НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Красноярского края от 15.05.2017 № А33-6252/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

  о включении в реестр требований кредиторов

22 мая 2017 года

Дело № А33-6252-4/2016

Красноярск

Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 15 мая 2017 года.

В полном объёме определение изготовлено 22 мая 2017 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Бескровной Н.С.,

рассмотрев в судебном заседании требование Федеральной налоговой службы в лице ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска о включении в реестр требований кредиторов,

в деле по заявлению в деле по заявлению ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., СНИЛС <***>, ИНН <***>, <...>) о признании себя банкротом,

при участии в судебном заседании:

от уполномоченного органа: ФИО2, представителя по доверенности № 36 от 26.08.2016, личность удостоверена паспортом,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малининой А.С.,

установил:

ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., СНИЛС <***>, ИНН <***>, <...>) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании себя банкротом. Должником указано на сумму задолженности в размере 2 510 000 рублей.

Заявление принято к производству арбитражного суда, определением от 07.07.2016 возбуждено производство по делу о банкротстве гражданина,.

Решением от 05.08.2016 ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., ур. г.Красноярска, СНИЛС <***>, ИНН <***>, зарегистрирован по адресу: <...>) признан банкротом, в отношении него открыта процедура реализации имущества гражданина сроком до 29 января 2017 года. Финансовым управляющим имуществом должника утвержден ФИО3. Судебное заседание по рассмотрению отчета финансового управляющего назначено на 19.01.2017.

03.02.2017 (направлено через систему «Мой Арбитр») в Арбитражный суд Красноярского края поступило требование ИФНС по Железнодорожному р-ну г. Красноярска о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 12 782 рубля 75 копеек, в том числе уплата налогов в сумме 9 399 рублей как основной долг, пени в сумме 3 383 рубля 75 копеек, а именно:

- задолженность ИФНС по Железнодорожному р-ну г. Красноярска по обязательным платежам в бюджет РФ в размере 5 708 рублей 30 копеек, в том числе, уплата налогов в сумме 5 399 рублей, пени 309 рублей 30 копеек;

- задолженность Управления Пенсионного фонда РФ в размере 7 074 рубля 45 копеек, по страховым взносам 4 000 рублей, пени 3 074 рубля 45 копеек.

Определением от 10.02.2017 требование принято к производству арбитражного суда, установлен срок для возражений, судебное заседание по рассмотрению требования назначено на 11.04.2017. Определение направлено заявителю, финансовому управляющему и должнику. Иным кредиторам, требования которых включены в реестр требований кредиторов, предоставлена возможность ознакомиться со всеми поданными в отношении должника требованиями о включении в реестр требований кредиторов должника в рамках настоящего дела, датах и месте слушания по рассмотрению их обоснованности на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnovarsk.arbitr.ru (http://kad.arbitr.ru/).

Определением от 07.04.2017 ФИО3 освобожден от исполнения обязанностей финансового управляющего имуществом ФИО1. Финансовым управляющим имуществом ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., СНИЛС <***>, ИНН <***>, <...>). утвержден ФИО4.

07.04.2017 в материалы дела от финансового управляющего поступили возражения относительно удовлетворения требования кредитора в заявленном размере

Определением от 11.04.2017 судебное заседание по рассмотрению требования кредитора откладывалось на 15.05.2017.

Иные лица, участвующие в деле,  извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания путем направления копий определения и  размещения текста определения на официальном сайте Арбитражного суда Красноярского края в сети Интернет по следующему адресу: http://krasnoyarsk.arbitr.ru, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель уполномоченного органа дал пояснения по документам, представленным в материалы дела ранее, ответил на вопросы суда, поддержал заявленное требование.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к следующим выводам.

Согласно статье 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ в редакции от 27.07.2010 № 219-ФЗ (далее – Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.

В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).

Проверив в порядке статей 100, 142, 213.24 Закона о банкротстве представленные в материалы дела документы, арбитражный суд установил, что заявителем соблюден двухмесячный срок предъявления требования о включении в реестр требований кредиторов должника. На дату рассмотрения требования срок на предъявление возражений истек, в материалы дела поступили возражения финансового управляющего.

