АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | ||
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000 | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Чебоксары | Дело № А79-7130/2005 | |
сентября 2005 года |
Резолютивная часть определения оглашена 19 сентября 2005 года.
Полный текст определения подготовлен 26 сентября 2005 года.
Арбитражный суд в составе:
судьи Кузьминой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кузьминой О.С.,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Чебоксары, г. Чебоксары, ул. П. Лумумбы, 8
к открытому акционерному обществу "Чувашсетьгаз", Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Яковлева, 19а
о взыскании 2097 руб.
при участии:
от заявителя: специалист Каморкина Л.В. по доверенности № 27 от 13.05.2005
от общества: Кощенков О.Ю. по доверенности от 29.06.2005, Абашев А.Г. по доверенности от 29.06.2005
установил:
Инспекция федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Чебоксары обратилась в суд с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Чувашсетьгаз" г. Чебоксары 2 097 руб. налоговых санкций по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление декларации по земельному налогу за 2004 год.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования, пояснила, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от 05.10.2004 г. общество является собственником земельного участка площадью 5024 кв. м, расположенного по адресу в г. Чебоксары, Гаражный проезд, 11. В соответствии со статьей 16 Закона РФ № 1738-1 от 11.10.1991 г. «О плате за землю» по вновь отведенным земельным участкам расчет земельного налога представляется в налоговый орган в течение месяца с момента представления таких земельных участков, в данном случае не позднее 05.11.2004 г. В нарушение нормы общество представило декларацию по земельному налогу за 2004 год 20 января 2005 года, сумма налога к уплате составила 13 979 руб. По результатам камеральной проверки за указанное нарушение решением № 10-09/332-П от 15.04.2005 г. общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде взыскания 2 097 руб. штрафа. Требованием № 360 от 20.04.2005 г. РСУ ОАО «Чувашсетьгаз» предложено в добровольном порядке уплатить штрафные санкции. Поскольку указанное требование добровольно не исполнено просила взыскать 2097 руб. штрафа в судебном порядке.
Представители общества заявленные требования не признали. Считают решение о привлечении к ответственности незаконным в связи с нарушением статьи 101 Налогового кодекса РФ. В решении о привлечении к ответственности имеется ссылка на декларацию, поданную 20.01.2005 г. По указанным основаниям по своему содержанию решение не соответствует фактическим обстоятельствам, так как в нем имеется ссылка на несуществующий документ. Нарушения, допущенные налоговым органом при вынесении решения о привлечении к ответственности (ссылка в решении на документ с иной датой) является не совсем формальным нарушением, это существенное нарушение, поскольку все неясности трактуются в пользу налогоплательщика. Требование на уплату санкции № 360 от 20.04.2005 г. направлено адрес РСУ ОАО «Чувашсетьгаз», самому обществу требование не направлялось. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Открытое акционерное общество «Чувашсетьгаз» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Чебоксары 14.08.2003 г.
В соответствии с действующим налоговым законодательством ОАО «Чувашсетьгаз» является плательщиком налогов и сборов, установленных законом и обязано вести учет своих доходов и расходов, представлять в налоговый орган соответствующие отчеты и декларации по налогам и сборам.
Инспекция ФНС по Калининскому району г. Чебоксары произвела камеральную проверку своевременности представления декларации по земельному налогу за 2004 год.
Проверкой установлено представление данной декларации 20 января 2005 года, с нарушением сроков установленных законодательством. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2004 год составила 13 979 руб.
На основании проверки принято решение № 10-09/332-П от 15.04.2005 г. о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление деклараций по земельному налогу за 2004 год в виде штрафа в сумме 2 097 руб.
Для добровольной уплаты налоговых санкций в адрес ремонтно-строительного управления ОАО «Чувашсетьгаз» направлено требование № 360 от 20 апреля 2005 года, сроком исполнения до 30 апреля 2005 года.
В связи с неуплатой штрафа, налоговый орган просит взыскать его в судебном порядке.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что заявленные требования подлежат оставлению без рассмотрения ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации, признаваемые в соответствии с Кодексом налогоплательщиками.
