НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Чувашской Республики от 30.03.2006 № А79-1198/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-1198/2006

марта 2006 года

Арбитражный суд в составе: судьи Дроздова Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Дроздовым Н. В.,

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чувашской Республике, г. Алатырь

к открытому акционерному обществу "Чувашская энергосбытовая компания", Чувашская Республика, г. Чебоксары

о взыскании 283 063 руб.

при участии:

от истца – Троицкая Е. Н. (доверенность от 10.01.06 № 02-40/22),

от ответчика – Петрова Т. А. (доверенность в деле),

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по ЧР г. Алатырь обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу "Чувашская энергосбытовая компания" г. Чебоксары о взыскании 283 063 руб. 00 коп. В соответствии с решением налогового органа от 19.09.2005 № 36.

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, указывая на то, что ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» создано в результате реорганизации ОАО «Чувашэнерго» в форме выделения. Филиал «Чувашской энергосбытовой компании» создан решением совета директоров 19.01.2005 года.

На основании ст. 19 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Статьей 57 Конституции РФ определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Налоговым органом проведена камеральная проверка ответчика.

Настоящей проверкой установлено следующее:

1 .Ответчиком несвоевременно представлена декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2005 года . Декларация представлена с опозданием срока на 4 месяца-05.08.2005 года.

Согласно п. 3 статьи 289 НК РФ «Налогоплательщики представляют налоговые декларации не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода то есть декларацию следовало представить не позднее 28.04.2005 г.

Исходя из п.1 статьи 119 НК РФ Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

По данным налоговой декларации сумма к уплате в бюджет составила 1 415 313 руб.,

Организация в соответствии со ст.286 НК РФ «Порядок исчисления налога и авансовых платежей» - исчислили ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимаемые равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года в сумме 1 415 313 руб.

Сумма штрафа за несвоевременное представление документов по ст. 119 НК РФ составила 283063.00 руб.; расчет штрафа: 1415313 * 5%* 4 мес.

2. Согласно п/п 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса РФ выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Статьей 34.2 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Департамент налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина России в своем письме от 14.02.2005 № 03-03-01-04/2/23 разъяснил вопрос порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организацией-налогоплательщиком, имеющей в своем составе обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации.

При этом порядок представления налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения данным письмом не разъяснен. Указанный порядок установлен ст. 289 Налогового кодекса РФ. Таким образом, письмо Минфина России от 14.02.2005 № 03-03-01-04/2/23 не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее вину лица в совершении налогового правонарушения.

Кроме того, письмо Минфина России от 14.02.2005 № 03-03-01-04/2/23 официально опубликовано не было и отменено письмом Минфина России от 20.05.2005 № 03-03-01-04/2/88.

Согласно ст. 101 НК РФ налоговым органом было вынесено решение № 36 от 19.09.2005 года о привлечении ответчика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного:

- пунктом 1 статьи 119 НК РФ к штрафу в сумме 283 063 руб. Налоговый орган направил ответчику требование № 13 от 22.09.2005 года об уплате штрафных санкций.

По истечение срока уплаты, указанного в требовании, сумма штрафных санкций ответчиком уплачена не была.

Представитель ответчика иск не признает, в суде пояснила, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее Кодекс) налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать. Согласно ст. 80 Кодекса налоговая декларация предоставляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. В соответствии со ст. 289 Кодекса соответствующая налоговая декларация предоставляется не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Отчетным периодом в соответствии со ст. 285 Кодекса для уплаты налога на прибыль, подачи декларации является первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Таким образом, подача налоговой декларации и уплата налога на прибыль за первый квартал должна была быть произведена ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» до 28 апреля 2005г.

С 01 января 2005 г. организация, имеющая обособленные подразделения, производит уплачу налога на прибыль в федеральный бюджет только по месту нахождения самой организации, а в доходную часть субъектов РФ - по месту нахождения самой организации и месту нахождения обособленных подразделений.

