НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Чувашской Республики от 19.09.2005 № А79-7130/05

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-7130/2005

сентября 2005 года

Резолютивная часть определения оглашена 19 сентября 2005 года.

Полный текст определения подготовлен 26 сентября 2005 года.

Арбитражный суд в составе:

судьи Кузьминой О.С.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Кузьминой О.С.,

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Чебоксары, г. Чебоксары, ул. П. Лумумбы, 8

к открытому акционерному обществу "Чувашсетьгаз", Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Яковлева, 19а

о взыскании 2097 руб.

при участии:

от заявителя: специалист Каморкина Л.В. по доверенности № 27 от 13.05.2005

от общества: Кощенков О.Ю. по доверенности от 29.06.2005, Абашев А.Г. по доверенности от 29.06.2005

установил:

Инспекция федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Чебоксары обратилась в суд с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Чувашсетьгаз" г. Чебоксары 2 097 руб. налоговых санкций по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление декларации по земельному налогу за 2004 год.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования, пояснила, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от 05.10.2004 г. общество является собственником земельного участка площадью 5024 кв. м, расположенного по адресу в г. Чебоксары, Гаражный проезд, 11. В соответствии со статьей 16 Закона РФ № 1738-1 от 11.10.1991 г. «О плате за землю» по вновь  отведенным земельным участкам расчет земельного налога представляется в налоговый орган в течение месяца с момента представления таких земельных участков, в данном случае не позднее 05.11.2004 г. В нарушение нормы общество представило декларацию по земельному налогу за 2004 год 20 января 2005 года, сумма налога к уплате составила 13 979 руб. По результатам камеральной проверки за указанное нарушение решением № 10-09/332-П от 15.04.2005 г. общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ  в виде взыскания 2 097 руб. штрафа. Требованием №  360 от 20.04.2005 г. РСУ ОАО «Чувашсетьгаз» предложено в  добровольном порядке уплатить штрафные санкции. Поскольку указанное требование добровольно не исполнено просила взыскать 2097 руб. штрафа в судебном порядке.

Представители общества заявленные требования не признали. Считают решение о привлечении к ответственности незаконным в связи с нарушением статьи 101 Налогового кодекса РФ. В решении о привлечении к ответственности имеется ссылка на декларацию, поданную 20.01.2005 г. По указанным основаниям по своему содержанию  решение не соответствует фактическим обстоятельствам, так как в нем имеется ссылка на несуществующий документ.  Нарушения, допущенные налоговым органом при вынесении решения о привлечении к ответственности (ссылка в решении на документ с иной датой) является не совсем формальным нарушением, это существенное нарушение, поскольку все неясности трактуются в пользу налогоплательщика. Требование на уплату санкции № 360 от 20.04.2005 г. направлено  адрес РСУ ОАО «Чувашсетьгаз», самому обществу требование не направлялось. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Открытое акционерное общество «Чувашсетьгаз»  зарегистрировано  Инспекцией Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Чебоксары 14.08.2003 г.

В соответствии с действующим налоговым законодательством ОАО «Чувашсетьгаз»   является плательщиком налогов и сборов, установленных законом и обязано вести учет своих доходов и расходов, представлять в налоговый орган соответствующие отчеты и декларации по налогам и сборам.

Инспекция ФНС по Калининскому району г. Чебоксары произвела камеральную проверку своевременности  представления декларации по земельному налогу за 2004 год.

Проверкой установлено представление данной декларации 20 января 2005 года, с нарушением сроков установленных законодательством. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2004 год составила 13 979 руб.

На основании проверки принято решение № 10-09/332-П от 15.04.2005 г. о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление деклараций по земельному налогу за 2004 год в виде штрафа в сумме 2 097 руб.

Для добровольной уплаты налоговых санкций в адрес ремонтно-строительного управления ОАО «Чувашсетьгаз» направлено требование № 360 от 20 апреля 2005 года, сроком исполнения до 30 апреля 2005 года.

В связи с неуплатой штрафа, налоговый орган просит взыскать его в судебном порядке.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что заявленные требования подлежат оставлению без рассмотрения ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками.

