НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Ивановской области от 02.07.2013 № А17-2262/09

18/2013-21914(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
153022 г.Иваново, ул. Б.Хмельницкого, 59б
тел., факс (4932) 42-96-65
E-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О рассмотрении жалобы на действия арбитражного управляющего

г. Иваново

Дело № А17-3674/2010

02 июля 2013 года

Резолютивная часть определения оглашена 24 июня 2013 года. В полном объеме определение изготовлено 02 июля 2013 года

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Голикова С.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кротовой Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании

жалобу ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России №5 по Ивановской

области

о ненадлежащем исполнение арбитражным управляющим Чучманом М.Р. возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ», при участии представителей:

от ФНС России – Надежина А.Г. (доверенность от 04.04.2013г.); от конкурсного управляющего – Филина Д.С. (доверенность от ) установил

ФНС России в лице межрайонной ИФНС России №5 по Ивановской области (далее по тексту ИФНС) обратилась в арбитражный суд Ивановской области с заявлением, в котором просила признать несоответствующим требованиям законодательства о банкротстве действия Чучмана М.Р. при исполнении им обязанностей конкурсного управляющего МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ».

В обоснование жалобы приведены следующие доводы:

1. Согласно пункта 1 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003г. № 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее по тексту Правила подготовки отчетов).

В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Правил подготовки отчетов отчеты конкурсного управляющего должны содержать сведения о привлеченных


арбитражным управляющим лицах, в том числе наименование (фамилию, имя, отчество) каждого лица, характер и стоимость его услуг, сведения об их оплате.

В нарушение вышеуказанных норм права конкурсный управляющий представил собранию кредиторов отчет от 21.06.2012г. в котором не содержатся сведения, подлежащие обязательному отражению, а именно: в разделе "Сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности" не указаны сроки действия договоров с лицами, привлеченными арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности.

В тоже время в разделе «Сведения о расходах на проведение конкурсного производства» Отчета приводятся расходы по статье «Услуги сторонних организаций» в сумме 17 492 504,18руб.

Согласно данным раздела «Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств должника» отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника от 21.06.2012г. в ходе конкурсного производства осуществлялись платежи за оказанные юридические услуги, услуги охраны.

Так 27 апреля 2012 года были перечислены денежные средства в сумме 25 880,08руб. за юридические услуги; 22 мая 2012 года. 1 468,71руб. за услуги охраны. Платежи за оказанные юридические услуги и услуги охраны в конкурсном производстве осуществлялись неоднократно (за юридические услуги27.04.2012г., 23.03.2012г., 23.06.2011г. и др.; за услуги охраны - 22.05.2012г., 10.05.2012г., 27.04.2012г., 14.03.2011 и др.).

Таким образом, информация: за какую цену, на каких условиях и за какие конкретные выполненные работы оплачиваются услуги данных привлеченных лиц у кредиторов отсутствует, следовательно невозможно определить является ли привлечение данных лиц целесообразным, а суммы денежных средств, выплаченные как вознаграждение данным лицам обоснованными.

Непредставление или неполное указание соответствующей информации лишает суд и кредиторов возможности осуществлять контроль, поскольку у них отсутствует возможность проверить правомерность и полноту таких действий конкурсного и совершенных им операций, нарушает права кредиторов, а также уполномоченного органа на получение полной и достоверной о расходах конкурсного производства.

2. По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника.

Пунктами 2, 4, 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве установлено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве. Полномочия, возложенные в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам.


Круг прав и обязанностей конкурсного управляющего определен в статьях 20.3, 129 Закона о банкротстве, невыполнение которых является основанием для признания действий и бездействий конкурсного управляющего незаконными.

Согласно данным раздела «Сведения о работниках должника» Отчета в ходе конкурсного производства, продолжает осуществлять свою деятельность исполнительный директор Курамшин В.А., являющийся по сути органом управления должника, что противоречит законодательству о банкротстве и свидетельствует о возложении конкурсным управляющим части своих обязанностей на иных лиц.

За время процедуры конкурсного производства Курамшин В. А. исполнял функции, относящиеся к исключительным полномочиям конкурсного управляющего.

