НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Хабаровского края от 15.05.2012 № А73-15863/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г. Хабаровск                                                                дело № А73-15863/2011

15 мая 2012 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи  Манника С.Д.,

судей Леонова Д.В., Луговой И.М.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никулиным Д.А.

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции

заявление Общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточные магистральные нефтепроводы» (680000, г.Хабаровск, ул.Ленина д.57 офис 324; ОГРН 1092724004944; ИНН 2724132118)

к Собранию депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края (680007, г.Хабаровск, ул.Волочаевская д.6)

третье лицо Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края (680007, г.Хабаровск, ул.Волочаевская д.6)

с участием вступившего в дело Прокурора Хабаровского края (680000, г.Хабаровск, ул.Шевченко д.6)

о признании нормативного правового акта недействующим,

при участии:

от ООО «Дальнефтепровод»  —Алехин А.А. по дов. № 58 от 26.01.2012; Адигамов И.М. по дов. № 080 от 25.10.2011; Серебренников О.В. по дов. № 59 от 26.01.2012 со всеми полномочиями;

от Собрания депутатов —  Солодянкин Г.Н. по дов. № 06-11/67 от 28.12.2011 со всеми полномочиями;

от администрации района Солодянкин Г.Н. по дов. № 3.17/2971 от 28.12.2011 со всеми полномочиями;

от Прокурора Хабаровского края Иванова Н.С., прокурор отдела, по уд. ТО               № 079830 от 28.12.2009,

УСТАНОВИЛ:

        Общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточные магистральные нефтепроводы»  (далее — заявитель, ООО «Дальнефтепровод») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействующими пунктов 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3 Правил сноса древесно-кустарниковой растительности на территории Хабаровского муниципального района, утвержденных решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 25.03.2008 № 385 «Об утверждении Правил сноса древесно-кустарниковой растительности на территории Хабаровского муниципального района» (в редакции решений от 22.07.2008 № 415, от 28.10.2008 № 437, от 23.03.2010 № 77, от 17.05.2011 №154).

       Определением суда от 23.01.2012 производство по делу приостанавливалось до размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по надзорному производству        № ВАС-10034/11 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

       По мнению заявителя, пункты 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3  Правил сноса древесно-кустарниковой растительности на территории Хабаровского муниципального района (далее — Правила сноса древесно-кустарниковой растительности) не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

        Также заявитель полагает, что указанные пункты оспариваемого правового акта нарушают права и законные интересы ООО «Дальнефтепровод» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе: право на использование арендованных земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования — для строительства объектов «Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан, участок НПС «Сковородино» — СМНП «Козьмино» (ВСТО-II); право собственности на вещи (денежные средства), принадлежащие обществу, поскольку орган местного самоуправления фактически установил дополнительные сборы (платежи), обязательные для уплаты арендаторами, желающими использовать арендованные земельные участки в соответствии с заключенными договорами аренды для строительства объектов.

Собрание депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее — Собрание депутатов Хабаровского района) и администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее — администрация Хабаровского района, третье лицо) выразили несогласие с заявленным обществом требованием по мотивам, изложенным в отзывах на заявление, подготовленным в соответствии с требованиями статьи 131 АПК РФ. По мнению этих лиц, оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт был принят в рамках полномочий Собрания депутатов района и в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

       На основании заявления от 23.03.2012 и в соответствии с частью 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступил Прокурор Хабаровского края. В представленном заключении Прокурор Хабаровского края считает спор неподведомственным арбитражному суду, поскольку компенсационная стоимость по сносу древесно-кустарниковой растительности не обладает признаками налогового сбора; в статье 29 АПК РФ отношения по охране окружающей среды не указаны в перечне сфер, отнесенных к компетенции арбитражного суда, а также в нормах, содержащихся в иных федеральных законах, в которых арбитражный суд назван в качестве суда, компетентного рассматривать заявления об оспаривании актов органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды.

