АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
г. Челябинск
14 апреля 2017 года Дело № А76-4418/2017
Резолютивная часть определения объявлена 12 апреля 2017 года.
Определение изготовлено в полном объеме 14 апреля 2017 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Шайхутдинов Е.М., при ведении протокола предварительного судебного заседания помощником судьи Игошевой Д.А., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску
о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета граждан,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Высоцкой Т.П., Полянного И.Н., Полянной Д.И.,
при участии в судебном заседании представителей: заявителя – Полевой О.А. (доверенность №23165 от 08.08.2016, служебное удостоверение); ответчика – Лебедева Т.В. (доверенность №8 от 06.01.2015, служебное удостоверение),
установил:
Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска (далее – заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Челябинской области к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску (далее – ответчик, Управление) с заявлением:
о признании незаконным отказа выраженного в уведомлении № 61/8634 от 28.11.2016 в снятии с регистрационного учета граждан Высоцкой Т.П., Полянного И.Н., Полянной Д.И. по месту жительства в жилом помещении по адресу: ул. Танкистов, д. 191, кв. 1 «А», ком. 1, 2;
об обязании снять с регистрационного учета Высоцкую Т.П., Полянного И.Н., Полянную Д.И. по месту жительства в жилом помещении по адресу: ул. Танкистов, д. 191, кв. 1 «А», ком. 1, 2.
В соответствии со статями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд расценивает требование об обязании ответчика совершить действия по снятию с регистрационного учета граждан, в качестве восстановительной меры, вытекающей из основного требования о признании незаконным отказа (а не в качестве самостоятельного (искового) требования).
Определением от 22.03.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Высоцкая Т.П., Полянный И.Н., Полянная Д.И.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте предварительного судебного заседания путем направления в их адрес копии определения о принятии заявления к производству и назначении по делу предварительного судебного заседания заказным письмом с уведомлением (л.д. 47-52), а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области, в судебное заседание не явились, отзывов и дополнительных документов не представили.
Представитель заявителя в предварительном судебном заседании требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении и письменных пояснениях (л.д. 2-3, 40-41).
В предварительном судебном заседании представитель Управления поддержал выраженное в представленном письменном отзыве (л.д.36-37) мнение о прекращении производства по делу, в связи с неподведомственностью настоящего спора арбитражному суду.
Рассмотрев поступившее заявление, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 02.09.2010 администрацией города Челябинска вынесено распоряжение № 6769 «О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования Высоцкой Т.П., Полянного И.Н., Полянной Д.И.» (л.д. 14).
16.09.2010 между администрацией Тракторозаводского района города Челябинска, действующей от имени муниципального образования «Город Челябинск» и гражданкой Высоцкой Т.П. заключен договор найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования, на основании которого нанимателю в возмездное владение и пользование на период трудовых отношений Высоцкой Т.П. с МУЗ «Детская городская клиническая больница № 2» передано жилое помещение муниципального фонда коммерческого использования в виде двух комнат площадью 51 кв.м., расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Танкистов, д. 191, кв. 1 «А», комнаты 1, 2.
Срок найма жилого помещения, согласно указанному договору, установлен на период трудовых отношений Высоцкой Т.П. с МУЗ «Детская городская клиническая больница № 2», но не более 5 лет и не позднее 02.09.2015 (пункт 3).
Комитет, выступая исполнителем муниципальной услуги, согласно пункту 5 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования», утвержденного Постановлением администрации города Челябинска от 07.07.2011 № 154-п (далее – Регламент), выявил нарушение положений действующего законодательства и заключенного договора. Так, наниматель жилого помещения Высоцкая Т.П., а также члены семьи Полянный И.Н. (супруг) и Поляная Д.И. (дочь), имеют постоянную регистрацию по месту жительства в жилом помещении муниципального жилищного фонда коммерческого использования.
