НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Чувашской Республики от 24.12.2004 № А79-8808/04-СК1-8346

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-8808/04-СК1-8346

декабря 2004 года

Арбитражный суд в составе:

судьи Дроздова Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Дроздовым Н.В.,

рассмотрев в заседании суда дело по иску

Алатырского лесхоза Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по ЧР Алатырского района

к Межрайонной инспекции МНС РФ № 1 по ЧР г. Алатырь

о признании недействительным ненормативного акта,

при участии:

от истца – Николаев А.М.,

от ответчика – Касатова Т.М., Троицкая Е.Н.,

установил:

Алатырский лесхоз Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР РФ по ЧР обратился в суд с  иском о признании недействительным решения Межрайонной инспекции МНС РФ № 1 по ЧР от 13.09.04 № 57.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, в обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представители Инспекции иск не признают по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Инспекцией МНС РФ № 1 по ЧР на основании решения зам. Руководителя  от 07.07.04 № 93 проведена выездная проверка Алатырского лесхоза по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления) за период с 01.04.02 по 30.12.03 по налогу на доходы физических лиц за период с 01.09.02 по 30.06.04 по утвержденному перечню вопросов.

По результатам проверки принято решение от 13.09.04 № 57 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п.3 ст. 120 НК РФ за грубое нарушение учета доходов и расходов и объектов налогообложения (в течение одного налогового периода и если это не повлекло за собой занижение налоговой базы) в виде взыскания с налогоплательщика штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 руб. – 139034 руб. 70 коп.

- по п.1 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и других сведений, предусмотренных НК РФ в сумме 2.200 руб.;

- п.1 ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом – 24819 руб.;

Лесхозу предложено уплатить налоговые санкции, налоги и пени, всего по решению 2.041.036 руб. 14 коп.

Не согласившись с выводами Инспекции лесхоз считает, что налоговым органом не законно доначислен НДС и налог с продаж на реализацию древесины получаемой после проведения лесхозом рубок ухода за лесом, а так же на реализацию других товаров, а ссылку на налогового органа на постановление Президиума ВАС РФ от 6 июля 2004 года, № 3332/04 не состоятельной, по следующим основаниям:

Согласно п. 4 статьи 41 Бюджетного Кодекса РФ к неналоговым доходам бюджета относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

-  доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы.Согласно статье 42 Бюджетного Кодекса РФ:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

1. В доходах бюджетов учитываются:

- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей

- другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Указанные в настоящем пункте доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, включаются в состав доходов соответствующих бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

2. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Однако неналоговые доходы, получаемые федеральным бюджетом от продажи государственного имущества регулируются отдельной нормой бюджетного законодательства, а в частности статьей 43 Бюджетного Кодекса РФ: средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме, (данная статья предусматривает в отличие от 41 и 42 статей Бюджетного Кодекса РФ полное перечисление доходов в бюджет, без отчислений куда либо).

В приложении № 2 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" есть конкретный список имущества, доходы, от продажи которого являются не налоговыми доходами бюджета и как следствие не могут облагаться налогами, если это прямо не предусмотрено бюджетным законодательством:

- Доходы от реализации имущества государственных унитарных предприятий и учреждений (код 2012021).

Кроме того, согласно абзаца 5, п. 4, статьи 41 Бюджетного Кодекса РФ иные неналоговые доходы (кроме доходов, предусмотренных данной статьей), подлежат перечислению в бюджет без отчисления куда либо, следовательно, поскольку доходы от продажи государственного имущества не предусмотрены статьей 41 Бюджетного Кодекса РФ, законодатель последовательно устанавливает, что средства от реализации государственного имущества не подлежат налогообложению.

На основании статьи 32 Бюджетного Кодекса РФ принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Следовательно, лесхоз не только не обязан платить НДС и налог с продаж с реализации древесины от рубок ухода, но, и не имеет права этого делать, в противном случае доходы от продажи государственного имущества будут отраженны в федеральном бюджете не в полном объеме.

Согласно п/п 3, п. 3, статьи 39 Налогового Кодекса РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг: передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.

С учетом изложенного считает, что поскольку древесина от рубок ухода является собственностью государства, а оно передает денежные средства от ее продажи лесхозу на финансирование расходов на нужды лесного хозяйства, продажа древесины не может быть признана реализацией, для целей налогообложения НДС и налога с продаж.

Представители Инспекции в обоснование своей позиции пояснили, что:   

1. 06июля 2004 года Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации вынес Постановление №3332/04. В данном Постановлении разъяснено следующее:

В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством, в том числе лесхозы - техникумы, опытные и другие специализированные лесхозы. Лесхозы и национальные парки федерального органа управления лесным хозяйством осуществляют ведение лесного хозяйства в той мере, в какой это необходимо для осуществления функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Лесхоз в соответствии с Положением о лесхозе является юридическим лицом - государственным учреждением; имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках; осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок; принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.

