НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Кабардино-Балкарской Республики от 07.07.2020 № А20-3306/18

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении в реестр требований кредиторов

г. НальчикДело №А20-3306/2018

07 июля 2020 года

Резолютивная часть определения объявлена 07.07.2020.

Полный текст определения изготовлен 07.07.2020.

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе судьи Ф.А.Цыраевой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.А.Кульчаевым,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы России о включении в реестр требований кредиторов индивидуального предпринимателя Стрижко Сергея Петровича задолженности в размере 992 938 руб. 67 коп.,

в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя Стрижко Сергея Петровича (ОГРНИП 314503222600029, ИНН 771800325677),

при участии в заседании:

от УФНС по КБР – Маремкуловой А.М. по доверенности от 20.06.2019 № 09-19/06160,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Тантал» обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя Стрижко Сергея Петровича.

Определением арбитражного суда от 23.08.2018 требование общества с ограниченной ответственностью «Тантал» признаны обоснованными; в отношении индивидуального предпринимателя Стрижко Сергея Петровича введена процедура, применяемая в деле о банкротстве граждан – реструктуризация долгов гражданина; финансовым управляющим утверждена Корниенко Е.А.

Решением арбитражного суда от 02.09.2019 индивидуальный предприниматель Стрижко Сергей Петрович признан несостоятельным (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев – до 02.04.2020.

Сообщение о признании должника банкротом опубликовано в газете «Коммерсант» 07.09.2019 № 162 (6642).

13.04.2020 Федеральная налоговая служба России обратилась в Арбитражный суд КБР с заявлением о включении в реестр требований кредиторов индивидуального предпринимателя Стрижко Сергея Петровича третьей очереди 992 938 руб. 67 коп., в том числе:

- 5 702 руб. 43 коп. – пени по налогу на добавленную стоимость;

- 52 051 руб. – транспортный налог с физических лиц;

- 2 971 руб. 22 коп. – пени на транспортный налог физических лиц;

- 867 620 руб. – земельный налог физических лиц в границах городских округов;

- 244 руб. 64 коп. – пени на земельный налог физических лиц в границах городских округов;

- 59 454 руб. – земельный налог физических лиц в границах городских округов;

- 4 174 руб. - земельный налог физических лиц в границах городских округов;

- 271 руб. 87 коп. – пени на земельный налог физических лиц в границах городских округов;

- 67 руб. 51 коп. - земельный налог физических лиц в границах сельских поселений;

- 382 руб. - земельный налог физических лиц в границах сельских поселений.

01.06.2020 в электронном виде от представителя должника поступил отзыв, согласно которому он просит отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям:

- пропущен двухмесячный срок, установленный Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для предъявления требования;

- уполномоченным органом утрачено право взыскания денежных средств с должника в судебном порядке.

От финансового управляющего должника 01.06.2020 в электронном виде поступил отзыв, в котором удовлетворение требований уполномоченного органа оставляет на усмотрение суда.

От уполномоченного органа 06.06.2020 поступило уточнение к заявлению, в котором он просит включить в реестр требований кредиторов 1 056 783 руб. 60 коп., в том числе задолженность по налогам – 983 748 руб. 51 коп., по пеням – 73 035 руб. 09 коп., из которых:

- 5 702 руб. 43 коп. – пени по налогу на добавленную стоимость;

- 52 051 руб. – транспортный налог с физических лиц;

- 2 971 руб. 22 коп. – пени на транспортный налог физических лиц;

- 867 620 руб. – земельный налог физических лиц в границах сельских поселений;

- 3 030 руб. 39 коп. – пени на земельный налог физических лиц в границах сельских поселений;

- 59 903 руб. 51 коп. – земельный налог физических лиц в границах сельских поселений;

- 2 492 руб.23 коп. – пени на земельный налог физических лиц в границах сельских поселений;

- 4 174 руб. - земельный налог физических лиц в границах городских округов;

- 519 руб. 92 коп. – пени на земельный налог физических лиц в границах городских округов;

- 58 318 руб. 90 коп. - пени на земельный налог физических лиц в границах городских округов.

Участвующие в деле лица надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, за исключением уполномоченного органа, своих представителей не направили. В связи с чем заявление рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие остальных участвующих в деле лиц.

В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал заявление об уточнении требований.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принял уточненные требования.

С учетом уточнения представитель уполномоченного органа поддержал заявление и просил его удовлетворить.

Изучив и исследовав материалы дела по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено следующее.

Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Федеральный закон N 127-ФЗ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

В силу пункта 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 127-ФЗ, реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель (п. 1). Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено этим пунктом (п. 6). В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов (п. 7).

