АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
о назначении дела к судебному разбирательству
августа 2009 года | Дело № А33-11700/2009 |
Красноярск
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Егоров А.Л., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Дзержинсккоммунсервис»
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании убытков
третьи лица:
- муниципальное образование Дзержинский район, в лице Финансового управления администрации Дзержинского района (с. Дзержинское),
- Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края (г.Красноярск),
при участии в предварительном судебном заседании:
от истца: Кригер В.И. – представителя по доверенности № 205 от 10.06.2009, Килькиновой Н.А. – представителя по доверенности № 206 от 10.06.2009,
от ответчика: Красновой В.Ю., представителя по доверенности от 19.01.2009,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Дзержинсккоммунсервис» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 574 359 руб. 96 коп. убытков в размере платы за отопление, оказанное педагогическим работникам.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 14.07.2009 возбуждено производство по делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
- муниципальное образование Дзержинский район, в лице Финансового управления администрации Дзержинского района;
- Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края.
Третьи лица в предварительное судебное заседание представителей не направили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом (уведомления о вручении: № 12137 от 23.07.2009; № 12138 от 02.08.2009).
В соответствии со статьей 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проводится в отсутствие третьих лиц (их представителей).
Истец в предварительном судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик исковые требования отклонил, представил письменные возражения по существу спора, в обоснование своей позиции указав следующее:
- истец должен документально подтвердить, что фактически понес расходы по предоставлению бесплатных услуг, которые ему впоследствии не были возмещены. Однако, истцом не представлено доказательств неоплаты гражданами услуг (квитанции о произведении гражданами частичной оплаты услуг, акты сверки об отсутствии оплаты со стороны абонента). Кроме того, истец должен доказать, что является исполнителем по оказанию коммунальных услуг. Исполнителем услуги является лицо, которому жилищный фонд передан в установленном законом порядке на содержание и эксплуатацию;
- в материалах дела отсутствуют сведения, что истец также обслуживает д. Усолка, где проживают педагогические работники: схемы теплоснабжения домов с разделением зоны балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности; схемы внутренних тепловых сетей домов; схемы подключения дома к наружным тепловым сетям, договоры на обслуживание жилфонда. Только при исследовании вышеуказанных документов возможно определить осуществляет ли истец фактически эксплуатацию жилого фонда, наружных и внутренних энергетических сетей, оказывает ли коммунальные услуги, осуществляет ли сбор платежей с населения за оказание услуг по теплоснабжению населения. Соответственно, однозначно определить какие именно тепловые сети переданы истцу на обслуживание, а также только ли истец оказывает услуги по отоплению не представляется возможным;
- установление органами местного самоуправления для расчета платы за коммунальные услуги иных тарифов, помимо установленных регулирующими органами, противоречит действующему законодательству;
- не предусмотрена возможность установления органами местного самоуправления отдельных тарифов на коммунальные услуги «для населения» помимо тарифов, установленных для организаций коммунального комплекса регулирующими органами;
- расчет убытков, связанных с оказанием услуг по отоплению должен быть произведен без произведения сбытовой надбавки;
- в материалах дела отсутствует надлежащим образом оформленная справка с места работы на Рыль А.В., которая бы свидетельствовала, что последний являлся педагогическим работником в заявленный период;
- указание на то, что педагогические работники образовательных учреждений (и, соответственно, вышедшие на пенсию педагогические работники, проживающие в сельской местности) пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, содержится и в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- статья 15.1 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики» (в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ) ориентировала органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при обеспечении указанных в нем мер социальной защиты граждан на постепенную замену финансовой помощи, передаваемой организациям жилищно-коммунального хозяйства для возмещения расходов на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, на субсидии, предоставляемые гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг. При этом статья 15.4 предусматривала, что на территории субъекта Российской Федерации порядок и условия предоставления таких субсидий устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом своего социально-экономического развития, а статья 15 возлагала на Правительство Российской Федерации ежегодное установление федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации были вправе устанавливать аналогичные региональные стандарты. Если федеральные стандарты должны были применяться, в частности, для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях, то региональные - для расчета объема финансовой помощи, передаваемой из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам в межбюджетных отношениях;
- согласно статье 15.3 передаваемая из федерального бюджета финансовая помощь бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях может предоставляться в том числе в форме субсидий на компенсацию расходов на предоставление установленных законодательством льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности. Соответственно, федеральными законами от 24 декабря 2002 года «О федеральном бюджете на 2003 год» (статья 58) и от 23 декабря 2003 года «О федеральном бюджете на 2004 год» (статья 53) предусматривались субсидии на компенсацию расходов по предоставлению таких льгот, выделяемые бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года № 377 были утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, предусматривающие компенсацию фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности;
- введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием которого Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в его статье 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан. При этом согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие данного Кодекса;
- федеральный закон от 6 мая 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до1 января 2005 года, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов;
- финансовые средства, объем которых должен соотноситься с фактической численностью граждан данной категории, ежегодно предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете, создающем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов;
- в 2007 года денежные средства в виде субсидий из фонда софинансирования выделялись Красноярскому краю из федерального бюджета, что подтверждается платежными поручениями от 23.04.2007 № 043, 08.11.2007 № 526, от 26.06.2007 № 847.