В пункте 2 статьи 11 Кодекса указано, что для целей Налогового кодекса РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с действующим законодательством.
В статье 19 Кодекса установлено, что налогоплательщиками признаются организации, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (часть 1). В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений (часть 2 статьи 19 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Налогового кодекса РФ после вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной Кодексом.
До обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующие налоговые санкции.
В случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной Кодексом, за совершение данного правонарушения.
Часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке.
В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 при принятии к рассмотрению исков налоговых органов о взыскании налоговых санкций судам необходимо учитывать, что пунктом 1 статьи 104 НК РФ установлена обязательная досудебная процедура урегулирования спора между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу привлечения последнего к налоговой ответственности.
Таким образом, действующим налоговым и арбитражным процессуальным законодательством установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора с налогоплательщиком до обращения налогового органа в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В рассматриваемом случае Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ОАО «Чувашсетьгаз» налоговой санкции за несвоевременное представление декларации по земельному налогу за 2004 год предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации на основании решения № 10-09/332-П от 10.04.2005 года.
До обращения в суд налоговый орган обязан был предложить налогоплательщику - ОАО «Чувашсетьгаз» добровольно уплатить соответствующие налоговые санкции.
Согласно пункту 5 статьи 101 НК РФ копия решения и требование налогового органа вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями.
В ходе судебного заседания установлено, что требование № 360 от 20 апреля 2005 года об уплате налоговой санкции выставлено ремонтно-строительному управлению ОАО «Чувашсетьгаз» и направлено ему заказным письмом от 22 апреля 2005 года квитанции 34689-34694. Данное обстоятельство подтверждается отметкой в графе «Получено» требования № 360 от 20 апреля 2005 года.
Согласно реестра отправленной корреспонденции заказных писем 22 апреля 2005 года по квитанциям №№ 34689-34694 направлена корреспонденция в адрес 6 лиц, в том числе в РСУ ОАО «Чувашсетьгаз» по адресу: г. Чебоксары, Гаражный проезд, 11. ОАО «Чувашсетьгаз» в качестве получателя корреспонденции по квитанциям №№ 34689 – 34694 не значится.
Согласно уставу ОАО «Чувашсетьгаз» его юридическим адресом является: г. Чебоксары, пр. Яковлева, д. 19 а.
Доказательств направления требования № 360 от 20 апреля 2005 года в адрес ОАО «Чувашсетьгаз» налоговый орган суду не предоставил.
Реестр отправленной корреспонденции от 20.04.2005 года свидетельствует о направлении в адрес ОАО «Чувашсетьгаз» решения № 10-09/332-П от 15.04.2005 года, что подтверждается отметкой в графе «Копию Решения получил» указанного решения.
Из вышеизложенного следует, что требование об уплате налоговой санкции в адрес налогоплательщика - ОАО «Чувашсетьгаз» не направлялось.
Так же из материалов дела следует, что указанное требование не направлялось и его уполномоченному представителю.
Налоговый кодекс РФ предусматривает два вида представительства: законное и уполномоченное.
Статьей 27 Налогового кодекса РФ установлено, что законными представителями налогоплательщика организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Пунктами 1 и 3 статьи 29 НК РФ предусмотрено, что уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Порядок выдачи доверенности установлен статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 которой предусмотрено, что доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Согласно уставу ОАО «Чувашсетьгаз» и Положению о ремонтно-строительном управлении (РСУ) утвержденном генеральным директором ООО «Чувашсетьгаз» в 2003 году РСУ ОАО «Чувашсетьгаз» является структурным подразделением общества, без права юридического лица, не имеет расчетного счета и действует на принципах внутрихозяйственного расчета.
РСУ ОАО «Чувашсетьгаз» не уполномочено налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами.
Доказательств, указывающих на наличие у РСУ ОАО «Чувашсетьгаз» полномочий на представление интересов Общества перед налоговыми органами, заявитель в суд не представил.
В соответствии с пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Руководствуясь статьями 148 пункт 2, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление оставить без рассмотрения.
На определение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья О.С. Кузьмина