НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС города Москвы от 11.10.2012 № А40-38913/12

А Р Б И Т РА Ж Н Ы Й С У Д г. М О С К В Ы

115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, дом 17

тел. (495) 600-98-68, факс (495) 600-99-23

www.msk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о приостановлении производства по делу

г. Москва

ДЕЛО № А40-38913/12

11 октября 2012 г.

115-207

Арбитражный суд в составе судьи Л.А.Шевелёвой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.А. Седовым

рассмотрел дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Авианова», зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером: 5067746455695 и расположенного по адресу: 123022, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 13, стр. 15

к Государственному Учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области, зарегистрированному за основным государственным регистрационным номером: 1027701022788 и расположенному по адресу: 101000, г. Москва, М. Златоустинский переулок, д. 3, стр. 1

о признании недействительным отказа, выраженного в письме № 210-101-01-21/916 от 28.02.2012 г., признании незаконным Решения № 08710712Р30001586 от 23.04.2012 г. и обязании осуществить возврат страховых взносов на суму в 19 290 456,00 руб.,

при участии:

от заявителя: Шаповалов С.Ю. (дов. б/н от 02.03.2012 г.);

от заинтересованного лица: Давыдова Г.И. (дов. № 210-И-8/16636 от 19.12.2011 г.).

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Авианова» 11.03.2012 г. обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к Государственному Учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области о признании недействительным отказа, выраженного в письме № 210-101-01-21/916 от 28.02.2012 г. и обязании осуществить возврат страховых взносов на суму в 19 290 456,00 руб.

Арбитражный суд г. Москвы принял заявление от 11.03.2012 к производству определением от 13.03.2012 г., с присвоением ему номера дела — А40-38913/12-115- 207.

Общество с ограниченной ответственностью «Авианова» 24.05.2012 г. обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Государственному Учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области о признании незаконным Решения № 08710712Р30001586 от 23.04.2012 г. и обязании осуществить возврат страховых взносов на суму в 19 290 456,00 руб.

Арбитражный суд г. Москвы принял заявление от 24.05.2012 к производству определением от 28.05.2012 г., с присвоением ему номера дела — А40-72840/12-90-388.

Определением суда от 10.07.2012 г. производство по делам № А40-38913/12-115- 207 № А40-72840/12-90-388 объединено.

Рассмотрев доводы сторон, изложенные в заявлении в суд, письменных пояснениях, отзыве, дополнениях к отзыву и выступлениях присутствующих в


заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что производство по делу подлежит приостановлению по следующим основаниям.

Так, из материалов дела видно, что 23 апреля 2012 года Государственное учреждение – Главное управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области вынесло Решение № 08710712 РЗ0001586 об отказе в осуществлении возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов. Указанным Решением обществу было отказано в возврате дополнительных страховых взносов за 2010 год в сумме 19 290 456,00 рублей.

Обязанность уплачивать указанные взносы установлена Федеральным законом № 155-ФЗ от 27.11.2001 г. «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». Статья 4 указанного закона устанавливает для авиакомпаний обязанность исчислять и уплачивать в Пенсионный фонд РФ дополнительные страховые взносы в размере 14 процентов от сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей.

Заявитель в обоснование заявленных требований полагает, что он переплатил дополнительные страховые взносы за 2010 год, поскольку исчислял их без учета нормы п. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Согласно указанной норме, размер базы для начисления страховых взносов (а значит и размер самих страховых взносов) ограничен 415 000,00 рублей в год на каждого застрахованного. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, превышающих 415 000,00 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.

Заинтересованное лицо в обоснование позиции по спору полагает, что заявитель не вправе применять указанное ограничение, поскольку Федеральным законом от 23.12.2010 г. № 360-ФЗ был изменен Федеральный закон № 155-ФЗ. Новая редакция Федерального закона № 155-ФЗ исключает возможность применения указанного выше ограничения. Причем п. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.12.2010 № 360-ФЗ указывает, что указанное изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Таким образом, следует вывод, что спор между сторонами по настоящему делу сводится к определению момента, с которого применяются положения Федерального закона № 155-ФЗ, в редакции Федерального закона от 23.12.2010 г. № 360-ФЗ.

Между тем, суд указывает следующее.

Дополнительное социальное обеспечение, предоставляемое на основании Федерального закона № 155-ФЗ носит особый характер, а также порядок финансирования расходов на выплату указанной доплаты.

В отличие от трудовой пенсии, которая является ежемесячной денежной выплатой лицам, застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования, в целях компенсации заработной платы или иного дохода, на которые начислялись соответствующие страховые взносы, целевое назначение доплаты к пенсии заключается в том, что она предоставляется оставившим летную работу членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые не приобретают в системе дополнительного социального обеспечения статуса застрахованных.

Доплата к пенсии, устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом № 155-ФЗ не предусматривается в качестве вида обеспечения по обязательному социальному (пенсионному) страхованию. Она имеет иную правовую природу, что находит отражение, в том числе в порядке финансирования указанной доплаты, а также механизме определения ее размера.

