ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
г. Москва
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
судьи Полукарова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судьи – Даньшиной Ю.А.
рассматривает в предварительном судебном заседании дело по исковому заявлению
истца (заявителя): Крайнов Д. Ю. ОГРН 30973271600013
к ответчику: Пенсионный фонд Российской Федерации
о признании недействующим акта нормативного характера «Информационное сообщение», изданного 24.03.2011г.
в судебное заседание явились:
от истца (заявителя): не явка, извещен
от ответчика: по доверенности № АД-09-28/5811 от 05.05.2012г. Афонина И.И.; по доверенности № АД-09-28/3290 от 16.03.2012г. Соколов Р.А.
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом г. Москвы рассматривается заявление Крайнова Дмитрия Юрьевича о признании недействующим акта Пенсионного Фонда Российской Федерации нормативного характера «Информационное сообщение», изданного 24.03.2011г.
Заявитель в заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Ответчик в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, указывает, что оспариваемый заявителем акт не является ни ненормативным, ни нормативным и носит чисто информационный характер. Ходатайствует о прекращении производства по делу.
Судом в порядке ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв в заседании.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы ответчика, суд пришел к выводу о том, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 27, 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане). К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
В соответствии со ст. 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 ГК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением.
При этом ПФР не входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 9 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 (далее - Положение), Правление ПФР издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением (часть 3 статьи 5 Закона № 167-ФЗ, абзац 2 пункта 1 Положения).
Абзацем вторым пункта 6 Положения о Правлении Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правления ПФР от 15 сентября 2003 года № 130п, предусмотрено, что решение Правления оформляется постановлением.
Форма бланка постановления Правления ПФР утверждена распоряжением Правления ПФР от 30 декабря 2008 года № 283р «Об утверждении новой редакции инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Пенсионного фонда Российской Федерации» и согласована 25 декабря 2008 года с Федеральным архивным агентством.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2001 года №318 «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации» введена государственная регистрация имеющих нормативный характер актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер.
Государственная регистрация актов ПФР осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Акты ПФР, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
В силу пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Оспариваемое заявителем Информационное сообщение ПФР от 24 марта 2011 года не соответствует названным существенным признакам нормативного правового акта, так как не издано в установленном порядке, не содержит правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Следовательно, Информационное сообщение ПФР от 24 марта 2011 года не относится к нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти, не служит основанием для регулирования соответствующих правоотношений, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не возлагает на него какие-либо обязанности не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также суд считает, что оспариваемое информационное сообщение, ненормативным правовым актом государственного органа также не является и к нему неприменимы положения ст. 13 ГК РФ и ст. 198 АПК РФ, ввиду того, что оспариваемый акт не носит властно-распорядительного характера, не адресован ограниченному кругу лиц, не содержит обязательных предписаний, не направлено на однократное применение.
Ненормативный правовой акт - это форма юридически властного волеизъявления полномочного субъекта государственной власти, адресованного определенному лицу и направленного на возникновение, изменение, прекращение для него правовых последствий. Ненормативный акт содержит в себе юридически-властное предписание, каковым сообщениене является.
Сообщение не влечет для заявителя правовых последствий.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
Согласно ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права и избирают способы защиты нарушенного права. Выбранный лицом способ защиты должен соответствовать действующему законодательству
Суд расценивает данное информационное сообщение как информационно-аналитический материал для оказания консультационно-методической помощи плательщикам страховых взносов в изучении и освоении норм Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, переддругими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено АПК РФ.
В силу статей 65, 192 - 194 АПК РФ обязанность доказывания нарушения оспариваемым нормативно-правовым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на данное лицо.
Однако заявителем не представлено доказательств того, что информационное сообщение является нормативным актом, так не представлено доказательств его издания в установленном порядке, подписания кем-либо из уполномоченных на то лиц, официального опубликования в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 ст. 191 АПК РФ дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Заявителем не указан, а судом не установлен федеральный закон, который относил бы указанный спор к подведомственности арбитражного суда. Расценивание информационного сообщения как нормативного акта заявителем не является однозначным основанием считать сообщение нормативным актом.
Согласно с подпункту 1 пункта статьи 150 АПК РФ Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Учитывая изложенное, спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а производство по делу подлежит прекращению.
В связи с прекращением производства по делу возвратить уплаченную заявителем госпошлину в сумме 200 руб.
Руководствуясь ст.ст. 27, 28, 53, 184-186, п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Ходатайство удовлетворить.
Прекратить производство по делу по заявлению Крайнова Дмитрия Юрьевича о признании недействующим акта Пенсионного Фонда Российской Федерации нормативного характера «Информационное сообщение», изданного 24.03.2011г.
Возвратить из федерального бюджета Крайнову Д.Ю. 200 руб. 00 коп. госпошлины, о чем выдать справку.
Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья А. В. Полукаров