НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Иркутской области от 23.07.2018 № А19-10267/2018

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ  Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99 

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г. Иркутск Дело № А19-10267/2018 

Резолютивная часть определения объявлена 23.07.2018 года.  Определение в полном объеме изготовлено 26.07.2018 года.  Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю., 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловым Э.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью «Стар барс» (ИНН 3808196896, ОГРН 

к Административной комиссии, осуществляющей деятельность на территории 

Кировского, Куйбышевского районов города Иркутска,  о признании незаконным и отмене полностью постановления № 18-10\0001/1 - ПС от 

при участии в судебном заседании представителей:  от заявителя: Хабиев Р.К. (паспорт, доверенность),  от ответчика: Сотников И.С. (паспорт, доверенность), 

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Стар барс» обратилось в  Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене  полностью постановления Административной комиссии, осуществляющей свою  деятельность на территории Кировского, Куйбышевского районов города Иркутска № 1810\0001/1 - ПС от 19.04.2018. 

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал по  основаниям, изложенным в заявлении. 

Представитель ответчика требование не признал.


Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Заявитель, полагая, что указанное постановление и порядок его принятия не  соответствуют закону, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим  требованием. 

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц,  участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к  выводу о том, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а производство  по делу подлежит прекращению по следующим основаниям. 

Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие  дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

В силу положений пункта 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке  административного судопроизводства возникающие из административных и иных  публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с  осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной  экономической деятельности, в частности, об административных правонарушениях, если  федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. 

Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений  административных органов о привлечении к административной ответственности  регулируется параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 


Производство по делам об оспаривании решений административных органов  возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с  осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об  оспаривании решений административных органов о привлечении к административной  ответственности (часть 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации). 

Из анализа вышеуказанных положений процессуального законодательства следует,  что наличие статуса юридического лица не дает основания для безусловного отнесения  спора с его участием к подведомственности арбитражного суда. 

При определении подведомственности дел по жалобам в соответствии с частью 3  статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и  характер административного правонарушения. 

Из совокупности приведенных норм следует, что арбитражному суду  подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных  правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с  осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности. 

Таким образом, часть 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях не предполагает возможности рассмотрения  арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о  привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности,  если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с  осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности  (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 № 262-О и от  20.02.2014 № 261-О). 

Данный вывод подтверждается также тем, что на основании части 3 статьи 30.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление  по делу об административном правонарушении обжалуется в арбитражный суд в  соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, если правонарушение  связано с осуществлением юридическим лицом предпринимательской или иной  экономической деятельности. 


Как указано в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11  июля 2006 года № 262-О и от 20 февраля 2014 года № 261-О, часть 3 статьи 30.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях не предполагает  возможности рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения  административного органа о привлечении юридического лица или лица,  осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического  лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом  административное правонарушение не связано с осуществлением ими  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» также  разъяснено, что решения административных органов о привлечении к административной  ответственности могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим  лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное  правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Частью 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что в мотивировочной части решения арбитражного суда могут  содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации по вопросам судебной практики. 

Следовательно, при принятии решений (постановлений) необходимо  руководствоваться сформированными Верховным Судом Российской Федерации и  Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правовыми позициями. 

В пункте 33 Постановления от 24.03.2005 № 5 (в редакции Постановления от  19.12.2013 № 40) Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что  постановление по делу об административном правонарушении, совершенном  юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность  без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом),  уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или  арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях может быть обжаловано в арбитражный суд в  соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и  статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в 


Российской Федерации». При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на  постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из  положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей  юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены  к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами  предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная  сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях  (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего  законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в  области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного  движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда. 

Таким образом, арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на  постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в  отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные  ими административные правонарушения непосредственно связаны с осуществлением  предпринимательской или иной экономической деятельностью. Дела по жалобам на  постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими  административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской  или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции. 

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации,  утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014,  разъяснено, что при установлении такой связи необходимо учитывать, что в  государственном регулировании предпринимательской и иной экономической  деятельности используются как правовые средства, так и средства административного  регулирования - разрешение совершения определенных действий (в том числе  лицензирование); обязательные предписания совершения каких-либо действий;  установление квот и других ограничений; применение мер административного  принуждения; применение материальных санкций; контроль и надзор и т.д.  

Неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством в  нормативных правовых актах правил, норм и стандартов влечет за собой применение к  юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся 


предпринимательской и иной экономической деятельностью, административной  ответственности. 

