АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
http://www.irkutsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
г. Иркутск Дело № А19-18363/2014
«24» декабря 2014 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Слимаковой О.Е.,
рас смотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Иркутскслюда»
к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Иркутской области
о признании незаконным решения от 24.10.2014г. № АК-30/16525 в части
при участии в заседании:
от заявителя: представитель по доверенности – Юрченко А.Л.;
от ответчика: представитель по доверенности – Бархатова И.В.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Иркутскслюда» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Иркутской области о признании незаконным решения от 24.10.2014г. № АК-30/16525 в части выводов об отсутствии у общества права учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников реорганизованной организации, при определении базы по страховым взносам.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении и дополнениях к нему.
Представитель Пенсионного фонда поддержал позицию, изложенную в отзыве и дополнении к нему, указал, что оспариваемое письмо не является ненормативным правовым актом и носит только информационный характер.
В судебном заседании 23.12.2014, в порядке ст. 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 12 час. 10 мин. 24.12.2014.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии тех же представителей сторон.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 10.10.2014 ООО «Иркутскслюда» обратилось с письмом № юр083 в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Иркутской области с просьбой сообщить как сдавать вновь возникшей организации отчетность об уплате страховых взносов после реорганизации общества в форме преобразования, а также сообщить вправе ли вновь возникшая организация при определении базы для начисления страховых взносов учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников его правопредшественником.
Письмом от 24.10.2014 № АК-30/16525 Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Иркутской области в ответ на обращение Общества сообщило, что уплата заявителем страховых взносов и представление отчетности в связи с реорганизацией должна осуществляться в общеустановленном порядке, предусмотренном Законом № 212-ФЗ. В указанном письме Отдел разъяснил позицию по вопросу правопреемства в части базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации.
Считая данное письмо Отдела Пенсионного фонда незаконным в части выводов об отсутствии у общества права учитывать выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников реорганизованной организации, при определении базы по страховым взносам, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что производство по настоящему делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 4 Федерального Конституционного закона Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации», статьей 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд осуществляет правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 29 АПК Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникшие из административных и иных правоотношений экономические споры, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу правовой позиции, выраженной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к ненормативным правовым актам относятся акты органов государственной власти (органов местного самоуправления), принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
С учетом изложенного, под правовым актом индивидуального характера (ненормативным правовым актом), подлежащим оспариванию в арбитражном суде, понимается акт, содержащий обязательные предписания или распоряжения, влекущие юридические последствия в виде установления, изменения или отмены прав и обязанностей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности для указанных в нем лиц, а также создающий правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
Отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ).
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право обжаловать в установленном порядке акты органов контроля за уплатой страховых взносов и действия (бездействие) их должностных лиц.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) органы контроля за уплатой страховых взносов (в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации) обязаны в случае обращения плательщика страховых взносов давать ему разъяснения о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставлять плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснять порядок их заполнения.
Приказом Минздравсоцразвития России от 18.11.2013 № 673н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по бесплатному информированию плательщиков страховых взносов о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и их должностных лиц, а также предоставлению форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснению порядка их заполнения согласно приложению.
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: информирование заявителей о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях ПФР, территориальных органов ПФР и их должностных лиц (далее - информирование заявителей) на основании обращения в устной форме (на личном приеме или по телефону); информирование заявителей на основании обращений в письменной форме (на бумажном носителе либо в форме электронного документа); предоставление формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и информирование заявителей о порядке их заполнения.
При этом ответ на письменное обращение заявителя излагается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) должностного лица ПФР, территориального органа ПФР, ответственного за предоставление государственной услуги, и номера телефона исполнителя письма. Подготовленный ответ на письменное обращение заявителя передается на подпись должностному лицу ПФР, территориального органа ПФР, ответственному за предоставление государственной услуги.
Судебный порядок обжалования ответа на письменное обращение заявителя данным регламентом не предусмотрен.
Как установлено судом, письмо Отдела от 24.10.2014 № АК-30/16525 представляет собой ответ на обращение Общества и является государственной услугой по информированию заявителя, предоставленной в соответствии с указанным Административным регламентом. По своему содержанию письма носят информационный, разъяснительный характер и не являются ненормативными правовыми актами (решениями), содержащими индивидуальные предписания, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей указанных в них лиц в сфере предпринимательской деятельности.
Из содержания оспариваемого в рамках настоящего дела письма от 24.10.2014 № АК-30/16525 не следует, что он устанавливает, изменяет или отменяет права и обязанности ООО «Иркутскслюда» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагает на него какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления указанной деятельности, содержит обязательные для исполнения требования, неисполнение которых влечет за собой применение предусмотренной законом ответственности.
При этом следует учесть, что данное письмо носит информационный характер по поставленным вопросам заявителя и по своей правовой природе данный документ не является окончательным по решению указанных Обществом вопросов, поэтому не может быть самостоятельным предметом спора в арбитражном суде.
Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое письмо не породило для Общества каких-либо правовых последствий, в связи с чем оно не нарушает прав и законных интересов ООО «Иркутскслюда» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не создает препятствий для ее осуществления, поскольку в рассматриваемом случае правовые последствия для Общества могут повлечь только требование, постановление или предписание, содержащие обязательные для исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов или решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Иными словами, именно требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения являются правовым результатом доводов Отделения, изложенных в письме от 24.10.2014.
Суд обращает внимание ООО «Иркутскслюда», что оно не лишено возможности обжаловать решения и иные акты органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, в том числе требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в соответствии со ст. 53 Закона № 212-ФЗ, с указанием всех доводов и возражений в случае несогласия с позицией Пенсионного фонда, изложенных в указанных актах.
Учитывая вышеизложенное, письмо Отдела от 24.10.2014 № АК-30/16525 не является актом государственного органа ненормативного характера, вопрос о признании недействительным которого может быть разрешен судом в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что является основанием для прекращения производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы по уплате государственной пошлины, на основании статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 и статьями 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
производство по делу прекратить.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Иркутскслюда» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей уплаченную по платежному поручению № 655 от 06.11.2014.
Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.Ю. Чемезова