- в силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ) решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета);
- в определении Конституционного суда Российской Федерации (далее -Конституционный суд РФ) от 01.03.2007 № 129-О-П ( далее - определение № 129-О-П) выражена следующая правовая позиция. Подпунктом 24 пункта 2 введенной в действие с 1 января 2005 года статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста, а значит, и пенсионеров из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Следовательно, порядок предоставления с 1 января 2005 года пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, мер социальной поддержки на основе правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- с учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении № 129-О-П, решение вопросов социальной поддержки педагогических работников также подпадает под действие подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ и, следовательно, относится к полномочиям субъектов Российской Федерации, финансируемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта.
В представленном в материалы дела дополнении к возражениям по иску ответчик также указал следующее:
- возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам (далее - возмещение расходов), производится министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее -Министерство) наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в пункте 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении;
- получатели средств ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство заявление с указанием платежных реквизитов с приложением перечня указанных в «Порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Красноярского края» документов;
- истец должен доказать, что он обращался за возмещением соответствующих расходов в Министерство ЖКХ Красноярского края в установленные порядком сроки, однако не получил полного, либо частичного возмещения своих расходов на предоставление коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа.
Согласно части 5 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после завершения рассмотрения всех вынесенных в предварительное судебное заседание вопросов арбитражный суд с учетом мнения сторон и привлекаемых к участию в деле третьих лиц решает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству.
В соответствии с частью 1 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья, признав дело подготовленным, выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству.
Исследовав в предварительном судебном заседании представленные доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд признает подготовку дела к судебному разбирательству оконченной.
Руководствуясь статьями 136, 137, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Окончить подготовку дела к судебному разбирательству.
2. Назначить дело к судебному разбирательству на сентября 2009 года в час. мин. по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 63, кабинет № 20.
3. Предложить истцу представить в материалы дела до даты, определённой в пункте 2 настоящего определения:
- письменные возражения по отзыву ответчика, с приложением документов в обоснование изложенных в возражениях доводов.
Истцу до даты судебного заседания вручить ответчику копии отсутствующих у последнего документов, доказательства вручения представить суду для приобщения к материалам дела.
4. Адрес для корреспонденции: 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 63, (факс: 227-08-96, E-mail: sud@krasnoyarsk.arbitr.ru). При переписке обязательно ссылаться на номер дела.
Помощниксудьи Капуста Алена Владимировна, тел. 268-17-39,
Секретарь судебного заседания Целлермаер Мария Адольфовна, тел. 268-17-76.
Предложить сторонам знакомиться с информацией о движении дела на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/).
5. Разъяснить лицам, участвующим в деле, что согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания. При этом участвующие в деле лица вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.
6. В соответствии со статьёй 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются суду в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии, с представлением подлинников для обозрения в судебном заседании.
Подлинные документы представляются суду для обозрения с составлением реестра и выдаются после окончания заседания под расписку на представленном реестре.
К представляемым в арбитражный суд письменным доказательствам, исполненным полностью или в части на иностранном языке, должны быть приложены их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык.
7. Стороны вправе в ходе рассмотрения дела, на основании статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подписать соглашение в оценке обстоятельств по делу. Признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. В случае достижения сторонами соглашения в оценке обстоятельств суду представляются письменный текст соглашения, подписанный руководителем или лицом, действующим на основании доверенности, в которой оговорено право на заключение соглашений по фактическим обстоятельствам, а также заявление об удостоверении судом данного соглашения.
Судья | Егоров А.Л. |