        В судебном заседании представитель ООО «Дальнефтепровод» поддержал требование по доводам, изложенным в заявлении.

        Единый представитель Собрания депутатов и администрации Хабаровского района предложил отказать в удовлетворении заявления по мотивам, изложенным в отзывах.

        Представитель Прокурора Хабаровского края по представленному заключению по делу предложил производство по делу прекратить.

         В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителей участвующих в деле лиц судом установлены следующие обстоятельства.

        Решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 25.03.2008 № 385 утверждены Правила сноса древесно-кустарниковой растительности на территории Хабаровского муниципального района. Решение опубликовано в издании «Вестник Хабаровского муниципального района Хабаровского края» № 2 от 30.04.2008.

       В дальнейшем, решениями этого же представительного органа от 22.07.2008 № 415, от 28.10.2008 № 437, от 23.03.2010 № 77, от 17.05.2011 № 154 в Правила сноса древесно-кустарниковой растительности вносились изменения, которые также опубликованы в Вестнике Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 6 от 08.08.2008, № 9 от 14.11.2008, № 2 от 23.04.2010, № 4 от 18.07.2011.

        Правила сноса древесно-кустарниковой растительности являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления, так как они обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этими Правилами.

      Структурно Правила сноса древесно-кустарниковой растительности содержат три раздела: 1. Общие положения (пункты 1.1–1.4), 2. Снос древесно-кустарниковой растительности (пункты 2.1–2.8), 3. Принципы возмещения вреда окружающей среде при сносе древесно-кустарниковой растительности (пункты 3.1–3.3).

       Оспариваемые заявителем пункты 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3 Правил сноса древесно-кустарниковой растительности в действующей редакции имеют следующее содержание:

        «2.4. Специально уполномоченное структурное подразделение администрации района производит обследование и оценку зеленых насаждений, составляет ведомость отобранных к сносу деревьев и кустарников, рассчитывает сумму компенсационной стоимости согласно утвержденным таксам компенсационной стоимости зеленых насаждений.

2.5. Снос древесно-кустарниковых пород производится на основании постановления администрации Хабаровского муниципального района о сносе, после оплаты компенсационной стоимости зеленых насаждений. К постановлению прилагаются акт обследования зеленых насаждений и расчет суммы компенсационной стоимости.

2.6. Порядок расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений, ущерба, нанесенного несанкционированным повреждением и (или) уничтожением зеленых насаждений, и форма акта обследования зеленых насаждений, а также специально уполномоченное в данных вопросах структурное подразделение администрации района устанавливаются главой Хабаровского муниципального района.

2.8. В случаях несанкционированного повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений специально уполномоченное структурное подразделение администрации района производит расчет ущерба, нанесенного окружающей среде, согласно утвержденным методикам.

3.1. Во всех случаях сноса и пересадки деревьев и кустарников, повреждения зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2.1.3 и 2.1.2 настоящих Правил, предусматривается возмещение компенсационной стоимости.

3.2. В случаях несанкционированного повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений ущерб полностью возмещается лицом, причинившим ущерб.

3.3. Средства за вынужденный и незаконный снос зеленых насаждений зачисляются на счет бюджета Хабаровского муниципального района по соответствующему коду бюджетной классификации».

        ООО «Дальнефтепровод» с 2009 года осуществляет строительство нефтепровода «Трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан, участок НПС «Сковородино» — СМНП «Козьмино» (ВСТО-II).

        В целях организации строительства постановлениями администрации Хабаровского муниципального района от 22.12.2009 № 3880, от 22.12.2009               № 3881, от 10.02.2010 № 313, от 17.02.2010 № 356, от 19.02.2010 № 407, от 27.02.2010 № 515, от 27.02.2010 № 516, от 19.03.2010 № 706, от 30.03.2010              № 794, от 30.03.2010 № 795, от 30.03.2010 № 796, от 16.04.2010 № 1008, от 19.04.2010 № 1029, от 20.04.2010 № 1030, от 21.04.2010 № 1066 (том 1, л. д.   17–46) ООО «Дальнефтепровод» предоставлены различные земельные участки, расположенные на земельных территориях Хабаровского муниципального района.