Так, например 08.08.2011г. исполнительным директором Курамшиным B.C. был заключен договор об оказании охранных услуг. Сумма услуг в соответствии с данным договором составила 50 000руб. ежемесячно. В тоже время как в соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника относится к исключительным полномочиям конкурсного управляющего

Кроме того, по результатам проверки соблюдения арбитражными управляющим требований законодательства о несостоятельности (банкротстве), проведенной Прокуратурой Заволжского района Ивановской области в отношении должника, было установлено, что в нарушение пунктов 4, 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве, обязывающего арбитражного управляющего действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, не предавать иным лицам полномочия, возложенные Законом о банкротстве на арбитражного управляющего, исполняются ненадлежащим образом.

3. В силу пункта 2 статьи 133 Закона о банкротстве на основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства, и с него осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном статьей 134 Закона о банкротстве, то есть с соблюдением очередности (часть 2 статьи 133 Закона о банкротстве).

Анализ названных норм свидетельствует, что на основном счете должны аккумулироваться все денежные средства должника, с которого осуществляются выплаты кредиторам в порядке очередности, а также текущие платежи, что позволяет контролировать поступление и расходование денежных средств должника.

Согласно данным раздела «Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств должника» отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника по состоянию на 21.06.2012г. следует, что в нарушение пункта 2 статьи 133 Закона о банкротстве ряд денежных операций осуществлялись непосредственно через кассу должника, минуя расчетный счет №40702810717160103051, открытый в АК СБ РФ (ОАО) Волжское отделение №8578 (г. Заволжск, ул. Мира, 21). Так, например, за период с 16.01.2012г. по 18.01.2012г. года из денежных средств, поступивших в кассу предприятия от населения в виде выручки от реализации услуг и других


поступлений в сумме 147 595руб. 45коп. на основной счет должника денежные средства не были зачислены.

Кроме того, по результатам проверки соблюдения арбитражными управляющим требований законодательства о несостоятельности(банкротстве), проведенной Прокуратурой Заволжского района Ивановской области в отношении должника, было установлено, что денежные средства в сумме 812 373руб.34.коп., поступившие в период конкурсного производства в кассу предприятия на основной расчетный счет должника зачислены не были(представление №163) и прокурором Заволжского района был сделан вывод, что вышеуказанные действия конкурсного управляющего по незачислению денежных средств на расчетный счет должника влекут за собой нарушение прав кредиторов, так как кредиторы в данном случае лишены возможности контролировать поступление и обоснованность расходования денежных средств, поступающих на предприятие. Данные действия конкурсного управляющего значительно ущемляют их права и законные интересы и являются незаконными.

4. Согласно пункта 4 Правил №299 отчеты конкурсного управляющего составляются по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции РФ.

Согласно подпункта «ж» пункта 5 Правил №299 в каждом отчете (заключении) арбитражного управляющего указываются информация о жалобах на действия (бездействие) арбитражного управляющего и результатах их рассмотрения.

В материалах дела имеются письма из НП СОАУ «Меркурий» (от 22.08.2011г. №02/02923, от 08.09.2011г. №02/3292) из которых следует, что жалоба уполномоченного органа рассмотрена и по результатам рассмотрения жалобы в деятельности арбитражного управляющего Чучмана М.Р. установлены нарушения требований законодательства о несостоятельности (банкротстве).

5. В соответствии с пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения о сумме расходов на проведение конкурсного производства с указанием их назначения.

Подпунктом "в" пункта 12 Правил установлено, что отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника.

Приказом Минюста Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 утверждена типовая форма отчетов (заключений) арбитражного управляющего, в том числе типовая форма отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника (приложение 5), содержащая раздел "Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств должника". В графе 8 данного раздела указывается обоснование платежа.

Материалами дела подтверждено, что в разделе "Сведения о размерах поступивших и использованных денежных средств" отчета конкурсного управляющего об использовании денежных средств МП ЗР "Заволжское РМПО ЖКХ" Чучмана М.Р. от 21.06.2012г. за период конкурсного производства в отношении должника отражены сведения о снятии денежных средств с расчетного счета должника в кассу предприятия: так например 25.04.2012г. в сумме 1 200


000руб., 26.03.2012г. в сумме 1 100 000руб. В обоснование платежей арбитражным управляющим указано "получение наличных из банка".

Учитывая, что приведенная формулировка не отражает назначение платежа как таковое и не позволяет получить информацию о том, на какие цели расходовались денежные средства, принимая во внимание нарушение принципа добросовестности и разумности, которыми должен руководствоваться арбитражный управляющий, вышеназванные действия арбитражного управляющего Чучмана М.Р. свидетельствуют о нарушении вышеуказанных норм действующего законодательства.

