НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Калининградской области от 15.12.2020 № А21-9301/20

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Калининград

                 Дело №

А21-9301/2020

«17»

декабря

2020 года

Резолютивная часть определения объявлена 15 декабря 2020 года.

В полном объеме определение изготовлено 17 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Юшкарёва И.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Учакиной К.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Федерального агентства связи (Россвязь) (ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о взыскании обязательных отчислений в сумме 4 561 руб. 03 коп., пени в сумме 754 руб. 69 коп.,

при участии в судебном заседании: согласно протоколу,

установил:

         Федерального агентства связи (Россвязь)» (далее  – Федерального агентства связи (Россвязь)», истец) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1, ответчик) о взыскании обязательных отчислений в сумме 4 561 руб. 03 коп., пени в сумме 754 руб. 69 коп., всего 5 315 руб. 72 коп.

Определением суда от 17.09.2020 исковое заявление принято к рассмотрению.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие на основании статьи 156 АПК РФ.

Исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - ИП ФИО1, ответчик) являлся оператором сети связи общего пользования и осуществлял свою деятельность на основании лицензий.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее - ФЗ «О связи») операторы сети связи общего пользования осуществляют обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания.

Согласно ст. 60 ФЗ «О связи» базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования установлена в размере 1, 2 процента.

В соответствии с приказом Минкомсвязи от 16.09.2008 № 41 «Об утверждении порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» оператор связи представляет сведения в Федеральное агентство связи о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, в которых на основании ФЗ «О связи» доход, полученный в течение отчетного периода от оказания услуг связи отражается не нарастающим итогом, а поквартально.

В соответствии с ч. 5 ст. 60 ФЗ «О связи» операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.

В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (ч. 6 ст. 60 ФЗ «О связи»).

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве связи, утвержденным постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. № 320 Федеральное агентство связи (Россвязь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания (далее - связь).

Порядок формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2005 № 243 «Об утверждении Правил формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания».

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 года № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Федеральное агентство связи является главным администратором (администратором) доходов федерального бюджета по средствам отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания.

В соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

В соответствии с приведенными нормами законодательства Россвязь вправе обратиться в судебные органы о взыскании с операторов сети связи общего пользования обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.

Согласно представленным ИП ФИО1 в Федеральное агентство связи сведениям о доходах за: 3,4 кварталы 2015 года, 1 квартал 2016 года - сумма задолженности оператора сети связи общего пользования составляет 4 561 руб. 03 коп.

Россвязь в адрес ИП ФИО1 направила письменное уведомление -претензию от 20.03.2020 № ПЗЗ-1-66-1247 о необходимости осуществить обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания, а также осуществить уплату пеней. Заказному письму Россвязи присвоен идентификационный номер 10928945004754. В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте «Почты России», указанное письмо Россвязи получено ответчиком 02 июня 2020 г.

До настоящего времени оператор связи ИП ФИО1 отчисления в резерв универсального обслуживания за: 3,4 кварталы 2015 года, 1 квартал 2016 года не осуществил, на претензию не ответил, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

При этом истцом указано в исковом заявлении, что по сведениям, отраженным в выписке ЕГРЮЛ, ИП ФИО1 прекратил деятельность в связи со смертью. Дата прекращения деятельности 12.06.2016г. По сведениям, содержащимся в реестре наследственных дел Федеральной нотариальной палаты, на ФИО1 нотариусом нотариальной палаты Калининградской области ФИО2 было открыто наследственное дело № 46/2016. В связи с вышеизложенным, истец просил суд запросить указанное нотариальное дело о наследстве для получения сведений относительно наследников ответчика.

Определением от 17.09.2020 суд истребовал у нотариуса нотариальной палаты Калининградской области ФИО2 (ул. Галицкого, д.7, Калининград, Калининградская область) материалы наследственного дела N 46/2016 после умершего ФИО1.

29.09.2020 от нотариуса нотариальной палаты Калининградской области ФИО2 поступили копии материалов наследственного дела № 46/2016, в котором наследницей умершего ФИО1 является ФИО3.

Определением суда от 30.10.2020 ФИО3 привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

Судом установлено, что из приобщенной к материалам дела копии свидетельства о смерти следует, что 12.06.2016 ФИО1 умер, о чем 14.06.2016 составлена запись акта о смерти № 2913.

