НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Чувашской Республики от 24.05.2007 № А79-2326/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-2326/2007

мая 2007 года

Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

открытого акционерного общества «Чувашэнерго», Чувашская Республика,   г. Чебоксары, пр. И.Яковлева, 4/4

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40

о возврате из бюджета излишне уплаченного налога в сумме 272 120 976 руб. 00 коп.

при участии:

от Общества – Шатиловой Е.С. по доверенности № 21-01/060959 от 28.12.2006 (паспорт серии 46 07 № 036346, выдан Хотьковским отделом милиции Сергиево-Посадского района Московской области 03.11.2005),

от Инспекции – начальника юридического отдела Управления ФНС России по Чувашской Республике Черкасовой Н.С. по доверенности № 05-22/26 от 15.01.2007, специалиста первого разряда юридического отдела Шерлаимовой О.А. по доверенности № 05-22/10 от 09.01.2007.

установил:

открытое акционерного общества «Чувашэнерго» (далее – ОАО «Чувашэнерго», Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - Инспекция или налоговый орган) о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на имущество в сумме 272 120 976 руб. 00 коп., в том числе за 2001 год в сумме 9 041 000 руб. 00 коп., за 2002 год в сумме 131 629 432 руб. 00 коп., за 2003 год в сумме 131 450 544 руб. 00 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что 27.12.2004 Общество предоставило уточненные расчеты по налогу на имущество за 2001 год, за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2002 года, за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2003 года (уточенные расчеты по налогу на имущество за 2001-2003 года) в Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Чебоксары и Инспекцию ФНС России по г. Новочебоксарску. В соответствии с данными уточненными расчетами Общество уменьшило подлежащий уплате за рассматриваемые периоды налог на имущество в следующих размерах:

- за 2001 год – 9 041 000 руб. 00 коп., в том числе по Ленинскому району г. Чебоксары – 4 601 000 руб. 00 коп.; по г. Новочебоксарску –            4 400 000 руб. 00 коп.;

- за 2002 год – 131 629 432 руб. 00 коп., в том числе по Ленинскому району г. Чебоксары – 11 174 700 руб. 00 коп., по г. Новочебоксарску –         120 454 732 руб. 00 коп.;

- за 2003 год – 131 450 544 руб. 00 коп., в т.ч. по Ленинскому району    г. Чебоксары – 10 632 093 руб. 00 коп., по г. Новочебоксарску – 120 818 451 руб. 00 коп.

Уменьшение подлежащих уплате сумм налога на имущество было произведено на основании заявления Обществом льготы, предусмотренной подпунктом «и» пункта 1 статьи Закона Российской Федерации от 13.12.1991 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», в соответствии с которым стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей.

В соответствии с Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.08.2002 № БГ-3-10/411 (действовали в период подачи уточненных налоговых расчетов Обществом) проведение в карточке лицевого счета начисленных к уплате (доплате, уменьшению) сумм налога (сбора), пени и начисление (доначисление, уменьшение) сумм налога (сбора), пени и штрафов осуществляется на основании заявлений налогоплательщиков о дополнении и изменении налоговых деклараций с приложением уточненных (дополнительных) налоговых деклараций (расчетов).

Таким образом, данные уточненных налоговых расчетов (деклараций) были отражены в лицевом счете Общества, то есть с момента отражения этих данных у Общества возникла переплата по налогу на имущество в указанных выше размерах.

По результатам проведения камеральной налоговой проверки поданных Обществом уточненных налоговых расчетов (деклараций) по налогу на имущество за 2001-2003 года были вынесены:

- решение Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Чебоксары об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.04.2005 № 10-36/176;

- решение Инспекции ФНС России по г. Новочебоксарску об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.04.2005 № 10-06/155.

В соответствии с указанными решениями Обществу предложено начислить исчисленные в заниженных размерах суммы налога на имущество.

Обществом указанные решения налогового органа обжалованы в суд.

Арбитражным судом Чувашской республики 21.07.2006 вынесено решение по делу № А79-5497/2005 об отказе в удовлетворении требований ОАО «Чувашэнерго» о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Чебоксары № 10-36/176 от 29.04.2005 и решения Инспекции ФНС России по г. Новочебоксарску № 10-06/155 от 29.04.2005.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2006 решение Арбитражного суда Чувашской Республики оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.02.2007 по делу № А79-5497/2005 решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.07.2006 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2006 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Чувашской Республики. Суд кассационной инстанции при этом отметил, что данные судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам и без надлежащей оценки предоставленных доказательств.

Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ (пункт 9).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21.06.2001 № 173-О указал, что данная норма (норма о порядке возврата из бюджета излишне уплаченной суммы налога) не препятствует гражданину (организации) в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, оспариваемое нормативное положение, являющееся составной частью статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, адресованной налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан (организаций), в том числе права на судебную защиту.

В постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.10.2005 № А39-1113/2005-85/10 указано, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Общество обратилось в арбитражный суд без пропуска трехлетнего срока, исчислив его с момента, когда оно узнало о возникновении переплаты, поскольку статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен трехлетний срок для обращения налогоплательщика в налоговый орган с письменным заявлением о возврате налога, а не в суд с заявлением об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог.

На необходимость исчислить срок для обращения в арбитражный суд в целях возврата налога с момента, когда лицо узнало о наличии у него переплаты по данному налогу указывают следующие судебные акты:

- постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.04.2006 № А43-40924/2005-35-1201;

- постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.11.2006 № А79-3727/2006.

Заявитель узнал о наличии у него переплаты по налогу на имущество в момент получения следующих документов, поступивших из налоговых органов Обществу:

- справки № 4530 Инспекции ФНС России по Ленинскому району        г. Чебоксары о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным, местным налогам и налогам по специальным налоговым режимам по состоянию на 01.04.2005;

- справки № 5048 ФНС России по г. Новочебоскарску Чувашской Республики о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по региональным налогам по состоянию на 10.03.2005.

В указанных справках нашли отражение данные поданных уточненных налоговых расчетов (деклараций) по налогу на имущество за 2001-2003 года - в соответствии со справкой № 4530 Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Чебоксары переплата по налогу на имущество предприятий (организаций) составила 26 613 273 руб. 95 коп, согласно справке № 5048 ФНС России по г. Новочебоксарску Чувашской Республики переплата по налогу на имущество предприятий (организаций) составила 245 673 184 руб. 00 коп.

Таким образом, трехлетний срок для обращения в суд с иском о возврате должен исчисляться с момента, когда Общество получило от налоговых органов данные справки и узнало, тем самым, о наличии у него переплаты по налогу.

В судебном заседании представитель Общества заявила ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения суда по делу № А79-5497/2005.

Представители Инспекции в заседании суда не возражали против заявленного ходатайства представителя Общества.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

ОАО «Чувашэнерго» представило в Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Чебоксары и Инспекцию ФНС России по                      г. Новочебоксарску уточненные расчеты по налогу на имущество за 2001 год, за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2002 года, за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2003 года (уточенные расчеты по налогу на имущество за 2001-2003 года), в соответствии с которыми уменьшило подлежащий уплате за рассматриваемые периоды налог на имущество в следующих размерах: за 2001 год – 9 041 000 руб. 00 коп., за 2002 год – 131 629 432 руб. 00 коп., за 2003 год – 131 450 544 руб. 00 коп.

По результатам проведения камеральной налоговой проверки указанных расчетов были вынесены решение Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Чебоксары от 29.04.2005 № 10-36/176 и решение Инспекции ФНС России по г. Новочебоксарску от 29.04.2005 № 10-06/155 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Данными решениями Обществу предложено начислить исчисленные в заниженных размерах суммы налога на имущество.

Не согласившись с данными решениями налоговых органов, Общество обжаловало их в арбитражный суд.

Заявление ОАО «Чувашэнерго» было принято арбитражным судом  к производству и возбуждено производство по делу № А79-5497/2005.

Решением Арбитражного суда Чувашской республики от 21.07.2006 по делу № А79-5497/2005 отказано в удовлетворении требований Общества о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Чебоксары № 10-36/176 от 29.04.2005 и решения Инспекции ФНС России по г. Новочебоксарску № 10-06/155 от 29.04.2005.

Общество обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2006 решение Арбитражного суда Чувашской Республики оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества без удовлетворения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.02.2007 по делу № А79-5497/2005 решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.07.2006 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2006 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Чувашской Республики.

Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.04.2007 производство по делу № А79-5497/2005 было приостановлено.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого арбитражным судом.

На основании изложенного, производство по данному делу подлежит приостановлению до вступления в законную силу решения суда по делу       № А79-5497/2005 по заявлению ОАО «Чувашэнерго» к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Чебоксары и Инспекции ФНС России по      г. Новочебоксарску о признании недействительными решений от 29.04.2005 № 10-06/155 и № 10-36/176.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 143, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Приостановить производство по делу № А79-2326/2007 по заявлению открытого акционерного общества «Чувашэнерго» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о возврате из бюджета излишне уплаченного налога в сумме 272 120 976 руб. 00 коп. до вступления в законную силу решения суда по делу № А79-5497/2005.

В соответствии со статьями 147 и 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные статьями 259, 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                     А.А. Афанасьев