6. Согласно пункту 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

Пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве установлен перечень сведений, которые должны содержаться в отчете конкурсного управляющего, в числе которых названы сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.

Согласно Типовым формам отчетов в раздел «Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника» включаются сведения о дебиторской задолженности.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 названных Правил отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве, в число которых входят и сведения о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам.

Одной из обязанностей конкурсного управляющего, установленной пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве, является предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Таким образом, Закон предписывает арбитражному управляющему в целях наиболее полного удовлетворения требований кредиторов предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в полном объеме, а также указывать в отчетах о своей деятельности общий размер требований о взыскании задолженности третьих лиц перед должником.

Исходя из перечисленных норм права, письменный отчет конкурсного управляющего является документом, содержащим ряд обязательной информации, необходимой для доведения до сведения кредиторов должника, на основании которой производится контроль за деятельностью конкурсного управляющего.


В Отчете конкурсного управляющего от 21.06.2012г. в разделе «Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника» указана сумма дебиторской задолженности в размере 26 940руб. Соответствующая сумма отражена конкурсным управляющим и в разделе «Сведения о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленной конкурсным управляющим к третьим лицам» Отчета.

В нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства, количество и общий размер требований, предъявленный конкурсным управляющим к третьим лицам не соответствует действительности и значительно занижен по сравнению с установленной решениями Арбитражного суда Ивановской области.

При анализе базы решений Арбитражного суда Ивановской области было выявлено, что Отчет не содержит сведения о предъявленной сумме требований к третьим лицам, о размере дебиторской задолженности, имевшейся у конкретного лица перед должником и установленной впоследствии судебными актами по результатам рассмотрения исков конкурсного управляющего должника на общую сумму 12 872 089,18руб. (перечень дебиторской задолженности, установленной судебными актами и неотраженной конкурсным управляющим в отчете имеется в материалах дела).

Вышеназванное нарушения ущемляют права уполномоченного органа, а также остальных кредиторов, на получение полной и достоверной информации о ходе процедуры банкротства должника и контроль за деятельностью конкурсного управляющего.

Факт того, что при осуществлении полномочий конкурсного управляющего МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» Чучманом М.Р. были допущены вышеуказанные нарушения действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве), подтверждается протоколом об административном правонарушении, составленном в отношении конкурсного управляющего МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» Чучмана М.Р. Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ивановской области. По данному протоколу об административном правонарушении УФРС по Ивановской области было подано заявление о привлечении арбитражного управляющего Чучмана М.Р. к административной ответственности. Решением Арбитражного суда Ивановской области от 22.08.2012г. по делу А17-4225/2012 заявленные УФРС по Ивановской области требования о привлечении Чучмана М.Р. к административной ответственности были удовлетворены полностью. Данное решение вступило в законную силу.

С учетом изложенного ИФНС считает, что действия конкурсного управляющего Чучмана М.Р., выразившиеся в неотражении в отчете о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должника сведений о привлеченных специалистах, о жалобах уполномоченного органа на ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим своих обязанностей, не подтверждении обоснованности расходов на проведение процедуры банкротства в отношении должника, не зачислении денежных средств, поступающих в кассу должника, на его расчетный счет, неточном отражении фактического назначения платежей, занижении размера дебиторской задолженности не отвечают требованиям разумности и добросовестности, не соответствуют целям процедуры


конкурсного производства, интересам должника и кредиторов и свидетельствует о ненадлежащем исполнении конкурсным управляющим своих обязанностей.

Арбитражный управляющий заявленные требования не признал в полном объеме, его позиция изложена в отзыве, дополнениях к отзыву, выступлениях представителя и состоит в следующем:

1. В отчетах конкурсного управляющего отражены сведения о всех заключенных договорах, при этом договор с ООО ЮФ «Эталон-Сервис» был заключен еще доведения процедуры конкурсного производства, в дальнейшем пролонгировался, все расходы по данному договору включены в тарифы на товары и услуги представляемые МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» населению.

Договор от 01.07.2010г. с Отделом вневедомственной охраны заключен в целях необходимости, а охраны имущества должника, наличие указанного договора является обязательным в силу прямых указаний законодательства об опасных производственных объектах, к которым относятся используемые должником в производственном процессе ёмкости высокого давления, трубопроводы, содержащие горючие и иные опасные вещества, следовательно заключение и регулярное продление либо перезаключение данного договора производилось исключительно в силу производственной не в целях желания конкурсного управляющего обеспечить свою деятельность.