В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать. Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных доходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, связанных с исчислением и уплатой налога. Также абзац второй п. 1 ст. 80 НК РФ говорит о том, что «налоговая декларация предоставляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате».

Таким образом, если налог не подлежит уплате (т.е. отсутствует обязанность по уплате налога), то налоговая декларация по данному налогу не подается.

В качестве разъяснения порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организацией-налогоплательщиком Департамент налоговой и таможенно – тарифной политики в своем письме от 14.02.2005г. № 03-03-01-04/2/23 сообщил, что налогоплательщики, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, могут распределение прибыли по каждому из обособленных подразделений не производить и уплату в целом налога на прибыль в бюджет субъекта РФ производить через одно из обособленных подразделений по выбору налогоплательщика.

Соответственно, при устранении обязанности уплачивать налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, отпала и необходимость подавать Декларацию о налоге на прибыль по каждому обособленному подразделению, в связи с чём, руководствуясь п.1 ст. 80 НК РФ, Письмом от 14.02.2005 г. № 03-03-01-04/2/23, ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» осуществило подачу декларации по налогу на прибыль организации по месту уплаты налога на прибыль (через ИФНС России по Ленинскому району г. Чебоксары). Подача декларации, уплата налога на прибыль организации была произведена в полном объеме и с соблюдением сроков, установленных ст. 289 НК РФ.

Данное заключение также нашло свое подтверждение в Письме Минфина РФ от 02.12.2005г. № 03-03-04/2/127, которое разъясняет, что «по месту нахождения обособленных подразделений, через которые уплата налога на прибыль в бюджет субъекта РФ производится не будет, Декларации по налогу на прибыль организаций не предоставляются». В соответствии с п.1 ст.6 ГК РФ данное разъяснение применяется к сходным отношениям и соответственно, разъясняет порядок подачи декларации по налогу на прибыль при применении письма Минфина РФ от 14.02.2005г. № 03-03-01-04/2/23.

Вышеназванное письмо Минфина РФ действовало в течении отчетного периода - 1 квартал 2005г. - и было отменено письмом Минфина России № 03-03-01-04/2/88.

В связи с чем ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» Декларацию по налогу на прибыль за первое полугодие 2005г. по обособленному подразделению - Алатырскому филиалу - представило в ИФНС России № 1 по ЧР. Также, в целях проверки налоговых вычетов, была представлена декларация о налоге на прибыль за 1 квартал 2005 г.

Также вызывает вопрос порядок расчета ИФНС России № 1 по ЧР суммы налоговых санкций. Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ штраф составляет 5% от суммы налога, подлежащего уплате. Однако согласно вышеназванного Письма Минфина РФ, и ИФНС России № 1 по ЧР это не оспаривает, налог на прибыль на I квартал 2005г. не подлежал уплате в ИФНС России № 1 по ЧР. Таким образом, ИФНС России № 1 по ЧР не правомерна рассчитывать сумму штрафа от суммы налога в размере 1 415 313 руб. (сумма налога по Алатырскому филиалу за I квартал 2005г.)., уплаченного через ИФНС России по Ленинскому району г. Чебоксары

II. ИФНС России № 1 по ЧР действия ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» по подаче декларации за I квартал 2005г. по месту уплаты налога на прибыль (через ИФНС России по Ленинскому району г. Чебоксары) расценило как налоговое правонарушение и вынесло соответствующее решение о привлечении ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» к налоговой ответственности, уплате штрафных санкций.

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие и бездействие) налогоплательщика, за которое налоговым кодексом установлена ответственность. В то же время в соответствии с п. 2 ст. 109 НК РФ при отсутствии вины в совершении правонарушения лицо не может быть привлечено к налоговой ответственности.

В соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ, Постановлением Конституционного суда РФ от 17.12.1996 № 20-П обязанность доказывания, как самого факта совершения налогового правонарушения, так и наличия вины налогоплательщика, возложена на налоговый орган.

