610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://.kirov.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № А28-10955/2018
г. Киров
08 июня 2020 года
Резолютивная часть определения объявлена 02 июня 2020 года
В полном объеме определение изготовлено июня 2020 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Киселевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Кряжевских Т.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981, место нахождения: 143421, Московская область, Автодорога Балтия, Красногорский район, территория бизнес-центра Рига-Ленд, стр. 3) о наложении судебного штрафа в доход федерального бюджета с районного финансового управления администрации муниципального образования Мурашинский муниципальный район Кировской области за неисполнение судебного акта по делу по иску
акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» (ИНН: 5612042824, ОГРН: 1055612021981, адрес: 143421, Автодорога Балтия, Красногорский район, Московская область, территория 26 км бизнес-центр Рига-Ленд, стр. 3, оф. 513)
к муниципальному учреждению администрация Чепецкого сельского поселения Кирово-Чепецкого района (ИНН 4312032414, ОГРН 1054313551632, место нахождения: 613048, Россия, Кировская область, п. Ключи, р-он Кирово-Чепецкий, ул. Дружбы, 10)
заинтересованное лицо: финансовое управление администрации Кирово-Чепецкого района Кировской области (ИНН 4312139502, адрес: 613040, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Первомайская, 6)
о взыскании 2 316 099 рублей 55 копеек
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя (истца по делу) – не явился, извещен;
от ответчика - Ислентьева М.Ф., главы администрации,
от заинтересованного лица – Мацола А.В., по доверенности от 01.06.2020,
установил:
решением Арбитражного суда Кировской области от 18.02.2019 с муниципального образования Чепецкое сельское поселение Кирово-Чепецкого района Кировской области в лице муниципального учреждения «Администрация Чепецкого сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области» (далее – ответчик, администрация сельского поселения) за счет казны муниципального образования в пользу акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» взыскано 2 240 731 рубль 08 копеек долга и 34 204 рубля 00 копеек расходов на уплату государственной пошлины.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.04.2019 и постановлением суда кассационной инстанции от 19.07.2019 решение суда оставлено без изменения, апелляционная и кассационная жалоба - без удовлетворения.
Для принудительного исполнения судебного акта акционерному обществу «ЭнергосбыТ Плюс» (далее – взыскатель, заявитель, АО «ЭнергосбыТ Плюс») выдан исполнительный лист от 08.05.2019 серии ФС № 031560485.
Определением суда от 04.09.2019 ответчику предоставлена отсрочка исполнения решения Арбитражного суда Кировской области от 18.02.2019 по делу № А28-10955/2018 в части расходов на уплату государственной пошлины до 30.12.2019; рассрочка исполнения решения суда от 18.02.2019 в части долга за электроэнергию на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 с уплатой равными частями ежемесячно.
АО «ЭнергосбыТ Плюс» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением от 18.02.2020 о взыскании с финансового управления администрации Кирово-Чепецкого района Кировской области (далее – финансовое управление) в доход федерального бюджета судебного штрафа за неисполнение судебного акта.
В судебном заседании администрация сельского поселения пояснила, что осуществляет платежи в счет погашения задолженности в соответствии с определением от 04.09.2019 о предоставлении рассрочки исполнения решения суда по настоящему делу.
Представитель финансового управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление. Указал, что ответчику судом была предоставлена отсрочка и рассрочка исполнения решения по настоящему делу. Платежи по исполнительному листу серии ФС № 031560485, выданному на основании решения суда от 18.02.2019, производятся ответчиком в соответствии с определением от 04.09.2019 о предоставлении отсрочки и рассрочки исполнения судебного акта. В связи с нарушением срока платежей операции по счетам приостанавливались 01.04.2020, 06.05.2020.
Также финансовое управление пояснило, что исполнение бюджета сельского поселения обеспечивается администрацией сельского поселения. Утверждение бюджетной росписи и внесение в нее изменений осуществляется главным распорядителем (распорядителем) средств бюджетного сельского поселения, которым является Администрация; указывает, что в соответствии с Соглашением, заключенным между администрацией Чепецкого сельского поселения и администрацией Кирово-Чепецкого района, ответчик принял на себя обязательства составлять сводную бюджетную роспись, вносить изменения в сводную роспись в пределах утвержденных ассигнований, осуществлять перемещение ассигнований; финансовое управление приняло на себя обязательства осуществлять оплату денежных средств в пределах, доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств; финансовое управление не несет ответственности по обязательствам администрации сельского поселения, а также за несвоевременное исполнение платежных поручений получателей средств местного бюджета в случае недостаточности средств на текущем счете местного бюджета.
