АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Чебоксары
Дело № А79-10215/2014
10 апреля 2015 года
Резолютивная часть определения объявлена 09 апреля 2015 года.
Полный текст определения изготовлен 10 апреля 2015 года.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии в составе:
судьи Ортиковой А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смирновой Н.В.,
рассмотрев в открытом заседании суда заявление
Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары
о вступлении в дело о банкротстве индивидуального предпринимателя Мироновой Людмилы Олеговны, г.Чебоксары, ИНН 213004418903, ОГРНИП 312213004800159,
при участии:
от ФНС России – Алексеева Е.Г. по доверенности от 24.03.2015 № 13-39/212.
установил:
09.12.2014 индивидуальный предприниматель Миронова Людмила Олеговна (далее - ИП Миронова Л.О., должник) обратилась в суд с заявлением о признании ее несостоятельным (банкротом).
02.02.2015 Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары обратилась в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Мироновой Людмиле Олеговне о признании несостоятельным (банкротом).
Заявление мотивировано тем, что на 28.01.2015 у должника имеется задолженность в бюджеты всех уровней в размере 774 536 руб. 36 коп., в том числе: по налогу в размере 571 456 руб. 36 коп., по пени в размере 73 846 руб. 63 коп., по штрафу в размере 129 233 руб. 37 коп.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 06.02.2015 (резолютивная часть объявлена 05.02.2015) ИП Миронова Л.О., признана несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден Филиппов Сергей Николаевич.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 26 от 14.02.2015, стр.22.
12.03.2015 в суд поступило уточненное заявление ФНС России, из которого следует, что ФНС России просит признать обоснованной и включить в реестр требований кредиторов должника сумму задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 816 257 руб., в том числе основной долг в сумме 611 149 руб., 36 коп., пени в сумме 75 875 руб. 16 коп., штраф в сумме 129 233 руб. 37 коп.
Определением от 23.03.2015 суд, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял уточнение заявленных требований о включении в реестр требований кредиторов должника в размере 816 257 руб., в том числе 611 149 руб., 36 коп. долга, 75 875 руб. 16 коп. пеней, 129 233 руб. 37 коп. штрафов, как не противоречащее законодательству и не нарушающее права других лиц.
В судебном заседании представитель ФНС России поддержал заявление с учетом уточнения. Просил включить в реестр требований кредиторов должника задолженность в размере 816 257 руб., в том числе 611 149 руб., 36 коп. долга, 75 875 руб. 16 коп. пеней, 129 233 руб. 37 коп. штрафов.
Иные лица, участвующие в деле о банкротстве, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку полномочных представителей в суд не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле и не явившихся в судебное заседание.
Выслушав представителя ФНС России, изучив и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 32 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным указанным кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2014 № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Положениями пункта 8 статьи 42 Федерального закона
"О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что в случае, если до назначенного судом заседания на рассмотрение арбитражного суда поступают заявления о признании должника банкротом от других лиц, все поступившие заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве.
Пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что исходя из пункта 8 и абзаца второго пункта 9 статьи 42 Закона о банкротстве при поступлении в один суд нескольких заявлений о признании должника банкротом следует руководствоваться следующим.
Рассмотрение вопросов о принятии и обоснованности каждого заявления
о признании должника банкротом должно происходить в той последовательности, в которой они поступили в суд.
Если суд принял одно заявление о признании должника банкротом (возбудил дело о банкротстве), то все аналогичные заявления, поступившие позже первого заявления, принимаются судом как заявления о вступлении в то же дело о банкротстве по правилам статей 42 - 44 и 48 Закона о банкротстве, на что указывается в заявлении об их принятии.
В случае, когда одно заявление о признании должника банкротом признано необоснованным, поступившее в суд следующим за ним заявление рассматривается далее как заявление о признании должника банкротом по правилам статьи 48 Закона о банкротстве. После признания одного заявления о признании должника банкротом обоснованным и введения процедуры банкротства все поданные после него и до даты введения такой процедуры заявления рассматриваются далее на основании пункта 4 статьи 48 как требования кредиторов в порядке статьи 71 Закона о банкротстве.
Поскольку заявление ИП Мироновой Л.О. о признании ее банкротом было признано судом обоснованным и решением суда от 05.02.2015 ИП Миронова Л.О. признана несостоятельным (банкротом), в отношении ее имущества введена процедура банкротства – конкурсное производство, суд рассматривает заявление ФНС России, поданное 02.02.2015 до введения процедуры банкротства, как заявление о включении в реестр требований кредиторов должника.