        Во исполнение указанных постановлений с обществом заключены соответствующие договоры аренды земель населенных пунктов от 28.12.2009 № 863/09, от 12.02.2010 № 26/10, от 18.02.2010 № 36/10, от 24.02.2010 № 38/10, от 27.02.2010 № 49/10, от 27.02.2010 № 50/10, от 22.03.2010 № 85/10, от 22.03.2010 № 87/10, от 16.04.2010 № 101/10, от 20.04.2010 № 107/10, от 21.04.2010 № 111/10, от 23.04.2010 № 114/10 (том 1, л. д. 47–73). При этом договоры аренды зарегистрированы в установленном порядке.

         В дальнейшем постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 24.06.2010 № 1807 «О разрешении сноса древесно-кустарниковой растительности» ООО «Дальнефтепровод» на основании Правил сноса древесно-кустарниковой растительности разрешен снос древесно-кустарниковой растительности на арендуемых земельных участках с расчетом к уплате обществом в бюджет района компенсационной стоимости деревьев в размере 3169549 руб.

        В связи с отказом ООО «Дальнефтепровод» добровольно перечислить в бюджет района исчисленную компенсационную стоимость фактически вырубленной древесно-кустарниковой растительности по пути прохождения нефтепровода по территории Хабаровского муниципального района, администрация Хабаровского муниципального района обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании с общества 3196549 руб.

        Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.10.2011 по делу   № А73-9596/2011 требование истца удовлетворено в полном объеме.        

        Полагая, что положения пунктов 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3 Правил сноса древесно-кустарниковой растительности нарушают права ООО «Дальнефтепровод» в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Хабаровского края.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, коллегия судей первой инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для рассмотрения в арбитражном суде по существу заявленного обществом требования по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании пункта 1 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, в том числе в сфере налогообложения, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных сферах.

Заявитель полагает, что Правила сноса древесно-кустарниковой растительности относится к нормативному правовому акту в сфере налогообложения, поскольку оспариваемыми пунктами установлена компенсационная стоимость древесно-кустарниковой растительности, фактически являющаяся обязательным сбором (платежом) и введена в границах Хабаровского муниципального района, что не соответствуют законодательству РФ о налогах и сборах (статье 15 Федерального закона № 131-ФЗ, статьям 8, 12, 15 Налогового кодекса РФ).

        Однако указанный довод заявителя следует признать ошибочным.

        Устанавливаемый уполномоченным органом местного самоуправления сбор может быть отнесен и признан налоговым сбором только при условиях соответствия признакам обязательного сбора, субъектного состава налоговых правоотношений, условиям и порядку установления сбора, сроков и порядка уплаты сбора, порядка взыскания и иным условиям, установленным Налоговым кодексом РФ.

Из преамбулы решения Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 25.03.2008 № 385 видно, что Правила сноса древесно-кустарниковой растительности на территории Хабаровского муниципального района утверждены в целях упорядочения правовых отношений в области выдачи разрешений на снос древесно-кустарниковой растительности на территории Хабаровского муниципального района.

Из общих положений Правил также видно, что они разработаны в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами Хабаровского края (пункт 1.1), устанавливают порядок сноса зеленых насаждений на территории Хабаровского муниципального района (пункт 1.2).

Оспариваемые заявителем пункты 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3 Правил сноса древесно-кустарниковой растительности устанавливают перечень и функции муниципальных органов, специально уполномоченных на обследование, оценку зеленых насаждений и выдачу разрешений на снос; основные принципы возмещения вреда окружающей среде при сносе древесно-кустарниковой растительности в определенных случаях.

