АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | ||
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000 | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Чебоксары | Дело № А79-1442/2008 | |
марта 2008 года |
Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильевым Е.В.,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «GSM Центр», Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Ленина, 12-205,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40
о признании незаконным и отмене постановления № 24-109 от 20.02.2008,
при участии:
от Общества – Тарасова А.К. по доверенности № 1 от 01.02.2008 (паспорт серии 97 04 № 348311, выдан Ленинским РОВД г. Чебоксары, ЧР, 03.08.2005),
от Инспекции – специалиста первого разряда юридического отдела Солина Н.А. по доверенности № 05-22/013 от 09.01.2008,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «GSM Центр» (далее – ООО «GSM Центр», Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее – Инспекция или налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления № 24-109 от 20.02.2008 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб. 00 коп.
В обоснование заявленных требований указано, что Инспекцией неправильно установлены правоотношения между Обществом и плательщиком, правовая природа расчетов через терминал наличными денежными средствами, применительно к составу правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 1.6. Положения ЦБР от 09.10.2002 № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (с изменениями) при совершении кассовых операций кредитные организации в порядке, установленном настоящим Положением, могут применять программно-техническое оборудование, автоматы для приема и выдачи денежной наличности клиентам, в том числе с использованием персонального компьютера, установленного на рабочем месте кассового работника (далее - электронный кассир), терминалы, функционирующие в автоматическом режиме и предназначенные для приема денежной наличности от клиентов и ее хранения (далее - автоматический сейф), банкоматы и другие программно-технические комплексы.
В силу пункта 9 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относится осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией, может осуществлять прием наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги для последующего перевода принятых наличных денежных средств в пользу лиц, оказывающих такие услуги (выполняющих такие работы), только в случае заключения коммерческой организацией договора с кредитной организацией, имеющей договоры с организациями - получателями средств о переводе денежных средств в их пользу.
Из статьи 13.1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» следует, что, в случае, когда расчеты производятся коммерческими организациями в рамках осуществления банковских операций через платежные автоматы (терминалы), такая деятельность должна основываться на договоре с кредитными организациями.
Принятые от физических лиц при осуществлении операций наличные денежные средства вносятся коммерческой организацией в кассу кредитной организации (включая ее структурные подразделения), заключившей договор с коммерческой организацией, в том числе через подразделения инкассации, в целях перевода кредитной организацией организациям - получателям средств или в кассу кредитной организации (включая ее структурные подразделения), в которой открыт банковский счет коммерческой организации, для перевода в указанных целях кредитной организации, заключившей договор с коммерческой организацией.
В силу изложенного, прием наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги операторов сотовой связи с применением программно-технических комплексов коммерческой организации, оснащенных функцией приема наличных денежных средств, является банковской операцией. В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил применения автоматизированных систем расчетов, утвержденных приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 02.07.2007 № 73, автоматизированные системы расчетов представляют собой аппаратно-программные комплексы, предназначенные, в том числе для обеспечения автоматизации расчетов с абонентами и (или) пользователями услугами связи за любые виды оказываемых им или заказываемых ими услуг связи в любом сочетании, за исключением услуг связи, оказываемых с использованием таксофонов, услуг телеграфной связи и услуг почтовой связи.
Согласно пункту 15 Приложения 1 названных Правил пункт приема платежей (при наличии) автоматизированной системы расчетов обеспечивает: прием платежа и его регистрацию на лицевом счете, указанном плательщиком; регистрацию платежа на контрольно-кассовой машине; распределение платежа по видам услуг связи и (или) лицевым счетам абонента; сторнирование ранее принятого платежа; возврат ранее принятого платежа.
Таким образом, установленные Федеральным законом от 22.05.2007 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и вышеназванными Правилами требования к автоматизированной системе расчетов операторов связи с абонентами свидетельствуют об обязательной регистрации принятого платежа контрольно-кассовой техникой.
Инспекция изъяла при проверке чек, выданный терминалом, принадлежащим заявителю, в котором указаны реквизиты договора с кредитной организацией ООО КБ «Платина», через которую осуществляются расчеты с плательщиком, оператор сотовой связи, получатель платежа и другие данные.