В рамках настоящего требования Федеральной налоговой службы в лице ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска заявлено о включении в реестр требований кредиторов ФИО1 задолженности в размере 12 782 рубля 75 копеек, в том числе по страховым взносам (основной долг) - 4 000 руб., пени -3 074 руб. 45 коп. в том числе уплате налогов (сборов) в сумме 9 399 руб. (основной долг), пени в сумме 3 383 руб. 75 коп., а именно:

- задолженность ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска по обязательным платежам в бюджет РФ в размере 5 708 руб. 30 коп., в том числе уплате налогов в сумме 5 399 руб. (основной долг), пени - 309 руб. 30 коп.;

- задолженность Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 7 074 руб. 45 коп., в том числе по страховым взносам (основной долг) - 4 000 руб., пени -3 074 руб. 45 коп.

Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2016 №59 «О признании не подлежащими применению отдельных постановлений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации» признано не подлежащим применению постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 №25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве».

В соответствии с общими положениями, установленными в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016, под федеральным уполномоченным органом в целях банкротства на основании абзаца девятого статьи 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) понимается федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации полномочиями на представление в делах о банкротстве и в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (далее - постановление N 257) таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (ФНС России).

Уполномоченными органами в отношении требований по денежным обязательствам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в силу указанной нормы Закона о банкротстве признаются соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на представление требований этих публично-правовых образований.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 (в последующей редакции) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей). Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и вправе предъявлять требования о включении в реестр, как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.

По данным уполномоченного органа кредиторская задолженность должника ФИО1 перед ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска по обязательным платежам в бюджет РФ составляет 5 708 руб. 30 коп., в том числе, уплате налогов в сумме 5 399 руб. (основной долг), пени - 309 руб. 30 коп. Доказательством возникновения задолженности по обязательным платежам в бюджет является сумма налогов, начисленная к уплате и неоплаченная должником, согласно налоговым уведомлениям и расчетам по транспортному налогу с физических лиц за 2014, 2015 гг.

Инспекция в целях досудебного истребования задолженности по обязательным платежам в бюджет проводила работу по взысканию задолженности. Должнику направлялись требования об уплате налогов (сборов, пени, штрафа) в соответствии со ст. 69 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Задолженность по транспортному налогу взыскивается с заявителя налоговым органом в порядке, определенном ст. 48 НК РФ, как с физического лица путем подачи соответствующего заявления в суд общей юрисдикции. Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В адрес должника направлялись требования № 17915 от 22.10.2015, № 8980 от 19.12.2016, в связи с неоплатой транспортного налога по срокам уплаты по требованиям 28.01.2016 - 2 848,54 руб., 02.03.2017 - 2 602,67 руб. Поскольку сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, в настоящий момент не превышает 3000 рублей, Инспекция не обращалась с заявлением в суд общей юрисдикции.

Таким образом, в соответствии с требованиями налогового законодательства, уполномоченным органом своевременно приняты все меры по досудебному истребованию задолженности по обязательным платежам.

Возражая против удовлетворения требования в указанной части, финансовым управляющим указано, что производство по делу о несостоятельности (банкротстве) гражданина ФИО1 возбуждено 07.07.2016, следовательно, требование уполномоченного органа в части задолженности по уплате транспортного налога за 2015 год на сумму 2 588 рублей и начисленные, на указанную сумму, пени является текущим и не подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов.

Вместе с тем, согласно абзацу 2 части 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 №25 «О некоторых вопросах, связанных, с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.

В силу пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.

Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.

Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации (расчета по имущественным налогам) или дата окончания срока уплаты налога.

Поскольку заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) принято к производству суда определением от 07.07.2016, именно с этой даты возбуждено производство по делу, то подлежащие уплате обязательные платежи, возникшие за 2015 год в размере 2 588 рублей, являются подлежащими включению в реестр требований кредиторов должника.