В соответствии со статьей 143 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (введенного в действие с 01.01.2001) плательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Операции, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения, указаны в пунктах 1 и 2 статьи 146 Кодекса.

Согласно статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг). Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций (исключительных полномочий в определенной сфере деятельности - в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ), в случае если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Льготы по налогу на добавленную стоимость предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.

Подпункт 4 пункта 2 статьи 146 Кодекса также не исключает реализацию товаров из предусмотренных пунктом 1 этой статьи объектов налогообложения.

В данном случае лесхоз осуществлял реализацию древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования. Поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а реализацией товаров в силу пункта 1 статьи 39 Кодекса признается передача на возмездной основе права собственности на товар, лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины).

Применение к спорным правоотношениям положений подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно, так как операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями лесхоза, поскольку в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации данные операции могут выполняться и лесопользователями.

Следовательно, операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат налогообложению на общих основаниях.

Несостоятелен довод судов о том, что средства, полученные лесхозом от реализации древесины, наряду с бюджетными источниками финансирования направляются на ведение лесного хозяйства, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, учитываются после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах.

Федеральным законом от 31.07.98 г. N 147-ФЗ установлено, что до введения в действие части второй Кодекса налогообложение доходов юридических лиц производится в соответствии с законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов. Согласно п.6 ст.6 Закона N 2116-1, действовавшего до 1 января 2002 г., прибыль, полученная предприятиями Федеральной службы лесного хозяйства России от переработки и утилизации низкосортной и мелкотоварной древесины, от рубок ухода за лесом и реализации продукции побочного пользования лесом, не подлежала налогообложению при условии использования этой прибыли на ведение лесного хозяйства. Указанная льгота была установлена для предприятий (лесхозов) МНР России, соответственно на другие лесхозы, в том числе на государственные учреждения - сельские лесхозы, не распространялась. Таким образом, при налогообложении суммы превышения доходов над расходами (прибыли), полученной сельскими лесхозами от предпринимательской деятельности, следовало руководствоваться нормами Закона N 2116-1. На основании ст.39 НК РФ средства, полученные сельскими лесхозами в результате выполнения обязательных лесохозяйственных мероприятий, подлежали обложению налогом на прибыль с 1 января 1999 г. в порядке, установленном Законом N 2116-1.С 1 января 2002 г. налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется налогоплательщиками, в том числе лесхозами, в порядке, установленном главой 25 НК РФ. Льготы по налогу на прибыль налогоплательщикам данной главой не предусмотрены.

2. В соответствии с Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ» №115-ФЗ от 15.08.1996 года лесные подати, будучи платежом, за пользование лесным фондом, являются платежом за пользование природными ресурсами.

Пунктом «и» п. 1 ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» № 2118-1 от 27.12.1991 года платежи за пользование природными ресурсами отнесены к федеральным налогам.

Ссылка налогового органа на Инструкцию № 25 от 19.04.1994 года «О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню» является состоятельной, так как с вступлением в силу Лесного кодекса, Инструкция не была отменена.

3. Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» определено, что военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, в том числе в федеральных органах государственной охраны.

Статья 1 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" предусматривает, что государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Объектом государственной охраны являются, лица,подлежащие государственной охране в соответствии с ФЗ №57-ФЗ от 27.05.1996 года.

4. В соответствии со ст. 5 ФЗ РФ №1738-1 от 11.10.1991 года «О плате за землю», земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения.

Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 103 Лесного кодекса, лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю.

Начисление земельного налога Алатырскому лесхозу производилось на земли сельскохозяйственного назначения, а не пользование лесным фондом.

В судебном заседании суд запросил расчет пеней. Инспекция представила 14 листов компьютерной распечатки, по которым невозможно определить периоды по эпизодам привлечения к ответственности.

Суд приостанавливает производство по делу, предлагает налоговому органу (с участием лесхоза) подготовить справку по решению от 13.09.04 по каждому эпизоду привлечения к ответственности, например: неуплата (неполная уплата) налога на прибыль:

-сумма недоимки (за период)

-пеня (с __ по __, кол-во дней, ставка %)

-штраф (расчет) и т.д.

Пояснения по иску должны содержать доводы и возражения с учетом выступлений сторон в судебных заседаниях.

Руководствуясь п.2 ст. 143, п.2 ст. 145, ст.ст. 146, 147 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Дело № А79-8808/04-СК1-8346 производством приостановить до 03 февраля 2005 года (10 часов).

В указанное время представителям сторонам исполнить требование данного определения и принять участие в судебном заседании.

Судья                                                                                 Н.В. Дроздов