При этом указанные и иные правовые нормы Правил, касающиеся  порядка определения суммы компенсационной стоимости сносимых зеленых насаждений (возмещения ущерба), будучи по-своему бланкетными и отсылочными адресными нормами (отсылающими к правам уполномоченных органов местного самоуправления; к оформляемым актам и постановлениям; к порядку расчета и по таксам, утверждаемым главой района), самостоятельно не устанавливают конкретно подлежащие применению в расчетах таксы, формулы, таблицы, коэффициенты и (или) иные показатели в методике таких расчетов.

По таким нормам нельзя рассчитать компенсационную стоимость, поскольку бланкетные и отсылочные нормы Правил не несут юридической нагрузки и подлежат применению в системной связи с иными правовыми актами органов местного самоуправления.

Также рассматриваемые Правила не содержат в себе признаков, позволяющих отнести исчисляемые суммы компенсационной стоимости при сносе зеленых насаждений к налоговому сбору.

Таким образом, решение Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 25.03.2008 № 385 в части пунктов 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3 Правил сноса древесно-кустарниковой растительности не относится к нормативному правовому акту в сфере налогообложения, а ООО «Дальнефтепровод» оспаривает правовые нормы, не имеющие отношения к налогообложению.

В то же время, абзацем 11 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002            № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что охрана окружающей средыэто деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (природоохранная деятельность).

       В рассматриваемом случае регулирование Собранием депутатов Хабаровского района как органом местного самоуправления вопросов, связанных со сносом древесно-кустарниковой растительности следует рассматривать какдеятельность по охране окружающей среды (природоохранная деятельность), а принятые и оспариваемые Правила сноса —как одну из мер в сфере этой деятельности.

       Вместе с тем сфера деятельности по охране окружающей среды (природоохранной деятельности) не содержится в перечне  пункта 1 части 1 статьи 29 АПК РФ.

В силу статьи Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Нормативные правовые акты органа местного самоуправления по вопросам местного значения могут быть оспорены в арбитражном суде, если они затрагивают права заявителя, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности только в определенных сферах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 29 АПК РФ, не связывающие подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов с субъектным составом участников спорного правоотношения.

Поскольку оспариваемые Правила сноса древесно-кустарниковой растительности являются нормативным правовым актом, устанавливающим порядок сноса древесно-кустарниковой растительности на территории Хабаровского муниципального района, и не осуществляют правового регулирования в сферах, поименованных в пункте 1 части 1 статьи 29 АПК РФ, при этом отсутствует федеральный закон, относящий к подведомственности арбитражных судов оспариваемый акт, коллегия судей первой инстанции пришла к выводу о том, что заявление ООО «Дальнефтепровод» не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Принимая во внимание изложенное, производство по делу по заявлению ООО «Дальнефтепровод» подлежит прекращению.

        Государственная пошлина в сумме 2000 руб., уплаченная заявителем по платежному поручению от 16.12.2011 № 8524 подлежит возврату плательщику из федерального бюджета.

       На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 151, 184 АПК РФ Арбитражный суд Хабаровского края

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по делу № А73-15863/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточные магистральные нефтепроводы»  о признании недействующими пунктов 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.1, 3.2, 3.3 Правил сноса древесно-кустарниковой растительности на территории Хабаровского муниципального района, утвержденных решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 25.03.2008 № 385 «Об утверждении Правил сноса древесно-кустарниковой растительности на территории Хабаровского муниципального района» (в редакции решений от 22.07.2008 № 415, от 28.10.2008 № 437, от 23.03.2010 №77, от 17.05.2011 № 154) - прекратить.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Дальневосточные магистральные нефтепроводы» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению от 16.12.2011 № 8524. 

        Определение может быть обжаловано в течение одного месяца в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

        Председательствующий                                                С.Д. Манник

        Судья                                                                               Д.В.Леонов

        Судья                                                                               И.М.Луговая