Наличие и размер задолженности в сумме 5 708 руб. 30 коп., в том числе уплате налогов в сумме 5 399 руб. (основной долг), пени - 309 руб. 30 коп, подтверждены материалами дела, задолженность в указанном размере признается обоснованной и подлежащей включению в реестр требований кредиторов.

Кроме того, уполномоченным органом заявлено о включении в реестр требований кредиторов задолженность Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в размере 7 074 руб. 45 коп., в том числе по страховым взносам (основной долг) - 4 000 руб., пени -3 074 руб. 45 коп.

На основании п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, органы ФНС России, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обеспечивают представление в делах о банкротстве и в процедурах о банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В Инспекцию поступило уведомление от 14.09.2016 № НЯ-4996/16-16 (вх.№ 25093 от 16.09.2016) из Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Красноярска о наличии задолженности, а также документы, подтверждающие наличие недоимки по уплате страховых взносов. Согласно уведомлению кредиторская задолженность снятого с налогового учета индивидуального предпринимателя ФИО1 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования составляет 7 074 руб. 45 коп., в том числе по страховым взносам (основной долг) - 4 000 руб., пени - 3 074 руб. 45 коп.

Основанием возникновения указанной задолженности в соответствии со статьями 15, 18-25, 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», являются расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. Меры принудительного взыскания задолженности подтверждаются требованиями об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, постановлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества страхователя.

ИФНС России по Железнодорожному району г. Красноярска, являясь уполномоченным органом в делах о банкротстве и процедурах банкротства, вправе заявить требования по обязательным платежам к должнику - ФИО1

Пунктом 8 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 №212 - ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212 -ФЗ) предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно. По данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что ФИО1 прекратил предпринимательскую деятельность 20 октября 2012 г., следовательно, уплатить страховые взносы должен был не позднее 06 ноября 2012г.

В соответствии с уведомлением Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Красноярска, задолженность ФИО1 по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ в общей сумме 4 976,29 рублей, в том числе: страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в размере 2 492,95 рублей - основной долг, 2 483,34 рублей - пени, страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1 507,05 рублей -основной долг, 591,11 рублей — пени. Указанная задолженность возникла в результате неуплаты страховых взносов в фиксированном размере за 2012 г.

В адрес ФИО1 Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Красноярска 02 ноября 2012 г. направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов №03400240223418, в соответствии с требованием указанную сумму недоимки необходимо уплатить в срок до 13 ноября 2012 г.

Пунктом 2.1 статьи 21 Закона № 212 - ФЗ предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого органом контроля за уплатой страховых взносов при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма страховых взносов, пеней и штрафов превысила 500 рублей, орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 500 рублей.

Исходя из изложенного, Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Железнодорожном районе г. Красноярска должно было обратиться в суд с заявлением о взыскании не позднее 13 мая 2016, а настоящее требование о включении задолженности в реестр требований кредиторов заявлено 02.02.2017, таким образом, арбитражный суд приходит к вывод о том, что срок для взыскания задолженности уполномоченным органом пропущен, в указанной части, заявленное требование удовлетворению не подлежит.

Учитывая, что обязательство должника по уплате задолженности до настоящего времени не исполнено, заявителем соблюдены требования статьи 4 Закона о банкротстве, требование Федеральной налоговой службы признается подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника в размере 5 708 рублей 30 копеек, в то числе, 5 399 рублей - основной долг, 309 рублей 30 копеек – пени, подлежащие отдельному учёту в реестре.

Руководствуясь статьями 100, 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

О П Р Е Д Е Л И Л:

требование удовлетворить частично.

Включить требование Федеральной налоговой службы в третью очередь реестра требований кредиторов должника – ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., СНИЛС <***>, ИНН <***>, <...>) в размере 5 708 рублей 30 копеек, в то числе, 5 399 рублей - основной долг, 309 рублей 30 копеек – пени, подлежащие отдельному учёту в реестре.

В удовлетворении остальной части заявленного требования отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению.

Разъяснить, что настоящее определение может быть обжаловано в течение десятидневного срока с момента его вынесения путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Н.С. Бескровная