АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в принятии обеспечительных мер
г. Иркутск Дело № А19-6076/2020
«21» апреля 2020 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., действующей на основании части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке взаимозаменяемости судьи Мусихиной Т.Ю., рассмотрев заявление ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АЛЬЯНС» о принятии обеспечительных мер
по делу по заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АЛЬЯНС» (ОГРН 1163850054653; ИНН 3851016973; адрес: 665460, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Индустриальная, 38)
к МИНИСТЕРСТВУ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН 1073808028194; ИНН 3808170859; адрес: 664003, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Горького, 31)
о признании незаконным распоряжения от 16.03.2020г. №91-600-мр,
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АЛЬЯНС» (далее – заявитель, ООО «АЛЬЯНС», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области (далее – ответчик, Министерство) от 16.03.2020г. №91-600-мр «Об отмене распоряжения министерства лесного комплекса Иркутской области от 26.12.2018г. №4528-МР «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «Альянс».
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 15.04.2020г. заявление ООО «АЛЬЯНС» принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.
В обоснование заявленных требований заявителем указано на то, что между территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Шелеховскому лесничеству и ОАО «Иркутский леспромхоз» заключен договор аренды лесного участка №91-37-01/08 от 09.12.2008г. в целях использования лесов для заготовки древесины. В редакции договоров уступки прав требования от 18.04.2018г., от 04.06.2018г., от 24.10.2018г. право аренды лесного участка перешло к ООО «АЛЬЯНС».
Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 26.12.2018г. №4528-мр утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы проектов освоения лесов «Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Альянс» в целях заготовки древесины по договору аренды лесного участка от 09.12.2008г. №91-37-01/08, в редакции соглашения о внесении изменений в договор аренды от 18.12.2009г. № б/н, дополнительных соглашений к договору аренды от 21.09.2010 № б/н, от 01.08.2011 № 1, от 21.09.2012 № б/н, от 29.08.2014 № б/н, от 24.10.2018 № б/н, договоров уступки прав требования от 18.04.2018 № б/н, от 04.06.2018 № б/н, от 24.10.2018 № б/н, в пределах земель лесного фонда Шелеховского лесничества» на срок действия лесохозяйственного регламента Шелеховского лесничества с 01.01.2019г. по 31.12.2028.
Распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 16.03.2020г. №91-600-мр Распоряжение Министерства ле6сного комплекса Иркутской области от 26.12.2018г. №4528-мр отменено.
Согласно тексту оспариваемого распоряжения основанием для его вынесения послужили выявленные Министерством в порядке самоконтроля нарушения, допущенные при разработке проекта освоения лесов обществом с ограниченной ответственностью «Альянс» по договору аренды лесного участка от 09 декабря 2008 года № 91-37-01/08, в редакции соглашения о внесении изменений в договор аренды от 18.12.2009г. № б/н, дополнительных соглашений к договору аренды от 21.09.2010 № б/н, от 01.08.2011 № 1, от 21.09.2012 № б/н, от 29.08.2014 № б/н, от 24.10.2018 № б/н, договоров уступки прав требования от 18.04.2018 № б/н, от 04.06.2018 № б/н, от 24.10.2018 № б/н, а именно: проектируемые мероприятия на арендованном лесном участке, находящемся в границах особо охраняемой природной территории – государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Иркутный», образованный решением Исполнительного комитета Иркутского областного совета депутатов трудящихся от 20 ноября 1967 года №542 «Об учреждении видовых государственных охотничьих заказников областного значения «Кочегарский» и «Иркутный» на территории Иркутского и Слюдянского районов» создан видовой государственный охотничий заказник областного значения «Иркутный», в нарушение пунктов 7, 8, 14 Положения о государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 августа 2016 года №522-пп, в части нарушения деятельности на территории заказника, которая может нанести ущерб естественному развитию природных комплексов и природных объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира и их генетического фонда, а также проектирование мероприятий, связанных с рубкой древесины в лесах, расположенных в ценных лесах, запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов и нерестоохранных полосах лесов, отсутствие конкретных видов и объемов мероприятий по охране объектов животного мира в соответствии с лесохозяйственным регламентом Шелеховского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 года № 78-мпр.
