НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Иркутской области от 12.09.2022 № А19-16951/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о назначении дела к судебному разбирательству

г. Иркутск                                                                                               Дело  №А19-16951/2022

«15» сентября 2022 года

Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 12.09.2022.

Полный текст определения изготовлен 15.09.2022.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Исаевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рафековой Е.В., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по исковому заявлению государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области (ОГРН: 1022800510150, ИНН: 2801008213, адрес: 675004, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Зейская, д. 173А)

к обществу с ограниченной ответственностью «Системы консалтинга и аутсорсинга» (ОГРН: 1083811009600, Дата присвоения ОГРН: 22.12.2008, ИНН: 3811126641, адрес: 664025, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сурикова, д. 6, офис 1)

о взыскании 1 884 364 руб. 30 коп.,

при участии в заседании:

от истца – не явился, извещен,

от ответчика  - не явился, извещен,

установил:

государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области обратилось к обществу с ограниченной ответственностью «Системы консалтинга и аутсорсинга» с требованием о взыскании 1 884 364 руб. 30 коп., составляющих сумму убытков, возникших в связи с несвоевременным представлением страхователем сведений по форме СЗВ-М и образовавшейся переплатой страховой пенсии.

            Ответчик возражал по мотиву пропуску истцом срока исковой давности.

Обстоятельства дела.

Государственное учреждение - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области является страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Закон об обязательном пенсионном страховании) (статья 5 указанного закона).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) общество с ограниченной ответственностью «Системы консалтинга и аутсорсинга»  является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. 

Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете указанные сведения страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах»».

Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н утверждена «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах» (далее - Инструкция).

В пункте 24 Инструкции указано, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете, а также сведения о трудовой деятельности в отношении работающих у него зарегистрированных лиц за периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной служебной деятельности, в порядке и сроки, установленные Законом об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.

По утверждению страховщика, страхователем сведения за февраль 2018 года в отношении 48 работающих пенсионеров были представлены с нарушением установленного законом срока, а именно – 13.09.2019.

Статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях урегулирован порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона Закон о страховых пенсиях (в редакции, действовавшей в спорный период) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).  

Из содержания этих норм следует, что выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимости от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и сроки для начала (прекращения) выплат, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.

Согласно части 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.

В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Порядок действий Пенсионного фонда, в случае выявления обстоятельств, влекущих необходимость увеличения или уменьшения сумм, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, указаны соответственно в частях 9 или 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.

В части 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 545н утверждены «Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» (далее – Правила № 545н).

Согласно пункту 64 Правил № 545н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Законом о страховых пенсиях.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета об осуществлении пенсионером работы и (или) иной деятельности, в период выполнения которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, учтенные на его индивидуальном лицевом счете, являются основанием для прекращения (приостановления) выплаты пенсий, выплата

Таким образом, пенсионерам в период осуществления работы и (или) иной деятельности выплачивается страховая пенсия и фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) без учета индексации (увеличения). Право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер. Выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии от работодателя (страхователя) получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности пенсионера, то ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежит пересмотру путем вынесения нового решения в месяце, следующем за месяцем получения сведений. Выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка, без удержания за прошлое время.

В связи с несвоевременным представлением страхователем сведений по форме СЗВ-М за февраль 2018 года, на стороне страховщика сформировалась переплата страховой пенсии 48 пенсионерам в размере 1 884 364 руб. 30 коп. за период с 01.02.2018 по дату, на которую страхователем была представлена уточняющая СЗВ-М в отношении 48 пенсионеров (с учетом даты принятия решения страховщиком решения о прекращении соответствующей выплаты).

По смыслу части 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ излишне выплаченные суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) из пенсии гражданина в таком случае не удерживаются.

По правилам статьи 17 Законом № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных, на основании достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность работодателей за достоверность сведений представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования установлена и частям 1, 2 статьи 26 Закона № 400-ФЗ - в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В частности, на основании части 3 статьи 26 Закона № 400-ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем ущерб.

Лицо, право которого нарушено на основании статьи 15 Гражданского кодекса РФ, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По общему правилу гражданского законодательства возмещение вреда допускается при доказанности факта причинения вреда и его размера (наличие вреда), противоправности действий (бездействия), наличии причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями и вины причинителя вреда, при этом в отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.

Учреждение, полагая, что совокупность условий, необходимая для возложения на общество  мер ответственности в виде взыскания убытков - противоправность действий (бездействия), наличие и размер убытков, причинно-следственная связь между действиями страхователя и возникшими убытками им документально подтверждена и доказана, обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик иск оспорил.

