НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Ханты-Мансийского АО от 26.02.2019 № А75-6203/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71

http:// www.hmao.arbitr.ru, e-mail: info@hmao.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о включении в реестр требований кредиторов

г. Ханты-Мансийск Дело № А75-6203/2017

26 февраля 2019 года – оглашена резолютивная часть

07 марта 2019 года – изготовлено в полном объеме

Судья Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа Югры

Колесников С.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамсутдиновой З.И.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу:

628011, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27,

в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) публичного акционерного общества «Сосьвапромгеология» (ОГРН 1038603050232, ИНН 8613005274),

заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о включении в реестр требований кредиторов задолженности по обязательным платежам в сумме 3 733 185, 79 рублей (с учетом уточнений),

при участии в судебном заседании:

от уполномоченного органа – представители Шаболов Д.Н., Чарыева Э.М. по доверенностям от 04.06.2018;

от арбитражного управляющего – не явился (извещен),

УСТАНОВИЛ:

Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 18.07.2017 (резолютивная часть 11.07.2017) в отношении публичного акционерного общества «Сосьвапромгеология» введена процедура банкротства – наблюдение, финансовым управляющим утвержден Проценко А.В.

На основании решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.12.2017 публичное акционерное общество «Сосьвапромгеология» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, финансовым управляющим утвержден Бабенко В.И.

Сообщение о введении в отношении должника процедуры банкротства опубликовано в газете «Коммерсантъ» 09.12.2017.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре 25.06.2018 обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа Югры с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ПАО «Сосьвапромгеология» задолженности по обязательным платежам в сумме 4 341 909, 79 рублей, из которой:

- во вторую очередь в сумме 2 327 826 рублей основного долга;

- в третью очередь в сумме 2 014 083, 79 рублей, в том числе: 1 028 619 рублей – основного долга; 598 866, 19 рублей – пени; 386 598, 60 рублей – штрафов.

В ходе судебного разбирательства уполномоченным органом уточнены заявленные требования о включении в реестр требований кредиторов задолженности по обязательным платежам в сумме 3 733 185, 79 рублей, из которой:

- во вторую очередь в сумме 1 719 102 рублей основного долга;

- в третью очередь в сумме 2 014 083, 79 рублей, в том числе: 1 028 619 рублей – основного долга; 598 866, 19 рублей – пени; 386 598, 60 рублей – штрафов.

Поданное заявление мотивировано наличием у ПАО «Сосьвапромгеология» задолженности по уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, земельного налога, транспортного налога, налога на добычу полезных ископаемых и налога на доходы физических лиц. В связи с неисполнением обязанности по погашению обязательных платежей, уполномоченным органом должнику на основной долг начислены пени и штрафы.

В судебном заседании представители уполномоченного органа поддержали заявленные требования в полном объеме с учетом уточнений.

Конкурсный управляющий в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, мотивированных возражений относительно заявленных требований кредитора не представил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования, подлежащими частичному удовлетворению по изложенным далее основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 32 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Согласно п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве конкурсный управляющий или лица, имеющие в соответствии со статьями 113 и 125 Закона о банкротстве закона право на исполнение обязательств должника, производят расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов.

Установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве.

В соответствии с п. 1 ст. 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов.

Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

В ходе судебного разбирательства установлено, что у ПАО «Сосьвапромгеология» имеется задолженность по уплате по уплате налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, земельного налога, транспортного налога, налога на добычу полезных ископаемых и налога на доходы физических лиц. В связи с неисполнением обязанности по погашению обязательных платежей, уполномоченным органом должнику на основной долг начислены пени и штрафы.

На дату судебного заседания задолженность ПАО «Сосьвапромгеология» по уплате обязательных платежей составляет 2 747 721 рублей основного долга и 386 598, 60 рублей – штрафов.

Размер и основание задолженности подтверждается представленными и исследованными судом письменными доказательствами.

В связи с неисполнением обязанности по погашению обязательных платежей, уполномоченным органом должнику на основной долг начислены пени в размере 598 866, 19 рублей.

Суд, проверив представленный уполномоченным органом расчет пени, признает его неверно произведенным по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что задолженность в виде пени рассчитана, в том числе за период, возникший после введения в отношении должника процедуры наблюдения.

Согласно абз. 9 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия: не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов.