Как усматривается из представленных в материалы обособленного спора документов, должник имеет задолженность по обязательным платежам в бюджет в общей сумме 1 056 783 руб. 60 коп., в том числе задолженность по налогам – 983 748 руб. 51 коп., по пеням – 73 035 руб. 09 коп., из которых:

- 5 702 руб. 43 коп. – пени по налогу на добавленную стоимость;

- 52 051 руб. – транспортный налог с физических лиц;

- 2 971 руб. 22 коп. – пени на транспортный налог физических лиц;

- 867 620 руб. – земельный налог физических лиц в границах сельских поселений;

- 3 030 руб. 39 коп. – пени на земельный налог физических лиц в границах сельских поселений;

- 59 903 руб. 51 коп. – земельный налог физических лиц в границах сельских поселений;

- 2 492 руб.23 коп. – пени на земельный налог физических лиц в границах сельских поселений;

- 4 174 руб. - земельный налог физических лиц в границах городских округов;

- 519 руб. 92 коп. – пени на земельный налог физических лиц в границах городских округов;

- 58 318 руб. 90 коп. - пени на земельный налог физических лиц в границах городских округов.

Уполномоченный орган к заявлению о включении в реестр требований кредиторов приложил меры налогового администрирования, представленные ИФНС № 11 по Московской области, ИФНС № 22 по Московской области, ИФНС № 5 по Новосибирской области, ИФНС по г. Солнечногорску Московской области.

Так, МР ИФНС № 11 по Московской области вынесено требование от 18.12.2018 № 42048 о взыскании с должника земельного налога с ФЛ в границах сельских поселений на сумму 863 770 руб. и пени в сумме 3 030 руб. 39 коп. (т.1, л.д. 38-56). МР ИФНС № 11 по Московской области обратилось в судебный участок № 157 мирового судьи Одинцовского судебного района Московской области о взыскании задолженности по данному требованию. Судом вынесен судебный приказ от 03.04.2019 № 2а-938/19 на сумму 866 555 руб. 75 коп., который направлен для исполнения в Одинцовский районный отдел судебных приставов.

МР ИФНС № 11 по Московской области вынесено требование от 26.12.2019 № 60194 об уплате земельного налога с ФЛ в границах сельских поселений на сумму 508 620 руб. и пени на сумму 2 492 руб. 23 коп. По указанному требованию МР ИФНС № 11 по Московской области обратилась в судебный участок № 2 Эльбрусского судебного района о взыскании налога в сумме 508 620 руб. и пени в сумме 2 492 руб. 23 коп. (т.1, л.д.57-77). Остаток непогашенной задолженности по данному требованию составляет 59 903 руб. 51 коп. – налог и 2 492 руб. 23 коп. – пени.

МР ИФНС № 22 по Московской области вынесено требование от 10.07.2019 № 130710 об уплате транспортного налога в сумме 52 051 руб. и пени в сумме 248 руб. 83 коп., а также земельного налога с ФЗ в границах городских округов в сумме 4 174 руб. и пени в сумме 768 руб. 75 коп.

Документы о принятии мер администрирования по пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 5 702 руб. 43 коп. по пени на транспортный налог в сумме 2 722 руб. 39 коп. и по пени на земельных налог ФЗ в границах городских округов в сумме 58 318 руб. 90 коп. уполномоченный орган не представил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате налога по результатам проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение двадцати дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 статьи 70 НК РФ). Данные правила применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней (пункт 3 статьи 70 НК РФ).

Пунктом 50 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57) предусмотрено, что при применении статьи 70 НК РФ судам необходимо исходить из того, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику либо в случае фактической неуплаты им указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении суммы налога (авансового платежа), либо в случае доначисления ему налоговым органом подлежащих уплате сумм налога (авансового платежа).

При неисполнении требования в добровольном порядке налоговый орган вправе применить процедуру принудительного взыскания задолженности. Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В пункте 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (утвержден Президиумом Верховным судом Российской Федерации 20.12.2016) указано, что согласно пункту 10 статьи 16, а также пунктам 3 - 5 статьи 71, пунктам 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве арбитражный суд проверяет обоснованность и размер требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу судебным актом, независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. Поэтому, в случае предъявления уполномоченным органом требований в отношении обязательных платежей, суд проверяет, представлены ли в подтверждение этих требований достаточные доказательства наличия и размера задолженности по обязательным платежам. В обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).

Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.

Представитель должника в отзыве на заявление ссылается на утрату возможности принудительного взыскания спорного долга.