Согласно п. 3 ст. 111 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика, является выполнение им письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Согласно ст. 34.2 Кодекса право давать письменные разъяснения по вопросам налогового законодательства предоставлено Министерству Финансов РФ.

ИФНС признает, что письмо Департамента налоговой политики № 03-03-01-04/2/23 от 14.02.2005г. несет разъяснительный характер, однако считает его не применимым в связи с тем, что данное Письмо не было официально опубликовано и было отменено письмом Минфина России от 20.05.2005г. № 03-03-01-04\2\88.

Необходимо отметить, что п. 3 ст. 111, ст. 34.2 Кодекса в качестве единственного условия применения п. 3 ст. 111 Кодекса определяют лишь необходимость письменной формы разъяснения, относящегося к соответствующему налоговому периоду.

Также пункт 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ» к разъяснениям, о которых упомянуто в п. 1 ст. 111 Кодекса, относит письменные разъяснения руководителей (заместителей) соответствующих федеральных министерств и ведомств, руководителей (заместителей) налогового органа.

Таким образом, ссылки истца на необходимость официального опубликования письма Департамента налоговой политики № 03-03-01-04/2/23 от 14.02.2005г. не обоснованны, т.к. в соответствии с п. 1 ст. 21, подл. 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ, письмом Министерства финансов РФ от 21.09.2004г. № 03-02-07/39 официального опубликования разъяснений, данных уполномоченными органами, не требуется.

Таким образом, письмо Департамента налоговой политики № 03-03-01-04/2/23 от 14.02.2005г. несет разъяснительный характер. Исполнение ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» письменного разъяснения заместителя директора Департамента налоговой политики № 03-03-01-04/2/23 от 14.02.2005г., действовавшего в отчетный период, исключает вину ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» в совершении действий, квалифицируемых истцом как налоговое правонарушение.

Также необходимо отметить, что в соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Кроме того, согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Сумма налога на прибыль, направленная налогоплательщиком по месту нахождения головной организации, а не по месту нахождения обособленного подразделения, поступила по назначению, а именно в бюджет субъекта РФ, поскольку и головная организация, и обособленное подразделение находятся в одном субъекте РФ. Таким образом, бюджет субъекта РФ ущерба не нанесено.

III. Также, при привлечении ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» к налоговой ответственности были допущены нарушения п.п. 1, 3 ст. 101 НК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 114 НК РФ налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Налоговым кодексом РФ установлена определенная процедура вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Нарушение данной процедуры и привлечение к налоговой ответственности по упрощенной процедуре недопустимо.

Так, в соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа. В случае предоставления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или ее представителей; по результатам рассмотрения руководителем налогового органа выносится соответствующее решение.

ИФНС России № 1 по ЧР по результатам проведенной камеральной налоговой проверки направило в адрес ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» докладную записку № 13 от 23.08.2005 г.

ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» не согласившись с выводами, изложенными в данной докладной записке, направило соответствующие возражения (исх. № 05-01/2079 от 29.08.2005г.). Однако, в нарушение п. 1 ст. 101 НК РФ, представитель Общества не был приглашен в налоговый орган для рассмотрения данного возражения. Таким образом, Общество было лишено права присутствовать при рассмотрении материалов проверки, то есть фактически было лишено возможности доказать правомерность своих действий.

Согласно пункту 3 статьи 101 Кодекса в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Также в пункте 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 указано, что при оценке судом соблюдения налоговым органом требований к содержанию решения о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренных пунктом 3 статьи 101 Кодекса, необходимо иметь в виду, что в таком решении непременно должен быть обозначен его предмет, то есть суть и признаки налогового правонарушения, вменяемого налогоплательщику, со ссылкой на соответствующую статью главы 16 Кодекса.

