О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-108548/10-44-566 "Б"
Резолютивная часть определения оглашена 21.03.2019
Определение в полном объеме изготовлено 04.04.2019
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Никифорова С.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Амирхановым Т.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании
заявление в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) закрытого акционерного общества «Транснефтегазстрой» заявление конкурсного управляющего ФИО1 о разрешении разногласий между ЗАО «Транснефтегазстрой» и МИФНС России №10 по Рязанской области и установлении, что текущая задолженность по земельному налогу составляет 194 309 руб.
при участии: согласно протоколу судебного заседания;
У С Т А Н О В И Л:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2011 закрытое акционерное общество «Транснефтегазстрой» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена ФИО1, о чем опубликованы сведения в газете «Коммерсантъ» №204 от 29.10.2011.
В Арбитражный суд города Москвы 04.02.2019 поступило заявление конкурсного управляющего ФИО1 о разрешении разногласий между ЗАО «Транснефтегазстрой» и МИФНС России №10 по Рязанской области и установлении, что текущая задолженность по земельному налогу составляет 194 309 руб.
Представитель конкурсного управляющего поддержал заявленные требования.
Представитель ФНС России в лице ИФНС № 6 по г. Москве возражает против удовлетворения заявления.
Представители уполномоченного органа пояснили о том, что от Межрайонной ИФНС № 10 по Рязанской области поступил отзыв для передачи в Арбитражный суд г. Москвы.
Исследовав письменные материалы, выслушав представителя сторон, суд приходит к выводу о прекращении производства по данному заявлению по следующим основаниям.
В обоснование заявленных требований конкурсный управляющий ссылается на следующие обстоятельства.
В адрес Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области конкурсным управляющим направлено сопроводительное письмо, а также заявление об отзыве (удалении) налоговых деклараций по земельному налогу (Исх. ТНГС-Г-1 от 30.08.2018 № 43884) за период за 2012 г. от 08.10.2014, за 2013 г. от 08.10.2014, за 2014 г. от 05.02.2015, за 2015 г. от 27.01.2016. Налоговые декларации за 2016-2017 гг. не сдавались.
В дополнение к сопроводительному письму ЗАО «Транснефтегазстрой» по поводу отзыва деклараций по земельному налогу (Исх. № ТНГС-Г-35 от 30.08.2018) уведомлением (Исх. № ТНГС-Г-51 от 25.10.2018) конкурным управляющим налоговому органу сообщено следующее.
На основании государственного акта №153 заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принажал земельный участок с кадастровым номером 62:16:0000000:30. категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадью 7298 га., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - ЗАО «Транснефтегазстрой", участок находится примерно в 0 км от ориентира по направлению (все направления), почтовый адрес ориентира: Рязанская область, Екатериновка.
Постановлением Главы Администрации Сапожковского муниципального района Рязанской области от 24.03.2011 № 127 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, входящими в земельный участок с кадастровым номером 62:16:0000000:30, закрепленным за ЗАО «Транснефтегазстрой» на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № 153, местоположение: участок находится примерно в 0 км по направлению на (все направления) от ориентира ЗАО «Транснефтегазстрой», расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Рязанская область, Сапожковский муниципальный район, д. Екатериновка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, цель предоставления - для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1435 га, из них лесных площадей 1435 га.
Из данного постановления следует, что право постоянного (бессрочного) пользования было прекращено на основании заявления генерального директора ЗАО «Транснефтегазстрой» ФИО2 об отказе от данного права в соответствии с пунктом 4 ст.53 ЗК РФ.
Определением Арбитражного суда г. Москвы по настоящему делу отказ генерального директора ЗАО «Транснефтегазстрой» от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в Рязанской области признан незаконным.
В ноябре 2015 года вышеуказанный участок размежеван на 25 единиц.
Общая площадь участков составила 55482487 кв.м.
Конкурсный управляющий обратился с заявлением на переоформление права постоянного бессрочного пользования в Администрации Сапожсковского района, которая вынесла отказ в переоформлении от 20.04.2017 № 543, что подтверждает отсутствие за ЗАО «Транснефтегазстрой» права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Решением Арбитражного суда Рязанской области по делу № А54-3157/2017 от 28.09.2017 отказ администрации муниципального образования - Сапожковский муниципальный район Рязанской области в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "ТРАНСНЕФТЕГАЗСТРОЙ" на право аренды земельными участками выраженный в письме от 20.04.2017 № 543, проверенный на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации, признан незаконным.
Суд обязал администрацию муниципального образования - Сапожковский муниципальный район Рязанской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ЗАО «ТРАНСНЕФТЕГАЗСТРОЙ» путем принятия решения о передаче в аренду на срок 49 лет и заключения с закрытым акционерным обществом «Транснефтегазстрой» договора аренды земельных участков с определением арендной платы в соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 05.09.2008 № 194 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Рязанской области и предоставленные в аренду без торгов».