ООО «АЛЬЯНС», в порядке положений статей 90-92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлено заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области от 16.03.2020г. №91-600-мр «Об отмене распоряжения министерства лесного комплекса Иркутской области от 26.12.2018г. №4528-МР «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «Альянс».
Рассмотрев ходатайство заявителя о принятии обеспечительных мер, изучив доводы и имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствие оснований в применении заявленных мер.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества. В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Пунктом 2 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обеспечительными мерами могут быть, в частности, запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006г. №55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» разъяснено, что при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (пункт 2 статьи 9 АПК РФ).
Доказывание наличия обстоятельств, указанных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и представить доказательства, подтверждающие его доводы (пункт 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002г. №11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»).
Из материалов дела следует, что заявителем оспаривается законность вынесенного ответчиком распоряжения от 16.03.2020г. №91-600-мр «Об отмене распоряжения министерства лесного комплекса Иркутской области от 26.12.2018г. №4528-МР «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «Альянс».
Общество полагает, что непринятие обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого распоряжения причинит ему значительный ущерб и сделает невозможным в дальнейшем исполнение принятого по делу судебного акта в случае удовлетворения заявленных требований.
По мнению заявителя, непринятие обеспечительных мер негативно скажется на хозяйственной деятельности организации, а также причинит ему значительный ущерб, поскольку полностью блокирует работу Общества: сделает невозможным заготовку древесины на условиях заключенного договора аренды лесного участка от 18.12.2009г. № б/н, дополнительных соглашений к договору аренды от 21.09.2010 № б/н, от 01.08.2011 № 1, от 21.09.2012 № б/н, от 29.08.2014 № б/н, от 24.10.2018 № б/н, договоров уступки прав требования от 18.04.2018 № б/н, от 04.06.2018 № б/н, от 24.10.2018 № б/н, вследствие чего, Общество будет неспособно исполнять текущие обязательства, что в итоге приведет к его банкротству.
В обоснование заявленного ходатайства о принятии обеспечительных мер Обществом представлено штатное расписание, договор подряда от 01.08.2018г., заключенный между ООО «Альянс» и ООО «Иркутский леспромхоз», договор поставки №КрШ-Д-19-161 от 12.04.2019г., заключенный между ООО «Иркутский леспромхоз» и АО «Кремний», договор продажи от 22.04.2019г., заключенный между ООО «Иркутский леспромхоз» и ООО «Альянс», соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между Администрацией Шаманского сельского поселения и ООО «Иркутский леспромхоз» от 24.09.2019г., а также переписка ООО «Альянс» с Министерством лесного комплекса Иркутской области.
Проанализировав документы, представленные заявителем в обоснование ходатайства о приостановлении действия оспариваемого распоряжения, принимая во внимание содержание оспариваемого распоряжения, арбитражный суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае обеспечительные меры не позволяют соблюсти баланс интересов заинтересованных лиц в том положении, которое существует в настоящий момент и до разрешения судом спора между его сторонами по существу.
Как следует, из материалов дела отмена проектов освоения лесов вызвана нарушением законодательства, допущенным ООО «Альянс» при осуществлении деятельности на территории заказника регионального значения. По мнению Министерства, изложенному в оспариваемом распоряжении, заготовка древесины в условиях допущенных нарушений повлечет необратимые нарушения природного характера, которые носят невосполнимый характер.
При обращении с заявлением о принятии обеспечительных мер доказательств, обосновывающих возможное причинение какого-либо ущерба и, в том числе, значительного, в случае непринятия испрашиваемых обеспечительных мер Обществом суду не представлено. Данных о предполагаемом размере ущерба, имущественном положении заявителя, которые в сопоставлении позволили бы сделать вывод о значительности предполагаемого ущерба, для предотвращения которого испрашивается обеспечительная мера, ни в заявлении, ни в иных материалах дела не имеется.
