116/2011-62927(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru E-mail: sud@kirov.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
Дело № А28-8020/2011
267/16
г. Киров
27 октября 2011 года
Резолютивная часть определения оглашена 21 октября 2011 года В полном объеме определение изготовлено 27 октября 2011 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шмырина С.Ю.
при ведении протокола предварительного судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Гуровой С.С.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании заявление
общества с ограниченной ответственностью «Старт» (ИНН 4307006306, место нахождения: 612961, Кировская область, город Вятские Поляны, улица Ленина, 248)
о предоставлении рассрочки исполнения акта Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Кировской области (место нахождения: Кировская область, город Вятские Поляны, ул.Ленина, д.135, корп.29А)
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Кировской области (место нахождения: 612960, Кировская область, город Вятские Поляны, ул. Ленина, д. 135, корп. 29А), Вятскополянский межрайонный отдел судебных приставов (место нахождения: 612960 Кировская область, город Вятские Поляны, улица Гагарина, д.1-А)
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Старт» (далее – заявитель, ООО «Старт») обратилось в суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения акта органа, осуществляющего контрольные функции, от 17.09.2011 № 351, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Кировской области сроком на 12 (двенадцать) месяцев.
Заявитель, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку уполномоченного представителя в предварительное судебное заседание не обеспечил, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Кировской области, извещенное о времени и месте рассмотрения
дела надлежащим образом, явку уполномоченного представителя в предварительное судебное заседание не обеспечило, направило письменное мнение в отношении заявленных требований, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо - Вятскополянский межрайонный отдел судебных приставов, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку уполномоченного представителя в предварительное судебное заседание не обеспечило, отзыв на заявление не представило.
Руководствуясь положениями статей 123, 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в предварительном судебном заседании без участия представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы заявления, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Право на предоставление отсрочки или рассрочки исполнения акта налогового органа закреплено Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс).
Так, статьей 61 Налогового кодекса предусмотрена возможность изменения установленного срока уплаты налога путем переноса его уполномоченными на то органами на более поздний срок. При этом изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.
Согласно пункту 1 статьи 64 Налогового кодекса отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования
расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд; 3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога; 4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога; 5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер; 6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (пункт 2 статьи 64 Кодекса).
Пунктом 4 статьи 64 Налогового кодекса установлено, что, если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.
Согласно пункту 5 той же статьи Налогового кодекса заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета. По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.
Пунктом 6 статьи 64 Налогового кодекса установлено, что решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.
В соответствии со статьей 63 Налогового кодекса органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов являются по федеральным налогам и сборам - федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 - 5 настоящего пункта и пунктом 2 настоящей статьи; по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи); по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов (подпункты 1, 2 и 5 пункта 1 статьи 63 Кодекса).
Приведенные нормы свидетельствуют о том, что основанием для предоставления отсрочки (рассрочки) исполнения акта является наличие обстоятельства, затрудняющие исполнение данного акта. Вопрос о компетенции органов и должностных лиц, правомочных принимать решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения актов, исходя из смысла вышеприведенных норм, разрешается следующим образом.
Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться лишь судом при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда; вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения акта налогового органа или его должностного лица разрешается самим налоговым органом в пределах компетенции, установленной статьей 63 Налогового кодекса.
ООО «Старт», считая необходимым в связи с наличием обстоятельств, препятствующих, по его мнению, единовременному погашению недоимки по налогам, обратилось в суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения акта органа, осуществляющего контрольные функции, от 17.09.2011 № 351, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Кировской области сроком на 12 (двенадцать) месяцев.
Поскольку основанием взыскания задолженности является акт налогового органа, у заявителя имелись основания для обращения с настоящим заявлением в налоговый орган, принявший данное решение, то есть, в Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Кировской области.
ООО «Старт» обратилось с заявлением о предоставлении рассрочки в Арбитражный суд Кировской области, то есть в орган, в компетенцию которого не входит принятие в отношении него решения об изменении сроков уплаты налогов, так как акт № 351 принят не арбитражным судом, а налоговым органом.
При указанных обстоятельствах заявление ООО «Старт» о предоставлении рассрочки исполнения акта налогового органа не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями пунктом 1 частью 1 статьи 150, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
прекратить производство по делу о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Старт» (ИНН 4307006306, место нахождения: 612961, Кировская область, город Вятские Поляны, улица Ленина, 248) рассрочки исполнения акта органа, осуществляющего контрольные функции, от 17.09.2011 № 351, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Кировской области (место нахождения: Кировская область, город Вятские Поляны, ул.Ленина, д.135, корп.29А).
Определение арбитражного суда о прекращении производства по делу может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, определенные статьей 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.
Судья | С.Ю.Шмырин |
2 А28-8020/2011
3 А28-8020/2011
4 А28-8020/2011
5 А28-8020/2011