НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение АС Белгородской области от 17.08.2022 № А08-10430/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Народный бульвар, д.135, г. Белгород, 308000

Тел./ факс (4722) 35-60-16, 32-85-38

Сайт: http://belgorod.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о включении требований в реестр требований кредиторов

г. Белгород

Дело №А08-10430/2021

23 августа 2022 года

Резолютивная часть определения объявлена 17 августа 2022 года

Арбитражный суд Белгородской области

в составе судьи Переверзева А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поданёвой О.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФНС России в лице УФНС России по Белгородской области о включении требований по обязательным платежам в бюджеты всех уровней в размере 964 346,70 руб. в реестр требований кредиторов ООО «Лидер Строй Плюс» (ИНН 3123349774, ОГРН 1143123014055, адрес: 308023, Белгородская область, г. Белгород, Промышленный проезд, д. 5),

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Вортман И.А., представитель по доверенности (до перерыва),

от должника – Мосьпанов В.А., представитель по доверенности (до перерыва),

от временного управляющего – не явился, извещен надлежащим образом,

от иных лиц, участвующих в деле, – не явились, извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

определением Арбитражного суда Белгородской области от 29.11.2021 в отношении ООО «Лидер Строй Плюс» (ИНН 3123349774, ОГРН 1143123014055, адрес: 308023, Белгородская область, г. Белгород, Промышленный проезд, д. 5) введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден Финогентов Андрей Владимирович.

Сведения о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликованы в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве 02.12.2021, в официальном печатном издании «Коммерсантъ» 11.12.2021.

ФНС России в лице УФНС России по Белгородской области обратилась 29.12.2021 в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о включении требований по обязательным платежам в бюджеты всех уровней в сумме 964 346,70 руб. в реестр требований кредиторов ООО «Лидер Строй Плюс».

Определением суда от 18.03.2022 временный управляющий Финогентов Андрей Владимирович отстранен от исполнения возложенных на него обязанностей.

Определением суда от 17.06.2022 временным управляющим ООО «Лидер Строй Плюс» утвержден Щербак Андрей Дмитриевич.

В судебном заседании представитель уполномоченного органа заявленные требования поддержал, представитель должника возражал относительно удовлетворения требований по доводам, отраженным в ранее представленных письменных позициях.

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв.

В период, на который судом был объявлен перерыв, от уполномоченного органа поступили дополнительные документы в обоснование требований.

Суд приобщил поступившие документы к материалам дела.

После окончания перерыва лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили.

На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) дело рассматривалось в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Заслушав представителей уполномоченного органа и должника, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Согласно пункту 6 статьи 16 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

Согласно пунктам 1, 3, 5 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов. Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Указанные требования могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей) (Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»).

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.

Требования уполномоченного органа по обязательным платежам подтверждаются представленными в материалы дела решениями, постановлениями о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, решениями о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, сообщением об исчислении налога, расшифровкой задолженности, выгрузкой данных из программы АИС Налог-3.

Уполномоченным органом в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

Временным управляющим и должником представлены возражения относительно удовлетворения заявленных требований мотивированные уточнением декларации по НДС и в связи с этим необходимостью перерасчета размера задолженности, а также отсутствием во владении должника автомобиля и как следствие необоснованному, по мнению указанных лиц, начислению транспортного налога.

Приведенные возражения являются необоснованными.

Само по себе принятие налоговым органом уточненной декларации к рассмотрению не свидетельствует о признании им корректности представленных сведений и о принятии их к учету, поскольку для этого требуется проведение мероприятий налогового контроля. Обоснованность первичного расчета НДС никем не оспаривалась.

В случае если после вынесения настоящего определения уполномоченным органом будут приняты к учету уточненные данные по НДС в периоде, за который произведено начисление налога и штрафных санкций, заинтересованные лица не лишены возможности обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке, установленном гл. 37 ГПК РФ.

Длительное рассмотрение вопроса об установлении требований ФНС в реестре требований кредиторов ООО «Лидер Строй Плюс» препятствует проведению собрания кредиторов по причине принятия обеспечительных мер определением от 20.07.2022, а также увеличивает судебные расходы по делу о банкротстве, т.е. по существу влечет и нарушение прав иных кредиторов.

При этом суд принимает во внимание, что заявление об установлении требований подано уполномоченным органом 29.12.2021, а уточненные декларации сданы в налоговый орган 13.07.2022 года.

Возражения временного управляющего и должника относительно начисления транспортного налога также отклоняются судом.

При совершении действий по реализации автомобиля обязанность по уплате транспортного налога прекращается с момента регистрации смены владельца. Это должен сделать покупатель после приобретения прав на автомобиль (п. 3 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ).

Если же покупатель не перерегистрирует автомобиль в отведенный срок, продавец может обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении регистрации автомобиля (ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ, п. 57 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764).