По мнению ответчика, Пенсионный фонд Российской Федерации на основании сведений по расчету по страховым взносам, полученного от ИФНС 10.05.2018, уже в мае 2018 года мог запросить уточняющие сведения от ООО «СКА» в части пенсионеров, сведения о которых не содержались в отчете по форме СЗВ-М, и в разумный срок направить ООО «СКА» требование о предоставлении спорной отчетности, влияющей на размер выплаты пенсии работающим пенсионерам и принять новое решение о прекращении выплат индексации пенсии. Фактически прекратить выплаты индексации 48 пенсионерам Фонд имел возможность с 01.06.2018, следовательно, убыткивозникли по вине страховщика.

Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между виновными действиями (бездействием) причинителя вреда и убытками в заявленном размере.

07.03.2018 года ООО «СКА» направило отчеты по форме СЗВ-М за февраль 2018 года, по неустановленным причинам данные отчеты поступили некорректными. 

          Однако отчет по форме СЗВ-М за март и отчет по форме СЗВ-М за апрель 2018 года, а также последующие периоды были поданы своевременно, полными и приняты Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска без замечаний, что подтверждается Протоколами контроля отчетности от 14.04.2018 и 16.04.2018 (срок подачи до 16.04.2018г. включительно); за апрель 2018 от 11.05.2018 со статусом «положительно»,  в том числе в отчете по форме СЗВ-М на 48 работающих пенсионеров, за апрель 2018 и последующие периоды предоставлялись сведения, подтверждающие их трудовой стаж. 

        На основании п. 35 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. № 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" -  Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц: ежемесячно - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ; ежеквартально - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных налоговым органом в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ;

        На основании п.36 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. № 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" «Контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации».

Согласно п. 4. ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", индексации подлежат страховые пенсии только не работающих пенсионеров.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).

Согласно пункту 84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ.

Вместе с тем, указывает ответчик, об осуществлении трудовой деятельности пенсионерами территориальный орган Пенсионного фонда уведомляется страхователем не только в отчете по форме СЗВ-М, предоставляемой помесячно, но и в расчете формы РСВ (расчет страховых взносов), предоставляемой ежеквартально.

Расчет по форме РСВ предназначен для получения контролирующим органом информации о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование в Фонд и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по каждому застрахованному лицу и внесения этой информации на лицевые счета застрахованных лиц.

Установленный законом срок предоставления сведений по форме РСВ-1 за первый квартал 2018 года - не позднее 03.05.2018.

ООО «СКА» расчет по форме РСВ-1 за первый квартал 2018 года направило в Межрайонную ИФНС России №20 по Иркутской области в установленный срок 27.04.2018, и данный отчет принят без замечаний..

Налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения:

1) сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

2) начисленные и уплаченные суммы страховых взносов;

3) уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок;

4) иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов.

и п.2. В случае выявления в представленных налоговыми органами сведениях ошибок и (или) противоречий, а также выявления несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися в Пенсионном фонде Российской Федерации, не позволяющих учесть данные сведения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, такие сведения возвращаются в налоговые органы в течение пяти рабочих дней со дня их получения от налоговых органов.

Согласно п.1.4 Соглашения ФНС России № ММВ-23-11/26@, ПФ РФ N АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 (ред. от 22.04.2019) "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации" Сотрудничество Сторон основывается на взаимном предоставлении данных и информации, находящихся в распоряжении Сторон. Стороны осуществляют информационное взаимодействие в соответствии с настоящим Соглашением. Взаимодействие Сторон строится на принципах законности, конфиденциальности, согласованности действий, взаимопомощи и безвозмездности.

В пп.4-7 Приложения № 1 к Соглашению об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.11.2016 «Информация, передаваемая ФНС России в ПФР» в табличной форме указаны обязательные сроки предоставления информации для ведения индивидуального (персонифицированного) учета от ФНС России в ПФР:

№ п/п

Перечень информации

Периодичность (сроки) представления (обновления)

Форма обмена

Уровень взаимодействия

Структурные подразделения ЦА ФНС России и ПФР, ответственные за методологическое сопровождение

4

Информация об уплате плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды, начиная с 01.01.2017, для целей ведения персонифицированного учета:

Ежемесячно - не позднее 10 числа месяца, начиная со следующего за месяцем представления Расчета в соответствии с НК РФ

В электронной форме

Федеральный уровень

ФНС России:

Аналитическое управление

ПФР:

Департамент организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц

(СМЭВ) <*>

- по плательщикам страховых взносов, производящим выплаты в пользу физических лиц, а также по крестьянским (фермерским) хозяйствам;