Исполнение договора осуществлялось также не за счёт конкурсной массы, а за счёт средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) по утверждённым тарифам.

2. С доводами ИФНС о необоснованном привлечении Курамшина В.Ф.как единственного органом управления должника арбитражный управляющий не согласен с учетом следующего:

В рамках конкурсного производства арбитражный управляющий обладает двумя категориями полномочий:

- специфическими полномочиями арбитражного управляющего (например, ведение

реестра, проведение финансового анализа, и т.п.) и в этой сфере он выступает как самостоятельный субъект от своего имени.

- общие полномочия руководителя должника, в этой сфере он представляет предприятие и выступает от его имени.

В связи с тем, что арбитражным управляющим может быть лицо, обладающее определенными признаками, право осуществлять специфические полномочия арбитражного управляющего от его имени не может быть передано поверенному. Однако, совершать иные действия, не отнесенные к полномочиям, возложенным в соответствии с Законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, вполне могут иные лица на основании доверенности, выданной арбитражным управляющим, действующим в качестве руководителя должника.

Данный довод в полной мере подтвержден пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009г. №60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)», в котором указано, что пункт 5 статьи 20.3 Закона не содержит запрета на передачу


арбитражным управляющим третьим лицам полномочий, принадлежащих ему как лицу, осуществляющему полномочия органов управления должника. Данная норма лишь ограничивает арбитражного управляющего в возможности передачи третьим лицам исключительных полномочий, предоставленных ему Законом как специальному участнику процедур банкротства и связанных, прежде всего, с принятием соответствующих решений, касающихся проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Исполнительный директор Курамшин В.А. действует на основании трудового договора, штатного расписания, а также на основании выданной ему конкурсным управляющим доверенности, в которой запрещается совершение Курамшиным В.А. действий, отнесенных ст. 129 Закона о банкротстве к исключительным полномочиям конкурсного управляющего.

Таким образом, Курамшин В.А. не является органом управления должника, а является работником должника, ответственным за осуществление должником производственно-хозяйственной деятельности и которому конкурсным управляющим делегирована часть полномочий, принадлежащих ему как лицу, осуществляющему полномочия органов управления должника.

Выплата заработной платы Курамшину В.А. по трудовому договору производятся за счёт Фонда оплаты труда предприятия, включенного в состав тарифов, утверждённых РСТ России.

Следовательно, произведение расходов на выплату заработной платы, в том числе исполнительному директору, не противоречат законодательству о банкротстве, соответствует Трудовому кодексу РФ, Федеральному закону № 210- ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», и не влекут за собой уменьшение конкурсной массы.

3. В отчетах конкурсного управляющего о движении денежных средств содержатся все необходимые сведения о поступлении и расходовании выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Согласно отчета из кассы 16-18.01.2012г. производилась выплата заработной платы, остаток дня 18.01.20123г. на следующий день был выждан на заработную плату.

Использование кассы предприятия для получения и расходования денежных средств не является нарушением пунктов 1,2 статьи 133 Закона о банкротстве , так как лица участвующие в деле о банкротстве имели возможность контролировать расходование денежных средств выдаваемых из кассы должника.

4. Не отражение в отчета сведений о рассмотрении жалобы поданной в НП СОАУ Меркурий» на действия конкурсного управляющего не является нарушением, так как на дату составления отчета конкурсный управляющий не обладал информацией о результатах рассмотрения жалобы, указывать недостоверную информацию он мог.

При этом не отражение сведений о результатах рассмотрения жалобы не нарушало прав и интересов ИФНС как конкурсного кредитора, что является основанием для отказа в удовлетворении жалобы в данной части.

5. При анализе пункта 5 жалобы не возможно установить о каких денежных сумах идет речь, так как в 25.04.2012г. 1и 26.04.2012г денежные средства с


расчетного счета вообще не снимались (1 200 000руб. и 1 100 000руб.), снятие данных сумм в иные дни и расходование их на выплату заработной платы документально подтверждены, в отчете о движении денежных средств это отражено.

6. Довод о том, что отчет конкурсного управляющего не содержит сведений о предъявленной сумме требований к третьим лицам, получение от них денежных средств на сумму 12 872 089руб. 18коп. не соответствует действительности с учетом следующего:

В ходе судебного заседания 20.05.2013г. ИФНС в материалы дела были приобщены дополнительные документы, подтверждающие якобы неполное отражение управляющим в отчетах поступившие на расчетный счет должника денежные средства.

