НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Ивановской области от 11.12.2009 № А17-7797/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

153022 г. Иваново, ул. Б. Хмельницкого, 59-б

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г. Иваново                                                                                  Дело № А17-7797/2009

18 декабря 2009 года

Резолютивная часть определения объявлена 11 декабря 2009 года. Полный текст определения изготовлен 18 декабря 2009 года

Арбитражный суд Ивановской области

в составе судьи Новикова Юрия Вадимовича,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Площадновой Евгенией Львовной,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Дроновой Елены Николаевны

о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области, изложенного в письме от 28.07.2009г.                   № 13-09/Д-139 и взыскании судебных издержек на оплату услуг представителя

при участии представителей сторон:

от заявителя – Королева А.С. (доверенность от 17.09.2009г.),

от заинтересованного лица – Иванова О.В. (доверенность от 15.10.2009г.),

установил:

Индивидуальный предприниматель Дронова Елена Николаевна (далее – ИП, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области (далее - УПФР), изложенного в письме от 28.07.2009г. № 13-09/Д-139.

Протокольным определением арбитражного суда от 27.11.2009г. предварительное судебное заседание откладывалось.

Подготовка дела к судебному разбирательству окончена, дело подготовлено к рассмотрению по существу.

При отсутствии возражений сторон на продолжение рассмотрения дела в суде первой инстанции начато судебное заседание суда первой инстанции.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснил, что заявитель уточнять заявленные требования не желает, считает, что письмо УПФР от 28.07.2009г. № 13-09/Д-139 содержит решение, которое нарушает экономические права заявителя. У ИП отсутствует обязанность уплачивать страховые взносы за период, в течение которого ею не осуществляется предпринимательская деятельность в связи с рождением ребенка и уходом за ним. Данным оспариваемым решением УПФР лишает ИП права на освобождение от  уплаты фиксированных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за данный период времени в случае не предоставления отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации, чем на ИП возлагается обязанность по предоставлению дополнительных документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление, считает, что оспариваемое письмо не может нарушать прав ИП, так как не содержит никаких обязательных предписаний.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Дронова Елена Николаевна зарегистрирована Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Иваново в качестве индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 304370236201040.

21 июля 2009г. в УПФР ИП было представлено заявление с просьбой предоставить ей освобождение от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в  связи с тем, что в настоящее время предпринимательской деятельностью она не занимается, так как находится в декретном отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. Для подтверждения отсутствия предпринимательской деятельности Дронова Е.Н. представила копию свидетельства о рождении ребенка, копию больничного листа, копию налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход с указанием по коду строки 100 в графе «налоговая база» 0.

Письмом УПФР от 28.07.2009г. № 13-09/Д-139, направленном в адрес ИП, УПФР информировало заявителя о том, что рассмотрело его заявление от 21 июля 2009г. и  сообщало следующее:

« В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005г. № 582 утверждены Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере.

На основании пункта 3 указанных Правил фиксированный платеж не уплачивается страхователями за период в течении которого ими не осуществлялась соответствующая деятельность в связи с уходом  за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Документом, на основании которого страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа является заверенная копия Отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей – Форма-4а ФСС РФ.

Управление Пенсионного фонда произведет перерасчет страховых взносов за 2009г. после предоставления этого документа.

Если ИП не оформил отпуск по беременности и родам, факт неосуществления предпринимательской деятельности устанавливается в судебном порядке».

Считая, что данное письмо УПФР содержит решение данного органа об отказе в освобождении ИП от уплаты УПФР страховых взносов в виде фиксированного платежа на период в течении которого ИП не осуществляетсяпредпринимательская деятельность в связи с уходом  за ребенком до достижения им возраста полутора лет, заявитель обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявление о признании такого решения незаконным.

Оценив изложенные сторонами доводы, исследовав представленные по рассматриваемому делу доказательства, арбитражный суд пришел к заключению о необходимости прекращения производства по делу.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) (административное судопроизводство) условиями подведомственности арбитражному суду исков о признании недействительными актов органов государственного управления являются ненормативный характер этих актов и нарушение ими прав и законных интересов организации.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативным административным актом, который может быть обжалован в арбитражном суде, является адресованный конкретному лицу или группе лиц документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия.

Пункт 1 статьи 65 АПК РФ устанавливает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее по тексту Закон               № 167-ФЗ) индивидуальный предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу пункта 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу статьи 28 Закона № 167-ФЗ страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Согласно пункту 2 статьи 28 Закона № 167-ФЗ размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. № 246 «О стоимости страхового года на 2008 год» стоимость страхового года на 2008г. составляет на 1 января 2008г. в размере 3 864 руб.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона № 167-ФЗ порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.

В пункте 4 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003г. N 148 (далее - Правила от                 11 марта 2003г. N 148) установлено, что фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года.

При этом Правила от 11 марта 2003г. N 148 не устанавливают никаких полномочий органов Пенсионного фонда Российской Федерации по исчислению сумм фиксированного платежа, либо по освобождению от их уплаты.

В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 11 от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж засчитывается период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

В месте с тем, Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005г. № 182-О установлено, что нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 29 мая 2002 года) во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005г. № 582 утверждены Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере (далее - Правила от 26.09.2005г. № 582).