- по плательщикам страховых взносов, не осуществляющим выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (в счет обязательств);

Ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным

- по плательщикам страховых взносов, не осуществляющим выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (в счет доначисленных страховых взносов исходя из дохода плательщика)

Ежегодно не позднее 1 августа года, следующего за отчетным

5

Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по плательщикам страховых взносов, производящим выплаты в пользу физических лиц, а также крестьянским (фермерским) хозяйствам

Ежемесячно - не позднее 10 числа месяца, начиная со следующего за месяцем представления Расчета в соответствии с НК РФ

В электронной форме

Федеральный уровень

ФНС России:

Управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов

ПФР:

Департамент организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц

(СМЭВ) <*>

6

Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по застрахованным лицам

Ежемесячно - не позднее 10 числа месяца, начиная со следующего за месяцем представления Расчета в соответствии с НК РФ

В электронной форме

Федеральный уровень

ФНС России:

Управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов

ПФР:

Департамент организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц

(СМЭВ) <*>

7

Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета по плательщику страховых взносов и застрахованному лицу о суммах доначисленных (излишне начисленных) страховых взносов

Ежемесячно - не позднее 10 числа месяца, начиная со следующего за месяцем представления уточненного расчета

В электронной форме

Федеральный уровень

ФНС России:

Управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов

ПФР:

Департамент организации персонифицированного учета пенсионных прав застрахованных лиц

Согласно Письму ФНС России от 24.08.2017 № БС-4-11/16793@ «О случаях указания плательщиками страховых взносов отрицательных значений в расчетах по страховым взносам за отчетные периоды начиная с 1 квартала 2017 года» - налоговые органы в рамках регулярного обмена информацией в соответствии с Порядком взаимодействия территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 21.09.2016 N ММВ-23-1/20/4И осуществляют выгрузку в ПФР сведений из Расчетов о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, содержащихся в разделе 3 Расчета "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" для их отражения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в случае выявления в представленных налоговыми органами сведениях ошибок и (или) противоречий, а также выявления несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися в Пенсионном фонде Российской Федерации, не позволяющих учесть данные сведения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, такие сведения возвращаются в налоговые органы в течение пяти рабочих дней со дня их получения от налоговых органов.

Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона N 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Согласно пункту 88 Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.

В этой связи, считает ответчик, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющее контрольные функции в отношении страхователя, при неполучении от страхователя полных сведений по форме СЗВ-М, должно было с учетом предоставленной отчетности за последующие периоды в разумный срок направить ООО «СКА» требование о предоставлении спорной отчетности, влияющей на размер выплаты пенсии работающему пенсионеру.

Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях,  определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.

В ч. 5. ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за март 2018 года, полученных в апреле 2018 года, а РСВ-1, полученного от ИФНС 10.05.2018 уже в мае 2018 года, принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии, прекратить выплаты индексации 48 пенсионерам Фонд имел возможность с 01.06.2018, что следует из положений частей 6 и 7 статьи 26.1 Закона № 400 и приведенных выше пунктов 86, 88 и 90 Правил.

Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2018 № 307-ЭС18-22271. Такого же мнения придерживается Арбитражный суд Иркутской области дело №А19-7403/2021; Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа №А19-6255/2020; Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа №А19-5558/2020; Арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 03.06.2019г. по делу А56-24506/2018.

Боле того, истец к исковому заявлению приложил Расчет излишне выплаченных сумм на 48 пенсионеров, согласно которому переплата 48 пенсионерам за февраль 2018составила 97 850,99 рублей;

Однако суммы в расчете не совпадают с сумами, указанными в документах, предоставленных истцом «История выплат», в том числе пенсионерам Агапитову А.В., Вершининой Н.Н., Заманову А.Т., Киселеву А.В., Москалюк В.П., Никифорову В.В., Сидорову А.А., Сумишевскому В.С., Шлындиковой Е.М. В некоторых Историях выплат содержатся данные об удержании сумм с пенсионеров, т.е. ущерб ПФР был компенсирован.

Ответчик также заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

Суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству.

Руководствуясь статьями 136, частями 1, 2, 3 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

1. Назначить рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного  суда  первой  инстанции на «10» октября  2022 в 16 час. 00 мин. в помещении арбитражного суда по адресу: 664025, г. Иркутск, б. Гагарина, 70, кабинет № 304, телефон №254-153 (помощник судьи Наумова С.Д.), телефон № 254-276 (специалист Рафекова Е.В.).

2. Истцу документально подтвердить выплату пенсии в заявленном размере, в том числе с учетом доводов ответчика о возврате части пенсии пенисонерами.

Определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Судья                                                                                             Е.А.Исаева