Между тем, суд пришел к следующим выводам:

1. МР ИФНС № 11 по Московской области обратилось в судебный участок № 157 мирового судьи Одинцовского судебного района Московской области о взыскании задолженности по требованию от 18.12.2018 № 42048 о взыскании с должника земельного налога с ФЛ в границах сельских поселений на сумму 863 770 руб. и пени в сумме 2 785 руб. 75 коп. Судом вынесен судебный приказ от 03.04.2019 № 2а-938/19 на сумму 866 555 руб. 75 коп., который направлен для исполнения в Одинцовский районный отдел судебных приставов.

2. МР ИФНС № 11 по Московской области обратилось в судебный участок № 2 Эльбрусского судебного района о взыскании по требованию от 26.12.2019 № 60194 налога в сумме 508 620 руб. и пени в сумме 2 492 руб. 23 коп. (т.1, л.д.57-77). Остаток непогашенной задолженности по данному требованию составляет 59 903 руб. 51 коп.

Таким образом, налоговым органом приняты меры для принудительного взыскания сумм налогов по указным требованиям. В связи с чем, налоговым органом не утрачена возможность для принудительного взыскания сумм налогов и пени по данным требованиям.

Согласно пункту 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.

Первая процедура банкротства – реструктуризация долгов гражданина введена в отношении должника определением арбитражного суда от 23.08.2018.

Требование от 10.07.2019 № 130710 об уплате транспортного налога в сумме 52 051 руб. и пени в сумме 248 руб. 83 коп., и земельного налога с ФЗ в границах городских округов в сумме 4 174 руб. и пени в сумме 768 руб. 75 коп. вынесены после введения первой процедуры банкротства, в связи с чем возможность принудительного взыскания указанных сумм задолженности также не утрачена, уполномоченный орган представил документы о принятии мер администрирования этих сумм.

В части пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 5 702 руб. 43 коп., пени на транспортный налог в сумме 2 722 руб. 39 коп. и по пени на земельных налог ФЗ в границах городских округов на сумму 58 318 руб. 90 коп. в удовлетворении заявления следует отказать, так как уполномоченный орган документы о принятии мер администрирования не представил.

Таким образом, суд считает обоснованными требования уполномоченного органа в сумме 986 189 руб. 88 коп., из которых 979 898 руб. 51 коп. – задолженность по налогам, 6 291 руб. 37 коп. – пени, , в том числе:

- 52 051 руб. – транспортный налог с физических лиц;

- 248 руб. 83 коп. – пени на транспортный налог физических лиц;

- 863 770 руб. – земельный налог физических лиц в границах сельских поселений

- 3 030 руб. 39 коп. -пени на земельный налог физических лиц в границах сельских поселений;

- 59 903 руб. 51 коп. – земельный налог физических лиц в границах сельских поселений;

- 2 492 руб. 23 коп. – пени на налог физических лиц в границах сельских поселений;

- 4 174 руб. - земельный налог физических лиц в границах городских округов;

- 519 руб. 92 коп. – пени на земельный налог физических лиц в границах городских округов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.7 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящей главой, опубликовываются путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и не подлежат опубликованию в официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.

В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан разъяснено следующее. По смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).

В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования. Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве.

Требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, срок предъявления которых не был восстановлен судом, удовлетворяются по правилам пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.

В ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина (абзац третий пункта 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве).

Как указано выше, сведения о признании должника банкротом и введении в отношении него процедуры реализации имущества опубликованы в газете «Коммерсант» 07.09.2019 № 162 (6642).

Уполномоченный орган обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд 13.04.2020, то есть по истечении двухмесячного срока, установленного Законом о банкротстве.

В силу пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Уполномоченный орган о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с рассматриваемым заявлением не обратился.

В связи с чем требования уполномоченного органа, признанные обоснованными, подлежат удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр.

Руководствуясь статьями 49, 184-186, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

принять уточненные требования.

Признать требования Федеральной налоговой службы России обоснованными в сумме 986 189 руб. 88 коп., из которых 979 898 руб. 51 коп. – задолженность по налогам, 6 291 руб. 37 коп. – пени, , в том числе:

- 52 051 руб. – транспортный налог с физических лиц;

- 248 руб. 83 коп. – пени на транспортный налог физических лиц;

- 863 770 руб. – земельный налог физических лиц в границах сельских поселений

- 3 030 руб. 39 коп. -пени на земельный налог физических лиц в границах сельских поселений;

- 59 903 руб. 51 коп. – земельный налог физических лиц в границах сельских поселений;

- 2 492 руб. 23 коп. – пени на налог физических лиц в границах сельских поселений;

- 4 174 руб. - земельный налог физических лиц в границах городских округов;

- 519 руб. 92 коп. – пени на земельный налог физических лиц в границах городских округов,

и подлежащими удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

В остальной части в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы России в лице УФНС по КБР отказать.

Определение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Судья Ф.А. Цыраева