С Администрацией муниципального образования - Сапожковский муниципальный район Рязанской области, юридический адрес: 391940 Рязанская область, р.п. Сапожок, ул.50 лет Октября д.25, («арендодатель») и ЗАО «Транснефтегазстрой» заключен договор аренды от 01.11.2017 вышеуказанных земельных участков на 49 лет (с 10 ноября 2017 года по 10 ноября 2066 года).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 10.01.2018.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ № 137-ФЭ предусмотрена обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в срок до 01.07.2012.
С 24.03.2011 по 01.07.2012 ЗАО «Транснефтегазстрой» обладало правом постоянного (бессрочного) пользования земельными участками 5 863 га и являлось плательщиком земельного налога.
Право постоянного (бессрочного) пользования у ЗАО «Транснефтегазстр-: прекратилось 01.07.2012, а договор аренды с Администрацией муниципального образования - Сапожковский муниципальный район Рязанской области зарегистрирован лишь 10.01.2018.
В связи с этим конкурсный управляющий, руководствуясь 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ № 137-ФЗ вышеуказанные земельные участки не могут быть предметом налогообложения ЗАО «Транснефтегазстрой» за период с 01.07.2012 по 10.01.2018, в связи с тем, что право постоянного бессрочного пользования прекратилось, а договор аренды земельных участков от 01.11.2017 зарегистрирован 10.01.2018.
Также конкурсный управляющий ссылается на следующее.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Следовательно, к таким требованиям применяется общий порядок взыскания обязательных платежей, установленный ст.46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации ф (далее - НК РФ), в том числе сроки исковой давности. Так, пунктом 3 ст.46 НК РФ определено, что решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Поэтому конкурсный управляющий полагает, что оснований для уплаты налогов, пеней и штрафов за период с 2011 по 10.01.2018 не имеется, в том числе и в связи с истечением сроков давности для предъявления данных требований.
В связи с этим конкурсный управляющий считает обоснованным требование об уплате земельного налога только за период 194 309,00 руб. (за 3 месяца 2011 г.).
Расчет:
Кадастровая стоимость земельного участка 5 1815 800 руб.
Налоговая ставка -1,5 %.
Количество полных месяцев владения - 3 мес.
Коэффициент Кв. - 0,25.
Итого: 194 309 руб.
Однако согласно ответу налогового органа № 2.6-18/7372 от 29.11.2018 за ЗАО «Транснефтегазстрой» сохраняется обязанность по представлению в налоговый орган деклараций по земельному налогу, следовательно, имеется задолженность в сумме 5 469 711,82 руб. (согласно справке № 156956 на 14.01.2019). При этом в вышеуказанном ответе указано, что основанием для взимания земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающего документа на земельный участок.
В свою очередь, ЗАО «Транснефтегазстрой» таким документом не обладало и земельным участком не пользовалось, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра от 16.10.2018 № КУВИ-01/2018-6048543 об отсутствии в ЕГРН сведений о правах ЗАО «Транснефтегазстрой» на имевшиеся и имеющиеся объекты недвижимого имущества за период с 01.01.2009 по 16.08.2018 по территории Рязанской области
В своем заявлении конкурсный управляющий, выражая свое не согласие с суммой требований налогового органа по земельному налогу, расценивает это не согласие как разногласие, предусмотренное ст. 60 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее Закона о банкротстве) и ч. 1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
По правилам ч. 1 ст. 60 Закона о банкротстве рассматриваются заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ № 60 от 23.07.2009 г. «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"» разъяснено, что при возникновении вконкурсном производстве разногласий между кредитором по текущим платежам и арбитражным управляющим по вопросу об очередности удовлетворения требований данного кредитора, а при недостаточности средств для расчета с кредиторами одной очереди также и о пропорциональности этого удовлетворения суд при признании жалобы кредитора обоснованной определяет на основании п. 3 ст. 134 Закона очередность и размер удовлетворения требований с учетом правил п. 2 ст. 134 Закона.
Указанный вопрос в силу п. 4 ст. 5 Закона о банкротстве может быть рассмотрен судом и в иных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, применительно к положениям п. 2 и п. 3 ст. 134 Закона.
Между конкурсным управляющим и налоговым органом не имеется разногласий относительно очередности удовлетворения текущих требований или пропорциональности их удовлетворения, которые могли бы быть предметом рассмотрения суда в рамках дела о банкротстве в соответствии с вышеприведенными нормами права.
В данном случае имеется спор о размере текущий задолженности по земельному налогу, что не подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку материалы дела не представлено доказательств наличия разногласий между конкурсным управляющим и Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области по текущим платежам по вопросу об очередности удовлетворения требований кредитора, либо о пропорциональности этого удовлетворения вопрос о наличии разногласий по размеру задолженности не подлежит рассмотрению в рамках дела о банкротстве должника, заявление конкурсного управляющего о разрешении разногласий подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 АПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Прекратить производство по заявлению конкурсному управляющему ЗАО «Транснефтегазстрой» о разрешении разногласий с Межрайонной ИФНС России № 10 по Рязанской области.
Определение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Судья Н.Л. Бубнова