Исходя из данных чека, Инспекции было известно о договоре заявителя, как коммерческой организации, принимающей платежи за услуги сотовой связи, с кредитной организацией, следовательно, необходимо было выяснить правовую природу наличных расчетов с учетом данных обстоятельств.
Согласно договору о приеме платежей, заключенному Обществом с ОАО «Киберплат», через ООО КБ «Платина» проводятся расчеты по приему платежей от дилера (заявителя). При этом ОАО «Киберплат» обеспечивает информационное и технологическое взаимодействие между операторами, банками и дилером при приеме платежей от плательщиков.
Согласно платежному поручению № 42 от 17.01.2008, наличные денежные средства из терминалов, в том числе из спорного, поступили в Чебоксарский филиал ОАО «Банк Москвы» и через ООО КБ «Платина» поступили на счет ОАО «Киберплат», которое в свою очередь перераспределило средства в пользу операторов сотовой связи, а также выплатило вознаграждение ООО «GSM Центр».
Сумма комиссии указанная в чеках не является оплатой населением услуги ООО «GSM Центр», так как вознаграждение выплачивается ОАО «Киберплат» дилеру в соответствии с пунктом 4.1. договора о приеме платежей, заключенного Обществом с ОАО «Киберплат».
Таким образом, платежные операции через терминал заявителя относятся к банковским операциям, следовательно, применение ответственности по статье 14.5 КоАП РФ к имеющимся правоотношениям неправомерно.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» указано, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовых машин, иных указанных в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ видов контрольно-кассовой техники, названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
При таких обстоятельствах, Общество считает привлечение его к административной ответственности незаконным.
Обжалуемое постановление было получено заявителем 27.02.2007, следовательно, срок на обжалование, установленный статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, начал течь 28.02.2007 и не пропущен.
Представитель Общества в судебном заседании заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до получения судом истребованных от ОАО «КИБЕРПЛАТ» (121108, г. Москва, ул. Герасима Курина, д. 4, корп. 3, кв. 42, помещение 1) договора № OPS 4722 с ООО КБ «Платина», агентского договора, заключенного между ОАО «КИБЕРПЛАТ» с ОАО «МСС-Поволжье» (Мегафон-Поволжье), действующего на 17.01.2008.
Представитель Инспекции в заседании суда не возражал против заявленного ходатайства представителя Общества.
Выслушав представителей сторон, суд считает необходимым исследовать вопрос о наличии либо отсутствии договора, заключенного Обществом с кредитной организацией или с организатором провайдером услуг, а также выяснить, относится ли деятельность Общества по приему платежей за услуги сотовой связи через терминал к системе банковских операций или указанные расчеты производятся посредством поступления информации о платежах на сервер организатора платежной системы, не являющегося кредитной организацией.
Исходя из изложенного суд считает возможным приостановить производство по делу на основании части 2 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до получения судом истребованных от ОАО «КИБЕРПЛАТ» (121108, г. Москва, ул. Герасима Курина, д. 4, корп. 3, кв. 42, помещение 1) договора № OPS 4722 с ООО КБ «Платина», агентского договора, заключенного между ОАО «КИБЕРПЛАТ» с ОАО «МСС-Поволжье» (Мегафон-Поволжье), действующего на 17.01.2008.
Руководствуясь статьями 143, 145, 147, 184 и 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Приостановить производство по делу № А79-1442/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «GSM Центр», Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Ленина, 12-205 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40 о признании незаконным и отмене постановления № 24-109 от 20.02.2008, до получения судом истребованных от ОАО «КИБЕРПЛАТ» (121108, г. Москва, ул. Герасима Курина, д. 4, корп. 3, кв. 42, помещение 1) договора № OPS 4722 с ООО КБ «Платина», агентского договора, заключенного между ОАО «КИБЕРПЛАТ» с ОАО «МСС-Поволжье» (Мегафон-Поволжье), действующего на 17.01.2008.
В соответствии со статьями 147 и 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные статьями 259, 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья А.А. Афанасьев