1182/2010-167052(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
26 октября 2010 года | Дело № А33-9959/2010 | |
Красноярск |
Резолютивная часть определения вынесена в судебном заседании 19 октября 2010 года.
В полном объёме определение изготовлено 26 октября 2010 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Исаковой И.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению управления образования администрации Иланского района Красноярского края
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Красноярскому краю
о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 10.03.2010 за государственным регистрационным номером 2102415001170, информации о реорганизации управления образования, опубликованной в журнале «Вестник государственной регистрации» 31.03.2010 № 12, 05.05.2010 № 17,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
при ведении протокола судьей И.Н.Исаковой,
установил:
Управление образования Администрации Иланского района Красноярского края обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Красноярскому краю о признании недействительными записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 10.03.2010 за государственным регистрационным номером 2102415001170, информации о реорганизации управления образования, опубликованной в журнале «Вестник государственной регистрации» 31.03.2010 № 12, 05.05.2010 № 17.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 10.08.2010 возбуждено производство по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются надлежащим образом извещенными арбитражным судом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Заявитель, ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (почтовые уведомления №90636, 90637), в судебное заседание не явились. Заявитель направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя и ответчика.
Определением от 19.10.2010 произведена замена ответчика: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №19 по Красноярскому краю на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №8 по Красноярскому краю.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Решением Иланского районного Совета депутатов № 14-85-р от 14.03.2006 утверждено положение об управлении образования администрации Иланского района Красноярского края.
В соответствии с пунктом 1.1. положения об управлении образования администрации Иланского района Красноярского края управление образованием администрации Иланского района Красноярского края является структурным подразделением органа местного самоуправления, который в области управления образования оказывает государственные услуги.
В соответствии с пунктом 1.1. положения об управлении образования администрации Иланского района Красноярского края управление образованием администрации Иланского района Красноярского края обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в казначействе, печать, соответствующие печать и бланки.
09.12.2009 администрацией Иланского района принято постановление № 1249-п «О реорганизации управления образования администрации Иланского района», в соответствии с пунктом 1 которого принято решение реорганизовать управление образования администрации Иланского района Красноярского края в форме преобразования, путем выделения:
- отдела контроля и надзора, районного центра психолого-медико-социального сопровождения, студии «Детское Телевидение Иланского ДЕТИ» и создание на их базе муниципального учреждения «Дошкольного, общего, дополнительного образования и воспитания» в самостоятельное юридическое лицо;
- бухгалтерии, хозяйственной группы и создание на их базе муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Иланского района» в самостоятельное юридическое лицо.
12.02.2010 управление образования администрации Иланского района обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 19 по Красноярскому краю с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме выделения.
17.02.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Красноярскому краю принято решение об отказе в государственной регистрации на основании подпункта д) пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», т.к. заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации подписано неуполномоченным лицом ФИО1
25.02.2010 администрацией Иланского района принято постановление № 133-п «О внесении изменений в постановление администрации Иланского района от 09.12.009 № 1249-п «О реорганизации управления образования администрации Иланского района», согласно которому пункт 1 постановления № 1249-п от 09.12.009 изложен в новой редакции: «Реорганизовать управление образования администрации Иланского района в форме преобразования, путем выделения муниципального учреждения «Дошкольного, общего, дополнительного образования и воспитания Иланского района в самостоятельное юридическое лицо, в состав которого войдут:
- отдела контроля и надзора управления образования администрации Иланского района, структурные подразделения управления образования администрации Иланского района: «Районный центр психолого-медико-социального сопровождения» и студия «Детское Телевидение Иланского»;
- муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Иланского района» в самостоятельное юридическое лицо, в состав которого войдут бухгалтерия и хозяйственная группа управления образования Иланского района».
02.03.2010 управление образования администрации Иланского района обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 19 по Красноярскому краю с заявлением-уведомлением о начале процедуры реорганизации.
10.03.2010 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 19 по Красноярскому краю принято решение № 32 о государственной регистрации внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что
юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме выделения, в Единый государственный реестр юридических лиц запись в ЕГРЮЛ от 10.03.2010 за государственным номером 210245001170.
В журнале «Вестник государственной регистрации» № 12 от 31.03.2010 опубликовано сообщение под № 1184: «Управление образования администрации Иланского района Красноярского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 241501001, место нахождения: 663801, Россия, <...>) уведомляет о том, что 25 февраля 2010 года администрацией Иланского района Красноярского края (постановление № 133-п от 25 февраля 2010 года) принято решение о реорганизации в форме выделения и создании путем реорганизации муниципального учреждения «Дошкольного, общего, дополнительного образования и воспитания Иланского района» (место нахождения: 663801, Россия, <...>) и муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Иланского района» (место нахождения: 663801, Россия, <...>). Требования кредиторов могут быть предъявлены не позднее 30 дней с даты с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации по адресу: 663801, Россия, <...>.».
04.05.2010 администрацией Иланского района принято постановление № 125-п «Об отмене постановления администрации Иланского района от 09.12.2009 № 1249-п «О реорганизации управления образования администрации Иланского района» с изменениями, внесенными постановлением администрации Иланского района от 25.02.2010 № 133-п «О внесении изменений в постановление администрации Иланского района от 09.12.009 № 1249-п «О реорганизации управления образования администрации Иланского района».