На основании пункта 3 указанных Правил от 26.09.2005г. № 582 фиксированный платеж не уплачивается страхователями за период в течении которого ими не осуществлялась соответствующая деятельность в связи с уходом  за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

При этом Правила от 26.09.2005г. № 582 не связывают отсутствие обязанности по уплате фиксированного платежа страхователями – индивидуальными предпринимателями за период в течении которого ими не осуществлялась соответствующая деятельность в связи с уходом  за ребенком до достижения им возраста полутора лет с предоставлением кому-либо каких-либо документов, либо с принятием какого-либо решения об освобождении от такой уплаты органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

В связи с изложенным выше суд приходит к выводу о том, что отсутствие у страхователей – индивидуальных предпринимателей обязанности уплачивать фиксированный платеж за период в течении которого ими не осуществляется соответствующая деятельность в связи с уходом  за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, установлена действующими нормативными правовыми актами, которые не связывают наступление данных последствий с какой-либо процедурой, либо с вынесением какого-либо решения органом власти, либо иным органом или должностным лицом.

Тем самым, суд считает, что УПФР по данному вопросу не имеет права выносить какие-либо решения, влекущие юридически значимые для заявителя последствия.

Письмом УПФР от 28.07.2009г. № 13-09/Д-139, направленном в адрес ИП, УПФР информировало заявителя о том, что рассмотрело его заявление от 21 июля 2009г. и  сообщало следующее:

« В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005г. № 582 утверждены Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере.

На основании пункта 3 указанных Правил фиксированный платеж не уплачивается страхователями за период в течении которого ими не осуществлялась соответствующая деятельность в связи с уходом  за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Документом, на основании которого страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа является заверенная копия Отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей – Форма-4а ФСС РФ.

Управление Пенсионного фонда произведет перерасчет страховых взносов за 2009г. после предоставления этого документа.

Если ИП не оформил отпуск по беременности и родам, факт неосуществления предпринимательской деятельности устанавливается в судебном порядке».

Абзацы 2-4 данного письма содержат сведения о правовых нормах, содержащихся в действующих нормативных правовых актах, которые устанавливают отсутствие обязанности ИП уплачивать фиксированный платеж за период в течении которого ими не осуществляется соответствующая деятельность в связи с уходом  за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.

В абзаце 5 письма УПФР информирует, ИП что по мнению заинтересованного лица,  документом, на основании которого страхователи освобождаются от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа является заверенная копия Отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей – Форма-4а ФСС РФ.

Абзац 6 письма содержит сведения о том, что УПФР произведет перерасчет страховых взносов за 2009г. после предоставления этого документа.

 Абзац 7 содержит сведения о том, что если ИП не оформил отпуск по беременности и родам, факт неосуществления предпринимательской деятельности устанавливается в судебном порядке.

Данное письмо не содержит никаких решений УПФР, так как не содержит слова решил, установил, либо иного синонима.

Ни один из данных абзацев ни по отдельности, ни в совокупности не содержит каких-либо обязательные предписания, либо указания или распоряжения, влекущие юридические последствия, данный документ не свидетельствует о том, что у ИП появилась обязанность уплачивать фиксированный платеж за период в течении которого ими не осуществляется соответствующая деятельность в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет, либо о том, чтобы данная обязанность не появилась ИП должен предпринять какие-либо действия.  

Содержащаяся в данном письме правовая позиция УПФР, сама по себе, не является обязательной для ИП в силу действующего законодательства, а также не может породить для ИП правовых последствий, так как было указано судом выше, отсутствие у страхователей – индивидуальных предпринимателей обязанности уплачивать фиксированный платеж за период в течении которого ими не осуществляется соответствующая деятельность в связи с уходом  за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, установлена действующими нормативными правовыми актами, которые не связывают наступление данных последствий с какой-либо процедурой, либо с вынесением какого-либо решения органом власти, либо иным органом или должностным лицом.  

Суд считает необоснованными доводы заявителя о том, что письмо УПФР от 28.07.2009г. № 13-09/Д-139 содержит какое-либо решение и данное решение нарушает, либо впоследствии может нарушить какие-либо его права, так как в случае вынесения в отношении ответчика какого-либо ненормативного правового акта, который обяжет ИП уплачивать фиксированный платеж в спорный период, у заявителя появится право обжаловать этот ненормативный правовой акт, либо оспорить соответствующие действия уполномоченных органов, либо их должностных лиц.

Судом неоднократно предлагалось заявителю уточнить заявленные требования, заявитель посчитал необходимым оставить заявленные требования неизменными.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению, так как дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле.

Государственная пошлина по делу в соответствии со статьей 333.21 НК РФ составляет 100 руб., она была уплачена заявителем при подаче заявления в сумме 100 руб. квитанцией ПТК *8639 0066 9* от 18.09.2009г., а согласно пункту 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату ИП из федерального бюджета в данном размере

Иные судебные расходы в соответствии со статьями 110, 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на ИП.

Руководствуясь ст. 28, п. 2 ст. 29, ст. ст. 65, 110, п. 1 ч. 1 ст. 150, ст. ст. 151, 176, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Производство по делу прекратить.

2. Государственная пошлина в сумме 100 рублей, оплаченная квитанцией ПТК *8639 0066 9* от 18.09.2009г., подлежит возврату Дроновой Елены Николаевны из федерального бюджета.

3. Судебные расходы по делу отнести на индивидуального предпринимателя Дронову Елену Николаевну.

4. Определение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

          Судья                                                                                  Ю.В. Новиков