Так, согласно статьям 4 - 6 Федерального закона № 155-ФЗ финансирование расходов на выплату доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации производится за счет поступающих в Пенсионный фонд


Российской Федерации страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд названной категории работников, по установленному сверх ставки единого социального налога и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование тарифу страховых взносов, размер которого составляет 14 процентов от выплат, начисленных работодателями в пользу указанных лиц в денежном выражении по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, независимо от источников финансирования.

Страховые взносы по дополнительному тарифу уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и учитываются в целом по Российской Федерации на отдельном централизованном счете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страховые взносы, уплачиваемые по дополнительному тарифу работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в отличие от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являются индивидуально возмездными платежами, призванными обеспечить права конкретного гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Дополнительный тариф таких страховых взносов не подлежит дифференциации в зависимости от размера фонда оплаты труда, что имеет место в системе обязательного пенсионного страхования, где установлена регрессивная шкала обложения страховыми взносами.

Страховые взносы по дополнительному тарифу начисляются работодателями на фонд оплаты труда работающих на данный момент времени членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, капитализации не подлежат и направляются на финансирование доплат к пенсиям, установленным представителям указанной профессиональной группы, которые оставили летную работу.

При этом размер доплаты к пенсии определяется с учетом фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации дополнительных страховых взносов. Сумма средств, поступающих на выплату доплаты к пенсии, зависит от ряда постоянно изменяющихся условий: от числа работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, от количества работников в должностях членов летных экипажей, размера фонда оплаты труда, на который начисляются страховые взносы, и других.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 155-ФЗ при определении размера доплаты к пенсии учитывается отношение среднемесячной суммы страховых взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале по дополнительному тарифу, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии пенсионерам из числа указанных лиц, на начало выплатного периода (1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля).

В зависимости от фактически поступивших дополнительных страховых взносов осуществляется ежеквартальная корректировка размера доплаты к пенсии. Применяемое в этих целях отношение среднемесячной суммы дополнительных страховых взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии пенсионерам из числа указанных лиц, на начало выплатного периода устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации ежеквартально.

Установление такого механизма определения и корректировки размера доплат к пенсии, которые являются выплатами по системе дополнительного социального обеспечения, обусловлено необходимостью их надлежащего финансового обеспечения.

Однако, суд указывает, что в отличие от обязательного пенсионного страхования, дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации не предполагает государственной гарантированности сохранения определенного размера доплаты к пенсии посредством предоставления Пенсионному


фонду Российской Федерации дотаций из федерального бюджета (в том числе в случае, когда работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, страховые взносы, предназначенные для финансирования затрат на выплату доплаты к пенсии, уплачиваются не в полном объеме), установления субсидиарной ответственности государства по обязательствам, возникшим перед пенсионерами – получателями такой доплаты.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.03.2009 г. № 379-О-О федеральный законодатель, вводя систему дополнительного социального обеспечения членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, вправе исходя из ее правовой природы и особенностей финансирования предусмотреть такой механизм исчисления и перерасчета доплаты к пенсии, который предполагал бы зависимость ее размера от фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на эти цели сумм дополнительных страховых взносов работодателей, использующих труд данной категории работников.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 360-ФЗ данный Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, то есть с 27.12.2010 г. Следовательно, очередной выплатной период наступает 1 февраля 2011 года. При этом к данному сроку должен быть сформирован фонд оплаты из страховых взносов предыдущего периода по дополнительному тарифу, предусмотренному Федеральным законом № 155-ФЗ (в редакции Федерального закона № 360-ФЗ).

С целью формирования фонда законодатель распространил действие части второй статьи 4 Федерального закона № 155-ФЗ (в редакции Федерального закона № 360-ФЗ) на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

В противном случае не могло бы быть обеспечено формирование обособленного источника финансирования доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в объеме, необходимом для осуществления этих выплат в установленном размере, что вступало бы в противоречие с правовой природой дополнительного социального обеспечения указанной категории граждан и его целями, что следует из преамбулы Федерального закона № 155-ФЗ.

При названных обстоятельствах суд пришел к выводу об обнаружившейся неопределенности в вопросе о соответствии части 2 статьи 2 Федерального закона от 23.12.2010 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» положениям статьи 57 Конституции Российской Федерации.

В рассматриваемом деле подлежит применению Федеральный закон от 27.11.2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» в редакции Федерального закона от 23.12.2010 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». При этом при рассмотрении настоящего дела ставиться вопрос о невозможности применения положений части 2 статьи 2 Федерального закона от 23.12.2010 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», как не соответствующих Конституции РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов.

Согласно статье 103 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1- ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.


Таким указанная норма Федерального конституционного суда указывает на обязанность суда приостановить производство по делу в случае направления соответствующего запроса в Конституционный суд РФ.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 13, пунктом 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности по содержанию норм части 2 статьи 2 Федерального закона от 23.12.2010 г. № 360-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», а также о выявлении конституционно-правового смысла указанной нормы.

Приостановить производство по делу № А40-38913/12-115-207 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авианова» к Государственному Учреждению – Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области о признании недействительным отказа, выраженного в письме № 210-101-01-21/916 от 28.02.2012 г., признании незаконным Решения № 08710712Р30001586 от 23.04.2012 г. и обязании осуществить возврат страховых взносов на суму в 19 290 456,00 руб. до рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации.

Определение может быть обжаловано в течении месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Л.А.Шевелёва



115 4433607

2

3

4

5