НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Кемеровской области от 26.06.2017 № А27-766/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, Кемерово, 650000;

информационно-справочная служба (3842) 58-43-26; факс (3842) 58-37-05;

www.kemerovo.arbitr.ru; info@kemerovo.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

город Кемерово                                                                                        Дело № А27-766/2017

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Потапова А.Л., при ведении протокола судебного заседанияи аудио протоколированиясекретарем судебного заседания Бахаевой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Полесье" (г.Топки, ОГРН 1114205040421, ИНН 4205231172)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области (г. Топки, ОГРН 1034229006137, ИНН 4229006137)

о признании недействительным решения от 23.11.2016 №02-7855

при участии:

от заявителя – Сниткова Е.С. (паспорт, доверенность от 01.08.2017 г.),

от пенсионного фонда – Усова Н.Е, (паспорт, доверенность от 06.10.2016 г.),

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью "Полесье" (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области о признании недействительным решения от 23.11.2016 №02-7855, а также просило:

- обязать УПФР в г.Топки и Топкинский район включить в перечень рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение следующие профессии: наладчик холодноштамповочного оборудования; резчик на пилах, ножовках и станках; шлифовщик, занятый на шлифовке абразивными кругами сухим способом;

- обязать УПФР в городе Топки и Топкинском районе Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов, и поставить на учет ООО «Полесье» по льготному стажу с 01.07.2015 года.

В судебном заседании представитель ООО «Полесье» требования поддержал. Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Топки и Топкинском районе Кемеровской области требования не признал.

Как следует из заявления Общества, Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Топки и Топкинском районе Кемеровской области (далее по тексту – УПФР, Пенсионный фонд) в отношении ООО «Полесье» проведена документальная проверка «Перечня рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение», представленного в УПФР в г. Топки и Топкинском районе. По результатам указанной проверки специалистами УПФР в г. Топки и Топкинском районе, составлен акт № 1 от 20.09.2016 года, в котором указано что профессии: наладчик холодноштамповочного оборудования; резчик на пилах, ножовках и станках; шлифовщик, занятый на шлифовке абразивными кругами сухим способом не значатся в списках №1 и №2 производств, работ профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10. В то же время, руководствуясь проведенной специальной оценки условий труда от 30.06.2016 года на предприятии ООО «Полесье», Общество считает, что работники, занятые на вышеуказанных профессиях, имеют право на льготное пенсионное обеспечение. Данные требования ООО «Полесье» не нарушило и предоставило сведения в УПФР в г.Топки и Топкипский район в соответствии с действующим законодательством РФ. УПФР в г.Топки и Топкинский район своим решением от 23.11.2016 года за № 02-7855 отклонило и не приняло доводы Общества по акту №1 от 20.09.2016 года. Общество считает, что решением от 23.11.2016 года за № 02-7855 нарушены права и законные интересы ООО «Полесье» как плательщика страховых взносов.

Управление ПФР не согласно с доводами заявления, указывает, что им была проведена документальная проверка Перечня рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение. По результатам проверки был составлен Акт№1 от 20.09.2016г.

Проверка «Перечня профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение» Общества с ограниченной ответственностью «Полесье» проводилась в рамках Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". ПФР, являясь страховщиков в системе обязательного пенсионного страхования, имеет право: согласно ст. 13 ФЗ № 167 проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением              сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; согласно ст. 16 ФЗ № 27 требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результате проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения у индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

По результатам проверки был составлен акт № 1от 20.09.2016 г. согласно которого, Перечень рабочих мест необходимо привести в соответствие со Списками № 1 и № 1 утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. Законодательством РФ о пенсионном обеспечении не предусматривается ответственность за указанные нарушения, в связи с чем, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности не выносилось. 07.11.2016г. плательщик страховых взносов обратился в Управление с возражениями на Акт № 1 и требованием рассмотреть возражения и направить письменный ответ. Управлением возражения были рассмотрены и направлен письменный ответ о невозможности принять возражения плательщика. Таким образом, письмо от 23.11.2016г. № 02-7855 носит уточняющий характер по отношению к акту № 1 от 20.09.2016г. и разъяснят невозможность принять возражения плательщика страховых взносов.

Проверка «Перечня профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение» проводилась по просьбе ООО «Полесье» озвученной в письме от 11.08.2016г. № 33.

Согласно Акту №1 от 20.09.2016г. Перечень рабочих мест по профессиям наладчик литейных машин, занятый наладкой заливочных литейных машин автоматических поточных линий и пресс-форм на машинах литья под давлением; термист, постоянно занятый у печей на горячих работах; электросварщик ручной сварки; маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности; литейщик пластмасс; кузнец на молотах и прессах признан достоверным. Обществу рекомендовано профессию шлифовщик, занятый на шлифовке абразивными кругами сухим способом привести в соответствие со Списками № 1 и № 2. утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10. Обществу необходимо откорректировать ИС за период до 01.07.2016 по следующим профессиям: наладчик литейных машин, занятый наладкой заливочных литейных машин автоматических поточных линий и пресс-форм на машинах литья под давлением; термист, постоянно занятый у печей на горячих работах; электросварщик ручной сварки; маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности; литейщик пластмасс; кузнец на молотах и прессах с кодами льготных профессий.