Таким образом, для отнесения дел об обжаловании постановлений  административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального  предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных  судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном  случае учитывать следующие критерии: 

Вместе с тем, если объективная сторона административного правонарушения,  совершенного юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, выражается в действиях (бездействии),  направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в  сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны  окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной  безопасности, законодательства о труде и охране труда и др., жалобы на постановления  административных органов о привлечении к административной ответственности в любом  случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. 

Указанный вывод прямо следует из содержания пункта 33 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах,  возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях». 

Закон Иркутской области № 38-оз от 08.06.2010г. «Об административной  ответственности за неисполнение отдельных мер по защите детей от факторов, негативно  влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное 


развитие в Иркутской области» предусматривает ответственность за совершение  административных правонарушений в области охраны здоровья несовершеннолетнего, его  интеллектуального, духовного и нравственного развития. 

Поскольку объективная сторона правонарушений, предусмотренных Законом  Иркутской области № 38-оз от 08.06.2010г. «Об административной ответственности за  неисполнение отдельных мер по защите детей от факторов, негативно влияющих на  физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие в  Иркутской области», выражается в действиях или бездействии, посягающих на  общественные отношения в сфере охраны здоровья несовершеннолетнего, его  интеллектуального, духовного и нравственного развития, рассмотрение жалобы на  постановление административного органа о привлечении юридического лица к  административной ответственности за административное правонарушение в области  охраны здоровья несовершеннолетнего, его интеллектуального, духовного и  нравственного развития относится к подведомственности суда общей юрисдикции. 

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации, изложенной в Постановлении от 01.06.2010г. № 3342/10, арбитражные суды  не вправе вмешиваться в деятельность судов общей юрисдикции и нарушать правила  подведомственности. 

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской  Федерации, выраженной в Определении от 21.01.2010г. № 1-П, каждый имеет право на  рассмотрение его дела компетентным судом. 

Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6  апреля 2006 года № 3-П, правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к  ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом  рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно  выбранным составом суда. 

Аналогичные положения отражены в Определении Конституционного Суда  Российской Федерации от 11 июля 2006 года № 262-О. 

Суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу  статьи 46 и статьи 47 Конституции Российской Федерации не является законным судом,  принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться  реально обеспечивающими права и свободы. 

В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть  лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых  оно отнесено законом. 


Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно  указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно  сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует  возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной  защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и  категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации,  федеральных законов (Определения от 24.11.2005г. № 508-О, от 19.06.2007г. № 389-О-О,  от 15.04.2008г. № 314-О-О и другие) (Определение Конституционного Суда Российской  Федерации от 28.05.2013г. № 777-О). 

В данном случае таким законом является Арбитражный процессуальный кодекс  Российской Федерации. 

Учитывая, что в соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражными судами рассматриваются дела об оспаривании  решений административных органов о привлечении к административной ответственности  юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности в связи с  осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в то время  как в данном случае общество привлечено к административной ответственности за  нарушение, не связанное с осуществлением предпринимательской деятельности,  арбитражный суд на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о наличии оснований  для прекращения производства по делу в связи с неподведомственностью спора  арбитражному суду. 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если  дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. 

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2014  года № 261-О указано, что положения пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации направлены на то, чтобы исключить  рассмотрение арбитражным судом, в частности, дел об оспаривании постановлений по  делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или  индивидуальными предпринимателями, не относящихся к подведомственности  арбитражных судов, установленной российским законодательством. 

Таким образом, прекращение производства по настоящему делу свидетельствует не  только о соблюдении действующего процессуального законодательства, но и  обеспечивает реализацию заявителем конституционного права на законный суд. 


Гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации право заявителя на  судебную защиту в данном случае не нарушено, поскольку в случае его обращения с  соответствующим заявлением в суд общей юрисдикции факт первоначального обращения  с жалобой в арбитражный суд и факт прекращения арбитражным судом производства по  делу может являться (при отсутствии иных препятствий) основанием для восстановления  судом общей юрисдикции в соответствии с частью 2 статьи 30.3 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях пропущенного десятидневного срока  на оспаривание постановления административного органа. 

В постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2014 года №  18-АД14-7 указано, что прекращение арбитражным судом производства по делу по  мотиву неподведомственности может быть признано уважительной причиной для  восстановления срока на обжалование решения административного органа. 

Вынесение настоящего определения не является основанием для прекращения  производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение  рассмотрения заявления общества в арбитражном суде. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 151, 184-185  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу № А19-10267/2018 прекратить.

Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня его вынесения. 

Судья: Т.Ю. Мусихина