АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта, 102
http://kirov.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов
Дело №А28-2234/2019-5
г. Киров
12 сентября 2019 года
Резолютивная часть определения объявлена 05 сентября 2019 года
Определение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2019 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Хорошевой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елоховой Д.К., помощником судьи Россохиной Л.Н., секретарем судебного заседания Елоховой Д.К.
рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области (ИНН: 4345211049, ОГРН: 1074345054090, юридический адрес: 610001, Кировская область, г. Киров, ул. Комсомольская, д.34)
о включении требования в сумме 974 рублей 04 копеек в реестр требований кредиторов Хариновой Татьяны Александровны (ИНН 434601521485, СНИЛС 058-098-196 04, дата рождения – 12.08.1959, место рождения: город Киров, место регистрации: Кировская область, г. Кирово-Чепецк)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле (согласно протоколу),
установил:
решением Арбитражного суда Кировской области от 17.04.2019 (резолютивная часть объявлена 10.04.2019) в отношении Хариновой Татьяны Александровны (далее – Харитонова Т.А., должник) введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим должника утверждена Мартынова Анастасия Сергеевна.
Сведения о введении в отношении должника процедуры банкротства опубликованы в выпуске газеты «Коммерсантъ» от 20.04.2019 № 71.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области (далее – Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника 974 рублей 04 копеек долга (федеральной социальной доплаты к пенсии за период с 18.04.2016 по 30.06.2016, на получение которой должник не имел права).
В порядке статьи 163 АПК РФ судебное заседание проведено с объявлением перерыва до 05.09.2019.
После перерыва уполномоченный орган представил письменное мнение, в котором, ссылаясь на положения постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», просит признать ФНС России в качестве надлежащего кредитора и включить требование в заявленном размере в реестр требований кредиторов должника.
Представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области поддерживает заявленные требования, полагает, что он является надлежащим кредитором.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Финансовый управляющий возражений по существу заявленных требований не заявил.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 100 Закона о банкротстве требование кредитора рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
В ходе рассмотрения обоснованности требований заявителя установлено следующее.
Харинова Т.А. является получателем страховой пенсии по старости с 12.08.2012 по 12.03.2016., должнику установлена и выплачивалась федеральная социальная доплата к пенсии (ФСДП).
В период с 18.04.2016 по 30.09.2016 Харинова Т.А. осуществляла трудовую деятельность.
23.08.2017 Пенсионным фондом вынесено решение №347374 о взыскании с Хариновой Т.А. излишне выплаченной суммы ФСДП в размере 2 856 рублей 42 копеек, которым предусмотрено удерживать по 20% из причитающейся к выплате ФСДП ежемесячно до полного погашения долга.
Остаток задолженности составляет 974 рубля 04 копейки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда с соответствующим заявлением в суд.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Пунктом 4 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) предусмотрено, что в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.
По смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве)(пункт 24 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 №45).
В пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 №35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что в силу пунктов 3- 5 статьи 71 и пунктов 3 – 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны.
При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. Признание должником или арбитражным управляющим обстоятельств, на которых кредитор основывает свои требования (часть 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), само по себе не освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве уполномоченные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В целях Закона о банкротстве денежным обязательством признается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию (статья 2 Закона о банкротстве).
Согласно пункту 4 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов на выплату федеральных социальных доплат к пенсии, включая финансовое обеспечение организации доставки указанных доплат, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 15 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Также к федеральной собственности относятся средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу пункта 1 статьи 29Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся, в том числе, на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона.Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (пункт 3 статьи 29Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В рассматриваемом случае суду представлены соответствующие документы, подтверждающие наличие задолженности перед Российской Федерацией в размере излишне выплаченной гражданину суммы ФСДП.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», Федеральная налоговая служба с момента своего образования определена в качестве уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 5 Обзора практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016), если заявление (требование) по денежным обязательствам Российской Федерации подано в деле о банкротстве иным федеральным органом исполнительной власти, суд извещает уполномоченный орган о времени и месте судебного заседания по рассмотрению такого заявления (требования) в порядке, установленном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае когда предъявление заявления (требования) не одобрено уполномоченным органом применительно к пункту 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответствующее заявление (требование) подлежит оставлению судом без рассмотрения на основании пункта 7 части 1 статьи 148 АПК РФ.
Таким образом, именно Федеральная налоговая служба обладает правом на включение указанного требования в реестр требований кредиторов должника.
В рассматриваемом случае с требованием обратился Пенсионный фонд.
Предъявление требования одобрено уполномоченным органом, в судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал требование.
С учетом изложенного, суд считает необходимым включить в реестр требований кредиторов должника требование в сумме 974 рублей 04 копеек излишне выплаченной федеральной доплаты к пенсии как требование уполномоченного органа.
Руководствуясь статьями 100, 137, 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
признать обоснованным требование Федеральной налоговой службы в сумме 974 рублей 04 копеек задолженности и включить его в третью очередь реестра требований кредиторов Хариновой Татьяны Александровны (ИНН 434601521485, СНИЛС 058-098-196 04, дата рождения – 12.08.1959, место рождения: город Киров, место регистрации: Кировская область, г. Кирово-Чепецк).
Определение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.
Судья Е.Н. Хорошева