Данный аргумент ИФНС органа является несостоятельным по следующим причинам.

Сумма произведенных 29.06.2012г. оплат за отопление, поступивших из УФК по Ивановской области в счет погашения задолженности МКОУ «Заволжский лицей» составила 2 508 365,86 рублей.

В отчете конкурсного управляющего МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ», составленного по состоянию на 21.09.2012г., в сведениях о поступлении денежных средств на расчетный счет предприятия за 29.06.2012г. указано, в том числе, поступление денежных средств:

от населения в сумме 265 633,36 рублей;

от отдела образования в сумме 10 655 655,46 рублей.

Факт наличия в составе данной суммы перечислений за учреждения дошкольного образования и образовательные учреждения г.Заволжска подтверждается выпиской операций по лицевому счету за период с 29.06.2012г. по

29.06.2012г. В данной выписке указано, что Отдел образования как таковой за указанный период ни одного платежа в адрес предприятия не произвел. Зато сумма произведенных платежей из УФК по Ивановской области, в том числе в погашение задолженности за указанные бюджетные учреждения в сумме составляет именно 10 655 655,46 рублей.

В отчете конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника, составленного по состоянию на 21.09.2012г., сумма денежных средств, полученных Должником за 29.06.2012г., указана в размере 10 771 395,72 рублей, что в полной мере соответствует сведениям, указанным в выписке операций по лицевому счету за период с 29.06.2012г. по 29.06.2012г.

С учетом изложенного, в отчетах конкурсного управляющего, составленных по состоянию на 21.09.2012г. исчерпывающим образом и без искажений указана информация обо всех полученных Должником денежных средствах, в том числе от бюджетных учреждений г. Заволжска.

На основании вышеизложенного, жалоба уполномоченного органа на действия (бездействия) конкурсного управляющего МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» Чучмана М.Р. является необоснованной, по причине чего просим суд оставить ее без удовлетворения в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее:


В Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании должника банкротом обратилось МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ», определением от 10 июня 2009 года введена процедура наблюдения.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 27.11.2009г. МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим предприятия должника утвержден Чучман М.Р.

В связи с тем, что должником в ходе процедуры банкротства осуществлялась деятельность должника по представлению населению услуг по тепло и водоснабжению процедура конкурсного производства неоднократно продлялась.

Определением от 04.02.2013г. Чучман М.Р. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ», конкурсным управляющим утвержден Рубцов А.В.

Заслушав представителей лиц участвующих в рассмотрении жалобы, суд считает, что она подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям:

Согласно статье 32 Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

В соответствии со статьей 60 Закона о банкротстве заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

По смыслу указанной нормы права основанием удовлетворения жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов действиями (бездействием) арбитражного управляющего является установление арбитражным судом фактов несоответствия этих действий (бездействия) законодательству и нарушение такими действиями прав и законных интересов кредиторов должника.

В силу статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации. При проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Согласно статье 143 Закона о банкротстве установлены правила контроля деятельности конкурсного управляющего организации-должника.

Пункт первый данной нормы предусматривает, что конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

В силу пункта 2 статьи 29 Закона о банкротстве Правительство Российской Федерации утверждает в том числе общие правила подготовки отчетов


арбитражного управляющего.

Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 №299, а типовая форма отчета конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 №195 "Об утверждении типовых форм (заключений) арбитражного управляющего" (приказ, зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации от 28.08.2003 №5025). Таким образом, составление отчетов конкурсного управляющего предусмотрено по установленной форме с отражением перечня обязательных сведений.

Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил в каждом отчете (заключении) арбитражного управляющего должны быть указаны сведения о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, и источниках выплаты денежного вознаграждения указанным лицам.

Типовые формы отчетов (заключений) арбитражного управляющего о своей деятельности, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195, также предусматривают наличие в отчете сведений о лицах, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, с указанием фамилии, имени, отчества привлеченного специалиста, номера, даты и срока действия договора, размера вознаграждения и источника оплаты.

Аналогичные положения содержаться в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.12.09 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" и Типовой форме отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195.

Закон о банкротстве не содержит норм, представляющих право арбитражному управляющему не представлять отчеты о своей деятельности собранию кредиторов.

Системный анализ указанных положений свидетельствует о том, что законодатель не предусмотрел составление отчетов конкурсного управляющего в произвольной форме. Кроме того, Типовая форма отчетов принята Министерством юстиции Российской Федерации во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 №229, зарегистрирована в установленном законом порядке, следовательно, имеет обязательное значение для конкурсного управляющего.