Изучив позиции сторон, исследовав и оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные суду доказательства, суд исходит из нижеследующего.

Судом установлено, что по просьбе ООО «Полесье» (письмо от 11.08.2016г. № 33) УПФР проведена проверка Перечня профессий и должностей, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение. По итогам такой проверки был составлен акт №1 от 20.09.2016 г. С отраженными в акте выводами Общество не согласилось и направило в УПФР возражения.

Письмом от 23.11.2016 №02-7855 УПФР отклонило возражения Общества, рекомендовало Обществу руководствоваться заключениями Акта №1.

Посчитав незаконным решение от 23.11.2016 №02-7855, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Кемеровской области, а также просило обязать УПФР в г.Топки и Топкинский район включить в перечень рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение перечисленные в заявлении профессии (наладчик холодноштамповочного оборудования; резчик на пилах, ножовках и станках; шлифовщик, занятый на шлифовке абразивными кругами сухим способом), а также обязать УПФР поставить на учет льготный стаж с 01.07.2015 года.

Суд считает необходимым отметить нижеследующие положения.

Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования регулируется положениями Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Привила подсчета и порядок назначения трудовой пенсии регулируются Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" регулируются положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Функции по проведению документальной проверки Перечня рабочих мест, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение, не предусмотрены положениями вышеуказанными Федеральными законами.

Положениями указанных законов предусмотрены обязанности по осуществлению контроля за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (п.2 ст.13 Федерального закона №167-ФЗ, ст. 16 Федерального закона №27-ФЗ). Указанный контроль согласно Методическим рекомендациям Правления ПФ РФ реализуется путем обработки территориальными органами ПФР расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд, сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом органы Пенсионного фонда РФ вправе требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях, а также о необходимости их устранения и представления в территориальный орган уточненных данных.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает формы отчетности в сфере пенсионного страхования и обеспечения, порядок и сроки их представления, порядок и сроки контроля за ними, полномочия территориальных органов ПФР в случае представления недостоверных сведений. Документальная проверка, которая не влечет для страхователя не принятие и не учет представленных им сведений по установленным формам отчетности, положениями законодательства не предусмотрена.

Как установлено судом, Обществом ответ УПФР не является актом ненормативного правового характера. Рассматриваемое письмо носит рекомендательный характер, о чем прямо следует из его содержания, а принимая во внимание вышеизложенные положения, не влечет для Общества обязательств.  Как следствие, не имеется оснований для признания обжалуемого Обществом письма УПФР ненормативным правовым актом.

Судом также установлено, что оспариваемый Обществом ответ УПФР не является основанием для непринятия или корректировки представляемых Обществом сведений в отношении застрахованных лиц с указанием перечня рабочих мест, дающих право на досрочное назначение пенсии. Так по определению суда от 24.05.2017 г. УПФР представлены сведения Общества по Перечню рабочих мест (список 1-2) за 2016 г., из которого следует, что представленные Обществом сведения приняты УПФР без корректировок. Обществом не доказано, что обжалуемые ответ является основанием принятия в отношении Общества решений, корректировок представляемых им сведений. Обществом не обосновано и не доказан обязательный характер выполнения рекомендаций, оформленных письмом УПФР.   

На основании вышеизложенного суд признает, что заявленные Обществом требования не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, что является основанием для прекращения производства по делу (п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ).

Кроме того, суд признает, что разрешение спора в отношении права работников Общества на льготный стаж, в том числе за период до 01.07.2016 (в отношении работников, занятых по следующим профессиям: наладчик литейных машин, занятый наладкой заливочных литейных машин автоматических поточных линий и пресс-форм на машинах литья под давлением; термист, постоянно занятый у печей на горячих работах; электросварщик ручной сварки; маляр, занятый на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности; литейщик пластмасс; кузнец на молотах и прессах), непосредственно связаны с правом работников ООО «Полесье» на досрочное назначение пенсии, предусмотренное положениями Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Общие положения, определяющие подведомственность дел арбитражным судам (статья 27, статья 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) устанавливают следующие критерии подведомственности: экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Согласно разъяснений Верховного Суда РФ, содержащиеся в Обзоре судебной практики ВС РФ №1-2014 (утвержденной Президиумом ВС РФ 24.12.2014 г.), в основе разграничений юрисдикционных полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов заложены критерии характера спора и его субъектного состава, применяемые в совокупности.

В рассматриваемом случае не имеется совокупности критерия субъектного состава и характера спора, поскольку характер спора не связан с экономической деятельностью Общества, не связан с правами и обязанностями Общества в экономической и иной предпринимательской деятельности, а затрагивает права работников ООО «Полесье» на досрочное назначении пенсии в связи с выполнением работы на определенных должностях. Следовательно, рассматриваемый спор неподведомственен арбитражному суду, а производство по делу подлежит прекращению также на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ.

Принимая во внимание вышеизложенные самостоятельные  основания, суд признает, что заявленные Обществом требования не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, а производство по делу подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Уплаченная заявителем по делу государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании пп.3 п.1 ст.333.40 НК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части  1 статьи  150,  статьями 151,  184 - 185  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л :

Производство по делу прекратить.

ООО «Полесье» выдать справку на возврат из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению №913 от 16.01.2017г.

Определение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента принятия путем подачи жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                                     А.Л. Потапов