05.05.2010 повторно в журнале «Вестник государственной регистрации» № 17 от 05.05.2010 опубликовано сообщение под № 1269: «Управление образования администрации Иланского района Красноярского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 241501001, место нахождения: 663801, Россия, <...>) уведомляет о том, что 25 февраля 2010 года администрацией Иланского района Красноярского края (постановление № 133-п от 25 февраля 2010 года) принято решение о реорганизации в форме выделения и создании путем реорганизации муниципального учреждения «Дошкольного, общего, дополнительного образования и воспитания Иланского района» (место нахождения: 663801, Россия, <...>) и муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Иланского района» (место нахождения: 663801, Россия, <...>). Требования кредиторов могут быть предъявлены не позднее 30 дней с даты с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации по адресу: 663801, Россия, <...>.».
Управление образованием администрации Иланского района обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании записи в ЕГРЮЛ от 10.03.2010 за государственным номером 210245001170 недействительной, признании информации, содержащей реорганизацию управления образования в форме выделения, опубликованной от 31.03.2010 в № 12, от 05.05.2010 № 17 журнала «Вестник государственной регистрации» недействительной.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 2 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Субъект права может выбрать один из них или использовать одновременно несколько способов. Вместе с тем, если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, стороны правоотношений вправе применять лишь этот способ.
Истец просит признать недействительными запись в ЕГРЮЛ от 10.03.2010 за государственным номером 210245001170, информацию, опубликованную в журнале «Вестник государственной регистрации» в № 12 от 31.03.2010, № 17 от 05.05.2010 о реорганизации управления образования администрации Иланского района в форме выделения.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по данному делу входит следующее: - доказательства наличия права на обращение в суд с таким заявлением;
- нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий
(бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, одним из способов защиты нарушенных прав является обращение в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта органа власти или должностного лица.
Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" установлено, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Под ненормативным актом, подлежащим обжалованию (оспариванию) в арбитражном суде, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятные юридические последствия в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Ненормативные правовые акты принимаются государственными органами (Советом Федерации РФ, Государственной Думой РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, министерствами, ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля (налоговыми, таможенными, антимонопольными органами, Банком России, органами валютного и экспортного контроля), представительными органами власти субъектов и т.д.; органами местного самоуправления; должностными лицами.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Должностные лица могут занимать государственные должности, не входя в структуру того или иного государственного органа (органа местного самоуправления), а также выступать от имени соответствующего органа власти, исполнять полномочия государственных органов (Президент РФ, депутаты Государственной Думы, Генеральный прокурор РФ, Председатель Банка России и т.д.).
Из содержания статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 указанного закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что запись в государственном реестре, - это фактически информация, внесенная в реестр на основании соответствующего решения регистрирующего органа путем технического действия должностного лица.
В журнале «Вестник государственной регистрации» № 12 от 31.03.2010, № 17 от 05.05.2010 управлением образования администрации Иланского района Красноярского края опубликована информация о том, что 25 февраля 2010 года администрацией Иланского района Красноярского края принято решение о реорганизации в форме выделения и создании путем реорганизации муниципального учреждения «Дошкольного, общего, дополнительного образования и воспитания Иланского района» и муниципального учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Иланского района» путем издания постановления № 133-п от 25 февраля 2010 года, а также о порядке предъявления кредиторами требований. Согласно информации лицом, разместившим информацию, является заявитель, а не Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №8 по Красноярскому краю.
Управлением образования Администрации Иланского района Красноярского края заявлено требование о признании недействительными записи в ЕГРЮЛ от 10.03.2010 за государственным номером 210245001170, информации, опубликованной в журнале «Вестник государственной регистрации» в № 12 от 31.03.2010, № 17 от 05.05.2010 о реорганизации управления образования администрации Иланского района в форме выделения, а не требование о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации.
Требование о признании записи об исключении общества из реестра недействительной не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку сама по себе запись не носит властно-распорядительного характера и не является ненормативным правовым актом. Информация, опубликованная в журнале «Вестник государственной регистрации» № 12 от 31.03.2010, № 17 от 05.05.2010, не носит властно-распорядительного характера и не является ненормативным правовым актом.
Указанная позиция изложена в постановлении Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.01.2010 по делу А19-12583/09, определениях ВАС РФ от 02.06.2010 № ВАС-6825/10, от 04.02.2010 № 183/10, постановлении Третьего Апелляционного Арбитражного Суда от 21.10.2009 по делу А33-7734/2009.
Учитывая, что запись в ЕГРЮЛ от 10.03.2010 за государственным номером 210245001170, информация, опубликованная в журнале «Вестник государственной регистрации» № 12 от 31.03.2010, № 17 от 05.05.2010, не являются ненормативными правовыми актами, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
ОПРЕДЕЛИЛ:
производство по настоящему делу прекратить.
Возвратить Управлению образования Администрации Иланского района Красноярского края из федерального бюджета 2 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 5071 от 23.06.2010.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее определение может быть обжаловано в течение месяца после его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.
Судья | Исакова И.Н. |
2 А33-9959/2010
3 А33-9959/2010
4 А33-9959/2010
5 А33-9959/2010
6 А33-9959/2010
7 А33-9959/2010