Представленный Чучманом М.Р. собранию кредиторов отчет от 21.06.2012г. не соответствует типовой форме.

В разделе "сведения об организациях, привлеченных конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности" отсутствует информация о привлеченных организациях, не указаны сроки действия договоров с ООО «Эталон-Сервис», Отделом вневедомственной охраны, при этом платежи за оказанные услуги данным организациям осуществлялись в течении всего времени осуществления Чучманом М.Р. обязанностей конкурсного управляющего.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о том, что в вышеназванном отчете конкурсного управляющего не отражены сведения, предусмотренные Типовой формой, суд пришел к выводу о неисполнении конкурсным управляющим вышеуказанных обязанностей, установленных


законодательством о банкротстве.

Таким образом, конкурсные кредиторы, в том числе и ИФНС лишены возможности проверить финансовую деятельность должника, правильность проводимых конкурсным управляющим выплат, что ведет к нарушению их прав как конкурсных кредиторов.

В данной части доводы ИФНС по жалобе обоснованы и подлежат удовлетворению.

Суд считает обоснованными и доводы ИФНС о нарушении конкурсным управляющим требований пункта 1 статьи 133 Закона о банкротстве.

Согласно данной нормы конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет.

В соответствии с частью 2 названной статьи на основной счет должника зачисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства.

Следовательно, в период конкурсного производства все денежные операции должны осуществляться с использованием расчетного счета должника.

Факты не зачисления конкурсным управляющим Чучманом М.Р. на основной счет должника поступивших в кассу наличных денежных средств и осуществления расчетов через кассу должника, минуя расчетный счет, материалами дела подтвержден, конкурсным управляющим не оспариваются.

Поскольку даже частичные расчеты через кассу, минуя расчетный счет, препятствуют процедуре прозрачности конкурсного производства, исключая возможность контроля за очередностью платежей. Частичное поступление и расходование денежных средств, минуя основной расчетный счет должника, нарушает права и законные интересы кредиторов, препятствует осуществлению контроля за деятельностью конкурсного управляющего, проводимого с целью исключения необоснованного расходования средств и нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, и как следствие недопущения причинения убытков конкурсным кредиторам.

Кроме того, типовой формой отчетов конкурсных управляющих, установленной Приказом Минюста РФ от 14.08.2003 № 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" не предусмотрено предоставление сведений о размере поступивших и использованных через кассу денежных средств и соответственно данную информацию конкурсный управляющий предоставляет по своему усмотрению. Таким образом, конкурсные кредиторы, в том числе и ИФНС лишены возможности проверить финансовую деятельность и финансовое состояние должника, что ведет нарушению их прав и интересов.

В остальной части требования ИФНС удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

В части привлечения Курамшина В.А. в качестве исполнительного директора.

Из буквально толкования пункта 6 статьи 128 Закона о банкротстве следует,


что отсутствие решения собрания кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности фактически возлагает обязанность на конкурсного управляющего ее продолжать, а потому при введении конкурсного производства должник продолжал оказывать услуги по обеспечению тепло и водоснабжения неопределенного круга лиц, в том числе и населения.

При оценке действий конкурсного управляющего на предмет обоснованности привлечения иных лиц следует учитывать, в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом, насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим (с учетом количества принадлежащего должнику имущества и места его нахождения), возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается привлеченное лицо, необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточно познаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 №91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" следует, что арбитражный управляющий привлекает специалистов лишь тогда, когда это является обоснованным, и должен предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.

Учитывая специфику основной деятельности должника, сохранение в конкурсном производстве производственной деятельности и отсутствие у конкурсного управляющего Чучмана М.Р. специальных знаний и навыков, а также невозможность его физического постоянного присутствия по месту осуществления производственной деятельности должника, суд находит оправданным привлечение в качестве специалиста исполнительного директора должника, в обязанности которого входит руководство производственной деятельностью должника.

Согласно трудового договора заключенного с Курамшиным В.А. (том 2, листы дела 52-55) он должен руководить производственно-хозяйственной деятельностью должника, и его структурных подразделений, подписывать платежные и иные документы, организовывать регулирование финансовых отношений в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции.

Производственная деятельность должника связана с эксплуатацией опасных производственных объектов, к которым относятся используемые должником в производственном процессе ёмкости высокого давления, трубопроводы, содержащие горючие и иные опасные вещества, при нарушении технологических процессов возможностью техногенных катастроф и загрязнения окружающей среды, нарушения тепло и водоснабжения неопределенного круга лиц.