Согласно статье 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 указанного закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства (пункт 1 статьи 126); установление размера требований кредиторов к ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, установленном статьей 100 данного закона (пункт 1 статьи 142).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
Абзацем 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" закреплено, что состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В порядке статьи 45 названного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" определено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В случае неисполнения должником требований Российской Федерации по денежным обязательствам и обязательным платежам федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов, а также их территориальные органы не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного листа о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю, направляют в адрес уполномоченного органа уведомление о наличии задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам, а также заверенные в установленном порядке копии документов, представляемые при подаче заявления о признании должника банкротом.
После получения документов, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящего Положения, уполномоченный орган предъявляет требования Российской Федерации к должнику в установленном порядке.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что в силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются (пункт 3 статьи 12 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
Задолженность по обязательным платежам в сумме 737 427 руб. 18 коп., в том числе по единому налогу на вмененный доходов для отдельных видов деятельности за 1, 2, 3 и 4 квартал 2014 года в сумме 587 024 руб. 02 коп., пеней в сумме 73 189 руб. 16 коп., штрафа в сумме 77 214 руб., подтверждается решением №14-09/ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.06.2014; налоговыми декларациями по ЕНВД за 1, 2, 3 и 4 квартал 2014 года; требованиями об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов; постановлениями о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика и иными документами, представленными в материалы дела.
Задолженность по страховым взносам в сумме 26 811 руб. 34 коп., в том числе недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в сумме 24 125 руб. 34 коп., пени согласно неисполненным требованиям в сумме 2 686 руб., подтверждается уведомлением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики от 11.02.2015 №13001-32/448, требованиями об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, таблицами расчета начисления пеней, расчетами по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2013 и 2014 годы и иными документами, приобщенными к материалам дела.
Доказательства полного либо частичного погашения вышеуказанной задолженности должника по обязательным платежам суду не представлены и в деле отсутствуют.
Также ФНС России просила включить в реестр требований кредиторов должника задолженность по исполнительскому сбору в размере 52 019 руб. 37 коп.
Согласно статье 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ
"Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа; исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет; исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 № 13-П разъяснил, что сумма исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера и возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" разъяснено, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
Таким образом, отношения по взысканию исполнительского сбора возникают между должником и государством. Данная штрафная санкция является самостоятельной, она не связана с задолженностью, взыскиваемой с должника по исполнительному документу, а деление суммы исполнительского взноса на текущую и реестровую является неправомерным. Сумма исполнительского взноса подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов, причем независимо от того, погашена ли основная задолженность в рамках исполнительского производства, включен ли кредитор по основному требованию в реестр требований кредиторов.
Требования ФНС России о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по исполнительскому сбору подтверждены постановлениями судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 15.01.2015.
В материалах дела отсутствуют доказательства погашения предъявленной задолженности.
Согласно статье 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов, за исключением требований по возмещению вреда здоровью, морального вреда, выплате выходных пособий и оплате труда, удовлетворяются в третью очередью.
При таких обстоятельствах суд считает заявленное требование обоснованным в сумме 816 257 руб. 89 коп., в том числе 611 149 руб. 36 коп. долга, 75 875 руб. 16 коп. пеней, 129 233 руб. 37 коп. штрафа и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим исключительно на основании вступивших в законную силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
Законом не предусмотрена уплата государственной пошлины по требованиям о включении в реестр требований кредиторов, заявителем государственная пошлина не уплачена, в связи с чем вопрос о возврате государственной пошлины не разрешается.
Руководствуясь пунктом 4 статьи 48, статьями 32 и 71 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 184 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
признать заявление Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары о вступлении
в дело о банкротстве индивидуального предпринимателя Мироновой Людмилы Олеговны, г.Чебоксары, ИНН 213004418903, ОГРНИП 312213004800159, обоснованным.
Включить в реестр требований кредиторов индивидуального предпринимателя Мироновой Людмилы Олеговны, г.Чебоксары, ИНН 213004418903, ОГРНИП 312213004800159, требование Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары в сумме 816 257 руб. 89 коп., в том числе 611 149 руб. 36 коп. долга, 75 875 руб. 16 коп. пеней, 129 233 руб. 37 коп. штрафа, с удовлетворением в третью очередь.
Определение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.
Судья А.Н. Ортикова