АО «Энергосбыт Плюс» в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие неявившегося заявителя.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы дела, суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.02.2019 с муниципального образования Чепецкое сельское поселение Кирово-Чепецкого района Кировской области в лице муниципального учреждения «Администрация Чепецкого сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области» за счет казны муниципального образования в пользу акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» взыскано 2 240 731 рубль 08 копеек долга и 34 204 рубля 00 копеек расходов на уплату государственной пошлины.
30.05.2019 исполнительный лист от 08.05.2019 серии ФС № 031560485 предъявлен к исполнению в финансовое управление (заявление по обращению взыскания на денежные средства бюджета от 20.05.2019).
Из пояснений ответчика и финансового управления следует, что с 30.08.2019 осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах администрации сельского поселения было приостановлено. С 30.09.2019 операции были возобновлены в связи с тем, что определением Арбитражного суда Кировской области от 04.09.2019 Администрации предоставлена рассрочка исполнения решения суда по делу № А28-10955/2018 в части долга за электрическую энергию. Расходы по оплате государственной пошлины в размере 34 204 рублей и долг в размере 373 455 рублей 18 копеек оплачены ответчиком.
Заявитель, ссылаясь на то, что требования исполнительного документа исполнены лишь частично, обратился в арбитражный суд с заявлением о наложении судебного штрафа на финансовое управление администрации Кирово-Чепецкого района Кировской области за неисполнение судебного акта.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства, представленные в материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. В силу части 2 названной статьи АПК РФ неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно частям 1 и 2 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 332 АПК РФ за неисполнение судебного акта арбитражного суда органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, должностными лицами и гражданами арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 АПК РФ в размере, установленном федеральным законом.
В силу части 4 названной статьи АПК РФ вопрос о наложении судебного штрафа рассматривается арбитражным судом по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 119 АПК РФ судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных АПК РФ. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать пять тысяч рублей, на должностных лиц - тридцать тысяч рублей, на организации - сто тысяч рублей, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 7 статьи 119 АПК РФ судебные штрафы взыскиваются в доход федерального бюджета.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.09.2014 № 2093-О, арбитражный суд, рассматривая вопрос о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта, должен определить, имеются ли основания для применения к должнику мер публично-правового воздействия, направленных на его понуждение к надлежащему исполнению обязанностей, возложенных на него судебным актом. Взыскание судебного штрафа представляет собой меру ответственности в виде имущественного воздействия на недобросовестных участников арбитражного процесса. Необходимым условием для привлечения к ответственности является наличие вины лица, не исполнившего судебный акт.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы производится в соответствии с настоящим кодексом на основании исполнительных документов, а также в соответствии с установленными законом требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Главой 24.1 БК РФ регламентирован порядок обращения взыскания на средства местных бюджетов.
Согласно статье 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям исполнительный лист и иные предусмотренные этим Кодексом документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4); исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5); исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6).
В соответствии со статьей 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. В сводную бюджетную роспись также могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 01.10.2009 № 1312-О-О, в силу специального указания пункта 5 статьи 242.2 БК РФ полномочие руководителя финансового органа муниципального образования вносить изменения в сводную бюджетную роспись − при наличии к тому оснований − является не только правом, но и обязанностью и влечет необходимость принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, с учетом конкретных условий исполнения бюджета муниципального образования и с соблюдением правил, установленных действующим бюджетным законодательством.
Материалами дела подтвержден факт направления истцом исполнительного листа в финансовое управление для исполнения с соблюдением требований бюджетного законодательства.