Таким образом, обеспечение осуществления полномочий конкурсного управляющего посредством привлечения иного лица - исполнительного директора МУП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ», не нарушает требования Закона о банкротстве и не ущемляет интересы кредиторов.

Суд отклоняет и довод ИФНС о нарушении Чучманом М.Р. подпункта «ж» пункта 5 Правил подготовки отчетов о неотражении отчете (заключении) арбитражного управляющего информация о жалобах на действия (бездействие)


арбитражного управляющего и результатах их рассмотрения.

ИФНС проанализирован отчет от 21.06.2012г. и сделан вывод о не отражении в нем результатов рассмотрения жалобы ИФНС в НП СОАУ «Меркурий». Выводы ИФНС базируются на ответах НП СОАУ «Меркурий» от 22.08.2011г. и 08.09.2011г., однако данные доказательства к материалам жалобы не приложены.

При этом следует учитывать и тот факт, что ИФНС не представлено доказательств того, что неотражение результатов по жалобам ведет к нарушению прав и интересов ИФНС как конкурсного кредитора, так как о результатах рассмотрения жалоб сообщается заявителю (в данном случае ИФНС), а неотражение сведений о результатах рассмотрения жалоб образует состав административного правонарушения.

Суд отклоняет и доводы ИФНС о том, что отчет конкурсного управляющего не содержит сведений о предъявленной сумме требований к третьим лицам, получение от них денежных средств на сумму 12 872 089руб. 18коп. не соответствует действительности с учетом следующего:

ИФНС, исходя из анализа представленного конкурсным управляющим отчета, ссылается на неполное отражение управляющим в отчетах поступившие на расчетный счет должника денежные средства.

Однако в ходе рассмотрения жалобы арбитражным управляющим приобщены к материалам дела копии платежных поручений, согласно которых на расчетный счет должника поступали денежные средства из анализа граф назначение платежа видно следующее:

Поступившие 03.02.2012г. из УФК по Ивановской области (муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 «Улыбка» г.Заволжска) в адрес МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» по платежному поручению №917 денежные средства были отражены в отчетах конкурсного управляющего за 03.02.2012г. в графе «Платежи населения», поскольку согласно назначения платежа в указанном платежном поручении указано: «переч.зад-ть из з/пл января 12г. по исп.листу 2-749 от 14.06.11 с Саловой Н.М. сумма 2303-23», то есть данные денежные средства принадлежали не детскому саду, а были удержанием из заработной платы должника — Саловой Н.М. в счет ее задолженности по исполнительному листу перед МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ».

Поступившие 29.06.2012г. из УФК по Ивановской области (муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 «Улыбка» г.Заволжска) в адрес МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» по платежным поручениям №844, 839, 842, 847, 845 денежные средства были уплачены в счет погашения задолженности соответствующего детского сада за отопление и были отражены в отчетах конкурсного управляющего за 29.06.2012г. в графе «Отдел образования».

Общая сумма произведенных 29.06.2012г. оплат за отопление, поступивших из УФК по Ивановской области в счет погашения задолженности детского сада общеразвивающего вида №2 «Улыбка» г.Заволжска составила 881 580,77 рублей.

Поступившие 06.03.2012г. и 03.02.2012г. из УФК по Ивановской области (муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 г.Заволжска) в адрес МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» по платежному поручению №173 и 925 денежные средства были отражены в


отчетах конкурсного управляющего за 06.03.2012г. и 03.02.2012г. соответственно в графе «Платежи населения», поскольку согласно назначения платежа в указанном платежном поручении указано: «переч.зад-ть из з/пл января 12г. по исп.листу 2-472 от 29.03.11 с Пучковой Г.А. сумма 929-77» и «переч.зад-ть из з/пл декабря 11г. по исп.листу 2-472 от 29.03.11 с Пучковой Г.А. сумма 2449-00», то есть данные денежные средства принадлежали не детскому саду, а были удержанием из заработной платы должника — Пучковой Г.А. в счет ее задолженности по исполнительному листу перед МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ».

Поступившие 29.06.2012г. из УФК по Ивановской области (муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 г.Заволжска) в адрес МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» по платежным поручениям №849, 804, 803, 802, 800 денежные средства были уплачены в счет погашения задолженности соответствующего детского сада за отопление и были отражены в отчетах конкурсного управляющего за 29.06.2012г. в графе «Отдел образования».

