НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС города Москвы от 11.09.2023 № А40-4849/2023-46-12Ф

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Москва

Дело № А40-4849/23-46-12Ф

25 сентября 2023 г.

Резолютивная часть определения объявлена 11.09.2023.

Определение в полном объеме изготовлено 25.09.2023.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

судьи Архипова А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лыковой Е.Е.,

рассмотрев в судебном заседании в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) ФИО1 (22.11.1964г.р., место рождения: с. Голубно Ровенской, ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес: <...>),

требование ИФНС России № 14 по Москве о включении задолженности в реестр требований кредиторов должника,

в судебном заседании приняли участие: от УФНС – ФИО2 по дов.,

У С Т А Н О В И Л:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2023 ФИО1 признана несостоятельным (банкротом), в отношении нее введена процедура реализации имущества должника, финансовым управляющим утвержден ФИО3.

Сообщение опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 61(7506) от 08.04.2023, стр. 223.

В настоящем судебном заседании подлежало рассмотрению поступившее в Арбитражный суд г. Москвы 13.07.2023 (загружено в «Мой Арбитр» 13.07.2023) требование ИФНС России № 14 по г. Москве о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 47 817 руб. 67 коп., из которых 45 414 руб. 71 коп. – недоимка, 2 402 руб. 96 коп. -пени.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В силу ст. 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и ч. 1 ст. 223 АПК РФ, дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Согласно п. 4 ст. 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.

Установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» установлено, что уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.

Как указывает уполномоченный орган, задолженность ФИО1 перед ИФНС России № 14 по г. Москве составляет 47 817 руб. 67 коп., из которых 45 414 руб. 71 коп. – недоимка, 2 402 руб. 96 коп. -пени согласно справке, поступившей из Филиала № 5 отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Москве и Московской области.

Согласно разъяснениям п. 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 145 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

В соответствии с п. 2 «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) по смыслу пункта 3 статьи 6, пункта 6 статьи 41 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание, если возможность их принудительного исполнения к моменту обращения уполномоченного органа в суд не утрачена в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы взимания соответствующих обязательных платежей.

В подтверждение заявленных требований налоговый орган представил требование об уплате недоимки от 08.04.2016 со сроком исполнения до 26.04.2016, скриншоты журнала требований об уплате из программы администрирования страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (действовавшего до 01.01.2017 до принятия Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

В указанный период правоотношения по процедуре осуществления органами Пенсионного Фонда Российской Федерации контрольных мероприятий, в т.ч. за индивидуальным (персонифицированным) учетом в системе обязательного пенсионного страхования, регулировались Федеральным Законом № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), в настоящее время – Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом № 27-ФЗ (с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

Руководствуясь вышеназванными нормами, Филиал № 5 отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Москве и Московской области направил в адрес ФНС России уведомление о наличии у должника задолженности и представил в ее подтверждение требование об уплате недоимки от 08.04.2016 со сроком исполнения до 26.04.2016, скриншоты журнала требований об уплате из программы администрирования страховых взносов.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования.

В случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.

Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Таким образом, Федеральным законом № 212-ФЗ установлены пресекательные сроки на взыскание страховых взносов, а также пеней и штрафов.

В подтверждение требований уполномоченный орган представил в материалы дела требование об уплате от 08.04.2016, копию журнала требований 2016-2017 гг.

Заявленные требования ИФНС России № 14 по г. Москве суд признает необоснованными, поскольку пресекательные сроки, в течение которых налоговый орган вправе взыскать в судебном порядке недоимку по заявленным к включению в реестр требований кредиторов должника налогам, пеням и штрафам истекли, возможность принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате задолженности в установленном законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд (13.07.2023) утрачена.

Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлении от 06.11.2007 № 8241/07, на основании анализа правовых норм, содержащихся в ст.ст. 46 и 75 НК РФ, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Таким образом, заявленное требование ИФНС России № 14 по г. Москве в размере 47 817 руб. 67 коп., из которых 45 414 руб. 71 коп. – недоимка, 2 402 руб. 96 коп. -пени, суд признает необоснованным.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 32, 100, 134-137, 142, 213.24 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. ст. 65, 71, 75, 123, 156, 170, 184-185, 188, 223 АПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Признать требование ИФНС России № 14 по г. Москве к ФИО1 необоснованным.

Отказать ИФНС России № 14 по г. Москве в удовлетворении заявления о включении в реестр требований кредиторов должника ФИО1 задолженности в размере 47 817 руб. 67 коп., из которых 45 414 руб. 71 коп. – недоимка, 2 402 руб. 96 коп. –пени.

Определение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья Архипов А. А.