29.12.2017 между администрацией Чепецкого сельского поселения (администрация сельского поселения) и администрацией Кирово-Чепецкого района (администрация района) заключено Соглашение об осуществлении деятельности по кассовому обслуживанию исполнения бюджета Чепецкого сельского поселения (далее – Соглашение), по условиям которого (раздел 1) администрация сельского поселения поручает, а администрация района принимает на себя обязанности по осуществлению на безвозмездной основе деятельности, связанной с кассовым обслуживанием исполнения бюджета Чепецкого сельского поселения (местный бюджет).
Согласно пункту 2.1 Соглашения финансовое управление в процессе осуществления кассового обслуживания исполнения местного бюджета принимает на себя обязательства открывать, закрывать и переоформлять лицевые счета; осуществлять ведение операций на лицевых счетах, открытых в финансовом управлении; осуществлять доведение предельных объемов финансирования на лицевые счета; осуществлять санкционирование оплаты денежных обязательств на лицевых счетах; осуществлять оплату денежных обязательств в пределах, доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств; осуществлять ведение учета бюджетных обязательств получателей средств местного бюджета; осуществлять сверку операций, отраженных на лицевых счетах, открытых в финансовом управлении; осуществлять исполнение судебных актов, предусматривающих взыскание на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений; осуществлять иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами.
По условиям Соглашения (пункт 2.2) администрация сельского поселения принимает на себя обязательства составлять сводную бюджетную роспись местного бюджета и доводить показатели указанной росписи до всех получателей средств местного бюджета; вносить изменения в сводную роспись местного бюджета в пределах утвержденных ассигнований по представлению получателя средств местного бюджета; осуществлять перемещение ассигнований в соответствии с Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи и Порядком составления, утверждения и ведения бюджетной сметы, утвержденными финансовым управлением.
Из пункта 3.2 Соглашения следует, что финансовое управление не несет ответственности по обязательствам администрации сельского поселения, получателей средств, администраторов источников финансирования дефицита местного бюджета; за несвоевременное исполнение платежных поручений получателей средств местного бюджета в случае недостаточности средств на текущем счете местного бюджета.
В соответствии с Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании Чепецкое сельское поселение Кирово-Чепецкого района Кировской области, утвержденным решением сельской Думы от 29.07.2014 № 25/96 (с изменениями от 12.02.2015 № 32/125, от 10.11.2015 № 40/160, от 16.02.2018 ; 8/53, от 25.10.2019 № 25/117), сводная бюджетная роспись бюджета сельского поселения составляется и ведется бухгалтерией администрации в установленном ей порядке и должна соответствовать показателям решения сельской Думы о бюджете сельского поселения на очередной финансовый год и плановый период (пункт 1 статьи 31).
Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета сельского поселения.
Из пояснений финансового управления следует, что главным распорядителем бюджетных средств Чепецкого сельского поселения является администрация Чепецкого сельского поселения.
Сторонами данный факт не оспаривается.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответственным за исполнение бюджетных обязательств муниципального образования Чепецкое сельское поселение Кирово-Чепецкого района Кировской области является муниципальное учреждение «Администрация Чепецкого сельского поселения Кирово-Чепецкого района Кировской области», на которой в силу статей 6, 15, 30, 31, 38 БК РФ, статьей 14, 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лежит обязанность по исполнению решения суда и ответственность за его неисполнение.
Таким образом, требование истца о наложении штрафа на финансовое управление администрации Кирово-Чепецкого района не основано на законе.
Кроме того, суд отмечает, что определением Арбитражного суда Кировской области от 04.09.2019 ответчику была предоставлена отсрочка исполнения судебного акта в части расходов на уплату государственной пошлины до 30.12.2019 и рассрочка исполнения судебного акта в части долга за электроэнергию на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 с уплатой равными частями ежемесячно.
Таким образом, заявитель обратился в суд с заявлением о наложении судебного штрафа до истечения времени, предоставленного ответчику судом для погашения задолженности перед взыскателем.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявления АО «ЭнергосбыТ Плюс» о наложении судебного штрафа следует отказать.
Руководствуясь статьями 119, 120, 184, 185, 332 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в удовлетворении заявления акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» (ИНН 5612042824, ОГРН 1055612021981, место нахождения: 143421, Московская область, Автодорога Балтия, Красногорский район, территория бизнес-центра Рига-Ленд, стр. 3) о наложении судебного штрафа отказать.
Судья В.А. Киселева