Согласно статье 418 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.

В соответствии с абзацем 2 статьи 1112 ГК РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается названным Кодексом или другими законами.

Оценивая правовую природу и возможность перехода в порядке наследования обязанности по уплате отчислений в резерв универсального обслуживания, установленной ч. 1 ст. 60 ФЗ «О связи», суд установил следующее.

Отчисления в резерв универсального обслуживания являются фискальными сборами неналогового характера, что подтверждается Постановлением Конституционного суда РФ от 28.02.2006 N 2-П (пункты 5, 5.1, 5.2), НДС не облагаются. Плательщиком обязательных отчислений является оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования. Оператором связи, в свою очередь, является юридическое лицо или ИП, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Базой для расчета являются доходы оператора связи, полученные в течение квартала по ставке 1,2%. Расчет производится организацией самостоятельно. Периодом для расчета и оплаты является срок не более 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы от оказания услуг связи. (Данная позиция изложена в  постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.12.2018 N Ф05-18920/2018 по делу N А40-71407/2017).

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Согласно пункту 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, следует учитывать, что гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством.

В пункте 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2001 N 99-О и абзаце 3 пункта 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 30-О также указано, что применение положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным правоотношениям.

Заявленные в рамках настоящего дела требования не основаны на договоре, правоотношения сторон не относятся к гражданско-правовым и регулируются положениями Закона о связи.

Согласно подпункта 3 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя.

Статьей 14 НК РФ определены региональные налоги, к которым в пункте 3 данной статьи отнесен транспортный налог, а статей 15 НК РФ определены местные налоги и сборы к которым относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц и торговый сбор.

В соответствии с п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» имущественные требования и обязанности, неразрывно связанные с личностью гражданина (взыскателя или должника), в силу статей 383 и 418 ГК РФ прекращаются на будущее время в связи со смертью этого гражданина либо в связи с объявлением его умершим.

Вместе с тем, если имущественные обязанности, связанные с личностью должника-гражданина, не были исполнены при его жизни, в результате чего образовалась задолженность по таким выплатам, то правопреемство по обязательствам о погашении этой задолженности в случаях, предусмотренных законом, возможно. Например, согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 44 НК РФ погашение задолженности умершего налогоплательщика-гражданина осуществляется его наследниками в отношении транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц в порядке, установленном гражданским законодательством (пункт 3 статьи 14, статья 15, подпункт 3 пункт 3 статьи 44 НК РФ). Возможность правопреемства в отношении иных налогов, а также различных сборов, включая государственную пошлину, не предусмотрена.

Судом сделан вывод о том, что данный фискальный сбор неналогового характера (отчисления в резерв универсального обслуживания, установленной ч. 1 ст. 60 ФЗ «О связи») связан исключительно с предпринимательской деятельностью гражданина, зарегистрированного в установленном порядке, в качестве индивидуального предпринимателя, как оператора сети связи общего пользования. Данный фискальный сбор не является имущественной обязанностью, связанной с личностью гражданина, не связан с наследственным имуществом и не относится к числу налогов и сборов, перечисленных в п.3 ст.14 и ст.15 НК РФ.

Аналогичные выводы сделаны судом и в отношении пени за несвоевременную или неполную уплату оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (ч. 9 ст. 68 ФЗ «О связи»). В данном случае пеня также не является имущественной обязанностью, связанной с личностью гражданина, не связана с наследственным имуществом и не относится к числу налогов и сборов, перечисленных в п.3 ст.14 и ст.15 НК РФ.

Таким образом, указанная задолженность по уплате отчислений в резерв универсального обслуживания, установленных ч. 1 ст. 60 ФЗ «О связи», не относится к обязательствам, которые допускают правопреемство.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что после смерти гражданина, являющегося стороной в деле, спорное правоотношение не допускает правопреемства.

Исходя из вышеизложенного производство по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Руководствуясь статьями п. 6 ч. 1 ст. 150, ст. 184 - 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

Производство по делу № А21-9301/2020 по заявлению Федерального агентства связи (Россвязь) (ИНН <***>) к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) о взыскании обязательных отчислений в сумме 5 315 руб. 72 коп., пени в сумме 754 руб. 69 коп. прекратить.

Определение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                      И.Ю. Юшкарёв