В пункте 2 статьи 11 Кодекса указано, что для целей Налогового кодекса РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с действующим законодательством.

В статье 19 Кодекса установлено, что налогоплательщиками признаются организации, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (часть 1). В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений (часть 2 статьи 19 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Налогового кодекса РФ после вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной Кодексом.

До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующие налоговые санкции.

В случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной Кодексом, за совершение данного правонарушения.

Часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке.

В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 при принятии к рассмотрению исков налоговых органов о взыскании налоговых санкций судам необходимо учитывать, что пунктом 1 статьи 104 НК РФ установлена обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности.

Таким образом, действующим налоговым и арбитражным процессуальным законодательством установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора с налогоплательщиком до обращения налогового органа в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В рассматриваемом случае Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ОАО «Чувашсетьгаз» налоговой санкции за несвоевременное представление  декларации по земельному налогу за 2004 год предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации на основании решения   № 10-09/332-П от 10.04.2005 года.

До обращения в суд налоговый орган обязан был предложить налогоплательщику - ОАО «Чувашсетьгаз» добровольно уплатить соответствующие налоговые санкции.

Согласно пункту 5 статьи 101 НК РФ копия решения и требование налогового органа вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями.

В ходе судебного заседания установлено, что требование № 360 от 20 апреля 2005 года  об уплате налоговой санкции  выставлено ремонтно-строительному управлению  ОАО «Чувашсетьгаз» и направлено ему заказным письмом  от 22 апреля 2005 года квитанции 34689-34694. Данное обстоятельство  подтверждается отметкой  в графе «Получено» требования № 360 от 20 апреля 2005 года.

Согласно реестра  отправленной корреспонденции заказных писем 22 апреля 2005 года  по квитанциям №№ 34689-34694 направлена корреспонденция в адрес 6 лиц, в том числе  в РСУ ОАО «Чувашсетьгаз» по адресу: г. Чебоксары, Гаражный проезд, 11. ОАО «Чувашсетьгаз» в качестве получателя корреспонденции по квитанциям №№ 34689 – 34694 не значится.

Согласно уставу ОАО «Чувашсетьгаз» его юридическим адресом является: г. Чебоксары, пр. Яковлева, д. 19 а.

Доказательств направления  требования № 360 от 20 апреля 2005 года   в адрес ОАО «Чувашсетьгаз» налоговый орган суду не предоставил.

Реестр отправленной корреспонденции от 20.04.2005 года свидетельствует о  направлении в адрес ОАО «Чувашсетьгаз» решения № 10-09/332-П от 15.04.2005 года, что подтверждается  отметкой в графе «Копию Решения получил» указанного решения.

 Из вышеизложенного следует, что требование об уплате налоговой санкции  в адрес налогоплательщика - ОАО «Чувашсетьгаз» не направлялось.

Так же из материалов дела следует, что указанное требование не направлялось и его уполномоченному представителю.

Налоговый кодекс РФ предусматривает два вида представительства: законное  и уполномоченное.

Статьей 27 Налогового кодекса РФ установлено, что законными представителями налогоплательщика организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Пунктами 1 и 3 статьи 29 НК РФ предусмотрено, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок выдачи доверенности установлен статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 которой предусмотрено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Согласно уставу  ОАО «Чувашсетьгаз» и Положению о ремонтно-строительном управлении (РСУ) утвержденном  генеральным директором  ООО «Чувашсетьгаз» в 2003 году  РСУ  ОАО «Чувашсетьгаз» является структурным подразделением общества, без права юридического лица, не имеет расчетного счета и действует на принципах внутрихозяйственного расчета.

РСУ  ОАО «Чувашсетьгаз» не уполномочено налогоплательщиком  представлять его  интересы в отношениях с налоговыми органами.

Доказательств, указывающих на наличие у РСУ ОАО «Чувашсетьгаз» полномочий на представление интересов Общества перед налоговыми органами, заявитель в суд не представил.

В соответствии с пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Руководствуясь статьями 148 пункт 2, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Заявление оставить без рассмотрения.

На определение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                 О.С. Кузьмина