Вопреки требованиям пункта 3 статьи 101 Кодекса в Решении ИФНС России № 1 по ЧР от 19.09.2005 № 36 не приведены сведения об обстоятельствах вменяемого ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» налогового правонарушения; отсутствуют ссылки на первичные документы, подтверждающие выводы налогового органа.

Между тем, Общество уведомляло Инспекцию о том, что согласно письма Минфина РФ от 14.02.2005г. № 03-03-01-04/2/23, ФЗ РФ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» от 06.06.2005г. № 58-ФЗ и Приказа ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» от 01.03.2005г. № 97 а распределение прибыли по каждому из подразделений не производится, начисление и уплата налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, осуществляется по месту нахождения головной организации - ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» (через ИФНС России по Ленинскому району г. Чебоксары).

Также, в нарушение п. 3 ст. 101 Кодекса в решении ИФНС России № 1 по ЧР от 19.09.2005 № 36 не указаны доводы налогоплательщика и результаты проверки этих доводов.

Таким образом, ИФНС России по Московскому району г. Чебоксары грубейшим образом нарушило требования п.п. 1, 3 ст. 101 НК РФ. Причем данные нарушения касаются не только требований к содержанию Решения о привлечении Общества к ответственности, ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» было лишено права на защиту своих интересов - возможности изложить свою позицию относительно вменяемого правонарушения.

В соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ вышеназванные нарушения могут являться самостоятельным основанием для отмены решения ИФНС России по Московскому району г. Чебоксары от 19.10.2005г. № 09-14/999 .

IV. В настоящий момент, в соответствии с Федеральным законом № 58-ФЗ от 06.06.2005 г. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской федерации и некоторые другие законодательные акты Российской федерации о налогах и сборах», организация, имеющая несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, имеет право уплачивать налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ, без распределения прибыли по каждому из подразделений. При этом налогоплательщик сам выбирает то обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога.

Федеральная налоговая служба РФ в качестве разъяснения правил применения п.2 ст. 288 НК РФ, в письме от 21.12.2005г. № ММ-6-02/1075, Письме от 28.12.2005г. № ММ-6-02/2005 разъяснила, что налоговая декларация подается по месту уплаты налога на прибыль.

Также Министерство финансов РФ в письме от 02.12.2005 г. № 03-03-04/2/127 указывает, что «по месту нахождения обособленных подразделений, через которые уплата налога на прибыль в бюджет субъекта РФ производится не будет, декларации по налогу на прибыль организаций не предоставляются».

В соответствии со ст. 5 НК РФ акты налогового законодательства, отменяющие обязанности налогоплательщика, имеют обратную силу.

В силу прямого указания Федерального закона № 58-ФЗ от 06.06.2005г. новая редакция п. 2 ст. 288 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005г.

Таким образом, в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской федерации и некоторые другие законодательные акты Российской федерации о налогах и сборах», действия ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» по уплате налога на прибыль за I квартал 2005г. через ИФНС Ленинского района г. Чебоксары, без распределения прибыли по обособленным подразделениям, полностью соответствуют требованиям п. 2 ст. 288 НК РФ и налоговым правонарушением не являются.

Кроме того, согласно ст. 54 Конституции РФ применяется новый закон, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена.

Соответственно, привлечение ОАО «Чувашская энергосбытовая компания» к налоговой ответственности за не предоставление декларации по налогу на прибыль за I квартал 2005г. в ИФНС России № 1 по ЧР после принятия Федерального закона № 58-ФЗ от 06.06.2005г. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской федерации и некоторые другие законодательные акты Российской федерации о налогах и сборах», отменяющего данную обязанность налогоплательщика, не обоснованно.

Слушание по делу отложено, представителю налогового органа предложено представить доказательства приглашения должностных лиц организации налогоплательщика или ее представителей на рассмотрение материалов проверки по возражениям общества.

Руководствуясь статьями 158, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Слушание по делу отложить на 13 апреля 2006 года в 10 час. 15 мин.

Судья                                                                                 Н.В. Дроздов