Общая сумма произведенных 29.06.2012г. оплат за отопление, поступивших из УФК по Ивановской области в счет погашения задолженности детского сада общеразвивающего вида №3 г.Заволжска составила 828 639,47 рублей.

Поступившие 29.06.2012г. из УФК по Ивановской области (муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 г.Заволжска) в адрес МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» по платежным поручениям №809, 808, 805, 806, 810 денежные средства были уплачены в счет погашения задолженности соответствующего детского сада за отопление и были отражены в отчетах конкурсного управляющего за 29.06.2012г. в графе «Отдел образования».

Общая сумма произведенных 29.06.2012г. оплат за отопление, поступивших из УФК по Ивановской области в счет погашения задолженности детского сада №5 г.Заволжска составила 647 357,2 рублей.

Поступившие 29.06.2012г. из УФК по Ивановской области (МКДОУ «ЦРР- детский сад №1») в адрес МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» по платежным поручениям №834, 835, 837, 830, 829 денежные средства были уплачены в счет погашения задолженности соответствующего детского сада за отопление и были отражены в отчетах конкурсного управляющего за 29.06.2012г. в графе «Отдел образования».

Общая сумма произведенных 29.06.2012г. оплат за отопление, поступивших из УФК по Ивановской области в счет погашения задолженности МКДОУ «ЦРР- детский сад №1» составила 970 424,72 рублей.

Поступившие 29.06.2012г. из УФК по Ивановской области (МКОУ «Заволжский лицей») в адрес МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» по платежным поручениям №794, 791, 790, 788, 798, 793, 789, 792, 795, 787 денежные средства были уплачены в счет погашения задолженности соответствующего образовательного учреждения за отопление и были отражены в отчетах конкурсного управляющего за 29.06.2012г. в графе «Отдел образования».

Общая сумма произведенных 29.06.2012г. оплат за отопление, поступивших из УФК по Ивановской области в счет погашения задолженности МКОУ «Заволжский лицей» составила 2 508 365,86 рублей.

В отчете конкурсного управляющего МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ», составленного по состоянию на 21.09.2012г., в сведениях о поступлении денежных


средств на расчетный счет предприятия за 29.06.2012г. указано, в том числе, поступление денежных средств:

от населения в сумме 265 633,36 рублей;

от отдела образования в сумме 10 655 655,46 рублей.

Факт наличия в составе данной суммы вышеуказанных выплат со стороны именно вышеприведенных бюджетных учреждений г.Заволжска подтверждается выпиской операций по лицевому счету за период с 29.06.2012г. по 29.06.2012г.

В данной выписке указано, что Отдел образования как таковой за указанный период ни одного платежа в адрес предприятия не произвел. Зато сумма произведенных платежей из УФК по Ивановской области в том числе в погашение задолженности за указанные бюджетные учреждения в сумме составляет именно 10 655 655,46 рублей.

В отчете конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника, составленного по состоянию на 21.09.2012г., сумма денежных средств, полученных Должником за 29.06.2012г., указана в размере 10 771 395,72 рублей, что в полной мере соответствует сведениям, указанным в выписке операций по лицевому счету за период с 29.06.2012г. по 29.06.2012г.

Таким образом отчетах конкурсного управляющего, составленных по состоянию на 21.09.2012г. исчерпывающим образом и без искажений указана информация обо всех полученных Должником денежных средствах, в том числе от бюджетных учреждений г.Заволжска.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 32, 60 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 17, 184-186, 223 АПК РФ, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Заявление ФНС России удовлетворить частично.

2. Признать действия Чучмана М.Р. при исполнении обязанностей конкурсного управляющего МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ»

выразившиеся в не отражении в отчете о своей деятельности и о результатах

проведения конкурсного производства должника сведений о привлеченных

специалистах, не зачислении денежных средств, поступающих в кассу

должника, на его расчетный счет не соответствующими требованиям

законодательства о банкротстве.

3. В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

4. Определение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ

Судья

С.Н. Голиков



2 А17-2262/2009

3 А17-2262/2009

4 А17-2262/2009

5 А17-2262/2009

6 А17-2262/2009

7 А17-2262/2009

8 А17-2262/2009

9 А17-2262/2009

10 А17-2262/2009

11 А17-2262/2009

12 А17-2262/2009

13 А17-2262/2009

14 А17-2262/2009

15 А17-2262/2009

16 А17-2262/2009