Исходя из разъяснений, данных в п. 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №35 от 22.06.2012 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (часть 2 статьи 176 АПК РФ), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.

Согласно разъяснениям, данным в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №88 от 06.12.2013 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве», в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абзацем десятым пункта 1 статьи 81, абзацем третьим пункта 2 статьи 95 и абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются.

Вместо них на сумму основного требования по аналогии с пунктом 2 статьи 81, абзацем четвертым пункта 2 статьи 95 и пунктом 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

С учетом ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действовавшей на дату введения в отношении должника процедуры наблюдения, сумма задолженности по пени рассчитана судом в размере 523 949, 37 рублей.

Так, суд признает необоснованными суммы требований (мораторных процентов) в отношении пени:

- по налогу на имущество в сумме 2 573, 1711 рублей;

- по земельному налогу в сумме 17 819, 1948 рублей;

- по НДС в сумме 12 087, 5061 рублей;

- по НДПИ (общераспространенные полезные ископаемые) в сумме 20 559, 6628 рублей;

- по налогу на добычу полезных ископаемых, кроме углеводородов в сумме 20 047, 7288 рублей;

- по транспортному налогу в сумме 1 829, 548 рублей;

Общая сумма финансовых санкций, рассчитанных за пределами срока введения наблюдения, составляет 74 916, 8116 рублей. В данном размере требования уполномоченного органа не подлежат удовлетворению и включению в реестр требований кредиторов.

В соответствии с п. 6 ст. 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.

Положениями п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве установлена очередность удовлетворения требований кредиторов, так:

- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным Законом о банкротстве требованиям;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.

Исходя из разъяснений, данных в п. 41.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №60 от 23.07.2009 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 №296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», удерживаемые должником при выплате текущей заработной платы суммы налога на доходы физических лиц как налоговым агентом (статья 226 Налогового кодекса Российской Федерации) или членских профсоюзных взносов (пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и статья 377 Трудового кодекса Российской Федерации) уплачиваются им в режиме второй очереди текущих платежей. Требование об уплате должником таких сумм, удержанных им до возбуждения дела о банкротстве, относится к реестровым требованиям второй очереди и предъявляется в деле о банкротстве уполномоченным органом или, соответственно, профсоюзной организацией.

Требования работников, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, включаются в реестр требований кредиторов в полном размере без вычета подлежащих удержанию сумм налога на доходы физических лиц или членских профсоюзных взносов. В случае осуществления в ходе процедуры банкротства расчетов по таким требованиям удерживаемые должником суммы этого налога или таких взносов уплачиваются в режиме реестровых требований второй очереди.

В соответствии с правовыми разъяснениями, данными в п. 8, п. 9, п. 14 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве, относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, также относится к реестровым требованиям второй очереди. Если же налог был удержан при выплате текущей заработной платы, выходных пособий, суммы налога на доходы физических лиц перечисляются должником как налоговым агентом одновременно с выплатой такой заработной платы в режиме второй очереди текущих платежей (абзац третий пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве).

Начисленные должнику пени и штрафы за не перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, учитываются отдельно в составе платежей третьей очереди.

Таким образом, требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов ПАО «Сосьвапромгеология» задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 719 102 рублей основного долга подлежат удовлетворению и включению во вторую очередь реестра требований кредиторов ПАО «Сосьвапромгеология».

Заявленные требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов ПАО «Сосьвапромгеология» задолженности по обязательным платежам, в том числе, по пени в удовлетворяемой части подлежат включению в третью очередь реестра требований кредиторов ПАО «Сосьвапромгеология».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 16, 32, 100, 134, 142 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст.ст. 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Удовлетворить частично заявленные требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре.

Включить во вторую очередь реестра требований кредиторов публичного акционерного общества «Сосьвапромгеология» задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 719 102 рубля основного долга.

Включить в третью очередь реестра требований кредиторов публичного акционерного общества «Сосьвапромгеология» задолженность по обязательным платежам в сумме 1 939 166, 97 рублей, в том числе: 1 028 619 рублей – основного долга; 523 949, 37 рублей – пени; 386 598, 60 рублей – штрафов.

В остальной части заявленных требований – отказать.

Определение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня изготовления в полном объеме.

Судья С.А. Колесников