Письмом от 18.11.2016 № 34823 (л.д. 10-11) комитет обратился в Управление за снятием Высоцкой Т.П., Полянного И.Н. и Поляной Д.И. с регистрационного учета по месту жительства в указанном жилом помещении муниципального жилищного фонда коммерческого использования.
Уведомлением от 28.11.2016 № 61/8634 Управление отказало в снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства в указанном жилом помещении муниципального жилищного фонда коммерческого использования.
Данные действия Управления оспорены заявителем в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с пунктом 3 абзаца первого статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда
Согласно пункту 2 «Положения о жилых помещениях муниципального жилищного фонда коммерческого использования в городе Челябинске», утвержденного решением Челябинской городской Думы от 30.10.2007 № 26/18 (далее – Положение) муниципальный жилищный фонд коммерческого использования - это совокупность жилых помещений муниципального жилищного фонда города Челябинска, отнесенных к жилым помещениям муниципального жилищного фонда коммерческого использования в соответствии с настоящим Положением.
Жилые помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования предназначены для проживания граждан Российской Федерации, необеспеченных жилыми помещениями в городе Челябинске в соответствии с законодательством, состоящих в трудовых отношениях с организациями, расположенными на территории города Челябинска, чья деятельность неразрывно связана с выполнением работ, оказанием услуг для муниципальных нужд, по договорам найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования (далее - договор найма) на условиях настоящего Положения.
Из приведенных норм ЖК РФ, Положения следует, что целью формирования и использования муниципального жилищного фонда коммерческого использования является содействие вышеуказанной отдельной категории граждан в обеспечении жильем; непосредственных предпринимательских, иных экономических интересов не усматривается.
Согласно тексту уведомления №61/8634 от 28.11.2016, оспариваемый отказ в снятии с регистрационного учета граждан принят на основании Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (далее – Правила № 713).
Правила № 713 утверждены в соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Преамбула Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 № 713).
Данный Закон принят в целях реализации конституционного права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, при этом регулируемые им общественные отношения не имеют какого-либо экономического содержания (статьи 1-3, 6, 8, 9 Закона).
Как установлено судом, жилое помещение в виде двух комнат площадью 51 кв.м., расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Танкистов, д. 191, кв. 1 «А», комнаты 1, 2, передано Высоцкой Т.П. из муниципального жилищного фонда коммерческого использования исключительно для проживания совместно с членами ее семьи на период трудовых отношений с МУЗ «Детская городская клиническая больница № 2».
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ принят в сфере реализации конституционных прав граждан на жилище и на свободу передвижения, не имеет экономического содержания; оценка его правомерности не относится к компетенции арбитражного суда.
Довод Комитета, изложенный в письменных пояснениях (л.д. 40-41) о невозможности в результате принятия оспариваемого отказа управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Город Челябинск», эффективного осуществлении функций и полномочий комитета, арбитражным судом не принимается.
В рамках настоящего спора юридическая судьба соответствующего жилого помещения не разрешается, при этом в соответствии с нормами действующего законодательства наличие у гражданина регистрации по месту жительства не влечет возникновение у гражданина имущественных (вещных) прав в отношении жилого помещения.
Кроме того, разрешение спора, в результате которого устанавливаются права на владение и пользование жилым помещением, невозможно без привлечения в качестве ответчиков проживающих в помещении граждан (не желающих сняться с регистрационного учета добровольно). А такой спор (в силу субъектного состава сторон) тем более не подлежит рассмотрению в рамках арбитражного судопроизводства.
Таким образом, учитывая, что доказательств отказа в судебной защите судом общей юрисдикции заявителем не представлено, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185 АПК РФ, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по делу №А76-4418/2017 по заявлению Комитета по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Челябинску о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета граждан Высоцкой Т.П, Полянной Д.И., ПолянногоИ.Н., выраженного в уведомлении №61/8634 от 28.11.2016 и об обязании снять с регистрационного учета указанных граждан.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее определение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Восемнадцатый арбитражный апелляционный судпутем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья подпись Е.М. Шайхутдинов