенные в заявление и приведенные в судебном заседании, опровергаются материалами дела и подлежат отклонению. Ссылка заявителя на недействующую на момент принятия решения ст.23.1 Закона № 35-ФЗ также необоснованна. 

С учетом того, что постановление Департамента № 33-43 от 19.11.2009 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии» утратило силу, и судом не установлено, что оспариваемый тариф в период его действия привел к нарушению прав и законных интересов заявителя, а также с учетом правовых позиций, изложенных в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 80 и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 № 182-О, считает необходимым прекратить производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

В силу статьи 104 АПК РФ и подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения производства по делу арбитражным судом государственная пошлина за рассмотрение дела подлежит возврату из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 191, п. 1 ч. 1 ст. 150, статьями 151, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

Производство по делу № А34- 2928/2011 по заявлению Открытого акционерного общества «Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети» о признании недействующим пункта 22 Приложения № 2 постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области № 33-43 от 19.11.2009 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии» в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, где ОАО «ЭнергоКурган» является получателем платы, а ОАО «ШМКЭС» плательщиком платы по ставке на содержание электрических сетей в размере 226 202, 60 руб./МВт/мес., по ставке на оплату технологического расхода (потерь) в размере 53,02 руб./МВт/ч.; и обязании Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «ШМКЭС» прекратить.

Возвратить открытому акционерному обществу «Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению № 406 от 20.06.2011.

Определение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Определение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Кассационная жалоба подаётся через Арбитражный суд Курганской области.

Председательствующий судья:                                        Обабкова Н.А.

Судьи:                                                                Губанова Е.И.

                                                                                                       Григорьев А.А.