В заявлении Общества отсутствуют доводы, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, необходимость принятия обеспечительных мер документально не обоснована. Более того, суд также отмечает, что испрашиваемая мера не содержит указания на срок, до которого суду необходимо приостановить действие оспариваемого акта.
Довод Общества о том, что в арбитражном суде Иркутской области рассматривается дело №А19-570/2020 по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области к ООО «Альянс» об изменении условий договора аренды лесного участка №91037-01/08 от 09.12.2008г., исключением из предмета договора аренды лесных участков, расположенных в границах заказника «Иркутный», а именно: Шелеховское лесничество, Шелеховское участковое лесничество, Савватеевская дача, кварталы №№ 148ч, 163ч, 222ч, 223ч; изложить абзац 3 пункта 2 указанного договора в следующей редакции: «Шелеховское лесничество», Шелеховское участковое лесничество, Савватеевская дача, кварталы №№ 55-61, 74-79, 96-101, 119-126, 145-147, 148ч, 149-151, 165-179, 182-196»; обязании ООО «Альянс» возвратить министерству лесного комплекса Иркутской области по акту приема-передачи лесной участок, расположенный по адресу: Шелеховское лесничество, Шелеховское участковое лесничество, Савватеевская дача, кварталы №№ 148ч, 163ч, 222ч, 223ч в течение 10-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу и в рамках дела уже приняты обеспечительные меры в виде запрета Обществу использования лесных участков, расположенных по адресу: Шелеховское лесничество, Шелеховское участковое лесничество, Савватеевская дача, кварталы №№ 148ч, 163ч, 222ч, 223ч, путем проведения рубок лесных насаждений, которые, по мнению ООО «Альянс», являются достаточными, суд находит необоснованным. В настоящем деле оспаривается распоряжение от 16.03.2020г. №91-600-мр «Об отмене распоряжения министерства лесного комплекса Иркутской области от 26.12.2018г. №4528-МР «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов ООО «Альянс», речь в котором идет об общем указании на заказник «Иркутный», расположенный на территории Шелеховского и Слюдянского районов. Сделать вывод, о достаточности запрета о проведении рубок на лесном участке, расположенным по адресу: Шелеховское лесничество, Шелеховское участковое лесничество, Савватеевская дача, кварталы №№ 148ч, 163ч, 222ч, 223ч, в рассматриваемом случае, не представляется возможном. Более того, суд обращает внимание, что из заявления Общества о принятии обеспечительных мер и приложенной к нему переписке с Министерством, речь идет о лесных участках, расположенных в границах Шелеховского участкового лесничества кварталах №№148, 163, 222, 223 Шаманской дачи.
Обеспечительные меры принимаются на основании наличия конкретных обстоятельств, способствующих невозможности исполнения решения суда.
Рассмотрев заявление о принятии обеспечительных мер, исследовав представленные документы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, установленных статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для принятия мер, направленных на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительных мер).
Заявитель, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о принятии обеспечительных мер, не аргументировал необходимость принятия обеспечительных мер, не представил доказательства, подтверждающие, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также что заявителю может быть причинен значительный ущерб.
Согласно части 3 статьи 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Таким образом, нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливают равные возможности на судебную защиту, как истца, так и ответчика, следовательно, применение мер по обеспечению иска возможно только при наличии обоснованного заявления истца, так как в данном случае затрагиваются интересы ответчика.
Суд, оценив фактические обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая интересы, как заявителя, так и ответчика, а также принимая во внимание, что бремя доказывания необходимости принятия мер по обеспечению иска лежит на лице, ходатайствующем о принятии таких мер, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер, поскольку Общество, в нарушение части 1 статьи 65 и пункта 5 части 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не обосновало и не представило доказательств, подтверждающих наличие оснований для принятия обеспечительных мер.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления ООО «Альянс» о принятии обеспечительных мер.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 90, 91, 93, 184, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
определил:
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» о принятии обеспечительных мер отказать.
Определение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Л.А. Куклина