Такой порядок действий свидетельствует о разумном и добросовестном поведении участника гражданского оборота.

Напротив, отказ от исполнения приведенных положений может привести к дестабилизации оборота (в т.ч. путем ссылок налогоплательщика на применение правил об исковой давности), поскольку налоговый орган лишен возможности удостовериться в том, кто именно является действительным владельцем транспортного средства.

Для целей налогообложения значение имеет информация, содержащаяся в учетных данных органов ГИБДД. Об этом свидетельствует, помимо прочего, содержание п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ, предусматривающего, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Налоговым кодексом РФ в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах (п. 3 Приложения к письму ФНС России от 01.02.2021 N БВ-4-7/1078@, письмо Минфина России от 27.08.2020 N 03-05-05-04/75020).

Подобный подход также подтверждается данными судебной практики (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 N 18АП-15755/2021 по делу N А76-21116/2021).

Суд отмечает, что стороны договора купли-продажи автомобиля и соглашения о расторжении данного договора (продавец и директор покупателя на момент совершения сделок) являются родственниками. Стороны сделки были осведомлены о порядке регистрации транспортных средств, о чем свидетельствует тот факт, что при первоначальной продаже автомобиля он был зарегистрирован за должником уже на следующий день после подписания договора. При этом расторжение договора в органах учета транспортных средств не зарегистрировано. Должником длительное время не оспаривалось начисление транспортного налога, что свидетельствует о его согласии с обоснованностью исчисления фискальных платежей.

Достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих нахождение автомобиля не у должника, а у иного лица, суду не представлено.

Надлежащая копия судебного акта Октябрьского районного суда г. Белгорода с отметкой о вступлении в законную силу суду не представлена, но даже в случае представления таковой результат рассмотрения дела не может быть иным ввиду того, что, как указано выше, гражданско-правовые отношения (в данном случае договорные) и публично-правовые (в данном случае налоговые) имеют разную правовую природу.

Определение Арбитражного суда Белгородской области от 10.06.2020 по делу №А08-9851/2019 не может быть принято во внимание, поскольку судом устанавливался факт наличия имущества, достаточного для финансирования процедуры банкротства, в т.ч. с учетом его ликвидности, а не факт наличия имущества как такового.

В остальной части требования уполномоченного органа не оспаривались.

В соответствии со ст. 2, п. 4 ст. 134, п. 1 ст. 137 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования конкурсных кредиторов по денежным обязательствам подлежат удовлетворению в третью очередь.

Суд находит заявленные требования уполномоченного органа обоснованными, подтвержденными представленными документами и подлежащими отражению в реестре требований кредиторов должника третьей очереди в размере 552 207,55 руб., из них 251 767,49 руб. - основной долг, 233 446,81 руб. - пени, 66 993,25 руб. – штрафы.

Пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве установлено, что требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.

В связи с этим требования уполномоченного органа в сумме 300 440,06 руб. учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.

В соответствии с пунктом 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, требование об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит удовлетворению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).

Такие платежи, как отмечается в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 № 7-П и от 10.07.2007 № 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.

Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.

В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения.

Согласно п. 41.1 Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 (ред. от 06.06.2014) "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" удерживаемые должником при выплате текущей заработной платы суммы налога на доходы физических лиц как налоговым агентом (статья 226 Налогового кодекса Российской Федерации) или членских профсоюзных взносов (пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и статья 377 Трудового кодекса Российской Федерации) уплачиваются им в режиме второй очереди текущих платежей. Требование об уплате должником таких сумм, удержанных им до возбуждения дела о банкротстве, относится к реестровым требованиям второй очереди и предъявляется в деле о банкротстве уполномоченным органом или, соответственно, профсоюзной организацией.

В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и уплате налога на доходы физических лиц в размере 412 139,15 руб., не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 16, 71, 137 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

признать требования ФНС России в лице УФНС России по Белгородской области обоснованными.

Включить в реестр требований кредиторов ООО «Лидер Строй Плюс» (ИНН 3123349774, ОГРН 1143123014055) и признать подлежащими удовлетворению во вторую очередь требования ФНС России в лице УФНС России по Белгородской области в размере 412 139,15 руб.

Включить в реестр требований кредиторов ООО «Лидер Строй Плюс» (ИНН 3123349774, ОГРН 1143123014055) и признать подлежащим удовлетворению в третью очередь требования ФНС России в лице УФНС России по Белгородской области по уплате обязательных платежей и санкций в размере 552 207,55 руб.

Учитывать отдельно в реестре требований кредиторов ООО «Лидер Строй Плюс» (ИНН 3123349774, ОГРН 1143123014055) и признать подлежащими удовлетворению после погашения основной суммы задолженности требования ФНС России в лице УФНС России по Белгородской области в размере 300 440,06 руб.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Белгородской области в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья

А.В. Переверзев